Наверное, следует начать с того, для чего человек выбирает путь преподавателя йоги. Почему этот путь становится важным для него? Люди рождаются каждый со своей судьбой, со своим собственным жизненным путем, со своими задачами, вопросами и поиском чего-то, неведомо чего, но, по ощущениям, чего-то очень важного, без чего жизнь не наполнена особым смыслом. Жаждущий знать, как устроен мир, жаждущий получить ответы на свои вопросы, которые, возможно, с самого детства заставляли задуматься о жизни, человек начинает искать, и ничто в материальном мире не утоляет его жажду.
Вопросы о том, как появилась жизнь, для чего дана эта жизнь, почему я это я, а не кто-то другой, кто внутри тебя произносит это слово «я», откуда появилась эта вселенная и та пустота, из которой она возникла, неужели после смерти меня никогда не будет, будоражат умы тысяч людей. Тысячи людей задают себе эти вопросы, и многих из них это подталкивает к поиску более глубокого смысла жизни, стремления жить так, чтобы жизнь не была пустой и напрасной.
Со временем, приобретая жизненный опыт, вдруг начинаешь отчетливо видеть циклы событий в жизни и понимать, что всё материальное однажды исчезает, потому что время берет свое, потому что наша жизнь непостоянна, и никакие материальные блага и ресурсы не могут остаться с нами навечно, и они не могут постоянно доставлять нам радость и насытить полностью наш разум. Наблюдаешь, что человеческие чувства тоже переменчивы, они появляются и исчезают, улучшаются и ухудшаются, они радуют, и они же приносят страдания.
Всё в этом мире непостоянно, искать счастья вовне не имеет смысла, и внешняя сторона жизни обязательно разочарует. Но человек всегда стремится к двум вещам: к счастью и к бесконечности. Человек интуитивно, по своей природе стремится к расширению, но ошибочно пытается накапливать материальные ресурсы, а не расширять внутренние.
Человек может иметь все материальные блага, и для кого-то на определенном этапе жизни этого достаточно. Достаточно для того, кто не наигрался в материальные и чувственные игры, кто всё ещё верит, что всегда сможет получать от них наслаждение. Но так не получается, счастье всё равно остаётся приходящим. Материя – это не плохо, и даже необходимо для благоприятного существования, для накопления опыта. Но когда присутствуют жадность и привязанность к материальным ресурсам, это становится проблемой.
Когда иллюзия материализма отступает, понимаешь, что жить так, как жил раньше, невозможно, и возникает желание идти во внутренний мир и постичь что-то большее, найти там умиротворение и поделиться этим с другими. Как правило, именно на этом этапе в жизнь входит йога и становится самой жизнью. Она, как глоток свежего воздуха, заставляет ощутить жизнь по-новому, и если так можно сказать, продолжить жизнь сначала.
Йога учит не впадать из крайности в крайность, она учит искать и сохранять баланс между физическим и духовным проявлением. Человеческое тело вверено нам, чтобы мы могли проходить свой путь эволюции в этом мире. Тело – не просто тело, оно – инструмент, без которого мы не имели бы возможность проявлять себя в материальном мире и накапливать духовный опыт.
Йога помогает поддерживать здоровье, делает тело крепче, чтобы через него мы могли научиться управлять энергиями, которые протекают в теле, медитировать и приобретать не только материальный опыт, но и тонкий духовный опыт. Йога затрагивает и физические аспекты жизни, и энергетические, и духовные. Йога учит видеть во всем живое сознание, проходящее свой путь эволюции, будь то гусеница или улитка, наше собственное тело или другой человек.
Да, наше тело – тоже божественный инструмент, это микрокосм со своими внутренними процессами, и мы обязаны беречь его и относиться к нему с уважением. Йога помогает по-другому выстраивать отношения с окружением, с природой, во всём видеть божественное проявление.
Она учит нас не выдавать бесконечные реакции на происходящие события, а быть наблюдателем, понять, что мы наблюдатели и избавиться от излишних страданий. Это помогает взглянуть на мир иначе, помогает взглянуть на все происходящее изнутри через призму большого бесконечного Всеведающего Сознания, которое через эту жизнь, через нас, познает себя, и мы тоже являемся неотъемлемой частью этого божественного Сознания. Йога помогает понять, что человек не просто тело, что все живые существа имеют сознание, имеют право на жизнь.
Йога не делает человека бесчувственным, безучастным, равнодушным, скучным, нет... Йога дает возможность начать брать ответственность за все свои проявления в этом мире и брать эти проявления под контроль. Маленькими шажочками, падая и спотыкаясь, человек потихоньку начинает менять курс и уходить с пути необдуманной жизни на осознанный путь.
Путь до осознания себя – это сумасшедший путь. Сумасшедший, потому что на этом пути человек идет лишь за своими инстинктами и желаниями. Это не плохой путь, это нужный, необходимый путь, и он тоже имеет право быть в жизни каждого человека, потому что он ценен: ведь любой опыт – это самое ценное, что человек может получить в этом мире, даже если этот опыт приносит боль и страдания.
Неправильно оценивать его с позиции «хорошо или плохо», наверное, правильней будет сказать, что на данном этапе это было нужно и необходимо. Именно благодаря такому опыту человек становится мудрее, и у него появляется желание жить по-другому, жить осознанно, не идти на поводу у чувств, не вовлекаться и не отталкивать.
У каждого человека свои причины идти по пути йоги. Однако если человек живет йогой для себя, то его йогу вряд ли можно назвать йогой. Йога – это не только следование ряду предписаний, выполнение очистительных практик и асан, это не пение мантр. Всё это – лишь инструменты, которые помогают укрепить себя на пути осознанности. Йога – это следование своему пути, своей природе, своему долгу, это не подавление и не ограничение себя, не стеснение себя рамками правил из-за страха быть не таким, каким тебя все ожидают видеть.
Йога – это следование срединным путем, когда соблюдаются интересы физической и материальной сторон жизни, и при этом не нарушаются интересы и права других живых существ.
Путь преподавания – это естественный путь, как путь родителя и ребенка. Как родитель учит свое дитя ходить, говорить, есть, быть сознательным, так и через преподавателя в мире проявляются знания и направляют людей на путь осознанности. Человека, движущегося к пути преподавания и путем преподавания, можно сравнить с плодом, который когда-то был зелен, потом созрел, и в нем зародились семена, которые в скором времени высвободятся наружу и тоже станут плодоносить. И это естественный процесс. Так и знания преподавателя есть созревшие семена, которым пора проявиться наружу, пора прорасти в мире. Путь преподавания – это, наверное, даже не путь долга, это путь любви, путь благодарности Всевышнему.
Путь преподавания необходим для того, чтобы благодаря учителям и полученным знаниям, из сострадания и любви давать возможность другим людям хотя бы ненадолго, хотя бы немного задуматься о цели человеческой жизни. Это поможет людям по-другому посмотреть на жизнь, на взаимоотношения в обществе, в семье, перенаправить вектор своей жизни так, чтобы она наполнилась большим смыслом, чтобы быть счастливее и делать счастливыми других. Жизни не нужны наши страдания, мы должны быть счастливыми, но именно через страдания человек постигает мудрость.
Путь преподавания важен как для самого преподавателя, так и для людей, с которыми он взаимодействует, и для общества в целом. Благодаря такой деятельности люди находят ответы на свои вопросы, находят другие источники знаний, меняют свою жизнь, жизнь близких людей в лучшую сторону. Они обновляются, находят другой, не менее ценный, чем раньше, смысл жизни, и, возможно, даже более ценный. Йога ускоряет естественный путь эволюции.
Преподавание помогает реализовывать полученные знания вовне, а значит, лучше усваивать эти знания, брать на себя ответственность за свою жизнь, получать новый осознанный опыт и не оставлять путь осознанности. Преподавание помогает не забывать цель жизни, не отступать от нравственности и совести, ведь жизнь провоцирует каждый день, снова и снова, особенно если человек ежедневно соприкасается с социумом, и каждый день жизни становится личным полем боя, когда одержать победу – значит и сегодня суметь сохранить баланс сил внутри себя и свою целостность.
Преподавание йоги снова и снова будет возвращать на путь стремления к осознанности. И задача преподавателя – в том, чтобы сохранить это стремление и неустанно вдохновлять своим примером тех людей, которые его окружают, несмотря на то, что это совсем не просто.
Преподавание йоги – это не лёгкий путь, это большой труд и большая ответственность за вверенное внимание других людей. От чистоты намерений преподавателя будут зависеть взгляды на жизнь многих людей, не всех, но многих. Поэтому для преподавателя йоги всегда очень важно иметь чистое намерение, осуществлять личную практику, находиться в состоянии внутреннего равновесия и постоянно повышать уровень своих знаний.
Деятельность преподавателя, даже одного, вносит большие изменения в общество, которое его окружает, а совместные повсеместные тенденции к сознательному образу жизни будут влиять на страну в целом, на политику, на отношения между народами, на качества людей, а значит и на качество жизни каждого человека.
В результате правильного применения знаний о йоге, мы получим более здоровое, более сознательное общество, где ценится и человеческая жизнь, и жизнь других живых существ. Ведь чем меньше негативных эмоций и энергий вокруг, тем больше благости, тем более здоровым и процветающим становится общество, тем больше шансов сохранить в чистоте природу.
Важно, если благодаря практике йоги даже один человек начнет жить осознанно! Это главные причины, почему так необходимо передавать знания!