Всё, что происходит вокруг человека, имеет совершенно нейтральную природу, и лишь беспокойный ум начинает накладывать проекции на объективную реальность, давая ей какие-либо оценки. Более того, чаще всего ум находится либо в состоянии переживания прошлого опыта, либо в состоянии планирования будущего. Это вынуждает человека по многу раз испытывать вновь страдания, уже пережитые в прошлом, либо же беспокоиться относительно своего будущего. Все эти действия ума происходят по причине его колебания. В «Йога-сутрах Патанджали» рассматривается такое понятие, как «вритти».
В переводе с санскрита «вритти» означает ‘волнение’, ‘колебание’. Можно привести сравнение с прудом, вода которого находится в полном покое. И в таком случае в нём отражается Луна. Под Луной можно понимать объективную реальность, которая, при условии спокойствия ума, отражается в нём без искажений. Когда же на воду начинает воздействовать ветер, она начинает колебаться, и отражение Луны становится искажённым. Вода в пруду — это ум живого существа, а под ветром можно подразумевать как раз вритти — его колебания. И под воздействием вритти ум начинает искажать объективную реальность. Именно в этом опасность такого явления, как вритти. В своём трактате Патанджали описывал избавление от него как цель йоги. Об этом сказано в сутре 2 главы 1. В переводе Свенссона эта сутра звучит так: «Йога есть обуздание волнений, присущих уму».
По какой причине возникает вритти? Разнообразие вритти неизмеримо, потому что обусловлено кармой конкретного человека, поэтому у каждого — свой набор вритти. Возникновение этих колебаний происходит по причине самскар — кармических «отпечатков», созданных прошлыми действиями, и васан — привычек, склонностей к определённым моделям поведения. Самскары и васаны хранятся в уме живого существа и при созревании той или иной кармы начинают воздействовать на ум, и таким образом возникают вритти — колебания ума.
О том, как устранить вритти, Патанджали пишет в сутре 12 этой же главы. В переводе А. Бейли сутра звучит так: «Управление этими видоизменениями внутреннего органа, ума, должно быть достигнуто неустанными усилиями и непривязанностью». Помимо воздействия самскар и васан, вритти возникают также по причине реакции на какие-то внешние объекты. Восприятие, искажённое васанами и самскарами, вынуждает ум воспринимать внешние объекты как раздражающие в приятном или неприятном ключе. И непривязанность позволяет достичь отрешённости от внешних объектов, что уже смягчает интенсивность вритти. Второй же аспект согласно Патанджали (неустанные усилия) подразумевает под собой практику дхьяны, которая и устраняет саму первопричину возникновения вритти — самскары (кармические «отпечатки», созданные прошлыми действиями). Подробно о неустанных усилиях сказано в следующей сутре этой главы. В переводе А. Ригина сутра звучит так: «Практика — это устойчивая концентрация на этой отрешённости». Таким образом, оба инструмента для устранения вритти — практика и непривязанность — неразрывно связаны между собой. В версии перевода А. Ригина 21 сутры этой же главы Патанджали даёт обнадёживающее наставление: «При строгой суровой практике успех приходит быстро».
В сутре 6 главы 1 Патанджали разделяет все вритти на пять видов. Он разделяет их на правильные идеи, ложные идеи, фантазии, сновидения и воспоминания. В сутрах 7–11 данной главы даётся более полное пояснение того, что подразумевается под этими пятью видами вритти. В переводе А. Бейли сутры 7–11 выглядят так: «Основа правильного знания — правильное восприятие, правильное размышление и правильное наблюдение. Неправильное знание основывается на восприятии формы, а не на состоянии бытия. Фантазия основывается на образах, не имеющих реального существования. Пассивность основывается на состоянии бездействия вритти. Память есть удержание узнанного». Таким образом, все пять вритти в той или иной мере в основании своём имеют реальные объекты, но степень искажения их восприятия разная. Если в случае с первым типом вритти основой является объективное восприятие реальности, то в случае со вторым типом и последующими основой является искажённое восприятие. Способность ума на глубинном интуитивном уровне мгновенно различать эти пять типов вритти является признаком психического здоровья. В случае, если человек не может отличить объективную реальность, к примеру, от фантазий и сновидений, наступает психическое заболевание, которое не позволяет человеку осознавать объективную реальность, отдавать себе отчёт в своих действиях и осознавать фактический характер своих действий и действий окружающих людей.
Итак, вритти — это колебания ума, или читты, которые порождают его беспокойство. Восприятие объективной реальности через призму самскар (накопленных кармических «отпечатков», которые являются последствиями прошлых действий или пережитых впечатлений) порождает вритти, колебание ума. Устраняется колебание ума с помощью непривязанности и усиленной практики дхьяны.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.