Измени себя — изменится Мир вокруг

Словарь йоги. Вивека

Слушать аудио 0:00 / 06:38
Текст читает: Павел Каминский

В нашем мире постоянно присутствует дихотомия: добро/зло, полезное/вредное, приятное/неприятное, правильное/неправильное, выгодное/невыгодное и так далее. И с абсолютной точки зрения эти понятия весьма условны. То, что в одной ситуации для одного человека будет ядом, для другого будет лекарством, и наоборот. И понятия о добре и зле, правильном и неправильном часто превращаются в догмы, которые причиняют не меньше вреда, чем отсутствие вообще каких-либо принципов и правил. В своём философском трактате о йоге Патанджали описал такое явление, как «вивека». И это ключ к пониманию того, как же отличать чёрное от белого. Более того, это ключ к пониманию того, что жизнь не чёрно-белый фильм и помимо этих двух цветов существует целая цветовая гамма.

В переводе с санскрита «вивека» означает ‘различение’. Раскрывается это понятие в сутре 24 главы 4. Одним из наиболее любопытных переводов этой сутры является перевод Фалькова, и в его версии сутра звучит так: «Для того, кто достиг мастерства в проницательности, смягчаются противоречия природы души». Речь о том, что все противоречия существуют только на уровне ума. Душа сама по себе изначально чиста и блаженна и точно знает абсолютную истину. И только авидья (невежество) вынуждает ум терзаться сомнениями и противоречиями. И в сутре 24 главы 4 Патанджали раскрывает ключ к устранению всех противоречий и сомнений — следует утвердиться в проницательности, или вивеке. Другую грань этой сутры раскрывает перевод Свенссона: «У того, кто увидел различие, больше не вызывает сомнения природа Атмана». То есть тот, кто научился правильно различать реальность и иллюзию, главное и преходящее, — познал природу Атмана такой, какая она есть.

В переводе этой сутры Загумёнова более подробно раскрыта суть вивеки, и сказано, между чем осуществляется это различение: «Для видящего различие между умом и пурушей прекращается созерцание собственного бытия». Что значит, прекращается созерцание собственного бытия? Тот, кто познал различие между обусловленным омрачённым умом и пурушей, начинает осознавать иллюзорность своей личности, своего Эго, понимая, что это лишь набор самскар (кармических отпечатков) и не более. Именно об этом и сказано: «прекращается созерцание собственного бытия». В переводе Кришнамачарьи тот, кто постиг вивеку, называется «личностью необычайной ясности». Очень точно подмечено — развивший в себе вивеку обладает ясным восприятием реальности. Также Кришнамачарья указывает на то, что такая личность «свободна от желания узнать природу Воспринимающего». Почему такая личность свободна от этого желания? На первый взгляд, может показаться, что здесь речь идёт о невежестве, ведь только невежественные люди свободны от такого желания. Вовсе нет. Желание познать природу Воспринимающего — это глубинное желание каждого живого существа, которое может не осознаваться в силу авидьи (невежества). Поэтому свободным от такого желания может считаться не невежественный человек, а напротив, лишь тот, кто эту природу уже познал, и происходит это, как уже сказано выше, благодаря вивеке.

Концепция, высказанная в сутре 24, имеет своё продолжение в сутре 25 главы 4, где Патанджали описывает плоды, или последствия вивеки. В переводе Фалькова эта сутра звучит так: «И тогда устремлённое к распознанию сознание возвращается к прежней свободе». Трактовка А. Бейли даёт ещё более ясное понимание последствий обретения вивеки: «Тогда ум стремится к распознаванию и возрастающему просветлению как к истинной природе единого Я». Таким образом, вивека позволяет обрести различие между Душой и Эго, то есть истинной вечной реальностью и иллюзорной временной. Проще говоря, вивека — это процесс снятия масок со своего истинного лица. И чем глубже происходит укоренение в вивеке, тем более глубинного познания собственного «Я» может достичь человек. Также вивека — это и более чистый, незамутнённый взгляд на реальность. И чем больше происходит укоренение в вивеке при взгляде на внешние объекты, тем меньше в таком взгляде остаётся проекций, накладываемых умом на изначальную реальность.

Иногда понятие «вивека» интерпретируют как совесть. Такая трактовка тоже имеет право на существование. Слово совесть трактуется как «совместная весть». Совместная с кем? Как одна из версий — совместная весть с высшим сознанием. Если сравнить это с трактовкой Патанджали, который описывает вивеку как различение между «Я» и «не-Я», между вечным и преходящим и так далее, то можно заметить некоторую тождественность между этими интерпретациями. Совесть, как «совместная весть» с высшим сознанием, также даёт понимание о том, что является вечным и истинным, а что — временным и иллюзорным. Таким образом, вивека позволяет человеку на глубинном, интуитивном уровне различать реальность и иллюзию, а также на интуитивном, а не догматичном уровне иметь представления о морально-нравственных нормах поведения. Вивека, помимо всего прочего, позволяет видеть причинно-следственные связи, и это даёт истинное понимание того, какие действия к каким последствиям приводят. Это позволяет на интуитивном уровне совершать правильные поступки и воздерживаться от неправильных.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.