Философы и мистики всех времён задавались одним из главных вопросов: «Кто такой Бог, и как познать его природу?». Ведическая философия в некоей мере даёт ответ на этот вопрос. Так Брахман – единая природа всего мироздания, высшее сознание – обладает тремя качествами, которые на санскрите звучат как «Сат», «Чит» и «Ананда».
В переводе с санскрита, эти термины означают соответственно «Вечность, Знание, Блаженство». И эта концепция позволяет медитировать на эти качества Брахмана и тем самым видеть перед собой не некую абстрактную субстанцию высшего сознания, не поддающегося описанию, а вполне конкретный медитативный образ.
Согласно Упанишадам, индивидуальная душа – «джива» или «атман» – по своим качествам тождественна Брахману – высшему сознанию. Это позволяет понять, что наше истинное «Я» также обладает тремя изначальными качествами – вечностью, знанием и блаженством. А всё остальное является пеленой невежества, которая скрывает от человека знание о том, кем он на самом деле является.
Вечность – первое из качеств, которым обладает индивидуальная душа. Душа обладает вечной природой, находится за пределами времени и пространства и потому не подвержена разрушению. Смерть материального тела не влечёт за собой смерть души. Об этом сказано в Бхагавад-гите: «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные». Также душа обладает качеством неуязвимости и не может быть уничтожена. Об этом также говорится во второй главе Бхагавад-гиты (стих 23-24): «Тот, кто осознал себя как вечную душу, избавляется от материальных привязанностей и страха смерти, который присутствует в сознании каждого живого существа с безначальных времён». Осознание же того факта, что наше истинное «Я» не подвержено ни смерти, ни разрушению, позволяет обрести свободу от привязанностей и страхов.
Знание – второе качество, которым обладает индивидуальная душа. Поскольку индивидуальная душа едина с высшим сознанием и тождественна ему, она обладает всем совершенным знанием о природе всех вещей и явлений Вселенной. Именно поэтому многие духовные учителя говорят о том, что познание истины, а точнее, её осознание, гораздо проще, чем кажется. А в буддизме есть концепция о наличии так называемой «природы Будды» в каждом живом существе, то есть возможность стать Буддой есть у каждого живого существа, и речь здесь именно о том, что все знания уже есть внутри нас, и чтобы достичь состояния Будды, не нужно ничего приобретать, нужно, напротив, избавиться от всего лишнего, а именно – от той пелены невежества, которая скрывает «природу Будды», подобно тому, как тучи скрывают сияющее яркое солнце. Так в буддизме считается, что только так называемые «клеши» - омрачения сознания – мешают каждому живому существу раскрыть свою «природу Будды».
Блаженство – третье качество, которым обладает индивидуальная душа. Счастье и страдание – это весьма субъективные понятия. Один из самых ярких примеров – погода. Одна и та же погода может одному человеку причинять страдания, а другому приносить радость. Кто-то любит солнечную погоду, кто-то дождливую. И парадокс заключается в том, что человек сам принимает решение: от чего он будет страдать, а от чего испытывать удовольствие. Наш ум сам разделяет вещи и явления на приятные и неприятные. Затем ум стремится к приятным явлениям и отталкивает неприятные. Этот процесс порождает привязанность и отвращение. Желание получить приятное и избежать неприятного и приводит, в свою очередь, к страданиям. Осознание иллюзорности этой двойственности, понимание того, что все события и явления абсолютно нейтральны, и только мы сами придаём им ту или иную эмоционально-чувственную окраску, позволяет оставаться невозмутимым в счастье и в горе. Обладая способностью различать главное и второстепенное, человек и обретает состояние блаженства, когда его органы чувств находятся под контролем. Об этом также сказано в Бхагавад-гите: «Тот, кто, подобно черепахе, втягивающей голову и конечности в панцирь, способен отводить свои чувства от объектов чувственного восприятия, обладает устойчивым, духовным разумом».
Очень точное сравнение с черепахой, которая втягивает голову и конечности в панцирь. Когда органы чувств находятся под контролем и не вовлекаются в процесс разделения объектов и явлений на приятные и неприятные, исчезает сама причина страданий. Когда ум более не беспокоят объекты наслаждений и страданий, он обретает покой, который и можно описать как блаженство, не зависящее от внешних условий. Об этом также говорил Будда: «Нет счастья, равного спокойствию». Именно беспокойство ума, порождаемое разделением окружающего мира на чёрное и белое, вовлечение в эту иллюзию двойственности приводят к страданиям.
Таким образом, Сат-Чит-Ананда – это три качества Брахмана и три качества каждой индивидуальной души. Эти качества уже присутствуют в каждом живом существе, но временно сокрыты пеленой заблуждений. И задача каждого, кто идёт по пути самопознания, – осознание этого факта познания себя как вечной души, обладающей всем совершенным знанием и пребывающей в непрерывном блаженстве, не зависящем от внешних условий.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.