Содержание
Согласно сутрам Патанджали, причинами страданий являются клеши. Слово «клеша» так и переводится — ‘страдание’. Всего, согласно версии Патанджали, существует пять клеш. Одна из клеш — рага. «Рага» в переводе с санскрита означает ‘страсть’. Дословный же перевод слова «рага» — ‘окраска’. И в дословном переводе понятия такой клеши, как рага, кроется вся её суть.
Ум, освобождённый от влияния клеш, прекращает создавать вритти — видоизменения или колебания, которые присущи уму. Именно эти вритти и окрашивают нейтральные объекты в различные цвета, разделяя их на приятные и неприятные. В процессе проецирования колебаний ума на объективную реальность возникает привязанность к приятному и отвращение к неприятному. Когда внешние объекты и явления облекаются в приятные для человека образы, возникает такая клеша, как рага. О том, что такое рага, пишет Патанджали в седьмой сутре второй главы. В переводе этой главы версии Свенссона рага определяется как «влечение к тому, что приносит удовольствие».
Восприятие чего-либо как приятного и приносящего субъективное удовольствие обуславливается накопленной ранее кармой. Кармические отпечатки в уме, или самскары, как их называет Патанджали, создают предрасположенность к восприятию тех или иных объективно нейтральных явлений как приятных. К примеру, любая зависимость, как химическая, так и нехимическая — является, своего рода, самскарой, которая сформирована прошлыми действиями либо впечатлениями. Разнообразие зависимостей и привязанностей живых существ невероятно велико. И то, к чему привязан один человек, у другого не вызывает никаких чувств и никакого влечения. Это объясняется тем, что у каждого накоплена своя карма и у каждого свои самскары, которые и создают влечение к объектам привязанности.
Таким образом, самскара в уме живого существа позволяет испытывать влечение к получению удовольствия определённым образом. В процессе получения удовольствия от повторения какой-либо деятельности формируется рага — привязанность к объекту наслаждения. В переводе этой же седьмой сутры в версии Е. Островской и В. Рудого суть раги описана следующим образом: «Влечение неразрывно связано с наслаждением». Только испытав наслаждение от того или иного объекта или действия, живое существо, а точнее ум живого существа, формирует такую клешу, как рага.
В чём опасность раги?
Во-первых, удовлетворение жажды чувственных наслаждений невозможно в полной мере. Это происходит по причине того, что органы чувств, которые и позволяют испытывать чувственные наслаждения, ограничены в своём восприятии, в то время как жажда чувственного наслаждения бесконечна. Это приводит к диссонансу и, как следствие, — к страданиям.
Во-вторых, стремление к чувственным наслаждениям и попытка их удовлетворить приводит к формированию васаны. Можно сказать, что васана — это своего рода привычка, которая может оставаться актуальной на протяжении множества жизней и определять вектор развития/деградации живого существа. Васана — это глубинная тенденция ума, которая вынуждает живое существо неосознанно на протяжении одной или множества жизней повторять одни и те же действия или алгоритмы. И рага приводит к тому, что человек постоянно удовлетворяет свою страсть и тем самым усугубляет свои васаны, как бы «врезая» их всё глубже и глубже в свой ум. И чем дольше повторяется одна и та же деятельность — тем больше усиливается склонность к совершению этой деятельности в будущем и тем сложнее будет эту деятельность прекратить, даже если возникнет осознание, что та или иная васана является пагубной.
Таким образом, рага — клеша, которая приводит к накоплению кармы стремления к чувственным наслаждениям. Помимо этого, в процессе удовлетворения своих страстей, человек может накапливать и другие виды негативной кармы, к примеру, совершая безнравственные поступки по отношению к другим живым существам, ради получения собственной выгоды и удовольствия. По мере овладения сознанием рага приводит к зацикленности ума на удовлетворении чувственных наслаждений. Как следствие — к накоплению новой кармы, новым воплощениям и реализации этой кармы в новых воплощениях.
Как устранить такую клешу, как рага? Как уже сказано выше, именно вритти — колебания ума приводят к возникновению клеш. О том, как устранить вритти, Патанджали пишет в сутре 12 главы первой. По версии Патанджали, вритти устраняются путём вайрагьи и абхьясы. То есть путём отречения и практики. Под отречением понимается самоограничение в плане стремления к чувственным наслаждениям, а под практикой — медитация. И оба аспекта важны для обретения контроля над своим умом. Одна только практика медитации, без самоограничения, будет приводить только к дальнейшему накоплению кармы и укреплению васан. А только самоограничение, без работы над своим умом, не позволит эффективно преодолевать страсти, потому что вритти будут продолжать воздействовать на ум и вынуждать человека к реализации васан. Рага, как и все остальные четыре клеши, являются порождением авидьи — невежества.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.