Сегодня о карме не слышал разве что ленивый. Карма – закон причины и следствия, проще говоря – «что посеешь, то и пожнёшь», об этом ещё Иисус говорил. Да и в принципе все религии так или иначе упоминают о законе кармы. Но сегодня, к сожалению, к закону кармы большей частью несерьёзное или даже шутливое отношение: «плюс тебе к карме», «кармочку почистить» и так далее. Это яркий пример того, как через юмор продвигаются смыслы. Если высмеять какое-либо явление, то оно перестаёт восприниматься всерьёз. Это часто можно видеть, например, с алкоголем: очень много шуток транслируется сегодня в СМИ на эту тему. А психика наша так устроена, что смешное перестаёт восприниматься как опасное.
Примерно та же ситуация сегодня с законом кармы. Такое снисходительно-шутливое отношение к этому вопросу практически закрывает для большинства людей возможность серьёзно разбираться в этом вопросе, потому что в сознании большинства уже плотно засела идея, что понятие «карма» – это что-то вроде из раздела шуток на тему того, что всё возвращается.
Но дело в том, что так оно и есть: человеку действительно возвращаются последствия его поступков. Можно в это верить, можно не верить, можно долго и много доказывать, что мир несправедлив, и как писал Соломон: «Праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а нечестивых постигает то, чего заслуживали бы дела праведников». Но труд Соломона не так прост, и там нужно уметь читать «между строк». И далее в этом же философском трактате мудрый царь как раз и пишет о законе кармы: «Отпускай хлеб свой по водам, ибо по прошествии многих дней опять найдёшь его». И никакого противоречия тут нет, просто сначала Соломон пишет о своих сомнениях и поисках, а под конец – рассказывает о тех выводах, к которым пришёл в своих философских поисках.
Есть такое мнение, что в закон кармы не верят большей частью те люди, которые, что называется, уже «накармовали» – то есть уже накопили негативную карму. Это типичный защитный механизм в психологии человека: если человек уже сделал много зла людям, то гораздо удобнее верить в то, что закона кармы нет, чем каждый день терзать себя мыслями о неотвратимом воздаянии. Но спрятать голову в песок и сказать, что проблемы нет – это не самый лучший выход. И напротив, признать наличие проблемы – это значит уже наполовину решить её.
Также существует такой аргумент против того, что закон кармы существует: дескать, есть много примеров того, что человек живет неправедно и вместе с тем у него всё замечательно, он не болеет, а деньги и прочие материальные блага сыплются на него, словно из «рога изобилия». Дело в том, что в случае с законом кармы – не всё так просто. Существует несколько видов кармы, и чтобы ответить на поставленный выше вопрос, рассмотрим такой вид кармы, как прарабдха-карма.
Прарабдха-карма: что это?
Итак, парабдха-карма – это созревшая карма. То есть та часть кармы, для которой созданы условия, чтобы пожинать её плоды в данный момент. Как уже сказано, существует несколько видов кармы. Упрощённо говоря, есть та карма, которая созрела, и та, воздаяние за которую человеку предстоит пережить в будущем. К примеру, у человека есть карма быть съеденным акулой. Но он живёт в регионе, где даже речки нет. То есть нет совершенно никаких условий для проявления данного вида кармы. Но это вовсе не значит, что такая карма исчезает – она просто ждёт своего часа. И вот «счастливчик» покупает путёвку, едет куда-нибудь на океанский берег и там благополучно (для акулы, разумеется) становится завтраком для рыбы. Это и есть прарабдха-карма – карма, для которой проявились условия, и пришло время. Поездка на океанский берег была сменой условий, и появилась возможность для проявления кармы.
Итак, почему же некоторые люди не получают воздаяние за свои добрые или злые поступки? Дело в том, что в данный момент у нас проявляется именно прарабдха-карма, то есть та часть кармы, для которой созрели условия, и пришло время.
Рассмотрим действие прарабдха-кармы на конкретных примерах. К примеру, человек совершает некие благие поступки, поступает как праведник, и в целом у него уже едва ли не нимб над головой светится, но тем не менее он продолжает получать какие-то удары судьбы, и это может вызвать недоумение как у него, так и у окружающих. Есть хорошая поговорка: «Нет праведника без прошлого, нет грешника без будущего». Нет такого праведника, который в прошлом не совершал бы ошибки. И этот гипотетический человек, о котором идёт речь, скорее всего, в прошлом совершал какие-то неблагие деяния, за которые он сейчас получает воздаяние.
Есть один важный момент, существует такое заблуждение, что праведными поступками можно «искупить грехи». Но это именно заблуждение. Вся карма, которую мы накапливаем, может быть нейтрализована только переживанием такого аналогичного действия в отношении нас. Ни хорошие поступки не могут нейтрализовать негативную карму, ни плохие поступки не могут нейтрализовать хорошую. За каждый поступок – отдельное воздаяние. Таким образом, если мы в прошлом совершали неблагие дела, мы за них понесём воздаяние независимо от того, сколько добрых дел было совершено нами. И прарабдха-карма – это та карма, которая создана нашими действиями в прошлом, и для реализации которой наступило благоприятное время, место, обстоятельства.
Можно ли избежать прарабдха-карму?
Как всегда, на подобные вопросы не может быть однозначного ответа. И можно, и нельзя. С одной стороны – мы получим воздаяние за свои поступки в любом случае, но вопрос в том, в каком состоянии мы будем на тот момент, когда к нам в дверь постучится прарабдха-карма. К примеру, у человека есть карма порезать палец. И можно его порезать находясь дома, а можно порезать в океане, кишащем акулами. И конец во втором случае будет весьма печальным.
Таким образом, воздаяние по самой своей форме – вроде бы одно и то же, но время, место и обстоятельства разные. От чего же зависит то, как будет проявлена наша карма? Можно сказать, что это зависит от качества нашей энергии. Как известно, существует три вида энергии, или качества материальной природы: тамас, раджас и саттва. Невежество, страсть и благость – соответственно. И в зависимости от того, в каком качестве находится наше сознание на данный момент, так и будет проявляться наша прарабдха-карма.
Таким образом, если мы находимся в гуне тамаса, то наша карма будет проявляться максимально жёстким образом, со всеми самыми печальными последствиями. И напротив, если мы пребываем в саттва-гуне, то наша карма будет проявлена максимально мягко.
Можно ещё привести пример с морской волной. Если одна и та же волна накроет ребёнка и взрослого, которые стоят рядом, то ребёнка она может сбить с ног, а взрослому не дойдёт даже до пояса. Это сравнение о том, какой у человека уровень энергии, и какое количество страданий он способен пережить в данный момент без особого урона для себя.
Таким образом, как-то повлиять на прарабдха-карму всё же можно – попросту меняя свою энергию и стремясь пребывать в саттва-гуне. Избежать последствий того, что совершено нами ранее, мы уже не сможем, но от того, в каком состоянии мы встретим воздаяние, напрямую зависят последствия происходящих событий. Это как с вирусом: если он попадает в ослабленный организм человека, ведущего нездоровый образ жизни, то шансов переболеть в лёгкой форме немного, а если вирус попадает в организм человек с сильным иммунитетом, то, скорее всего, последствия будут практически безболезненными. Таким образом, вирус один и тот же, а последствия разные.
Прарабдха-карма в Ведах
Принцип здравомыслия учит нас соотносить свой личный опыт с информацией, которая есть в писаниях. И что же говорят Веды о прарабдха-карме? В Ведах есть одно любопытное сравнение, которое описывает суть прарабдха-кармы.
Приводится пример с лучником, который выпускает стрелу из своего лука. Выпущенную стрелу уже не вернуть. Стрела летит в цель, и изменить этого уже не может никто, разве что ветер. Но для чистоты примера будем считать, что погода безветренная. Итак, в чём суть метафоры?
Колчан со стрелами на плече лучника – это символ всей накопленной кармы человека, или санчита-кармы. Стрела, которую он держит в руке и собирается выпустить вслед за уже улетевшей, – это символ кармы, которая формируется в настоящий момент, и воздаяние за которую будет в будущем, или кримаяна-карма. А стрела, которая уже выпущена, – это и есть прарабдха-карма. А лучник – это человек, который создаёт и обретает плоды кармы. И из этого примера мы можем видеть, что лучник может влиять на санчита-карму и кримаяна-карму. Но над прарабдха-кармой у него контроля нет. Вернее, этот контроль в некоторой мере есть, исходя из условий, которые описаны выше. Наверное, эти условия и можно сравнить как раз с тем ветром, который может влиять на траекторию полёта стрелы.
Таким образом, всё, что мы делаем, – нам так или иначе возвращается, это вопрос времени. И то, что мы переживаем сейчас, – это прарабдха-карма, которая является прямым плодом наших прошлых действий. И если мы сейчас совершаем благие поступки, но тем не менее продолжаем испытывать страдания, – это вовсе не значит, что закон кармы не работает, просто сейчас созданы условия для проявления прошлой кармы. Но придёт время, когда наступят условия для проявления той кармы, которую мы формируем сейчас. И на эту карму мы можем оказывать непосредственное влияние.
Проще говоря – сегодняшний наш день создан нашими вчерашними поступками. А завтрашний день мы создаём своими сегодняшними поступками. И самое лучшее, что мы можем делать, – это терпеть и прикладывать усилия. Переживать последствия своих прошлых действий, делать правильные выводы и создавать условия для гармоничной жизни в будущем.
А прарабдха-карма – это для нас хороший урок, который заставит нас в будущем несколько раз подумать, прежде чем совершать неблагие поступки: воздаяние будет справедливым и неотвратимым. Поэтому прежде, чем совершать неблаговидный поступок, следует взвесить все «за» и «против»: последствия могут быть непредсказуемыми. Ведь карма похожа на семя, а из семени может вырасти целое дерево с плодами. Карма имеет свойство умножаться. Это касается как благих поступков, так и недостойных. Как добро, так и зло – возвращается в гораздо большем объёме, чем мы создали.