Ничто в мире не может существовать без причины. Любая причина приводит к последствиям, и любые последствия имеют свою причину. В то же время, всё, что происходит, является как причиной для будущего, так и последствием прошлого. У страданий также есть причина. И согласно сутрам Патанджали, одной из причин страданий является двеша. Двеша в переводе с санскрита означает ‘отвращение’ или ‘гнев’. Однако более точным переводом можно привести слово ‘неприятие’ — оно максимально точно отражает суть такой клеши, как двеша.
Двеша далеко не всегда вызывает гнев или отвращение. Двеша — это реакция на нейтральные объекты и явления, как на болезненные и неприятные. То есть двеша — это искажение восприятия реальности, когда объект, не несущий ничего негативного, воспринимается как деструктивный или болезненный. Происходит это по причине ранее накопленного опыта, когда какой-то объект или ситуация привели к страданиям. Это может быть опыт как из текущей жизни, так и из прошлых жизней. Какая-либо неприятная ситуация, которая привела к страданиям, создаёт отпечаток в уме живого существа. Чем сильнее была интенсивность страдания, тем глубже эта деформация ума или сасмкара, как её называет Патанджали. Как происходит формирование таких самскар? Наиболее глубокие самскары, которые провоцируют возникновение двеши, образуются во время гибели живого существа.
К примеру, если человек в одной из жизней погиб во время пожара, — это приведёт к формированию самскары, которая, в свою очередь, будет провоцировать возникновение двеши по отношению к огню в будущих воплощениях. В новом воплощении живое существо будет испытывать алогичное и необъяснимое беспокойство по отношению к огню. Возникновение двеши в данном случае не является аксиомой — она может возникнуть, а может — и нет. Это обусловлено ещё рядом причин — опытом конкретной души, накопленной кармой и так далее. Но с высокой долей вероятности можно сказать, что переживание негативного опыта взаимодействия с каким-либо объектом или явлением приведёт к возникновению двеши по отношению к этому объекту или явлению.
О возникновении двеши пишет Патанджали в восьмой сутре второй главы. Наиболее точно причины возникновения двеши отразил в своём переводе этой сутры Кришнамачарья: «Беспричинная неприязнь обычно возникает в результате прошлого болезненного опыта, связанного с конкретным объектом или ситуацией». Интересен термин «беспричинная». Речь идёт о том, что с точки зрения конкретного воплощения души и конкретной ситуации, в которой испытывается двеша, это состояние является нелогичным и беспричинным. Но, если посмотреть на весь опыт, накопленный душой, то можно найти причину возникновения такого состояния. Возвращаясь к примеру с огнём — сам по себе огонь не является деструктивным явлением, если используется правильно и с мерами предосторожности, но прошлый негативный опыт гибели в пожаре вызывает появление двеши по отношению к огню. Болезненность двеши обуславливается также тем, что живое существо в силу авидьи или невежества, не может понять причину такой болезненной реакции в ситуации, которая объективно не несёт никакой угрозы или опасности.
Также двешу можно интерпретировать как ненависть или гнев. И, если в случае со страхом, беспокойством и другими подобными болезненными проявлениями по отношению к нейтральным объектам происходит лишь укрепление васаны, то есть привычки реагировать таким образом на объект, вызывающий двешу, то в случае с гневом и ненавистью — это зачастую приводит также к совершению насилия по отношению к другим живым существам. И речь не идёт обязательно об убийстве или нанесении телесных повреждений. Само чувство гнева уже создаёт негативную карму, так как самскары формируются не только на уровне тела и речи, но и на уровне ума. И формирование таких самскар неизбежно будет приводить, во-первых, к формированию тенденции испытывать двешу по отношению к конкретному объекту, а во-вторых, к проявлению гнева в ответ. Так как по закону кармы живое существо испытывает на себе всё то, что совершает в отношении других, переживание гнева и ненависти будет приводить к недоброжелательности окружающих существ.
Таким образом, двеша — это возникновение неприятия или отвращения в процессе восприятия нейтрального объекта или явления через призму той или иной самскары, которая содержит в себе болезненный опыт взаимодействия с этим объектом или явлением. Разрушение самскар с таким болезненным опытом приводит к устранению двеши. О том, как достичь состояния свободы от двеши и других клеш, очень хорошо сказано в переводе Свами Сатьянанды Сарасвати сутры 41 второй главы: «Практикой ментальной чистоты достигается способность к жизнерадостности, однонаправленности, контролю над чувствами и видению самости». Двеша является одной из вторичных клеш, первопричиной которой является авидья — неведение. Обретение знания об истинной природе своего «Я» и мира вокруг разрушает и авидью, и двешу. И способствует этому, как сказано в сутре 41, «практика ментальной чистоты», или шауча.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.