Классическая чакральная система предлагает нам рассматривать семь чакр в теле человека — семь энергетических центров, которые могут накапливать, проводить и расходовать энергию. Расход энергии через ту или иную чакру позволяет проявлять те или иные качества. Часто чакральную систему сравнивают с сосудом, в котором есть семь отверстий. Причём чем ниже отверстие, тем оно больше в диаметре, и, соответственно, расход энергии происходит в разы быстрее. Чем ниже находится чакра, тем более грубую энергию она проявляет. Однако нельзя сказать, что расход энергии через нижние чакры — это всегда нечто деструктивное. Так, к примеру, Муладхара-чакра расходует энергию через гнев. Но в то же время если она находится в балансе, то это даёт человеку противоположное качество — терпение. И это касается каждой чакры.
Вне классической чакральной системы также рассматриваются и другие чакры. Одна из таких чакр — Бинду. Одна из версий перевода — ‘расщепление’, или ‘разделение’. Если рассматривать этот энергетический центр более углублённо, то Бинду — это не чакра. Об этом пишет Свами Сатьянанда Сарасвати в своей книге «Крийя-йога». Там рассмотрению Бинду уделяется много внимания. Автор указывает, что чакры непосредственно связаны с проявлениями человеческой психики, а Бинду — это «тонкий центр, из которого эта структура вырастает». Таким образом, Свами Сатьянанда Сарасвати делает акцент на том, что Бинду — это источник проявления чакр, и сам этот источник «находится вне сознания».
Работа с Бинду непосредственно связана с различными энергетическими практиками. И, по словам Свами Сатьянанда Сарасвати, пробуждение сознания в точке Бинду является целью многих практик йоги. Что касается самого описания этой точки, то автор «Крийя-йоги» предлагает такое пояснение: «это то место, где встречаются конечное с бесконечным».
Довольно абстрактная формулировка, но не следует забывать, что речь идёт об энергетическом центре, который находится вне понимания и терминов материального мира. Как и любая другая чакра, Бинду раскрывается и познаётся лишь личной практикой.
В книге «Крийя-йога» автор пишет, что центр Бинду в древних текстах ещё называется «чидгхана», что переводится как ‘бесконечное сознание’, а также упоминается термин «шунья» — пустота. Более корректно будет говорить, что Бинду — это не сама пустота, а, скорее, дверь в пустоту — раскрытие этого центра позволяет познать изначальное чистое сознание. Слово «пустота» здесь следует понимать метафорически — это не просто отсутствие чего-либо, это изначальное сознание, точка отсчёта, которая является началом творения всего.
Центр Бинду находится примерно на стыке затылочной и теменной кости. И существует версия, что шикша у брахманов и всем известный чуб у казаков связаны именно с центром Бинду. Достоверно неизвестно, какой смысл сохранять волосяной покров именно в районе этого центра, но среди наиболее популярных версий можно слышать идею о том, что наличие чуба в районе центра Бинду позволяет постоянно неосознанно концентрировать внимание в этой точке, что способствует постепенному повышению осознанности.
Также существует такой термин, как «бинду-висарга», что означает ‘падающая капля’. И считается, что это капля нектара, который струится из чакры Сахасрары и является источником жизни. И чуб волос в районе Бинду также может быть символом бьющего ключа жизни.
В «Хатха-йога Прадипике» также встречается упоминание центра Бинду. Шлока 64 гласит: «Мула-бандха объединяет прану, апану, наду и бинду». Прана и апана — это потоки энергии в теле человека, а нада — некая тонкая вибрация энергии в Анахате. И говорится о том, что Мула-бандха — корневой замок, в ходе которого сокращаются мышцы промежности с целью воздействия на энергию в теле человека, — может гармонизировать течение энергии в теле человека.
Также в древних текстах говорится, что Бинду — это источник нектара бессмертия, Амриты. Так, в «Гхерандха-самхите» приведены метафоры луны, которая находится в голове, и солнца, которое находится в солнечном сплетении. И далее сказано, что «нектар луны сжигается солнцем». Считается, что термином «луна» описывается именно центр Бинду, а под солнцем нужно понимать Манипура-чакру. И течение энергии из Бинду в Манипуру и является тем процессом, который называется старением. Именно с этой целью придуманы различные перевёрнутые асаны, которые позволяют замедлить или же — в идеале — прекратить этот процесс, тем самым даровав йогину вечную молодость. Одной из наиболее эффективных в этом плане асан считается Випарита-карани мудра. Перевёрнутое положение тела позволяет обратить процесс течения Амриты вспять и тем самым прекратить процесс старения физического тела.
Существует также множество других практик, которые препятствуют течению «нектара бессмертия» из Бинду в Манипура-чакру. Так в «Хатха-йога Прадипике» описывается Кхечари-мудра, которая позволяет прекратить процесс течения Амриты из Бинду. Ещё одной практикой с похожим эффектом является Уджайя-пранаяма, когда дыхание контролируется с помощью Джаландхара- бандхи, и это также препятствует течению Амриты вниз. Насколько такие эксперименты эффективны в плане обретения вечной молодости, каждый может проверить на личном опыте.