В «Йога-сутрах Патанджали» описаны пять клеш — пять причин страданий. Воздействуя на ум живого существа в той или иной степени (в зависимости от накопленной кармы), клеши приводят к накоплению новой кармы и, как следствие, — приводят к страданиям. Устранение пяти клеш является одной из главных целей на пути к йоге — единению с Высшим. Первопричиной страдания считается авидья — невежество, которая порождает вторичные причины страданий: асмиту, рагу, двешу, абхинивешу. Одной из вторичных причин страданий является асмита.
Асмита — клеша, которая произрастает из невежества. Асмита, или эгоизм, — это ошибочное отождествление своего эго со своим истинным «Я», то есть с бессмертной и необусловленной душой. Об этом пишет Патанджали в шестой сутре второй главы. В версии перевода Свами Вивьекананды «асмита» определяется как «отождествление зрящего с орудием видения». Здесь речь идёт о том, что «зрящий» или, если выражаться более понятно, — наблюдатель, является свидетелем всего, что происходит. Это — истинное «Я» живого существа. И есть «орудие видения» — это Эго живого существа. Таким образом, асмита — это ложное представление о том, что Эго — это и есть наблюдатель. В чём же опасность такого отождествления? Эго сформировано самскарами, о которых также писал Патанджали. О том, как самскары формируют Эго, о том, как они обуславливают мысли и действия человека, Патанджали подробно описал далее во второй главе.
Воспринимая себя как Эго, а не как душу, человек действует исходя из кармических отпечатков — самскар, которыми сформировано эго. Самскары, в зависимости от того, какими действиями они порождены, — приводят к удовольствиям или страданиям, что в свою очередь также приводит к накоплению новой кармы и, как следствие, — к новым рождениям. Об опасности отождествления души с Эго пишет сам Патанджали в сутре 17 этой же главы. В версии перевода А. Бейли причиной страдания названа «иллюзия того, что воспринимающий и воспринимаемое — одно и то же». Речь идёт о том, что, воспринимая окружающий мир через призму своей кармы или, если говорить точнее, — через призму своего Эго, сформированного кармой, человек видит реальность искажённой. И в зависимости от своих самскар — кармических отпечатков в уме — пребывает в тех или иных иллюзиях, которые приводят к страданиям в этой жизни и к новым рождениям. Отождествляясь с этим иллюзорным восприятием реальности, человек испытывает страдания, именно поэтому иллюзию отождествления воспринимающего и воспринимаемого Патанджали указал как причину страданий.
О процессе иллюзорного восприятия через призму кармы Патанджали пишет в 20 сутре второй главы. В версии перевода А. Бейли сказано, что «видящий — это чистое знание». То есть только Душа является наблюдателем, который обладает возможностью чистого видения. Дальше Патанджали пишет о том, что, будучи чистым, «видящий» смотрит на всё через призму ума. Таким образом, Патанджали снова делает акцент на том, что именно ум, а точнее — самскары, его сформировавшие, являются причиной искажённого восприятия реальности.
О том, как преодолевается асмита Патанджали пишет в 22 сутре этой же главы. Согласно этой сутре, материальный мир перестаёт существовать для того, кто достиг состояния йоги, то есть состояния единения с Высшим. Тот, кто достиг состояния йоги, преодолевает асмиту, или иллюзию отождествления Души с Эго, выходит за рамки материального мира и живёт в духовном мире. Также Патанджали уточняет в этой сутре, что для тех, кто не достиг состояния йоги, материальный мир продолжает существовать, и они остаются ограниченными его рамками. Далее в сутре 23–24 этой же главы Патанджали указывает на то, что причиной асмиты, то есть отождествления Души с Эго, является авидья, или невежество. В переводе 23 сутры версии К. Свенссона сказано, что при таком отождествлении «настоящая природа обладателя и обладаемого не может быть достигнута». А 24 сутру многие переводчики переводят единогласно, указывая, что причиной такого отождествления является авидья. И в сутре 25 Патанджали даёт непосредственно ключ к разрушению асмиты и причины асмиты — авидьи. Он пишет о том, что разрыв отождествления между воспринимающим и воспринимаемым ведёт к Освобождению.
Таким образом, если подытожить, — авидья, или невежество, порождает асмиту — отождествление Эго с Душой, а также слияние воспринимающего с воспринимаемым. Это приводит к тому, что (как сказано в сутре 20 второй главы) «видящий» или «наблюдатель», обладая чистым восприятием, не может видеть реальность вне иллюзий. Это происходит в силу того, что восприятие происходит через призму ума, поэтому воспринимаемая реальность искажается. Суть чистого необусловленного восприятия очень точно указана в переводе 21 сутры версии А. Бейли: «Всё, что есть, — существует ради души». И полное осознание этого происходит путём достижения состояния йоги, которое приводит к выходу за рамки материального мира. Таким образом, разрушение такой клеши, как асмита, достигается посредством обретения состояния йоги — соединения с Высшим.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.