Все живые существа так или иначе стремятся обрести счастье и желают избежать страданий. Это глубинное стремление не только человека, но и всех существ, даже с самым примитивным уровнем сознания. Никто не желает страдать, бывают, конечно, исключения, но это уже из разряда психических отклонений. Но проблема людей в том, что, стремясь к счастью, они совершают те действия, которые, напротив, закрывают им дорогу к счастью. Поэтому, желая избежать страданий, настойчиво стремятся к ним. Причиной этого является невежество, которое не позволяет людям отследить причинно-следственные связи и понять, что те или иные действия ведут к страданиям. В йоге также рассматривается такое понятие, как счастье.
«Ананда» в переводе с санскрита означает «радость», или «блаженство». Также существуют переводы: «счастье», «восторг» и так далее. Это слово получило широкую известность отчасти благодаря тому, что имя Ананда носил один из главных учеников Будды Шакьямуни. Именно с его слов были записаны большинство сутр – буддийских текстов. Можно заметить, что эти тексты начинаются со слов «так я слышал», то есть описанные события записаны как раз со слов Ананды.
Также термин Ананда встречается в ведических писаниях. Одной из главных задач разумного живого существа, согласно Ведам, является цель постичь Бога. И существует такое понятие, как «Сат-Чит-Ананда». Это три качества Бога – вечность, сознание, блаженство. И так как душа – это частица Бога, то считается, что это три изначальных качества души, а всё остальное порождено «майей» - иллюзией. Таким образом, Ананда – это одно из изначальных качеств души. То есть блаженство, или радость, – уже присутствует в нас, и лишь иллюзия скрывает от нас нашу истинную суть.
В йога-сутрах Патанджали тоже упоминается термин «Ананда». В сутре 17 главы первой Патанджали перечисляет своего рода ступени на пути к состоянию Самадхи – соединению индивидуального сознания с сознанием космическим. В переводе Свами Вивекананды сутра звучит следующим образом: «Сосредоточение, называемое истинным знанием, есть то, что сопровождается рассуждением, различением, блаженством, неопределённостью личного начала». Как мы можем видеть, Ананда, или блаженство, стоит на третьем месте, и ему предшествуют рассуждение и различение. Или, выражаясь на санскрите, Витарка и Вичара. Термин «Витарка» можно расшифровать как концентрацию на каком-либо материальном объекте. А Вичара – это непосредственно Дхьяна, или созерцание. И процесс Дхьяны завершается обретением такого качества, как Ананда.
Также интересна версия перевода Свами Вивекананды термина «Самадхи». В его версии перевода звучит как «сосредоточение, называемое истинным знанием». Из этого можно сделать вывод, что только то знание является истинным в полной мере, которое пережито на личном опыте. Следовательно, знание, почерпнутое из книг или от мудрецов, является лишь указующей путь концепцией, версией, гипотезой, и не более того. Это очень важный момент: в этом и есть принцип здравомыслия. И только знание, обретённое на личном опыте, содержит в себе такой аспект, как Ананда. Можно привести такой пример: сколько угодно можно читать о бессмертии и вечности души, но если это не пережито на личном опыте, страх смерти, как правило, у человека остаётся. А те, кто пережил опыт выхода из тела, обычно говорят о том, что страх смерти после этого полностью исчезает. И это ведёт к блаженству, то есть состоянию Ананды.
Ананда достигается, когда наступает состояние, описанное Патанджали ещё в самом начале первой главы, – «citta-vritti-niroddhah», то есть отсутствие, или прекращение, волнений ума – «вритти». Иногда практик может впадать в иллюзию, что все вритти устранены, однако если при этом отсутствует состояние Ананды, значит, вритти продолжают воздействовать на ум. Можно привести такой пример: человек насильно подавил в себе все желания (не устранил, а именно подавил, то есть вытеснил в бессознательное), и ему кажется (он и сам в это верит), что желаний у него нет. Но часто в таком случае может возникать депрессия, ощущение бессмысленности происходящего, апатия, прострация, меланхолия и так далее. Это признак того, что желания не устранены, а вытеснены в бессознательное и продолжают воздействовать на сознание человека, но уже другим образом. Поэтому Ананда – это чёткий индикатор уровня духовного развития человека. Если присутствует Ананда, значит, в какой-то мере или полностью достигнуто состояние, о котором пишет Патанджали, – «citta-vritti-niroddhah».
Таким образом, Ананда – одна из четырёх ступеней на пути к Самадхи, согласно версии Патанджали. Ей предшествует Витарка – сосредоточение на объекте, воспринимаемом органами чувств, - и Вичара – непосредственно созерцание, или Дхьяна. Впоследствии Дхьяна приводит к состоянию Ананды – блаженства, а затем и к четвертой стадии достижения Самадхи – Асмите – разотождествлению сознания с умом и телом. Также уровень развития такого качества, как Ананда, в человеке является признаком его успешного движения по духовному пути и является непременным аспектом достижения спокойствия ума.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.