Древняя наука алхимия предлагает нам концепцию, согласно которой все материальные объекты состоят из пяти первоэлементов. Четыре из них — земля, вода, огонь и воздух — являются представителями грубой материи, а пятый, эфир, имеет тонкоматериальную природу. И по-разному уплотняясь, эфир образует всё — от морских глубин до космических высот. Идея о пяти первоэлементах красной нитью проходит через многие учения. Так, в индуизме первоэлементы называют таттвами и связывают с проявлением пяти чакр — энергетических центров в теле человека. А китайская философия рассматривает концепцию «У-син» — пяти элементов. На принципах их взаимодействия во многом основана китайская медицина, боевые искусства и так далее.
Термин «акаша» в переводе с санскрита означает ‘видимость’, или ‘пространство’. Трактовка этого термина в ведической философии примерно соответствует пятому элементу — эфиру. Это понятие переводится с древнегреческого как ‘верхний слой воздуха’ и считается стихией пространства. Концепция эфира играет ключевую роль в таких науках, как натурфилософия, алхимия и физика, и во многом даёт понимание существования некоей первоосновы материальных объектов.
Акаша, так же как и эфир, считается самым тонким видом материи и может быть определена как первооснова всего сущего. Об этом писал гуру Горакшанатх, основатель традиции натхов, в своём философском трактате «Сиддха-сиддхантха паддхати». Горакшанатх описал шесть качеств Акаши, стало быть, для него это понятие вовсе не является абстрактным. Согласно его философскому трактату, Акаша обладает свойством пустотности, является непрерывной, неосязаемой, окрашена в синий цвет и имеет свой звук. Именно поэтому ясное небо в солнечный день имеет синий цвет — это и есть проявление Акаши, которое любой желающий может увидеть лично.
Ведическая философия поддерживает идею макрокосма и микрокосма, то есть тождественности космического пространства и тела человека. Или, как сказано в тексте «Изумрудной скрижали» (которая, как считается, содержит рецепт легендарного философского камня), «то, что внизу, аналогично тому, что наверху». Именно поэтому Акаша имеет своё проявление и в теле человека. Так, проявлением Акаши в теле человека считается тонкая звуковая вибрация под названием «нада». Считается, что жизненная энергия, прана, поднявшись до четвёртой чакры, Анахаты, начинает издавать эту звуковую вибрацию. Об этом в своих комментариях к тексту «Сиддха-сиддхантха падхати» писал учитель традиции натхов Матсьендранатх Махарадж. Речь не идёт о звуке в привычном понимании этого явления. Скорее, это некое тонкое переживание, вибрация энергии в чакре, духовно-мистической опыт. Подобные явления едва ли можно описать словами, это постигается лишь через личный опыт.
В традиции индуизма существует концепция «махабхута», которая включает в себя пять первоэлементов, соответствующих пяти чакрам. Согласно этой версии, элемент пространства, или Акаша, соответствует пятой чакре.
Особое место Акаша занимает в философии буддизма. Наиболее полно это явление описано в школах традиции Махаяны и обозначено термином «шуньята», или ‘пустотность’. Концепция шуньяты в традиции Махаяны указывает на некую первооснову всего существующего, а также на иллюзорность дихотомии — различения объектов и явлений по тем или иным признакам. Так, концепция шуньяты говорит нам об отсутствии собственной постоянной и неизменной природы у вещей и явлений. Восприятие окружающего мира через призму пустотности — это понимание непостоянства окружающего мира, а также взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений. Такое понимание Акаши предлагается в буддийской философии. Так, в «Сутта-нипате» сам Будда Шакьямуни даёт наставление «как на пустоту взирать на этот мир».
В одной из сутр, где описан диалог Будды и Субхути, последний говорит о том, что парамита мудрости познаётся как стихия пространства. По словам буддолога Лепехова, Акаша в буддизме рассматривается как некая непрерывная субстанция.
Таким образом, концепция Акаши присутствует во многих философских школах. В натурфилософии, физике и алхимии существует смежный термин — эфир, который во многом отражает концепцию Акаши. Современная квантовая физика также косвенно подтверждает наличие некой тонкой материи, которая является основой всего. Так, если рассматривать материальные объекты на микромолекулярном уровне, большую часть атома составляет пустота. Таким образом, эмпирическим путём косвенно подтверждается, что все материальные объекты имеют некую первооснову. Являясь изначальной материей, Акаша образует и более грубые материальные объекты. Согласно буддизму махаяны, Акаша является существующей и несуществующей одновременно, проще говоря, находится за пределами материального мира.
Восприятие человеческого тела как микрокосма, то есть тождественного макрокосму, Вселенной, позволяет рассматривать Акашу как некую энергию или состояние тела человека. Как уже сказано выше, поднятие энергии по Сушумне до четвёртой чакры позволяет на тонком уровне ощутить это состояние.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.