Содержание
Йога – древняя система самосовершенствования. Нет единого мнения по поводу того, как следует переводить это слово. Дело в том, что каждое санскритское слово подобно бриллианту: имеет множество граней. Таким образом, каждое санскритское понятие имеет до пятидесяти переводов, и термин «йога» не исключение.
Наиболее точными переводами этого слова можно считать три основных: «связь», «гармония» и «обуздание». Именно эти три варианта перевода слова «йога» отражают три основных аспекта этой системы саморазвития.
Словарь йоги позволит познакомиться с этой древнейшей системой саморазвития и узнать основные трактовки базовых понятий, которые предлагают реализованные мастера и учителя йоги.
Йога как связь
Под словом «связь» в данном случае принято понимать связь индивидуальной души с высшим сознанием, или в другом контексте – связь человека с окружающим его миром. От того, насколько сознание человека синхронизировано с высшим сознанием и с окружающим миром, зависит гармоничная жизнь.
Понимание йоги как слияния индивидуальной души с высшим сознанием более подробно описано в древнем писании «Бхагавад-гита». В этом писании изложен диалог Кришны и Арджуны, где первый раскрывает проблему страданий вечной души в материальном мире, а самое главное – способ эти страдания прекратить.
Связь человека с высшим сознанием можно сравнить с подключением компьютера к интернету. Какими бы хорошими характеристиками не обладал компьютер, без подключения к интернету возможности работы на таком устройстве будут весьма ограничены, если вообще будут иметь какой-либо смысл. То же самое с человеком: не имея связи с высшим сознанием, он подобен компьютеру без интернета, – его возможности ограничены. И что же происходит, когда компьютер подключается к интернету? Такому устройству (несмотря на его ограниченную память и возможности) становится доступна вся информация, которой обладает интернет, а также возможность связи с другими устройствами.
То же самое происходит с человеком, который достиг состояния йоги – связи с окружающим миром. Такой человек становится поистине всемогущим, ему становятся доступны многие знания и возможности.
Йога как гармония
Второй аспект практики йоги – это гармония. Так или иначе, все желают обрести гармоничные отношения с окружающим миром. И секрет в том, что в первую очередь следует обрести гармоничные отношения с самим собой. Как часто бывает так, что мы понимаем, как правильно поступить в той или иной ситуации, но под влиянием каких-то эмоций, вредных привычек и так далее поступаем себе же во вред.
И именно йога позволяет познать своё истинное «я», отделить свои настоящие желания от навязанных нам извне социумом, рекламой или прошлым обусловленным опытом. Важно понимать, что гармония – это внутреннее состояние человека, и оно не должно зависеть от внешних причин. Счастье – это состояние души. Если же счастье человека зависит от каких-либо внешних причин, такое состояние уже нельзя считать гармоничным.
Наш мир постоянно меняется, и если наша радость, счастье и гармония зависят от внешних причин, мы всегда будем несчастны. Есть хорошая поговорка: «У природы нет плохой погоды», – и это можно сказать про любую сферу жизни человека. Не бывает плохих обстоятельств, – бывает неправильное умонастроение.
Человек, который достиг гармонии в своей душе, всё, что происходит, воспринимает как жизненный урок, испытание, которое нужно пройти, чтобы стать сильнее. И именно йога позволяет обрести это правильное и гармоничное умонастроение. Важно понимать, что Вселенная не ошибается. У окружающего мира нет цели навредить нам или мешать нашему развитию. Напротив, всё, что нас окружает в данный момент, необходимо для нашего развития. Такое умонастроение и восприятие реальности и есть та гармония отношений с окружающим миром, которую даёт йога.
Йога как обуздание
Третий аспект практики йоги – это обуздание. Если понаблюдать за окружающим миром, то можно прийти к выводу, что единственное, что на самом деле причиняет нам страдания, – это наш собственный беспокойный ум. Если проанализировать реакции человека на происходящее, то можно заметить, что одно и то же событие может у разных людей вызывать прямо противоположную реакцию, и даже более того: у одного и того же человека, но в разное время, одно и то же событие также может вызывать прямо противоположные реакции.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что страдание – это лишь состояние нашего ума, и чтобы это страдание прекратить, достаточно научиться быть беспристрастным, проще говоря, устранить беспокойство ума.
Именно об этом и пишет Патанджали уже в самом начале своих йога-сутр: «Yogaś citta vṛtti nirodhaḥ», что означает: «Йога – это обуздание/прекращение волнений ума». И когда эти волнения прекращаются, наступает спокойное восприятие происходящих событий, так называемый «режим наблюдателя».
И именно «режим наблюдателя» – это ключ к прекращению страданий. Чаще всего мы не можем изменить мир, но мы можем изменить своё отношение к происходящим событиям. К примеру, мир так устроен, что каждый год нас будет настигать летняя жара. И можно сколько угодно пенять на несовершенство мира, – каждое лето мы будем страдать. Но если только мы сможем понять, что страдание нам причиняет не жара, а наше негативное её восприятие, – мы обретём возможность данный вид страдания прекратить. Этому и учит йога.
Йога-сутры Патанджали – путеводитель в мире йоги
Возникает вопрос: как же приобщиться к такой древней системе саморазвития, как йога? В прошлом уже было множество продвинутых практиков йоги, которые не только сами достигли высшей степени реализации на этом пути, но и по сей день остаются путеводными звёздами на пути тех, кто желает познать себя.
Одним из таких практиков йоги был Патанджали, который в своих йога-сутрах постарался наиболее полно изложить основные понятия йоги и по возможности указать нам верный путь в практике, предостерегая от наиболее распространённых ошибок.
Йога-сутры Патанджали – это своего рода путеводитель по увлекательному миру йоги. Однако, как уже говорилось выше, санскрит (на котором и написаны йога-сутры) – это очень многогранный язык, и поэтому не существует однозначного мнения относительно перевода.
Словарь йоги: знакомство с базовыми терминами
На помощь может прийти словарь йоги, который позволит познакомиться с базовыми понятиями в йоге, разными мнениями относительно трактовки этих понятий и разными версиями перевода. Многие учителя йоги по-разному трактуют йога-сутры Патанджали и предлагают свои версии перевода, каждая из которых открывает перед нами ту или иную грань того или иного понятия.
Восьмиступенчатая система Патанджали, которую он изложил в своих йога-сутрах, позволяет последовательно двигаться на пути йоги. Первыми двумя ступенями являются Яма и Нияма – предписания о том, какого поведения следует избегать, а какие поведенческие модели следует в себе культивировать. Далее Патанджали описывает практики очищения тела и ума – Асана и Пранаяма. Последующие две ступени посвящены более глубоким практикам работы со своим умом – Пратьяхара и Дхарана. И последние две ступени описывают непосредственно практику медитации и обретение духовного опыта, который приводит к совершенству в йоге.
Помимо этого, Патанджали описывает плоды практики на каждом этапе восьмиступенчатой системы йоги, а также трудности, которые могут возникнуть. Автор текста даёт базовое понимание того, как устроен мир и сам человек. И это также очень важно, ведь, прежде чем двигаться по пути познания себя и окружающего мира, следует осветить дорогу, дабы не угодить в ближайшую канаву.
Таким образом, йога – это древняя система саморазвития. И чтобы разобраться в ней, недостаточно самостоятельно изучать такие тексты, как йога-сутры Патанджали. Словарь йоги – это своего рода инструкция, которая позволит обрести максимально полное понимание базовых терминов и понятий в йоге.
Существует распространённое заблуждение, что йога – это индийская гимнастика, которая является совершенно чуждым нашей культуре элементом. Но это не совсем так. А точнее, совсем не так. Йога – это система познания себя и окружающего мира. Это система духовного развития, которая позволяет гармонично развиваться – физически, интеллектуально и духовно. Можно ли сказать, что саморазвитие – это удел какого-то отдельного народа, нации или традиция какого-то конкретного региона?
В чём на самом деле истинное предназначение человека? Для чего мы приходим в этот мир? Для того чтобы развиваться. Вся история развития жизни на Земле показывает нам, что все живые существа постоянно эволюционируют и этим показывают нам пример. Особенность нашего мозга такова, что он постоянно обучается. И это только наш выбор – чему мы будем обучаться. Так не лучше ли обучаться тому, как гармонично жить в этом мире – по совести и в ладу с природой? Этому и учит йога.