Содержание
Из статьи вы узнаете о видах самадхи, способах достижения этих состояний. Мы рассмотрим самадхи с точки зрения философского понимания мыслительных процессов и изменения состояния сознания.
Желание, с которым человек вступает в медитацию, — определяющий фактор. Глупец, засыпая, пробуждается глупцом. Но, если человек погружается в медитацию с единственным желанием просветления, он выходит из медитации мудрецом.
Свами Рама, «Жизнь среди гималайских йогов: духовные опыты»
Состояние самадхи: определение и исторический контекст
Что такое самадхи
Самадхи — это состояние просветления, при котором исчезает сама идея индивидуального сознания и человек переходит в чистое состояние осознавания, объединяя в себе наблюдателя и наблюдаемое.
Истоки учения о самадхи
Мы находим упоминания о самадхи уже в древних текстах — Упанишадах, относящихся к философии веданты.
Самадхи в традиции дзен
В традиции дзен также известно это понятие, но там считается, что самадхи, как и ниродхи, — состояние, схожее с самадхи, при котором метаболизм физического тела замедляется настолько, что понижается температура и человек перестаёт ощущать время, — не ведёт к высшему знанию.
В ниродхи организм существует за счёт накопленной до начала этого состояния энергии. Если прежде её бы хватило на пару часов жизни, то во время ниродхи она распределяется так, что её становится достаточно для поддержания физической жизнедеятельности организма в течение нескольких дней без внешних источников энергии.
Однако в дзен самадхи вовсе не высшая форма просветления. Последователи дзен не считают, что искоренение ложного знания возможно через самадхи, поэтому для них высшей целью остаётся «смерть» эго, а самадхи выступает как этап на пути к этой цели.
Самадхи в йогической традиции
В йогической традиции говорится, что достижение состояния самадхи возможно через практики дхьяны (медитации). Чтобы подойти к этой стадии, нужно пройти весь восьмеричный путь традиции раджа-йоги, начиная с практик ямы, ниямы, переходя к занятиям асанами и пранаямой, что в конце концов приведёт к более высоким уровням раджа-йоги — практикам дхьяны и самадхи.
Виды самадхи: основные различия
Уровни внутри состояния самадхи:
- савикальпа-самадхи;
- нирвикальпа-самадхи;
- сахаджа-самадхи.
Краткая характеристика видов самадхи
Кевала нирвикальпа-самадхи — стадия временная, в то время как сахаджа нирвикальпа-самадхи будет продолжаться всю жизнь. Предшествующий им этап савикальпа-самадхи — это только подход к просветлению и разотождествлению с самосознанием и эго. Такое состояние длится от нескольких минут до нескольких дней, в нём сознание ещё не растворено, не стало единым с Абсолютом, но уже прикоснулось к нему и увидело его.
Нирвикальпа-самадхи — это следующий уровень просветления, когда практикующий (йог) полностью слился с Абсолютом, его сознание перестало быть отдельным от Высшего. Абсолют и йог стали одним. Это поистине то состояние, когда человек открыл в себе Атмана. Он не только понял это, но и осознал и проявил Атмана, всё ещё пребывая в физическом теле.
Терминология Патанджали
Патанджали использовал такие названия, как Samprajana Samadhi (upacara samadhi) для понятия «савикальпа» и Asamprajata Samadhi (apana samadhi) для — «нирвикальпа». Савикальпа определяется познанием через присутствие сознания, а нирвикальпа — полным разотождествлением с собственным сознанием и постижением знания напрямую, интуитивно, с выходом в трансцендентальность, полным поглощением и растворением в Абсолюте.
Этимология и значение слова «викальпа» и 4 вида вритти (движений ума)
Викальпа — это вид мыслей, или, иначе, вритти. Викальпой называют движения ума, связанные с воображением и фантазией, отвлекающие мысли.
- Pramana — прямое знание, эмпирическое, полученное из опыта.
- Viparyaya — неправильное, ошибочное знание.
- Nidra — движения ума, «сон без снов». Ум всё ещё присутствует, он не ушёл в nirodhah, но в нём пустота, инертность, остальные 4 вида мыслей, или движений ума, в это время отсутствуют. Однако нидра не одно и то же, что йога-нидра.
- Smriti — движения ума, память и воспоминания прошлого, с ясным осознанием целей внешней жизни и духовного пути.
Нирвикальпа: состояние отсутствия мыслей
Вместо викальпы приходит нирвикальпа, с полным отсутствием мыслей, полным единением с Абсолютом, когда внутренние и внешние мысли остановлены.
Это состояние восторга, которое в индуизме называют ананда, но оно не тождественно тому восторгу, который нам уже известен в земной жизни. Это абсолютно новый тип духовного экстаза, невыразимый словами.
Невозможность вербального описания самадхи
Само состояние нирвикальпа-самадхи ещё меньше может быть выражено словами, хотя для того, чтобы каким-то образом представить читателю это состояние как одновременно духовно-философскую концепцию, не остаётся никаких других средств, кроме использования слов.
Ни одно из состояний самадхи не может быть полноценно передано путём построения вербального логического дискурса. Это такие состояния, которые могут быть поняты и осознаны только в процессе непосредственного проживания, через опыт пребывания в самадхи.
Савикальпа-самадхи: первый проблеск просветления
Савикальпа-самадхи — это самадхи такого типа, когда в процессе концентрации на объекте, то есть медитации на объект или образ, происходит открытие человеку Абсолюта, но лишь на некоторый период времени, с непременным возвращением в обычное состояние духа. Савикальпу можно переживать несколько и даже много раз в течение практики медитации.
Если вы практикуете медитацию регулярно, то первый уровень, савикальпа-самадхи, станет для вас в скором времени доступен. При достижении савикальпа-самадхи ещё присутствует усилие. Только тогда, когда усилия прекращаются, возможен выход в состояние нирвикальпа-самадхи.
Достижение савикальпа-самадхи не связано исключительно с типом медитации на объект. Это может быть медитация, когда практикующий уже не использует концентрацию внимания на внешних объектах для вхождения в состояние медитации.
Бывает достаточно сосредоточиться на внутреннем состоянии: самом уме, осознавании «я есмь», энергетических каналах нади и тому подобном.
Путь к высшему самадхи: практические и философские аспекты
Отличия сахаджа-самадхи от предшествующих уровней
Состояние единения с Высшим, которое было достигнуто в нирвикальпа-самадхи, не утрачивается, и человек, находясь в материальном мире, сохраняет состояние высочайшего просветления. Оно уже не может быть утрачено.
В этом виде самадхи практик не утрачивает состояние озарения даже во время выполнения обычных дел. «Его тело стало инструментом души», как объясняют некоторые гуру. Он един с Абсолютом, а душа стала Атманом, он вышел из круга сансары.
Пусть он до сих пор и находится в этом мире, но его душа ниспослана сюда для того, чтобы выполнять какую-то только ей присущую миссию.
Постоянное пребывание в сахаджа-самадхи
В сахаджа-самадхи, в отличие от савикальпа- и нирвикальпа-самадхи, больше не нужно ни достигать, ни входить — человек в нём пребывает постоянно. Редкие духовные учителя смогли этого достичь.
Обычно даже нирвикальпа — это уже состояние, к которому идут, может быть, в течение нескольких жизней, и только в этом земном воплощении после многих лет непрерывной практики медитации потенциально возможно достижение нирвикальпа-самадхи с последующим достижением сахаджа-самадхи.
Употребляя слово «достижение», мы не имеем в виду желание эго чего-то достигать. Просто из-за отсутствия более подходящих слов для описания высших состояний сознания приходится использовать такие термины тогда, когда описание касается сферы не то что идеальной, но даже трансцендентальной.
Самадхи и аннутара самьяк самбодхи: параллели в буддизме и йоге
В философской концепции буддизма существует просветление Будды, именуемое аннутара самьяк самбодхи, сходное с понятием «самадхи». Оно в большей мере соответствует именно сахаджа-самадхи в традиции йоги и индуизма.
Самадхи и карма: ключ к управлению мыслями
Только достигнув сахаджа-самадхи, можно полностью остановить движение мыслей. Но нужно задаться вопросом, почему мы постоянно подвержены атаке мыслей. Ответ кроется в таком понятии, как карма. До тех пор, пока человек проживает карму, поток мыслей полностью прекратить невозможно.
Во время медитации умелый практик останавливает поток мысленной активности, но лишь на время медитации. Затем, когда он возвращается к повседневным занятиям, мысли приходят вновь.
Если мы в состоянии контролировать их, и особенно тот процесс, когда происходит эмоциональный отклик на некоторые мыслительные движения, то это уже большое достижение. Если человек по-настоящему достиг определённой степени осознанности в жизни, то лучше управляет своими эмоциональными реакциями и направляет работу ума.
Однако при этом человек не достигает просветления или самадхи. Состояние самадхи, сахаджа-самадхи, определяется тем, что больше не осталось кармических привязок, поэтому потоку мыслей неоткуда появиться. Только при условии тотальной остановки бессознательного, неконтролируемого течения мыслей возможно говорить о состоянии высшего просветления — сахаджа-самадхи.
Существуют разные взгляды относительно самадхи, и читатель волен решать, каким образом ему относиться к этим философско-психологическим концепциям. И всё-таки будем помнить то, что однажды сказал Шри Рамана Махарши:
Только самадхи может открыть Истину. Мысли набрасывают покров на Реальность, и поэтому она не воспринимается таковой в состояниях иных, нежели самадхи.
Шри Рамана Махарши