Содержание
Здравия!
Меня зовут Павел Коноровский. В 2012 году окончил курс-интенсив для преподавателей йоги. Так как после учёбы осталось много времени, и я мог остаться в Москве, то благодаря помощи Андрея Верба смог начать применять полученные знания сразу в роли преподавателя. Написать эту статью меня вдохновила сокурсница, так как поначалу мне казалось, что эти очевидные истины не имеет смысла высказывать, и сказать-то мне особо нечего. Но после её вопросов и рассказа, как прошла её первая практика, мне стало понятно, что нужно написать о своём опыте. Данная статья написана исключительно из личного опыта и ни в коей мере не претендует на окончательную истину. Если у вас есть какие-либо замечания или уточнения, буду рад обсудить и скорректировать. Ориентирована она на начинающих преподавателей, так как со временем многое из сказанного будет глупостью или абсурдом. Но до этого нужно прожить, скорее всего, не один год преподавания.
Видео, которое поможет вам стать преподавателем и получить сертификат:
Первая часть статьи будет посвящена асанам и логике построения занятий.
- Разминка, особенно в группах, ориентированных на начинающих в йоге, желательна от 20-ти минут до 40. Включать в неё можно всё что угодно: от Сурья Намаскар до различных вариаций сукшма-вьяямы. По собственным необъяснимым ощущениям стараюсь привносить что-либо новое в разминку каждый раз. В процессе разминки понаблюдайте за тем, чтобы были размяты все части тела, даже те, на которые вы не планируете давать ощутимую нагрузку сегодня.
- Продумайте основу для каждой практики. По сути, она очень даже консервативная и не подлежит особому изменению. Вариабельность в моём случае допустима потому, что в часовое занятие она просто не влезает по времени. Классическая последовательность: Разминка → Балансы → Асаны стоя → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Шавасана. В коротком варианте у меня получается так: Разминка → Балансы → Асаны на раскрытие чего-либо → Компенсации этого «чего-либо» → Перевёрнутые → Шавасана. Также видел другую классическую схему — мне лично по ощущениям не очень подходит — из классической школы хатха-йоги: Разминка → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Асаны стоя (в основном балансовые) → Шавасана. Пробуйте и выбирайте сами.
- Напишите два плана на практику, а лучше даже три. Особенно если это первая неделя. Подумайте, насколько они сбалансированы, есть ли в них компенсации, не содержат ли они ошибки. Почему три — объяснение в пятом пункте.
- Сделайте заготовки на любой отдел. То есть желательно иметь шпаргалки (небольшие листы с рисунками асан, которые можно аккуратно положить рядом с ковриком) с заготовками практики минут на тридцать, с проработкой, к примеру, грудного отдела или на усиление мышечного корсета рук. Но, с другой стороны, не увлекайтесь сильно этим, в том смысле, что гармоничное развитие предпочтительнее быстрого удовлетворения острых недовольств. Эти шпаргалки принесут вам две пользы. Вы станете более уверенными в том, что вы способны быть компетентными, а также, в случае необходимости, будет чем занять занимающихся в форс-мажорных ситуациях.
- Подумайте над вариантами практики, когда к вам придёт человек, который что-либо не может. Например, что вы будете делать, если к вам пришел занимающийся, у которого ранее была травма на позвоночнике, с грыжами, с операциями на внутренних органах, с гипертонией, с ДЦП (ну это, конечно, жёстко, но мало ли)? В качестве примера: я на первое занятие всё прописал, спросил, нет ли каких противопоказаний, болезней и переломов, получил ответ и начал практику. И остаются законные сорок минут, где запланирована работа с областью пресса и перевёрнутые, а тут девушка говорит: «А мне сегодня перевёрнутые нельзя». И понятно, что на пресс ей тоже нежелательно выполнять асаны. Выручило только знание, чем такое заменять, и умение быстро в голове рисовать комплексы. А у кого-то этого может и не быть. Также сразу посмотрите, как выполнять перевёрнутые для полных людей, не способных самостоятельно поднять таз с пола.
- Свой первый комплекс я писал с таймингом, что и вам советую. То есть вы должны хотя бы примерно представлять, с какой по какую минуту проходят асаны по тематикам. Особо стоит отметить, что асаны на вторую сторону (к примеру, вначале мы делаем асаны на разогрев и вытяжение правой стороны тела, а потом идут асаны на левую сторону) обычно короче, и в них нет определённого «клея», который был на первую сторону. Хотя, смотря как напишите и как планируете проводить.
- Старайтесь написать несколько коротких серий. Почему именно короткие? Потому что в длинных сериях, хотя они и предпочтительнее, так как красиво ложатся в комплексы, есть вероятность самому запутаться и пропустить что-то из того, что давал на одну из сторон. Только поэтому предпочтительнее короткие серии с очень жёсткой логикой — почему и что за чем следует. Это позволит даже в случае забывчивости быстро восстановить последовательность.
- Делайте серии с виньясами. То есть переход из одной асаны в другую должен быть очень логичным и простым и с минимумом движений конечностями.
- Смотрите ролики других преподавателей с комплексами. Рассмотрите их логику. Я почти уверен, что у любого человека можно многому научиться. Как минимум тому, что делать не стоит.
- Ходите на практику к другим преподавателям. Особенно хорошо, если это будут люди, продвинувшиеся больше вас в йоге. Но тут проявите здравомыслие. Как говорит Андрей Верба: «Задайтесь вопросом, хочется ли вам жить их жизнью?» Идите и учитесь у тех, на кого вам хотелось бы быть похожими.
Вторую часть хотелось бы посвятить самим методикам преподавания, настройке на преподавание.
- Не бойтесь быть хуже других или оказаться в нелепой ситуации. Сядьте загодя дома, и до мелочей прокрутите в голове самые ужасные и конфузные варианты в голове. Чётко переживите их, как будто на практике. Если же эти ситуации после возникнут в реальности, то они уже не будут для вас неожиданностью. У вас будут модели более правильных реакций на происходящее. Конечно, на всей планете соломку для падений не подстелишь, но если вы склонны испытывать страх и теряться в форс-мажорах, то это вам поможет.
- Когда вам становится страшно или очень волнительно, представьте себе, что вы вышли из тела и смотрите на себя и на ситуацию, происходящую с вами, со стороны. В большинстве случаев вы поймёте нелепость волнения, а если и не поймёте, то как минимум со стороны не так страшно.
- Придумайте готовые ответы на казусы. К примеру, перед первым занятием я позвонил своему первому преподавателю йоги, и мы говорили о преподавании. Один из важнейших его советов — ответ на вопрос «Что делать, если я что-либо забуду, а мне потом на это укажут?»: «Сказать: "А я-то уже подумал, что никто вообще не заметит!"». В этом есть два плюса для вас: во-первых, у вас пропадёт лишний повод переживать; а во-вторых, вы этим приучаете своих занимающихся к участию в практике и в умении чувствовать Поток.
- Хотел бы отметить здесь рекомендацию Дениса Никифорова: «Представляешь перед собой аудиторию... и поехали! С дыханием, рекомендациями, разной степенью нагрузки, исправлениями, противопоказаниями и т. д. Очень всем рекомендую — развивает воображение, и можно сколько хочешь ошибаться :), но главное, когда приходят «живые люди» :), никаких заминок уже не происходит». Также можно потренироваться на друзьях, домочадцах, они зачастую готовы один раз потерпеть ради дорогого друга или родственника, а там глядишь, и втянутся.
- Учитесь осознанности на себе. Следите за тем, что вы говорите, как себя ведёте и как реагируете на различные ситуации. Это очень важно, как минимум с двух позиций. Во-первых, вы должны соответствовать тому, что даёте своим занимающимся, а во-вторых, этим вы сможете изучать себя и постигать очень глубокие слои своего сознания.
- Настраивайтесь на практику до занятия. Постарайтесь выдержать этот день максимально чистым, сделайте пранаяму. По возможности займитесь мантраяной. Я, к примеру, в день авралов стараюсь читать мантру, пока еду в метро. Также можно давать на минуту-две погружение в себя для занимающихся вначале практики.
- Подумайте, что вы можете дать занимающимся. Осознайте свои сильные и слабые стороны. Даже если вы не скажете о том, что вас переполняет, вы автоматически обменяетесь своей энергией с занимающимися. Работайте над собой сознательно, а не как получится.
- Наблюдайте за залом до начала практики. Это много вам расскажет о том, кто к вам пришёл, что им требуется, какие у них зажимы и блоки. То, как они двигаются, сидят и общаются, иногда скажет вам больше, чем недели бесед, проведённых вместе. Исходя из этого, можно корректировать план практики. Вот тут вам и помогут варианты, написанные ранее.
- Очень хочется говорить о духовности, но, вспоминая себя, каким пришёл, и наблюдая, какие люди приходили в зал, когда был просто практикующим, понимаю, что сразу заговорив о духовности, можно вызвать только раздражение или непонимание. В качестве уловки для себя выбрал акцентирование внимания на осознанности. Начинаю с дыхания, потом старюсь вносить осознанность в мышцы и положение тела, а там недалеко и до токов энергии. Но это очень индивидуально, и если у вас хватит тапаса сразу заговорить о духовности, то мой вам поклон. В любом случае никогда не стоит забывать, что: «Йога — это не физкультура и не физические занятия».
- Постоянно наблюдайте за залом. Я не преследую цель максимально избавить людей от проблем или правильно отстроить асаны. Приходят люди, которым стоит учиться двигаться, и не важно, насколько правильно. Наблюдение даст вам возможность глубже понять занимающихся, а также выделить ленивых, кого нужно стимулировать, и особо рьяных, которых нужно притормаживать, чтобы они себя не «убили» практикой.
- Говорите чаще на первых практиках. Этому есть несколько причин: во-первых, ум у занимающихся постоянно бегает, и ваш голос помогает им концентрироваться на практике; во-вторых, ваши комментарии о том, как выстроить асану, будут потихоньку вливаться в их головы; в-третьих, пока говорите, вы меньше будете волноваться. Не зря же советуют, когда очень страшно, петь. Пользуйтесь этим инструментарием. Но для продвинутых практиков лучше уже наслаждение тишиной в асанах. Они уже всё знают и умеют погружаться с себя.
- Рассказывайте им, какие должны быть ощущения. Для этого вам желательно хорошо попрактиковать эту асану, чтобы понимать, что тянется и в какой последовательности. Но тут есть два подводных камня. Во-первых, если зацикливаться на этом, то занимающиеся будут стремиться жить вашими ощущениями, а не познавать свои. Во-вторых, у всех разная физиология, и то, что вы чувствуете на данный момент, для них может оказаться пройденным этапом, а может, и наоборот: вы никогда не сможете почувствовать то, что они будут ощущать всю оставшуюся жизнь.
- Особенно важно смотреть, кто и какие испытывает сложности в асанах. Пока у вас будут небольшие группы, то и занятия будут почти индивидуальными. Помогайте словами им, подскажите, как им лучше преодолеть сложность. Тут уместно рассказать о психосоматике, о карме, об аскезах. Важно, чтобы ваши слова были полезны и соответствовали ситуации.
- Учитесь играть голосом, интонацией. Фразы «расслабляйтесь в этой асане» и «тянем ногу выше, выше, выше!» говорятся в разной тональности, в разном ритме. Люди реагируют на это подсознательно, и это способно улучшить их практику.
- Вносите в практику сравнения и гиперболы. Динамику в Марджариасане можно рассказывать, как детям, в сравнениях: «Злая кошка» — прогиб спины вверх; «Довольная кошка» — потягивание спиной вниз. В Вирабхадрасанах можно говорить о мужественности, о силе, о воле. Гиперболы же помогают объяснять многие асаны, к примеру, показывая открытие (Вирабхадрасана 2) и закрытие таза (Вирабхадрасана 1) постарайтесь изобразить максимальный мах тазом, чтобы визуально у человека сложилась картинка между «плохо» и «хорошо». Гиперболы в шутливой форме помогают снять излишнее напряжение в телах занимающихся. Очень позитивно показать напряженное лицо со словами: «Такое лицо не помогает держать асану». А улыбка помогает его расслабить. Но смех нежелателен, так как сбивается дыхание и внимание.
- Держите контакт с людьми голосом и взглядом. Поначалу им важно ваше внимание, ваше одобрение или «осуждение». Когда вам нужно кого-то поправить, а человек стоит лицом вниз или в другую сторону, просто начните говорить чуть громче, чётче и строго в его сторону. Результат сами проверите :)
Третья часть самая важная. Она, на мой взгляд, никогда не утратит своей актуальности, пока вы остаётесь на стезе преподавания.
- Введите для себя золотое правило, которое нарушать можно только при угрозе жизни. Личная практика обязательна после занятия до момента, пока вы уснули. Если у вас гости, родственники, наводнение, цунами, то дождитесь, пока они не улягутся, уснут или успокоятся. Чем дальше ваше состояние от спокойствия и равновесия в любую из сторон, тем больше личной практики перед сном.
- В конце практики посмотрите на практикующих. Подумайте и прочувствуйте, с чем вы придёте домой, и если требуются шаткармы, то решите сразу, что вам нужно. К примеру, если ко мне на занятие почти все пришли с насморком или кашлем, то обычно я делаю промывание носа, капалабхати, и если тяжело в груди — то Симхасану с максимально резким и громким выдохом и задержкой дыхания. Если же много энергии из Свадхистаны получаю, то делаю длительные перевёрнутые с пранаямой. Но практикуйте только то, что знаете и умеете.
- Читайте духовную литературу вслух и с интонацией.
- Не взращивайте своё эго в ментальном плане. Давайте людям то, что им нужно, а не то, что у вас хорошо получается или вам жуть как хочется дать. Будьте скромнее в своих заслугах. Если у вас есть авторитет, то рассказывайте, что и у вас были и есть сложности, не стесняйтесь давать асаны, которые вы делаете хуже них, особенно если они важны для всех остальных.
- Не взращивайте эго в физическом плане. Но мой взгляд, преподавателю желательно быть на полшага впереди, чтобы помочь решить проблемы и чтобы просто помнить, что эти проблемы бывают. Важно, какая у вас энергия, а не куда вы можете засунуть ногу.
- Следите за своим питанием. Для меня сложно здесь в столице почему-то не есть много. Но очень хорошо помогают слова, сказанные Александром Степановым на эту тему: «Если я сейчас съем эту гадость, то потом с этой энергией пойду к Андрею, а ему будет ещё хуже». Вы уже на пути йоги, и вы должны помнить о своей связи со всеми окружающими. Будьте максимально ответственны.
- Знайте, что эта жизнь, грубо говоря, больше вам не принадлежит. Вам в любой момент могут задать вопросы о любых сферах вашей жизни. Будьте готовы ответить на эти вопросы или суметь объяснить, почему вы в них не компетентны.
Хотелось бы закончить эту статью словами уважаемого мной человека: «Квалификация преподавателя йоги — это, прежде всего, личная практика, генерирующая состояние единения и удовлетворенности. Это состояние возникает от комбинации: информация + практика + практика + практика в своё удовольствие. Гимнастические навыки и способность донести информацию второстепенны относительно качества (частотности) состояния преподавателя, потому что в конечном итоге именно внутреннее состояние создаёт пространство вокруг».
Записаться на Курс преподавателей йоги.
С благодарностью всем учителям настоящего, прошлого и будущего! ОМ!