Для развития личности довольно важно на определенном этапе начать делиться знаниями. Если обучение других не основывается на повышении чувства собственной значимости и эго, если обучение происходит корректно и целенаправленно, тогда обучение других является одним из путей самообучения. Так происходило в жизни многих великих учителей, и Миларепа не является исключением. Он был вынужден учить людей: он беседовал с ними и передавал им свои знания.
Можно сказать, что возможность обучаться у других — это благословение высших сил. Но для того чтобы эта возможность проявилась, необходимо делиться знаниями.
Другими словами, преподавание является способом развития и самообучения. Однако быть учителем совсем не означает, что ты уже достиг высшей реализации. Даже обучая других, учитель всё ещё сам ученик, один из многих, которые двигаются по пути; практик учится и развивается через обучение других. И чтобы идти таким путём, вам абсолютно не обязательно быть полностью просветлённой личностью.
Основное заблуждение заключается в том, что, если человек занимается обучением других, это означает, что он уже просветлел и сможет за ручку провести других по всему пути. Но это необязательно так. В процессе обучения ученики задают вопросы, которые у самого учителя тоже возникали. Некоторые вопросы могут отражать его же сомнения, другие же вопросы могут подтверждать его собственные знания.
Этот путь подобен практике Бодхисаттвы. Согласно термам, Бодхисаттва начинает своё развитие с первой ступени (bhumi) и доходит до десятой, служа во благо всех живых существ. Бодхисаттвы развивают в себе такие качества, как великодушие, порядочность, терпение, энергичность, концентрацию, мудрость и многие другие. Обучение других — это тоже практика, так как необходимо осознавать, что ты не можешь просто заниматься саморазвитием, необходимо взаимодействовать с другими людьми. Знание растёт, когда его передают другим. Обучать не значит быть истиной в последней инстанции или великим просветлённым гуру.
Из книги «Миларепа: уроки из песен и жизни великого тибетского йогина» Чогьям Трунгпа Ринпоче.