Опытным путём доказано: внедрение занятий по йоге в школьную систему физической подготовки позволяет выработать у детей правильную осанку, значительно повысить гибкость, улучшить общую работоспособность.
Обучаясь в спортивном университете, я выбрала тему дипломной работы: «Методика проведения занятий оздоровительно развивающей гимнастики «йога» для младших школьников», так как сама уже несколько лет практиковала йогу. У меня появилась возможность проверить воздействие йоги на детей младшего школьного возраста с согласия их родителей.
Учёба в школе является принципиально новым этапом по сравнению с предшествующей жизнью ребёнка: повышаются информационные нагрузки, сопровождающиеся аритмичностью в работе; усиливается гиподинамия; усложняются межличностные отношения. В то же время младший школьный возраст – очень важный период, когда заканчивается развитие костного скелета, но при этом он подвергается огромным нагрузкам (продолжительное и непривычное положение сидя на уроках, тяжёлый портфель с учебниками и т. д.), что приводит к искривлению позвоночника со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, адаптация к школьным условиям характеризуется повышением напряжения биологических и психофизиологических механизмов. Соответственно, исследовательская работа посвящена проблеме разработки физкультурно-спортивных технологий оздоровления школьников.
Цель исследования. Разработать методику проведения занятий оздоровительно-развивающей гимнастики «йога» для младших школьников.
Гипотеза исследования. Разработка и применение методики оздоровительно-развивающей гимнастики «йога» позволит повысить показатели физического состояния и гибкости, работоспособности и осанки, функционального состояния организма школьников по сравнению с другими видами оздоровительных занятий.
Научная новизна. Предлагаемая методика занятий оздоровительно-развивающей гимнастики основывается на функциональном анализе различных направлений «йога» с выделением наиболее значимых и приемлемых в практическом использовании компонентов.
Для того чтобы проанализировать ситуацию со спортивно-оздоровительными занятиями для детей младшего школьного возраста, мы посетили три общеобразовательные школы в разных районах города и изучили секционную работу спортивных залов. Нами выявлено следующее.
Школы имеют такую спортивную базу, которая не предоставляет ученикам с определёнными проблемами со здоровьем возможность выбора дополнительных спортивно-оздоровительных занятий. Существуют стандартные спортивные секции – баскетбол, волейбол, гандбол и пр., общая физическая подготовка (ОФП).
Ни в одной школе не применяется система «йоги». Все используемые виды спортивных занятий не подходят детям даже с небольшими отклонениями в здоровье, а также, освобождённым от уроков физической культуры.
Оздоровительный эффект уроков физической культуры, в объеме трёх (тем более двух) часов в неделю, отстаёт от уровня требований, предъявляемых условиями современной жизни и организацией учебного процесса к организму школьников. Три урока физической культуры дают лишь 15-17 %, а два урока и того меньше – 10-12% недельного объема двигательной активности. Согласно статистике медицинских осмотров в школе, 70% детей младшего школьного возраста имеют начальную стадию сколиоза.
Оздоровительная работа в массовом учреждении на примере общеобразовательной школы, по нашему мнению, является неэффективной. Необходимо срочно повысить оздоровительную составляющую физического воспитания в школе, что возможно только за счет инновационных подходов, в частности, используя тысячелетнюю систему занятий «йога».
Опрос проводился среди учителей в общеобразовательной школе № 9 г. Новочеркасска. Учителя давали объективную характеристику двух групп школьников 6 – 9 лет: первая занималась на уроках физкультуры и два раза в неделю посещала дополнительные занятия – секцию ОФП; вторая группа занималась на уроках физкультуры и два раза в неделю посещала дополнительные оздоровительные занятия по «йоге». Наблюдения велись за посещаемостью этих детей, то есть, имели ли место пропуски занятий по причине болезни. Также обращалось внимание на психическое и эмоциональное состояние детей, на успеваемость, внимание.
Наблюдаемые группы детей занимались с сентября 2008 по июнь 2009 года. По истечении девяти месяцев были проведены контрольные тесты.
Комплекс педагогических контрольных тестов был разработан в результате серии научных исследований. Он характеризует уровень развития основных физических качеств детей – гибкость, осанку, функциональное состояние и работоспособность.
Тест на гибкость включал проверку гибкости тазобедренных суставов, позвоночника и плечевых суставов. Для оценки функционального состояния был применён Гарвардский степ-тест. И тест на функциональное состояние определялся индексом Руфье Д-Диксона (методики проведения тестирования подробно описаны в дипломной работе).
Таким образом, педагогический эксперимент показал, что применение методики оздоровительно-развивающей гимнастики «йога» позволило значительно повысить показатели физического состояния и гибкости, работоспособности и осанки, функционального состояния организма школьников по сравнению с другими видами оздоровительных занятий, что подтверждают наши расчёты, выполненные методом математической статистики.
Тест | Экспериментальная группа, занимающаяся йогой (балл) | Контрольная группа, занимающаяся ОФП (балл) |
---|---|---|
Параметры осанки | 9,14 | 8,51 |
Показатель гибкости | 9,13 | 7,26 |
Показатель работоспособности | 8,4 | 7,6 |
Показатель функционального состояния | 9,4 | 8,0 |
Оценка общая | 36,07 | 31,37 |