Содержание
По первопринципам йоги, описанным в сутрах, — базовом труде Патанджали, у обычного человека вся жизнь состоит из заблуждений, сквозь призму которых он смотрит на мир и действует. Во второй главе с третьей по девятую шлоку он знакомит нас с понятием «клеши» — фундаментальными загрязнениями сознания, сидящими глубоко на подкорке. Они тянутся с прошлых жизней, но приносят страдания в настоящем. Мешают они и получению нужных состояний в йоге.
Древнее писание приводит пять причин страданий. Всего пять, но всеобъемлющих! Первая — Авидья — неведение, из которого вытекают все последующие. Асмита — ложное чувство «Я», или отождествление с личностью; рага — влечение; двеша — неприязнь, отвращение, гнев, ненависть; абхинивеша — страх смерти или жажда жизни.
Для лучшего понимания за эквивалент «клеши» в русском языке можно принять слово «шаблон». Действительно, все люди мыслят и живут по стереотипам, привитым в детстве или приобретённым с опытом. Избавиться от них обыкновенный человек не сможет никогда. Исключение составляют люди, занимающиеся йогой, но и они до конца не способны преодолеть, например, страх смерти. Однако ослабить «мёртвую хватку» клеш йогам доступно.
Кстати, наличие у живого существа жажды жизни является одним из свидетельств того, что оно имело опыт многих жизней и умирания, который прочно отложился в его тонком мире.
Как мешают клеши
Омрачения (клеши) бывают интеллектуальными — авидья и асмита, эмоциональными — двеша и рага, и инстинктивными — абхинивеша. Они настолько в нас встроены, что почти не проявляют себя, пока не нагрянет нужная ситуация.
У каждой есть четыре стадии развёртывания: скрытая, когда нам кажется, что её нет; ослабленная, когда омрачение проявляется в слабой форме; чередующаяся, то есть как будто бы и нет; и, наконец, активная.
Возьмём простейший пример. На работе новый, ещё никак себя не проявивший сотрудник, вызвал у вас горячую неприязнь… Внешне он слегка напомнил вам одноклассника, с которым в нелёгком подростковом возрасте вы сильно конфликтовали. И хотя это совершенно другой человек с иным именем, характером, да и вашему конфликту минуло 20 лет, вы автоматически наделили ни в чём не повинного человека отрицательными чертами. Можно сделать вывод, что из-за этого отпечатка в эмоциях, то есть прежде скрытой, а теперь проявленной клеши, взаимодействие с коллегой может складываться непросто, если не осознать первопричину антипатии и не устранить.
Другой пример: человек не задумывается о жизни и относится к ней как к чему-то само собой разумеющемуся, пока не столкнётся с ситуацией, в которой может её потерять, например, ДТП. Это чередующаяся форма клеши. Часто, увидев со стороны страшную аварию на дороге, многие водители и пешеходы клянутся себе впредь ездить и ходить аккуратно…
В скрытом состоянии клеши обычно находятся у духовных служителей, монахов, в наиболее активном — у людей, которые страдают от болезней.
Каков вывод? Исходя из первого примера с неприязнью к коллеге, получается, что наши ложные представления о человеке тянут за собой ложные эмоции и отношения, а затем такие же действия и события и не дают, в конечном итоге осознать истинное положение вещей и собственных возможностей. Чаще всего понимание того, что мы глубоко заблуждались, приходит к нам, когда уже поздно что-либо предпринимать.
В чём сложность распознавания клеш
Клеши весьма сложны для понимания и тесно связаны с другими непростыми понятиями: кармой, гунами и так далее. Йоги приходят к необходимости их выявления и удаления после того, как достаточно длительное время практикуют. Целью последующей практики становится ослабление клеш. Совсем удалить их получится, только если достичь самадхи. Подавляющее большинство занимающихся йогой рады хотя бы приблизиться к видье — правильному взгляду на окружающую действительность, и в соответствии с ним изменить свою жизнь.
Клеши мешают разворачиваться нашей энергии в верном направлении. Распознать и проявить своё истинное предназначение. Отчасти поэтому многие из нас тратят всю жизнь на его поиски, а не на реализацию, как задумано Богом.
Санскритолог Игорь Тоноян-Беляев при изучении сутр Патанджали в части клеш отмечает такую их особенность, как постоянная подвижность и влияние на функции гун, благодаря чему нам кажется, что мы меняемся, а на деле — нет, но из-за пребывания в авидье не можем этого обнаружить.
«Нам нравится меняться, чтобы расширять свои перспективы, в том, что мы никогда не видели и не знали, — приводит пример специалист. — С другой стороны, нам не нравится меняться, когда изменения происходят помимо нашей воли и неизвестно, что за собой влекут, а потом куда-то исчезают, и всё снова как в первый раз… Вот и получается, что новое — это хорошо забытое старое, но из-за нашего весьма слабого сознания проблем, мы не можем увязать эти вещи воедино».
Кроме видоизменения, клеши помогают созреванию причинно-следственных связей и разворачиванию негативной кармы. Они усиливают привычку, что те или иные события должны повлечь за собой те или иные реакции. Например, вас оскорбили, в ответ вы испытали злость и ненависть, а значит надо дать сдачу.
Как работают клеши
Чем дальше в лес, тем больше дров. За всем этим следует ещё более неутешительный вывод: принимаем решение и действуем вовсе не мы самолично, а наши заблуждения, которые и вращают колесо сансары.
Стоит отметить ещё и то, что клеша — это не само по себе переживание, например, радости или гнева, а проецирование его на объект, изначально неспособный их удовлетворить. В сутрах пишется, что авидья есть усматривание вечного, чистого, приятного, самого себя в том, что невечно, нечисто, неприятно и не является нами.
Клеши расположены в писании в некоем порядке, логично проистекая одно из другого. Авидья — причина того, что мы тотально всё видим не так, прежде всего то, что мы не тело и не ум, а дух. Затем асмита — отождествление себя с неким ограниченным и обусловленным существом, которым вовсе не являемся. Рага — влечение к непостоянным объектам из опыта приятного переживания. А если нам ещё и создают препятствия к наслаждению этими объектами, мы испытываем ненависть и другие неприятные эмоции — двеша. Когда мы окончательно привязались к объекту, благодаря ложным представлениям о нём и испытанным эмоциям, мы ещё и не хотим уходить из нашего тела, так как оно источник всех этих «сладких мучений», принимаемых нами за чистую монету — абхинивеша.
Как избавиться от клеш
Если эволюция клеш идёт от авидьи к абхинивеше, то инволюция — возвращение к исходному состоянию, или ослабление клеш, совершается в обратном порядке. Сначала нужно избавиться от страха смерти. Легко сказать! Самую неосознаваемую инстинктивную клешу Патанджали предлагает убирать в первую очередь. Логика этого процесса ускользает от сознания обычного человека.
Страх смерти и желание жить закодировано в любом живом существе. Если у животных он не осознаётся, то человек, по мнению древних, имеет преимущество: он способен поставить его под контроль, как и прочие клеши.
Инстинкт самосохранения — это хорошо. На человека мчится машина, он автоматически отпрыгивает в сторону, что позволяет уцелеть и не уйти из жизни раньше времени, не выполнив свои задачи. Когда же сидящий глубоко страх смерти мешает преодолевать искусственно воздвигнутые умом ограничения и препятствует духовному росту — это плохо.
Практик йоги с более чем с 30-летним стажем Ирина Загарова (Ари Воядема) усматривает в обратном порядке избавления от клеш вполне объяснимую логику: «Страх смерти фундаментален, и его надо ослаблять. Приведу простой пример с каналами. У нас их три: один главный, два второстепенных. Если закрыт основной, то два дополнительных почти бесполезны, поэтому следует расшатать эту основную заслонку, затор, тогда все остальные пойдут быстрее и веселее. Постепенно йогин разберётся со своим неприятным опытом, затем с приятным. Все духовные инициации, так или иначе, связаны с убиранием страха смерти, — поясняет практик. — Ведь, по сути дела, страх — это отделение себя от божественного начала. Возьмём новорождённого. Говорят, от младенцев ещё пахнет Богом. Они как чистая дощечка, на которой можно многое начертать. Практик, преодолевая ограничения, должен прийти к этому незамутнённому сознанию ребёнка, но с учётом полученного опыта, прихватив с собой мудрость. Это и есть духовный рост. Инволюция — возврат к изначальному состоянию, слиянию с Высшим».
Эффективнее всего делать это через медитацию раджа-йоги на различных стадиях клеш. Она поможет снять или обойти защищающие от травм механизмы психики, которые препятствуют работе с сознанием. Разовьёт внимательность и бдительность, поможет преодолеть двойственность и развить вивеку.
Из активной формы клешу нужно перевести в чередующуюся, затем в ослабленную и скрытую, где и подвергнуть истончению. Когда мы занимаемся медитацией, то становимся заметно спокойнее. Это означает, что клеша переходит в ослабленное, или тонкое, состояние, в котором над ней можно работать.
Удаление клеш может лежать и в сфере интеллекта через джнани-йогу, но прежде требуется серьезная йогическая дисциплина. Занятия йогой в разных аспектах — шаткармы, крийя-йога, яма-нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, самадхи — позволяют обрести свободу от этой обусловленности. В помощь практику пойдут и другие виды этой дисциплины — карма-йога и бхакти-йога.
Как сделать клеши инструментом духовного роста
Первопричина всех наших мучений — авидья — в конечном итоге оказывается побудительным мотивом к личностному росту. Здесь мы подошли к практическим инструментам преодоления заблуждений. Они также имеют свою логическую последовательность.
Повторюсь, чтобы различить и обезвредить любую клешу, нужно перевести её в латентное состояние. Чтобы развить в себе различающее видение, нужно выработать определённую ментальную подготовку, поэтому приступающие к медитации духовные последователи проходят горнило йогической дисциплины.
Подготовительным этапом для них является крийя-йога действия, которая устраняет активные проявления клеш, приносящие страдания. Только сгладив их, практик способен идти дальше и развивать различающее видение, чему помогает основная йога 8 ступеней — аштанга.
Практиковать требуется упорно с применением абхьясы и вайрагьи, потому что только следование этим правилам позволяет взглянуть в лицо страху и боли на физическом и тонком уровнях и даёт силы трудиться над их искоренением. Благородные усилия обязательно будут вознаграждены.
Когда через практику йоги разрушаются внешние поверхностные загрязнения ума, то начинает проникать свет истинного духовного знания, позволяющего отделить реальность от иллюзии, вечное от преходящего. Так что даже станет возможным «увернуться» от проявления будущей кармы. Патанджали пишет, что страдание, которое ещё не пришло, можно избежать с помощью правильных действий в настоящее время.
Становится ясно, что подавляющее большинство проблем у современного человека надумано, так как возникло из неверного понимания себя и окружающего мира. Когда появляется истинное трансцедентальное знание, многие благополучно избавляются от вороха искусственных страданий, потому что приобретают виденье сути происходящего, предоставляющее выбор.
Среди всех живых существ на земле выбор имеет только человек, но мало кто из людей умеет этой привилегий воспользоваться как следует. Те же, кто встал на путь йоги, в наибольшей степени способствуют реализации заложенного в них потенциала.