Измени себя — изменится Мир вокруг

Клеши: источник страданий и йогический путь к освобождению

Что такое клеши в философии йоги?

Клеши (санскр. क्लेश, kleśa) в философии йоги — это фундаментальные аффекты, «загрязнения» или омрачения ума, которые служат первопричиной всех форм человеческих страданий, или духкхи (санскр. दुःख, duḥkha — боль, беспокойство, неудовлетворённость). Эту концепцию подробно описал мудрец Патанджали во второй главе «Йога-сутр» (Садхана Пада). Она формирует основу для понимания, почему мы испытываем боль и тревогу, и предлагает путь к их устранению.

Клеши — это не внешние проблемы, а внутренние, глубоко укоренившиеся ментальные и эмоциональные паттерны, искажающие наше восприятие реальности. Они подобны цветным фильтрам, через которые мы смотрим на мир, окрашивая наш опыт и заставляя ум, или читту (санскр. चित्त, citta — сознание, ум), постоянно колебаться.

Согласно Патанджали, именно эти пять клеш порождают бесконечный цикл кармы и самсары (санскр. संसार, saṃsāra — круговорот рождений и смертей), удерживая человека в состоянии неосознанности. Цель практики йоги — не подавить, а распознать, ослабить и в итоге искоренить эти омрачения, чтобы достичь состояния ясности, внутреннего покоя и освобождения, или мокши (санскр. मोक्ष, mokṣa).

Пять клеш: карта наших внутренних омрачений

«Йога-сутры» выделяют пять основных клеш, где первая является корнем для всех остальных. Они проявляются в разной степени у каждого человека — от скрытых, дремлющих тенденций до активных, доминирующих состояний ума. Понимание каждой из них — первый шаг к осознанной работе над собой.

1. Авидья (неведение): корень всех страданий

Авидья — это первопричина и источник всех остальных клеш. Это фундаментальное заблуждение, которое заключается в том, что мы принимаем:

  • временное за вечное;
  • нечистое за чистое;
  • страдание за счастье;
  • не-Я (тело, ум, эмоции) за истинное Я, или Пурушу (санскр. पुरुष, puruṣa — чистое, неизменное сознание).

На практике авидья проявляется, когда мы отождествляем себя со своей работой, социальным статусом, телом или мыслями. Мы верим, что внешние достижения принесут нам долгосрочное счастье, или что старение и болезни — это трагедия, а не естественная часть непостоянного мира. Например, мы считаем что материальное богатство — гарант покоя. Авидья — глубокое экзистенциальное непонимание своей истинной природы. Вся практика йоги, по сути, направлена на устранение этого корневого неведения.

2. Асмита (ложное эго): отождествление себя с преходящим

Асмита — это прямое следствие авидьи, процесс отождествления чистого сознания (видящего) с инструментами восприятия (умом и телом). Это создание и защита эго — ложной личности, построенной на наших убеждениях, воспоминаниях, ролях и достижениях.

Асмита проявляется в таких чувствах, как гордость, высокомерие, стыд и самоуничижение. Когда кто-то критикует нашу работу, мы воспринимаем это как личное оскорбление, потому что отождествили себя с этой работой. В практике асан асмита может выражаться в желании выполнить сложную позу, чтобы доказать себе или другим свою «продвинутость», игнорируя реальные возможности своего тела и рискуя получить травму. Или, наоборот, когда мы говорим: «О, я никогда не смогу сделать эту асану, я негибкий», — это тоже Аcмита, только со знаком минус.

3. Рага (привязанность): погоня за удовольствием

Рага — это привязанность к удовольствиям и стремление повторить приятный опыт. Она возникает из памяти о прошлом наслаждении и создаёт в уме навязчивое желание снова его испытать. Это может касаться чего угодно: любимой еды, отношений, похвалы, комфорта или даже приятных ощущений во время медитации.

Проблема раги не в самом удовольствии, а в цеплянии за него. Эта привязанность делает нас зависимыми и порождает страдание, когда мы не можем получить желаемое или когда объект привязанности исчезает. Например, если наше счастье зависит от утренней чашки кофе, то её отсутствие вызовет раздражение и испортит день. Парадоксально, но рага может возникнуть даже в духовной практике: например, привязанность к состоянию блаженства в медитации, из-за которой мы расстраиваемся, если следующая сессия не такая «глубокая».

Привязанность к удовольствиям вызывает зависимость и страдания

4. Двеша (отвращение): бегство от дискомфорта

Двеша — это обратная сторона раги, отвращение или неприязнь, основанная на прошлом негативном опыте. Если что-то однажды причинило нам боль или дискомфорт, мы начинаем избегать этого и всего, что с этим связано. Это защитный механизм, который, выходя из-под контроля, превращается в источник постоянного напряжения.

Двеша проявляется как гнев, ненависть, критика, осуждение и нетерпимость. Мы можем испытывать отвращение к определённой еде, типу людей, политическим взглядам или к дискомфорту в сложной асане. Избегая всего, что нам не нравится, мы ограничиваем свой опыт, строим вокруг себя стены и тратим огромное количество ментальной энергии на сопротивление реальности. В долгосрочной перспективе двеша обедняет нашу жизнь, ведь, избегая малейшего дискомфорта, мы лишаем себя и возможности для роста.

5. Абхинивеша (цепляние за жизнь): глубинный страх перемен

Абхинивеша — это самый глубокий и инстинктивный страх, присущий всем живым существам: страх смерти и воля к жизни. Даже у самых мудрых людей этот страх присутствует в подсознании. Он является кульминацией всех предыдущих клеш: из-за неведения (авидья) мы отождествляем себя с телом (асмита), цепляемся за жизненные удовольствия (рага) и боимся боли и потерь (двеша), что в итоге приводит к паническому страху полного исчезновения.

Этот страх проявляется не только в боязни физической смерти, но и в страхе перемен, неизвестности, потери контроля и в цеплянии за стабильность. Мы боимся сменить работу, закончить изжившие себя отношения или отказаться от старых привычек. Это инстинктивное желание сохранить статус-кво любой ценой, потому что для эго любая неизвестность равносильна угрозе существованию. Работа с абхинивешей — это развитие глубокого доверия к жизни и принятие её непостоянной природы.

Замкнутый круг страдания: как работают клеши?

Клеши создают замкнутый круг страдания, который подпитывает сам себя через механизм кармы и самскар (санскр. संस्कार, saṃskāra — глубинные ментальные отпечатки). Этот процесс можно описать как цепную реакцию, где авидья является детонатором.

  1. Неведение (авидья) порождает ложную идентификацию с эго (асмита).
  2. Эго (асмита) делит мир на «приятное» и «неприятное» для себя.
  3. Это разделение приводит к возникновению привязанности (рага) к тому, что доставляет удовольствие, и отвращения (двеша) к тому, что вызывает дискомфорт.
  4. Любое наше действие, мотивированное рагой или двешей, оставляет в уме отпечаток — самскару.
  5. Эти самскары формируют наши бессознательные привычки и тенденции, заставляя нас снова и снова реагировать на мир шаблонным образом и тем самым создавая новую карму.
  6. Постоянная погоня за приятным и избегание неприятного, подпитываемые страхом потерь и смерти (абхинивеша), неизбежно приводят к разочарованию, боли и неудовлетворённости — духкхе.

Таким образом, клеши — это не просто негативные эмоции. Это работающий в фоновом режиме ментальный «вирус», который заставляет нас принимать решения, ведущие к страданию, даже когда мы искренне стремимся к счастью.

Путь к свободе: как йога помогает преодолеть клеши?

«Йога-сутры» предлагают конкретный и многогранный подход к работе с клешами. Он не подразумевает насильственного подавления, а направлен на их постепенное ослабление и трансформацию через осознанную практику.

Крия-йога: практический рецепт от Патанджали

Патанджали в начале второй главы предлагает крия-йогу («йогу действия») как практический метод для ослабления клеш и подготовки ума к медитации. Она состоит из трёх неотделимых частей:

  • Тапас (аскеза, самодисциплина). Это сознательное усилие, направленное на очищение тела и ума. В практике асан тапас — это готовность оставаться в сложной позе и наблюдать за дискомфортом, не убегая от него. Это не самоистязание, а сознательное создание «полезного стресса», который закаляет дух. В жизни — это дисциплина в соблюдении здорового режима дня, питания или других полезных привычек.
  • Свадхьяя (самоизучение). Это изучение священных текстов и, что более важно, исследование собственного внутреннего мира. Процесс честного самоанализа: наблюдение за своими мыслями, эмоциями и реакциями без осуждения. Свадхьяя помогает распознать, как клеши проявляются в нашей повседневной жизни.
  • Ишвара-пранидхана (предание себя Высшему). Это посвящение своих действий и их плодов чему-то большему, чем собственное эго (например, Богу, Вселенной или высшему идеалу). Эта практика растворяет эгоизм (асмиту), уменьшает привязанность к результатам (рагу) и развивает смирение и доверие, ослабляя страх (абхинивешу).
Пранаяма очищает энергетические каналы, проясняет сознание и восстанавливает внутреннее равновесие

Работа на коврике: роль асан и пранаям

Физические практики йоги — это мощный инструмент для работы с клешами на телесном уровне.

  • Асаны (позы). Когда мы находимся в сложной или неудобной позе, на поверхность выходят наши глубинные реакции. Желание немедленно выйти из позы — это двеша (отвращение к дискомфорту). Гордость от выполнения сложной асаны или расстройство из-за того, что она не получается «как на картинке», — это асмита. Регулярная практика учит нас наблюдать эти реакции, не вовлекаясь в них, и развивать вайрагью (санскр. वैराग्य, vairāgya — беспристрастность, отсутствие желаний).
  • Пранаяма (дыхательные техники). Дыхание напрямую связано с состоянием ума. Успокаивая дыхание, мы успокаиваем и ум, делая его менее подверженным влиянию клеш. Пранаяма увеличивает жизненную энергию (прану) и помогает очистить энергетические каналы, что способствует ментальной ясности и эмоциональной стабильности.

Медитация и самоанализ: ключ к осознанности

Медитация, или дхьяна (санскр. ध्यान, dhyāna), — это прямой метод работы с клешами. В процессе медитации мы учимся быть беспристрастным свидетелем содержимого своего ума. Мы наблюдаем, как возникают и исчезают мысли, продиктованные привязанностью или отвращением, и постепенно понимаем, что мы не являемся этими мыслями.

Это практика развития вивеки (санскр. विवेक, viveka) — различающей мудрости, которая позволяет видеть разницу между истинным Я и деятельностью ума. Регулярная медитация ослабляет хватку самскар и позволяет нам выйти из автоматического реагирования, создавая пространство для осознанного выбора.

От теории к практике: как работать с клешами в повседневной жизни

Осознание клеш не должно ограничиваться ковриком для йоги. Настоящая трансформация происходит, когда мы учимся видеть их проявления в обыденных ситуациях.

Вот несколько практических примеров:

  • Авидья: вера в то, что покупка новой машины или повышение по службе сделает вас счастливым навсегда.
    • Что делать: напоминать себе о непостоянстве вещей и искать источники радости внутри, а не вовне.
  • Асмита: чувство обиды, когда ваше мнение игнорируют на совещании.
    • Что делать: спросить себя: «Что именно задето? Моя идея или моё эго?». Практиковать слушание других без необходимости доказывать свою правоту.
  • Рага: постоянная проверка лайков в социальных сетях после публикации фото.
    • Что делать: осознать свою зависимость от внешнего одобрения. Установить лимиты на использование соцсетей и практиковать действия ради самого процесса, а не ради похвалы.
  • Двеша: раздражение, когда вы стоите в пробке.
    • Что делать: шаг 1: признать своё раздражение. Шаг 2: осознать, что вы не можете повлиять на пробку. Шаг 3: переключить внимание на то, что под контролем, — на своё дыхание, музыку или аудиокнигу.
  • Абхинивеша: отказ от интересного предложения о новой работе из-за страха перемен и выхода из зоны комфорта.
    • Что делать: проанализировать страх, взвесить реальные риски и осознать, что рост возможен только через преодоление неизвестности.

Клеши, гуны и когнитивные искажения: в чём разница?

Для более глубокого понимания полезно сравнить клеши с другими философскими и психологическими концепциями.

Концепция Сущность Цель работы Метод
Клеши (йога) Внутренние «загрязнения» ума, искажающие восприятие и являющиеся корнем страдания (духкхи). Искоренение (ниродха) для достижения освобождения (кайвалья). Крия-йога, аштанга-йога, медитация, развитие различения (вивека).
Гуны (санкхья/йога) Три фундаментальные силы природы (саттва, раджас, тамас), из которых состоит всё сущее, включая ум. Трансценденция гун, достижение состояния за их пределами через преобладание саттвы. Практики, повышающие саттву (чистота, ясность), такие как правильное питание, асаны, пранаяма.
Когнитивные искажения (психология) Систематические ошибки мышления, которые заставляют делать нелогичные выводы и неверно интерпретировать реальность. Распознавание и коррекция иррациональных мыслей для улучшения психического благополучия. Методы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), ведение дневника, оспаривание автоматических мыслей.

Основное отличие в том, что клеши — это не просто ошибки мышления, а глубокие аффективные состояния, укоренённые в экзистенциальном неведении (авидье). Работа с ними в йоге — это не только ментальная коррекция, но и глубокая духовная и энергетическая трансформация.

Заключение: почему понимание клеш — это ключ к подлинной свободе

Понимание концепции клеш переводит практику йоги из разряда фитнеса в мощный инструмент для глубинной личностной трансформации. Это дорожная карта, которая показывает, где искать источник наших проблем — не во внешнем мире, а внутри нашего собственного ума.

Осознавая свои привязанности, отвращения и проявления эго, мы перестаём быть их рабами. Мы получаем возможность выбора: вместо автоматической реакции мы можем сделать паузу и поступить осознанно. Этот процесс ослабления хватки клеш и есть путь к подлинной свободе — свободе от эмоциональных качелей, от тревог о будущем и сожалений о прошлом. Это путь к состоянию внутреннего покоя, ясности и гармонии, которое в йоге и называется её конечной целью.


Это интересно
Самскары: как подсознательные отпечатки формируют нашу реальность

Что такое самскара: определение и суть понятия Самскара (санскр. संस्कार, saṃskāra) — это ментальный, или психический отпечаток, впечатление, оставленное в уме прошлыми действиями, мыслями и опытом. Можно представить самскару как глубокую колею на дороге: чем чаще по ней ездят, тем глубже она становится и тем сложнее свернуть с неё на другой путь. Точно так же повторяющиеся мысли, эмоции и...

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

1. Можно ли полностью избавиться от клеш?

Согласно философии йоги, конечная цель практики — полное искоренение клеш и их семян в состоянии кайвальи (освобождения). Однако для большинства практикующих на протяжении жизни целью является их значительное ослабление. Даже простое осознание клеш в моменте их проявления уже уменьшает их власть над нами и становится огромным шагом вперёд.

2. Я только начинаю заниматься йогой. Не слишком ли это сложная концепция для меня?

Понимание клеш полезно на любом этапе. Начинающий может использовать эту концепцию как линзу для наблюдения за собой на коврике: «Почему я злюсь, что у меня не получается эта поза? (двеша, асмита)». Это делает практику более осмысленной с самого начала и помогает избежать травм, вызванных погоней за результатом.

3. Разве эго (асмита) — это всегда плохо? Нужно ли с ним бороться?

Йога предлагает не бороться с эго, а осознавать его. Эго необходимо для функционирования в социуме. Проблема начинается, когда мы полностью отождествляемся с ним (асмита) и забываем о своей истинной природе (пуруше). Практика помогает увидеть эго как инструмент, а не как хозяина, и уменьшить его болезненные проявления, такие как гордыня или самоуничижение.

4. С какой клеши лучше всего начинать работу?

Всегда с авидьи (неведения), поскольку она — корень всех остальных. Но напрямую работать с неведением сложно. Поэтому Патанджали предлагает практический путь через крия-йогу (тапас, свадхьяя, Ишвара-пранидхана). Самый доступный способ для начала — свадхьяя (самоизучение): просто начните наблюдать за своими реакциями (рагой и двешей) в течение дня без осуждения. Это уже будет ослаблять авидью.
Андрей ВербаРуководитель клуба OUM.RU