Содержание
Кхечари-мудра — важный элемент практики, освоить который полезно тем, кто хочет заниматься йогой углублённо. Кхечари-мудра — это довольно продвинутая практика, требующая тщательной подготовки и осознанного подхода. Не рекомендуется практиковать кхечари-мудру без должного руководства опытного учителя.
Статья ориентирована прежде всего на начинающих практиков, также материал будет полезен тем, кто «помнил, но забыл».
Что такое кхечари-мудра
Это упражнение представляет собой одну из древнейших йогических практик. Оно относится к разделу мудр, главная цель которых — перенаправление энергетических потоков в теле. Благодаря практике мудр человек учится удерживать своё внимание на определённом участке тела. Кхечари-мудра упоминается в основополагающих трактатах по йоге. Например, в своих работах учитель Свами Шивананда упоминал, что кхечари-мудра — лучшая из всех мудр.
Кашмирский философ Абхинавагупта в своих работах, посвящённых кашмирскому шиваизму, говорил о том, что все мудры произошли из кхечари. Кхечари-мудра представляет собой языковой замок. Сделать его несложно: необходимо загнуть язык так, чтобы кончик упирался в верхнее нёбо. Рот практикующего закрыт.
Описанная техника подходит новичкам. Тем, кто освоил эту технику и может удерживать язык в таком положении длительное время, следует медленно продвигать язык вглубь, к гортани, как бы пытаясь сглотнуть. Согласно трактатам, йоги прошлого были способны проникнуть языком в своё горло, а цель этой практики была не в сохранении и приумножении здоровья.
По утверждению йогинов, в горле находится источник, дарующий бессмертие. Кроме того, йоги прошлого, «проглотив» язык, были способны перекрывать им правую и левую ноздри для выполнения попеременного дыхания.
Не стоит проверять этот факт на практике, особенно на начальном этапе.
Польза кхечари-мудры
В одном из наиболее авторитетных источников по йоге — «Хатха-йога прадипике» — в 40-й шлоке третьей главы написано: «Тот, кто знает кхечари-мудру, не подвержен болезням, не подвержен законам причины и следствия (кармы) и свободен от уз времени (смерти)».
Свами Муктибодхананда в своих комментариях к шлокам о кхечари-мудре пишет, что она воздействует на всю систему эндокринных желёз, тем самым оздоравливая организм практикующего.
Йоги прошлого верили в то, что тот, кто в совершенстве освоит эту мудру, «ускорит наступление глубоких состояний». Речь идёт о возможности изменять сознание при помощи практики, направляя энергию к верхним чакрам. Практика кхечари-мудры приводит ум в равновесие и дарует человеку чувство спокойствия. Считалось, что практикующий йогу должен всегда удерживать язык в описанном положении для того, чтобы не заниматься пустыми разговорами.
Меры предосторожности
Прежде всего, не подражайте йогам прошлого. Для освоения техники нет необходимости подрезать язык в области перемычки. Осваивайте упражнение только под контролем специалиста, который уже овладел описанной техникой.
Если вы выполняете кхечари-мудру вместе с асанами, то обратите внимание на вкус слюны: если она горькая, это знак того, что необходимо прекратить выполнение мудры немедленно. Если во время практики вы чувствуете боль или дискомфорт в языке, то завершите упражнение.
Как долго выполнять кхечари-мудру
Ориентируйтесь на самочувствие. Начинайте с небольшого временного интервала в 3–5 минут, но делайте практику регулярно. Выделите такое время, когда вас ничто не будет отвлекать, так как прерывать практику нельзя. Постепенно увеличивайте время практики.
Оптимально удерживать кончик языка у верхнего нёба во время всего занятия хатха-йогой, если у вас не получится это с первого раза, не огорчайтесь, возьмите себе этот временной интервал за ориентир и двигайтесь к нему.
Как осваивать кхечари-мудру
Подводящее упражнение: заверните язык вовнутрь, затем верните в исходное положение и расслабьте его, повторите несколько раз.
Когда привыкните к выполнению этой несложной техники, можно приступать к освоению кхечари-мудры. Рот во время практики держите закрытым. Сверните язык и постарайтесь коснуться кончиком верхнего нёба, после выполнения верните язык в прежнее положение и расслабьте.
Лучше всего сочетать выполнение мудры с другими техниками. Например, подойдёт уджайи-пранаяма, также рекомендуется удерживать мудру при выполнении анулома-вилома пранаямы. Сочетание мудр и пранаям усиливает эффект последних. Кхечари-мудра отлично подходит к различным йогическим техниками, в частности к бандхам (замками) и медитациям.
При выполнении мудры добавляйте горловой замок (джаландхара-бандху) или делайте кхечари-мудру во время медитации, чтобы улучшить свою концентрацию.
Древние писания о кхечари-мудре
Описание, как делать кхечари-мудру, в «Шива-самхите» (шлоки 4.31–4.37):
- «Сидя в Ваджрасане, взгляд устреми между бровями, а язык помести в углублении над горлом, в устье источника нектара.
- Йогин, ежедневно пьющий этот нектар, достигнет виграха-сиддха (власть над своим телом), подобно льву, побеждающему слона смерти.
- Кхечари даже самого нечистого делает чистым.
- В одно мгновение он пересекает океан грехов и, испытав блаженство мира богов, рождается в благородной семье.
- Для практикующего кхечари-мудру настойчиво сотни периодов Брахмы как несколько минут.
- Благодаря кхечари-мудре достигается высочайшая цель йоги и все грехи побеждаются.
- Храни её в тайне и не открывай никому».
Пользу практики для нашего ума и тела раскрывает «Хатха-йога прадипика» (шлоки 3.39–3.42):
- «Нет болезни, нет смерти, нет нидры (сна без сновидений), нет помрачения ума, нет ни аппетита, ни голода, ни жажды у того, кто практикует кхечари-мудру.
- Тот, кто практикует кхечари-мудру, не подвержен болезням, карме и действию времени.
- Мудрецы назвали эту мудру "кхечари", так как ум и язык достигают "кха", и первый выходит за пределы времени. ("Кха" обозначает одновременно и пространство Брахмана, эфир, и небо, а также нёбо в верхней части рта, которого касается язык, повёрнутый назад. — Прим. пер.).
- Кхечари-мудра закрывает отверстие нёба, и семя не покидает человека, даже если он держит в объятиях желанную женщину».
Помните, что осваивать эту технику рекомендуется под руководством квалифицированного инструктора.