Содержание
Нам нужен человек, к которому можно обратиться в моменты печали и радости. Кто стабилен и устойчив как скала, и кто не будет от нас ничего требовать. Тот, кто всегда отдаёт и не имеет привычки брать. Тот, кто всегда примет нас, даже если все от нас отвернулись. Тот, кто поможет нам твердо встать на ноги».
Но разве можно найти такого человека? Ответ Свами Сатьянанды Сарасвати, автора книги «Свет на взаимоотношения Гуру и ученика» — да. Все эти качества, которые мы безуспешно ищем в своих родителях, лучших друзьях и в тех, в кого мы влюбляемся, мы можем найти только в одном человеке – в нашем Гуру.
Что же такое Гуру-йога и кто такой Гуру?
Слово Гуру состоит из двух слов: гу – тьма и ре – рассеивать. Таким образом, Гуру — это тот, кто рассеивает тьму авидьи, невежества, и ведёт нас к свету освобождения от эго.
Все мировые религии в поисках встречи и воссоединения с Богом выбирают такой способ обуздания эго, как служение. Если человек желает внутренней трансформации и духовного роста, он перестаёт потакать себе и подчиняет свою жизнь выполнению различных обязательств и предписаний, оставленных его предшественниками — теми, кому удалось достичь высоких уровней сознания. Важнейшим условием духовного роста во всех учениях считается покорное выполнение указаний своих духовно развитых наставников, которые существуют в любых религиозных направлениях, будь то настоятели монастырей, православные священники или буддийские ламы, и смиренное отношение ко всем остальным людям, вне зависимости от их уровня духовного развития.
Главное значение такой практики состоит в том, что привычки ума, отделяющие нас от высшей реальности, заменяются на противоположные: «всё себе» заменяется на «всё отдать», «я такой важный и сам всё знаю» заменяется на «я готов учиться у вас». Чтобы в корне изменить эти тенденции ума, нужна постоянная практика, вот почему так устойчива и эффективна традиция наставников. Ученик служит наставнику постоянно, посвящая этому всего себя, и постепенно дух служения становится частью его личности. А личность, в которой развит дух служения, не требующая от мира исполнения своих желаний, естественно пребывает в равновесии и одинаково легко воспринимает и взлёты и падения. Важно, что наставник не будет использовать служение ученика в корыстных целях, потому что он сам уже победил свое эго.
Однако глубина и эффективность взаимоотношений Гуру и ученика не исчерпывается заменой доминирующих тенденций ума на противоположные вследствие бескорыстного служения.
Следует сказать, что Гуру — это не просто учитель. Это человек, у которого высокий уровень сознания, который вышел за пределы корыстных желаний и пережил тонкий опыт.
Считается, что каждый из нас потенциально является Буддой, и у нас у каждого есть свой внутренний Гуру — Гуру Таттва. Он уже освобождён и знает, как нам прийти к нему, но из-за множества наслоений майи (иллюзорного восприятия реальности) мы не слышим его подсказки и часто даже не чувствуем, что он у нас есть. Поэтому, чтобы указать нам на существование внутреннего Гуру, необходим его представитель или его точная копия во внешнем мире. Вся традиция Гуру и учеников существует ради этой цели.
На определённом этапе развития необходимость в Гуру исчезает, но перед этим нужно пройти неимоверно длинный путь.
Мы все находимся на разных этапах пути к пробуждению, и также существуют разные ступени эволюции учителей, к которым мы попадаем на каждом этапе. Можно выделить четыре этапа эволюции Гуру:
- Гьяни-гуру, владеющие писаниями и науками. Но это не просто учителя-интеллектуалы. Они также обладают тонким опытом и способностью нейтрализовать ум — они выходят за пределы интеллекта к интуитивному познанию, обучая этому и своих учеников.
- Гуру-йоги в совершенстве владеют йогическими техниками. Это учителя, полностью подчинившие себе своё тело, ум и душу и готовые делиться с учениками различными методами и йогическим образом жизни.
- Тантрические Гуру объединяют в себе два предыдущих типа Гуру. Они находятся на ещё более высоком уровне сознания и обычно инициированы тантрической йогини. Основной метод обучения у тантрического Гуру — это прямая передача опыта, и его ученик должен быть также на очень высоком уровне развития, чтобы быть способным перенимать знания таким образом.
- Брахмаништха-гуру называется тот, кто пребывает в брахмане, высшей реальности. Это очень редкий тип Гуру. Такой человек не делает практик, не читает лекций ученикам, а ходит по лесам, погруженный в Абсолют, не заботясь о пище и одежде, и люди сами стекаются к нему тысячами, привлечённые его невероятной энергией. Передача энергии от него к этим людям, их исцеление от физических недугов или ментальное освобождение происходит спонтанно, без каких-либо усилий с его стороны.
Стоит обратить внимание и на женщин-гуру, в свете того, что в последнее время из-за социально-культурных явлений в обществе их стало не так много. Тем не менее, следует знать, что в Индии женщинам-гуру всегда отводилась особая роль. Их почитали с древних времён, особенно в период, когда процветала тантра (ничего общего с понятиями о «тантре», которые преобладают на сегодняшний день это не имеет (прим.ред.))
Считается, что главные препятствия на пути к Просветлению — это интеллект и эго, а для духовного развития необходимы любовь, сострадание, нежность, неэгоистичность, детская невинность, вера, преданность и смирение. Эти качества присущи женщине от рождения, и ей легко удаётся выйти за пределы своего интеллекта, позволяя расцвести своей вере и преданности. Очень многие реализованные йогины были благословлены встречей с тантрической йогини, но вследствие культурных особенностей немногие об этом говорят.
В Индии, как в прежде всего духовно ориентированной стране, очень распространена традиция Гуру. У многих семей, ведущих самую обычную жизнь, есть Гуру, к которому обращаются не только по духовным вопросам, но и за советами по удачному замужеству или ведению бизнеса.
Поэтому, соответственно этапам эволюции учителей, можно выделить и этапы эволюции учеников:
- Домохозяин, или Карма-санньяси. Это семейный человек, ведущий обычную жизнь и способный посвящать непосредственно своему духовному развитию только часть своего времени, так как у него есть работа и другие кармические обязательства. Его основная садхана, или духовная практика —это карма-йога. Он учится реализовывать высшие духовные принципы через обыденные действия, благостно ведя свой бизнес и взаимоотношения с близкими. Ученики-домохозяева могут вести очень осознанную жизнь и иметь развитое сознание — они делают всё, что в их силах, понимая, что в этой жизни у них есть еще задачи в обществе, но они могут подготовить почву для дальнейшего духовного развития, и не упускают эту возможность. Некоторые домохозяева живут в гораздо более крепком союзе с Гуру, чем многие санньяси.
- Ученик Садхака — тот, кто практикует садхану, то есть какую-то определённую духовную практику, данную им Гуру. Такой ученик уже посвящает духовной практике значительное количество времени, и Гуру может периодически закалять и испытывать его.
- Ученик Санньяси Находит Гуру и живёт под его руководством, отрекаясь от обыденной жизни. Чтобы стабилизировать свою личность и успокоить ум, такой ученик живёт какое-то время под защитой Гуру. В ашраме Гуру он трудится целый день не ради личного блага, и, утвердившись в таком отношении и осознанности, он может успешно действовать где угодно.
- Ученик Тантрик Наиболее глубокие и очень редкие отношения возникают у ученика и учителя — тантрика. Для того, чтобы такие отношения оказались возможными, нужен ученик с очень высоким уровнем сознания.
Такой ученик полностью посвящает своё тело, ум и душу Гуру. Он лишается эго, и взамен сливает свой разум с разумом Гуру, благодаря чему они начинают составлять единое целое. Гуру редко произносит инструкции по практике для такого ученика вслух, так как он продолжает его мысли и естественно следует им. О тантрических отношениях учителя и ученика пишут, что они составляют замкнутый круг. Их отношения могут принять любую форму по указанию Гуру. Они могут быть как отец и сын, друг или враг, бог и преданный или двое играющих детей. Они могут быть даже мужем и женой, в их отношениях нет ничего невозможного.
Когда преданность ученика учителю становится полной, энергия Гуру начинает свободно литься через него, и между ними устанавливается неразрывная связь. Гуру словно представляет собой электростанцию, а ученик подстанцию, которая доставляет энергию в разные центры. На ученика возлагается огромная ответственность — идёт работа с очень сильными энергиями, и его самоотдача должна быть полной, иначе, если что-то встанет на пути энергии, с его телом или духом могут произойти серьёзные невзгоды. Образно говоря, если проводник не готов принять мощную энергию Гуру, его контакты могут перегореть, и случится замыкание.
Тантрическая традиция передачи знаний является очень древней, но сохраняется до сих пор. Заложил эту традицию Бог Шива, передав тайные знания своей супруге Парвати.
Подытожив всё вышесказанное, можно сказать, что мы способны получать знания от учителей двумя путями — интеллектуально, как мы делали это в школе, или путём прямого опыта, или прямой передачи. Второй путь непривычен для нашего сознания, и стоит остановиться на нём подробнее.
Принцип прямой передачи основан на теории универсального разума. Каждый из нас обладает разумом, который можно назвать индивидуальным. Однако этот индивидуальный разум также подключён к источнику, который называется универсальным разумом.
Считается, что сама идея индивидуальности существует только благодаря эго. А если мы все связаны неразрывной невидимой сетью, то, осознав это, мы можем передавать друг другу знания без всяких сложностей.
Обычно мы воспринимаем мир посредством органов чувств. Мозг считывает и обрабатывает информацию, придавая ей форму и сохраняя её в памяти в виде знаний. Однако эти знания часто образуются на основе прошлых впечатлений. Проще говоря, знания определяются нашим уровнем восприятия и качеством интеллекта.
В случае прямой передачи знания, оно даётся вне особенностей восприятия и уровня интеллекта ученика. Принимая знание таким образом, ученик перешагивает интеллект. Это становится возможным только в том случае, если он пребывает в состоянии чистого сознания, где нет места логическим конструкциям.
Таким образом, Гуру и ученик (если у него достаточно чистое сознание) могут общаться, даже находясь на больших расстояниях друг от друга. Они просто настраиваются на одну частоту в универсальном разуме и принимают сообщения.
Гуру крипа хи кевалам — только милостью Гуру обретается освобождение, — говорят индийцы.
Чем же ещё объясняется такая острая необходимость в наставнике, в которой они убеждены?
Если рассмотреть ситуацию духовного роста с энергетической точки зрения, то вот что можно увидеть:
Мы состоим из энергии, находящейся в постоянном движении. Если где-то на пути энергии появляются преграды и она не может литься гармонично, появляется конфликт и мы чувствуем себя нехорошо.
Можно сказать, что в нас есть фонтан энергии, пробивающейся, чтобы выразить себя. Часть этой энергии уходит на наши мысли, чувства и поступки. Но в нас существует также и другая энергия — так называемая высшая энергия, наш спящий до поры до времени потенциал, который постепенно начинает пробуждаться в ходе нашей естественной эволюции.
Когда эта энергия начинает пробуждаться, ощущения похожи на прорыв огромной дамбы, и если на пути воды будет что-то находиться, возможен серьёзный урон. Мы можем ощущать полную дезориентированность, рушить важные для нас отношения с другими и с самими собой, болеть или переживать глубокий личностный кризис.
При этом пробуждение — не мгновенный процесс, он имеет много этапов, но на каждом этапе энергия очень сильна и нам крайне тяжело с ней справиться.
Ситуация усугубляется тем, что пробуждаясь, энергия ищет выход через те наши качества, которые мы долгое время в себе подавляли. У кого-то это страхи, у кого-то — привязанности, зависимости, какие-то уязвимые стороны нашей личности. Они ушли в подсознание и там с годами консервировались и становились всё сильнее, и теперь они выплескиваются вместе с этой энергией наружу, мы встречаемся с ними лицом к лицу и чувствуем себя растерянно и подавлено. Мы не понимаем, почему в результате нашей усердной практики мы внезапно ощущаем столько негативных эмоций и откуда появилось столько проблем. Мы можем начать задумываться: быть может наша практика неверна и до того, как вступить на духовный путь, мы были даже веселее и здоровее – так тот ли это путь?
Когда мы встречаем Гуру, процесс пробуждения становится еще интенсивнее, так как при первой же встрече происходит спонтанная передача, накопление и мощный взрыв энергии внутри нас, хотя мы можем в начале почти ничего не ощутить — так, что-то после сатсанга настроение испортилось, странно, должно же было наоборот гармонизироваться… Хотя это могут быть и позитивные переживания разной интенсивности, в зависимости от того, что наполняло на тот момент наше подсознание и что наиболее готово было выплеснуться на поверхность.
Так вот, в такие периоды, когда происходит резкое пробуждение нашей высшей энергии, нам нужно сбалансировать эту несущуюся стремглав сквозь все наши внутренние блоки и старые раны силу и направить её в конструктивное русло, что можно сделать наиболее успешно и безопасно в ашраме гуру, выполняя гуру севу.
Принцип, стоящий за гуру севой — это бескорыстный труд. Механизм, работающий в данной практике, таков: выполняя неэгоистичное служение, наше эго остаётся незадействованным, и мы можем свободно обходить внутренние блоки вместо прямой конфронтации с ними, которая наверняка ждала бы нас дома в выяснении отношений с близкими и напряженном самокопании. Так, пробуждение энергии будет происходить правильным и систематичным образом, и мы будем развиваться гармонично, не уходя в крайности чрезмерной чувствительности, эмоциональности или грубости, негативизма и крайнего аскетизма.
«Жизнь в ашраме, простая жизнь, правильная диета, карма йога и позитивная энергия гуру — вот всё, что необходимо в такие периоды, — считает Свами Сатьянанда Сарасвати, — никакие психиатры не смогут помочь так, как помогут месяц, а может и больше, служения в ашраме гуру».
Что касается решения психологических трудностей ученика, можно добавить здесь, что сам Гуру символизирует человека, на которого ученик может направить свои избыточные чувства и нереализованные, подавленные эмоции. К примеру, если ученик вырос без отца или опыт общения с отцом не был позитивным, Гуру может выступать, как отец, и трансформировать чувства ученика, которые он проецирует на него, как на отца, в более высокий и позитивный опыт.
- Другой важный энергетический аспект взаимодействия Гуру и ученика состоит в том, что когда Гуру даёт ученику посвящение, дикшу, он таким образом передаёт свою духовную энергию ученику, что вдохновляет его на дальнейшее развитие.
Считается, что во время посвящения и особенно во время обучения Гуру способен передавать ученику часть своих духовных вибраций и свои положительные качества характера, которые помогут ему на пути.
Наиболее известна мантра дикша или посвящение в мантру. Это посвящение состоит в том, что учитель закладывает зерно в виде мантры в глубины сознания ученика.
Мантра не относится к грубому физическому плану, мантра является пищей для психического тела ученика. Воздействие мантры определяется тем, что каждого звука существует определённая частота. Чтобы проникнуть в глубины нашего сознания, необходимы звуки с широким, почти бесконечным спектром частот — а мантры, открытые древними мудрецами в глубоких медитациях, способны резонировать на очень высоких частотах и могут проходить самые непреодолимые преграды.
В начале ученик использует для практики мантры малу, чётки, начитывая на них определённое количество повторений мантры; но со временем он совмещает мантру с биением сердца, в итоге появляется осознание мантры в позвоночнике. Синхронизируя постоянное, ежесекундное и каждодневное повторение мантры с дыханием, уджаи пранаямой и кхечари мудрой, двигаясь вниманием вверх и вниз от промежности до области межбровья, постепенно ученик начинает ясно осознавать центры в позвоночнике (чакры). Они являются ключами к духовному сознанию. В итоге мантра ведёт к обретению власти над собой.
Стоит остановиться на ещё одном моменте, освещающем важную роль Гуру. Сейчас наше общество переживает гигантский скачок в эволюции сознании. Общественное сознание постепенно отворачивается от материальных ценностей и задаётся духовными вопросами, знания по йоге распространяются с невероятной скоростью и масштабом. И здесь знания и опыт Гуру могут помочь адаптировать древние духовные техники, созданные в другом обществе и для других людей, под современные условия.
Возможно, прочитав эту статью, вы прониклись глубиной и возможностями отношений Гуру и ученика и в вас зародилось сильное желание найти своего Гуру. В таком случае, стоит ли искать Гуру и если да, то как его найти?
Говорят, что если ученик готов, то учитель проявится. Не стоит прилагать слишком много усилий к тому, чтобы срочно найти себе учителя и предаться ему полностью. Лучше употребить это время для того, чтобы развивать и укреплять свою мотивацию и духовную практику, а также избавляться от кармических долгов, чтобы когда Учитель появился, вы готовы были бы следовать за ним.
Можно работать над качествами своего характера, необходимыми для того, чтобы стать учеником.
Согласно писаниям Гуру-йоги, ученик может проявлять к Гуру четыре основных бхавы, или настроения
- Дасью бхава — настроение слуги к хозяину
- Ватсалью бхава ребенка к отцу
- Ишвару бхава преданного к Богу
- Сакху бхава лучшего друга
Можно развивать эти настроения, взаимодействуя со старшими и с теми учителями, которые у вас уже есть, но к которым нет такого безграничного доверия, как к своему Гуру. Почитав жизнеописания многих реализованных йогов, можно убедиться, что они не сразу находили своих истинных Гуру, а в разные периоды своей жизни учились у разных учителей.
Посещая разные сатсанги и посвящая себя тем людям, которые уже есть вокруг, постепенно мы развиваем в себе такие качества ученика, как доверие, преданность, невинность, непосредственность, чистоту и доброту, которые однажды приведут нас к нашему Гуру.
Материал подготовлен по книге Свами Сатьясанганды Сарасвати: