Несмотря на то, что накапливаются доказательства, свидетельствующие об улучшении самочувствия человека в результате практики медитации, мало что известно о том, взаимодействуют ли мозг и периферия, чтобы вызвать эти поведенческие и психические изменения. Учёные из Китая предположили, что медитация меняет нейронные связи и влияет на состояние внутренних органов (в частности, они обнаружили отчётливый нейронный ответ на сердцебиение).
Медитация представляет собой практику самостоятельной регуляции работы ума и тела, которая направлена на достижение благополучия и понимания истинной природы явлений. Многочисленные недавние научные исследования продемонстрировали полезные эффекты медитации, выраженные количественно (она влияет на психическую деятельность, нервную и сердечно-сосудистую системы).
В тибетской буддийской традиции медитация обычно выполняется с помощью двух практик: саматхи (шаматхи) и випассаны (випашьяны). Саматха стремится успокоить ум, сохраняя фокус на объекте (к примеру, на изображении Будды или мантре) в течение длительного периода времени. В сочетании с фокусом и стабильностью, обеспечиваемыми практикой саматхи, медитация випассана позволяет улучшить понимание своей личности, природы мира и даже развить мудрость. Чтобы сделать практику полной, необходимо объединить саматху и випассану. Как это обычно бывает у практикующих, занимающихся в течение длительного периода времени, опытные медитирующие могут воспроизводить более устойчивые психические состояния, чем их неопытные коллеги. Изучая стабильные медитативные практики высококвалифицированных тибетских буддийских монахов, авторы статьи выразили надежду, что их работа позволит пролить свет на нейронные механизмы медитации, а также на её возможное долгосрочное воздействие на мозг и тело.
Для исследования отобрали следующих добровольцев: 60 тибетских буддистов-монахов (36 монахов традиции «гелуг» тибетского буддизма, а также 24 монаха традиции тибетского буддизма «ньингма») и 25 мужчин-добровольцев из той же местности. Все участники были здоровы, не испытывали неврологические, психические расстройства, не имели травм головного мозга, сердечно-сосудистых заболеваний и не страдали наркоманией/алкоголизмом. Тибетские буддийские монахи тренировали свой ум с помощью двух практик медитации (саматхи и випассаны) по крайней мере 2 часа в день в течение 5–35 лет (18,15 ± 8,25 года).
Считается, что, практикуя саматху и випассану последовательно, можно достичь полного просветления, или освобождения — самой глубокой формы благополучия. Участников, которые не были опытными практикующими из монастырской среды, также набрали из близлежащих регионов. Хотя эти испытуемые из контрольной группы также ежедневно читают мантру согласно своим религиозным убеждениям, следует отметить, что подобная практика не может быть отождествлена с медитацией, выполняемой монахами, и что тибетцы, которые не практикуют регулярную медитацию, не могут достичь соответствующего состояния.
Участников просили находиться в расслабленном и немедитативном состоянии покоя с закрытыми глазами в течение 10 минут. После звукового сигнала участникам-монахам было дано указание начать медитацию, аналогичную их ежедневной практике, и выполнять её в течение 30 минут. Тибетские монахи гелуг и ньингма обычно не используют дыхание как объект медитации, а скорее концентрируются на различных техниках для достижения медитативного состояния. Монахи гелуг предпочитают повторять мантру, в то время как монахи ньингма склонны легко удерживать ум на объекте, таком как изображение Будды. Все монахи сообщили, что во время эксперимента они достигли медитативного состояния осознанности, подобного их повседневной практике. На протяжении эксперимента велась запись ЭЭГ (электроэнцефалограмма) и ЭКГ (электрокардиограмма).
В этой работе китайские учёные исследовали нейронную связь мозга с остальными органами тела и крупномасштабную пространственно-временную активность мозговой сети, лежащую в основе медитации, в уникальном наборе данных. Они пришли к выводу, что длительная медитация производила стойкие эффекты, в первую очередь изменяя кортикальную связь с сердечными сигналами.
Чтобы определить непосредственные эффекты медитации, учёные проанализировали медитативное состояние и состояние покоя у монахов. Было обнаружено, что у опытных практиков выполнение медитации «включает» кратковременные изменения нейронной активности в ответ на сердцебиение. Кроме того, исследователи заметили, что у буддийских монахов наблюдалась пониженная тета-активность в лобных долях мозга (продолжающееся снижение тета-активности связано с медитативным состоянием, а также с состоянием повышенной чувствительности в ситуациях неопределённости) в покое.
Более медленный тета-ритм у медитирующих тибетских монахов может указывать на способность ограничивать обработку ненужной информации и уменьшать блуждание ума. Было также показано, что гамма-ритм (ритм мозга, который наблюдается при решении задач, требующих максимального сосредоточенного внимания), в свою очередь, выше при активном поддержании абстрактных визуальных форм в кратковременной памяти. Исследователи предположили, что усиление гамма-активности во время медитации отражает обработку либо визуального представления Будды, либо визуального представления мантры.
В целом эти результаты предполагают, что, во-первых, медитация изменяет «базовую» активность мозга, потенциально влияя на спонтанные процессы саморегуляции и работу сердца, прежде всего через сеть пассивного режима работы мозга (нейронную сеть взаимодействующих участков головного мозга, активную в состоянии, когда человек не занят выполнением какой-либо задачи, связанной с внешним миром, а, напротив, бездействует, отдыхает, грезит наяву или погружён в себя); во-вторых, она может постоянно тренировать кортикальную пластичность и вызывать постепенные положительные изменения в ней, вызывая реорганизацию работы всей нейронной сети.
Данные результаты предоставляют прямые нейронные доказательства гипотетической связи между способностью мозга влиять на сердечную деятельность и трансформироваться в ходе последовательной практики медитации.
Источник: academic.oup.com/cercor/advance-article/doi/10.1093/cercor/bhz095/5510041