Содержание
В настоящее время отмечается всплеск интереса к медитации как к способу улучшения когнитивных функций и достижения эмоционального баланса. Хотя исследования предполагают, что медитация непосредственно влияет на деятельность мозга, связанную с когнитивным контролем, нейронные механизмы, лежащие в основе обретения медитативных навыков, до конца не изучены. Учёными из Университета Сан-Паулу, Бразилия, было проанализировано 78 исследований по нейровизуализации. Было установлено, что в различных видах медитации — однонаправленное внимание, медитация открытого присутствия, практики мантр — наблюдается активация совершенно разных центров мозга. При этом области, вовлечённые в когнитивный контроль (например, контроль за поведением в разных ситуациях) и ощущение своего физического тела, обычно задействованы во время любого стиля медитации. Учёные решили изучить этот вопрос подробнее.
Основная цель исследования состояла в том, чтобы оценить влияние семидневного медитационного дзен-ретрита (сессина) на когнитивные функции мозга опытных практиков и новичков. Для этого использовалась задача на внимание — так называемый тест Струпа. Он заключается в диагностике гибкости когнитивного мышления, во время которого наблюдается задержка реакции при прочтении слов, цвет которых не совпадает с написанными словами (например, когда слово «красный» написано синим цветом). Для успешного выполнения теста требуется внимание и контроль над импульсами, чему и происходит обучение во время практик медитации. Отслеживание реакции мозга участников осуществлялось при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии. Предполагалось, что прохождение ретрита изменит активацию передних долей мозга у медитирующих по сравнению с немедитирующими.
Дзен-ретрит
Медитация в традиции дзен тренирует однонаправленное внимание, помогает развивать концентрацию на происходящем в теле и уме. Цель состоит в том, чтобы присутствовать здесь и сейчас и сводить колебания ума к минимуму. Во время сеансов медитации (дзадзен) участникам было предложено сидеть в вертикальном положении, избегать движений и просто наблюдать за ощущениями, мыслями и любыми другими опытами. Глаза во время практик были открыты. Сеансы сидячей медитации (дзадзен-сикантаза) чередовались с медленной ходьбой (кинхин). Участникам дали указание соблюдать осознание и молчание в течение всего времени ретрита, даже во время еды и любой другой деятельности. Продолжительность занятий составляла почти 12 часов в день. Ретрит проводился руководителем дзен-центра с многолетним опытом работы, который проходил обучение в Японии более 15 лет.
Эксперимент
В эксперименте приняли участие девятнадцать медитирующих (пять мужчин и четырнадцать женщин, средний возраст 43 ± 10 лет) и 14 немедитирующих (трое мужчин и одиннадцать женщин, средний возраст 46 ± 8 лет) с высоким уровнем образования. При этом в первой группе каждый участник имел опыт медитации не менее 3 лет (дзен, крийя-йога и осознанное дыхание), занимался три раза в неделю с продолжительностью каждого сеанса не менее 30 минут. В процесс отбора были вовлечены врач и нейропсихолог. И участники, у которых диагностировали неврологические или психические расстройства, были исключены.
Тест Струпа был адаптирован к проведению эксперимента на МРТ. Каждое слово-стимул показывалось на экране компьютера в течение 1 секунды, затем следовала секундная пауза, после чего появлялось следующее слово. Представление слов-стимулов было трёх видов: конгруэнтным, когда значение слова и его цвет совпадали (например, слово «красный» написано красным), неконгруэнтным (например, «зелёный» написан красным) и нейтральным (например, слово «карандаш» написано красным или любым другим цветом). Во время задания участник должен был выбрать цвет слова и сдержать импульс чтения. Тестирование продолжалось 6 минут. Участники сообщали цвета представленных слов (красный, синий или зелёный) нажатием одной из трёх кнопок.
Результаты эксперимента
Все участники были протестировали до и после семидневного ретрита дзен-медитации. После ретрита у тех, кто не медитировал ранее, активация в передних долях мозга (передней части поясной извилины, вентромедиальной префронтальной коре, паллидуме, височной доле в центре и справа и в задней поясной извилине — областях, связанных с контролем внимания и торможением) снизилась, и они стали похожи на медитирующих до ретрита. Говоря иначе, колебания ума несколько утихли, он стал более спокойным. Этот результат можно интерпретировать как повышение эффективности мозга немедитирующих в следствие интенсивного медитационного обучения. Также было выявлено увеличение функциональных связей, ответственных за внимание, когнитивную и аффективную обработку. У медитирующих были обнаружены лучшие показатели концентрации внимания по сравнению с контрольной группой немедитирующих.
Развитие навыков медитации повышает нашу способность пребывать в настоящем моменте. Это достигается за счёт концентрации внимания. Более опытные практики после ретрита чаще сообщали об улучшении восприятия настоящего момента, внимания, осознанности, в том числе и в ощущениях тела, по сравнению с менее опытными практиками. Эти изменения могут быть связаны с активацией основных сетевых областей головного мозга, а также регионов, связанных с ними. Эти области участвуют в ориентации внимания на наиболее значимые для человека текущие внутренние и внешние события, то есть направляют внимание либо к внешнему миру, либо к внутреннему состоянию.