Содержание
Цель медитации — научить нас искусным методам, освобождающим от иллюзий.Шамар Ринпоче
Медитация многообразна, и в мире существует столько видов медитаций, что часть из них до сих пор не классифицирована по той причине, что некоторые религиозные и духовные школы выработали свои приёмы и техники исполнения медитации, которые доступны только адептам этих школ и учений. Это закрытое знание — эзотерическое. Мы поговорим о тех видах медитации, которые широко известны и заслужили себе репутацию полезных практик как с точки зрения физического, ментального, так и духовного развития.
Виды медитации для начинающих
Для начинающих существует множество видов медитации, таких как
- тратака — медитация-созерцание пламени свечи,
- медитация-осознавание,
- метта медитация, или медитация любящей доброты,
- медитация на объект,
- медитация на Идеал, божество,
- медитация на дыхание,
- мантра-медитация,
- трансцендентальная медитация.
Каких только видов медитаций нет. Казалось бы, медитация для человека западного склада ума ассоциируется с такими названиями, как дзен медитация или нада-йога, но отнюдь не с Иисусовой молитвой или крутящимися дервишами. И всё-таки христианское учение, так же как и ислам, имеют свои традиции, напрямую связанные с медитационным процессом, хотя официально мало кто называет непрерывное чтение молитв медитацией.
Отличие медитаций для начинающих от тех, которыми занимаются продвинутые практики, состоит в степени погружённости в медитацию, глубину осознавания и продолжительности пребывания в этом состоянии. Ещё один показательный пример того, чем отличается медитация для начинающих от медитации, которой занимаются люди с опытом, — это лёгкость и быстрота, с которой опытные практики погружаются в медитацию. Достаточно порой лишь настроиться, сделать пару вдохов и выдохов, и ум человека уже работает на других частотах. Известно, что в процессе медитации волновая активность работы мозга видоизменяется. Частота колебаний, свойственная человеческой деятельности в состоянии полного бодрствования, сменяется успокоенностью, бета-ритмы переходят в альфа, а они в свою очередь ещё замедляются и становятся тета-ритмами. Совсем не обязательно полностью погружаться в состояние тета, достаточно будет достичь альфа-ритмов с некоторыми вкраплениями тета-волн. На этом уровне мозговой активности медитация наиболее плодотворна и её целительный эффект проявляет себя наилучшим образом.
Виды медитации в буддизме
Медитация — это в первую очередь средство для трансформации ума, образа мышления и в целом психики человека. Неудивительно, что в буддизме уделяется особое внимание практике медитации. Хоть и считается, что Будда Шакьямуни положил начало этой традиции, но если посмотреть ещё глубже в том направлении, откуда сам буддизм берёт своё начало, то мы поймём, что медитация и медитационные техники — это наследие Вед, именно на них опирался и великий основатель йоги Патанджали, создавая свою систему восьмеричного пути, или так называемую аштанга-йогу.
Под йогой люди часто понимают занятия асанами, физическими упражнениями, цель которых развить человека гармонично сразу по нескольким направлениям, и хотя физический аспект в практике асан выходит на первое место, тем не менее психологическая и духовная составляющие играют большую роль. Если их игнорировать и уделять внимание только физиологическому направлению, то эффект от выполнения асан, разумеется, будет, но примерно такой же, как если бы вы занимались гимнастикой или стретчингом, в то время как йога — это в первую очередь духовная практика, где психо-физические упражнения играют вспомогательную роль и готовят ученика к переходу к практикам высших ступеней, таких как пранаяма, пратьяхара, дхарана и медитация.
Какие виды медитации бывают: шаматха и випашьяна
Стоит заметить, что когда мы говорим о медитации, то не совсем корректно рассматривать её как независимую ступень или дисциплину. Ступени йоги органично связаны между собой, поэтому даже если на начальных этапах практики вам кажется, что вы ещё и не подходили к медитации или дхаране (искусству концентрации внимания), на самом деле, выполняя даже самые простые асаны, вы уже получаете первый медитационный опыт. Каким образом это происходит? Когда вы отстраиваете асану, чему уделяется большое внимание в йоге Айенгара, вы уже, пусть не осознавая этого, начинаете делать первые шаги в практике медитации.
Медитация начинается с концентрации внимания. Развитие способности сосредоточения на чём-то одном — образе или объекте — это первая стадия медитационного процесса, которую называют дхарана, или шаматха. Названия эти взаимозаменимы и используются для обозначения одного и того же. Чтобы быть более точными, давайте уделим внимание термину «шаматха», ведь в буддизме шаматха, по сути, не является чем-то обособленным. Это процесс, который непременно предшествует практике медитации и плавно перетекает в него. Существуют даже определения, где медитационный процесс делится на 2 этапа —шаматхи и випассану (випашьяну).
Шаматха подготавливает к медитации, развивая способность концентрироваться на чём угодно, начиная с собственного дыхания и заканчивая образами, предстающими в воображении. Опять же заметьте, что и здесь медитация не идёт особняком, она связана с пранаямой (искусством управления дыханием), а сама пранаяма практикуется уже на первых стадиях во время выполнения асан, потому что дыхание — это один из ключевых факторов, влияющих на правильность и эффективность исполнения асаны.
Давайте вернёмся к шаматхе, для того чтобы затем плавно перейти к описанию одного из классических вариантов буддийской медитации — випассаны. Шаматха, или, согласно классификации аштанга-йоги, дхарана, — это подготовительный этап перед погружением в то, что называется настоящей полной медитацией. Когда человек сосредоточен на чём-то, его мысли заняты только этим объектом или идеей, таким образом остальной поток мыслей отсекается и энергия обращена в одном направлении, что очень важно, так как позволяет практикующему сохранять внутренние силы, и это во многом объясняет тот освежающий и восстанавливающий эффект, который отмечают многие люди, постоянно практикующие медитацию.
На первом этапе, если вы не привыкли концентрироваться, возможно, вы столкнётесь с некоторыми трудностями, связанными с тем, что вам будет трудно фокусировать внимание, и в этом случае о лёгкости и восстановлении сил, происходящих во время медитации, трудно говорить, но это происходит до тех пор, пока вы не научитесь удерживать образ в памяти и не отклоняться мысленно от него. Когда этот этап будет пройден, то довольно продолжительная концентрация внимания на объекте или идее будет вам даваться легко.
Тем не менее на самом первоначальном этапе медитации человек ещё не слился полностью с объектом своей медитации, а значит, это не стопроцентная медитация. Только в момент глубокой медитации наблюдающий и наблюдаемое становятся единым целым, остаётся то, что называют чистым осознаванием, когда эго растворено и сознание осознаёт само себя. В дальнейшем даже этот процесс будет трансформирован, и не останется ничего, произойдёт полное освобождение — мокша, но пока что мы продолжаем разговор о медитации и её второй части — випашьяне.
Випашьяна, или випассана, — это вторая часть буддийской медитации, следующая за шаматхи. Ум подготовлен, он умеет концентрироваться, теперь он в состоянии сосредоточить внимание на процессе дыхания — вдохе и выдохе. Сначала можно просто понаблюдать за дыханием, а чуть позже подключить сюда и принципы пранаямы, т. е. начать практиковать управление дыханием, что позволит вам удерживать концентрацию внимания и одновременно учиться осознаванию себя как духовной сущности.
Во время випассаны концентрироваться можно и на чём-то другом, но, как показывает практика, фокус внимания на дыхании позволяет быстрей перейти к той стадии, когда мысли останавливаются и начинается процесс чистой медитации.
Отличие обычных медитаций от буддийских
Главное отличие медитаций в буддизме от других видов медитаций состоит в том, что в буддизме медитация является интегральной частью самого философско-духовного учения. Её цель не направлена сугубо на восстановление физических сил или преодоление и устранение ментальных и психических блоков, как это происходит в других видах медитаций, особенно в известной направленной медитации.
Практика медитации часто выступает как инструмент для улучшения психо-физического состояния человека, но в таком случае она приобретает ценность как терапевтическое средство. В буддизме инструментальный фактор медитации никуда не исчезает, но такой аспект, как самоценность медитационного процесса, выходит на первый план. То, какой положительный эффект практика медитации может оказать на здоровье человека, его психологическое состояние, способствовать духовному росту — это закономерный результат регулярной практики, которой в буддизме отводится важное место.
Медитация — это не просто ментальное упражнение, как иногда думают, а образ жизни, когда человек понимает, что существует не только внешняя реальность в её физическом выражении, но также невидимая глазу действительность, вибрации которой находятся на более высоком уровне. Для того, чтобы почувствовать и приблизиться к ним, и нужна медитация. Она как портал в другие миры. Вместе с тем эти миры так же реальны, как и тот, где живём мы. Главное — это соблюдать баланс между пребыванием в обоих мирах и помнить о том, что главная наша миссия связана с земным воплощением, поэтому знания и опыт, полученные путём медитации, нужно обязательно использовать в физическом мире, и тогда мы увидим реальные результаты и положительное влияние медитационной практики на нашу жизнь и на ту социальную среду, в которой мы находимся.