С приходом практики концентрации (медитации) в западный мир научный интерес к ней неуклонно возрастал. Было проведено множество исследований, доказывающих, что медитация может считаться эффективным инструментом для улучшения общего самочувствия. Практика улучшает когнитивные процессы, такие как управление вниманием во время выполнения задач, требующих повышенной концентрации. При этом связь между медитацией и творчеством менее ясна. До сих пор нет наглядной модели, объясняющей, как творческие процессы протекают в мозге и какое влияние на них оказывают различные типы практик концентрации. Для изучения этого вопроса учёные из Нидерландов исследовали влияние медитаций однонаправленного внимания (ОВ) и открытого присутствия (ОП) на творческие задачи, использующие конвергентное и дивергентное мышление.
Конвергентное мышление — это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задач, следовании алгоритмам. Дивергентное мышление — это творческое мышление; термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения задач можно назвать веерообразным: при анализе причин и следствий отсутствует чёткая связь. Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, поскольку его основой являются случайные идеи. Именно поэтому, например, люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, которые построены по классической конвергентной схеме.
Медитации однонаправленного внимания и открытого присутствия являются основными приёмами буддийских медитативных практик. В первом случае фокус направлен на конкретный объект или мысль, а всё остальное, что может привлечь внимание (телесные ощущения, шум или навязчивые мысли) следует игнорировать, постоянно перенаправляя концентрацию на одну и ту же точку фокусировки. В противоположность этому, во время медитации открытого присутствия практикующий открыт для восприятия и наблюдения любых ощущений или мыслей, не сосредотачиваясь на определённом объекте, поэтому внимание здесь ничем не ограничено.
Вернёмся к исследованию. В решении задач учёные оценивали дивергентное и конвергентное мышление. Например, дивергентное мышление в творческом процессе позволяет генерировать новые идеи в контексте, который предполагает одно или более правильное решение, например мозговой штурм. А конвергентное мышление, напротив, считается процессом генерации одного возможного решения конкретной проблемы. Оно характеризуется высокой скоростью и опирается на точность и логику. По результатам наблюдений нидерландские учёные пришли к выводу, что производительность различных типов внимания меняется в зависимости от экспериментальных условий. Этот результат подтверждает гипотезу о том, что конвергентное и дивергентное мышление представляют собой различные компоненты единого творческого мышления.
Применив эту теорию к практике медитации, можно было ожидать, что определённые её типы — однонаправленное внимание (ОВ) и открытое присутствие (ОП) — могут оказывать различное влияние на некоторые аспекты когнитивного контроля. Медитация ОП предполагает довольно слабый контроль практикующего над своими мыслями, позволяя свободно переходить от одной к другой. Напротив, медитация ОВ требует сильной концентрации и ограничения потока мыслей.
Исходя из этого, голландские исследователи предположили, что практика медитации ОВ должна облегчить выполнение задач, требующих более сфокусированного контроля (конвергентное мышление), а практика медитации ОП — благотворно повлияет на дивергентное мышление.
Эксперимент
В исследовании приняли участие 19 участников (13 женщин и 6 мужчин) в возрасте от 30 до 56 лет, практикующих медитацию ОП и ОВ в среднем 2,2 года. После сеансов медитации и упражнения по визуализации практикующие должны были выполнить задачи для оценки уровня дивергентного и конвергентного мышления.
Сеансы медитации
В качестве медитации ОВ использовалась шаматха (саматха) — тип буддийской практики, ставящий целью достижение ментального покоя посредством сосредоточения на конкретном объекте. В данном случае участники концентрировались на дыхании и на разных частях тела (во время вдоха и выдоха внимание направлялось на конкретную область). Целью практики было удержание фокуса на протяжении всего сеанса.
В качестве медитации ОП использовалась адаптированная версия трансформационного дыхания, разработанная доктором Джудит Кравитц в 1980 году. Дыхание использовалось как средство для освобождения ума, при котором любые мысли, ощущения и эмоции могли возникать свободно. Наставник призывал практикующих быть открытыми к любому опыту и наблюдать за своими мыслями и эмоциями.
Упражнение по визуализации
Участников просили представить определённые домашние занятия, такие как приготовление пищи, приём гостей. Чтобы предотвратить сосредоточение внимания на одной точке или концепции, внимание периодически переключалось между визуализацией самого действия и размышлениями о нём. Например, с помощью инструкции: «Подумайте о том, кого вы бы хотели пригласить».
Задача отдалённых ассоциаций Сарноффа и Марты Медник (конвергентное мышление)
В этом задании участникам предлагалось три несвязанных слова (например, время, волосы и растяжение) с целью найти общую ассоциацию (длина, длительность). Голландская версия состояла из 30 пунктов, то есть в трёх сессиях участники выполнили 10 различных заданий.
Задача альтернативного использования Джоя Пола Гилфорда (дивергентное мышление)
Здесь участникам было предложено перечислить как можно больше вариантов использования шести предметов домашнего обихода (кирпич, туфля, газета, ручка, полотенце, бутылка). В каждой из трёх сессий участники выполняли по два разных задания.
Результаты
Предполагалось, что медитация открытого присутствия способствует состоянию когнитивного контроля, которое характеризуется слабым фокусом внимания на определённых мыслях, в то время как медитация однонаправленного внимания, наоборот, способствует сфокусированному состоянию. И по итогам исследования учёные сделали вывод, что практика медитации ОП способствует дивергентному (творческому) мышлению, то есть решению задач через поиск альтернативных вариантов.
Вторым прогнозом было то, что практика медитации ОВ должна способствовать конвергентному (линейному) мышлению. При этом учёными был замечен неожиданный эффект: при оценке эмоционального состояния участников замечено, что любая практика медитации значительно улучшала настроение. Учитывая, что повышенное настроение способствует расфокусировке внимания, вполне возможно, что практика медитации влияет на конвергентное мышление двумя противоположными способами: сосредотачивающий характер медитации мог положительно влиять на линейное мышление, в то время как расслабляющий аспект этой практики мог помешать этому. На данный момент это всё ещё предположение, требующее дальнейших исследований.
В любом случае, было доказано, что медитация оказывает определённое положительное влияние на творческое мышление. Важно отметить, что преимущества медитации ОП выходят за рамки простого расслабления. Судя по всему, практика медитации ОП реструктурирует когнитивную обработку информации в целом и влияет на производительность при выполнении других, логически не связанных заданий. Голландские исследователи предполагают, что такая практика приводит к более широкому спектру распределения ментальных ресурсов. Благодаря этому у практикующего развивается состояние когнитивного контроля, когда он способен фокусироваться не только на определённом объекте в процессе выполнения задач. Это значительно облегчает переход от одной мысли к другой, как того требует дивергентное мышление. Данное соображение согласуется с наблюдениями других учёных, согласно которым медитация ОП приводит к лучшему выполнению задачи распределённого внимания и укрепляет представление о том, что практика медитации в долгосрочной перспективе может оказывать положительное влияние на познавательные процессы.
Лоренца С. Кользато, Айка Озтурк и Бернхард Хоммель
Институт психологических исследований и Лейденский институт мозга и познания, Лейденский университет, Лейден, Нидерланды
Источник: frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2012.00116/full