Ты уже медитировал. Просто забыл.
«Медитация» — на первый взгляд, далёкое и не отзывающееся слово, пришедшее из стран Востока. Воображение рисует картины тибетских монахов, одетых в яркие ткани согласно своему ордену, или тощих йогов в набедренной повязке, встречающих рассвет в горах. Конечно, у вас могут быть другие ассоциации. Однако у всех этих образов будет несколько неизменных черт: практикующий медитацию находится в спокойном состоянии, сидит с прямой спиной и скрещёнными ногами, он непоколебим, неподвижен и сосредоточен. Ведь так?
Итак, образ медитирующего у нас есть. Давайте определимся, что же такое медитация. Есть много современных мнений на этот счёт: медитация — это концентрация, глубокое сосредоточение, релаксация, практика исполнения желаний, техника исцеления и даже способ обогащения. Кто-то считает, что медитировать значит «тупить» в пустоту или это занятие для лентяев, людям просто делать нечего и не нужно работать. На самом деле, в зависимости от человека все эти мнения правдивы. Потому что каждый судит по себе. Но на разных этапах развития характеристика одного и того же объекта будет меняться.
Для удобства нашего понимания определим, что медитация это не просто сидение в красивой позе. Согласно восьмиступенчатой системе йоги, описанной в Йога-сутрах мудрецом Патанджали, «дхьяна», или 7-ая ступень йоги, — это и есть медитация, то есть продолжительное и непрерывное сосредоточение вокруг психического символа. Однако нельзя же сразу запрыгнуть на седьмую ступень. Необходимо для начала освоить предшествующие. Кратко рассмотрим их:
- Яма — нравственные принципы и обеты по отношению к внешнему миру: ахимса — ненасилие, непричинение вреда; сатья — правдивость; астея — неприсвоение чужого; апариграха — нестяжательство, отклонение незаслуженных даров, ненакопительство; брахмачарья — контроль чувственных наслаждений.
- Нияма — нравственные принципы и обеты по отношению к внутреннему миру: шауча — внешняя и внутренняя чистота; тапасья — добровольное самоограничение; свадхьяя — саморазвитие; сантоша — удовлетворённость; ишвара пранидхана — посвящение всех действий Высшему.
- Асана — поза тела. Согласно Йога-сутрам Патанджали, асана — устойчивое положение тела, в котором удобно находиться.
- Пранаяма — контроль дыхания.
- Пратьяхара — отвлечение чувств от объектов.
- Дхарана — концентрация на выбранном психическом объекте.
- Далее идёт интересующая нас медитация — Дхьяна, ведущая к последней, восьмой ступени йоги.
- Самадхи.
Теперь может сложиться мнение, что медитация — это что-то запредельное и недосягаемое. Но ведь в названии статьи говорится, что все уже хоть раз да медитировали. И это так! Вспомним детство, когда мы были чистыми и не омрачёнными различными обстоятельствами, которые, как палки в колёсах, мешают нам медитировать в сознательном возрасте.
В детстве все умели медитировать. Вспомним, как это было:
- Когда мы рассматривали какую-нибудь букашку, боялись шевельнуться и не дышали, чтобы не спугнуть. Казалось, что сердце буквально замедляет ритм, и мы на какое-то время перестаём дышать. А ведь это является целью некоторых пранаям.
- Или кружились от радости. Это мистический обычай у дервишей в суфизме, а также элемент тибетских практик, которые в современном мире известны как 5 тибетских жемчужин, или око возрождения.
- Когда ребёнком с замиранием сердца созерцали красоту, забыв обо всём на свете, кроме объекта внимания. Это и была практика дзен — созерцание и остановка внутреннего диалога.
- Возможно, надавливали на глаза и смотрели красочные «калейдоскопы». Это духовная практика в тибетском буддизме, именуемая «тогал».
- А сколько раз дети рассказывают небылицы про то, что они видят всё очень большим или, наоборот, маленьким. Или видят не как другие. Это уже смещение точки сборки по Кастанеде.
По моему мнению, Россия — страна йогов. Раз уж мы подняли тему детства, вспомним ещё некоторые практики, которые выполнялись многими неосознанно, как игра:
- Когда сильно втягивали в себя живот для обнажения рёбер, чтобы, например, напугать бабушку с дедушкой. Тогда вы выполняли уддияну бандху — брюшной замок.
- Наверняка, многие в детстве вставали в мостик (урдхву дханурасану, чакрасану), принимали позу плуга (халасану), садились в шпагат (хануманасану) или даже вставали в стойку на голове (ширшасану).
- Многие закидывали ноги на стену, поддерживая себя руками. Это випарита карани мудра — перевёрнутый жест. Ковёр на стене и випарита карани мудра, я бы сказал, — привычная картина в моём детстве.
- А когда вы рассматривали этот самый ковёр, исследовали его, всматривались в орнаменты, из-за чего могло возникнуть головокружение или другие необычные ощущения, то это была янтраяна — практика концентрации на янтре, или геометрическом символе.
- Кто-то делал волну животом, так называемый «танец живота». Это практика агнисара крийя. А если выполнялась вертикальная волна, то это уже техника шаткарм — наули, или лаулика.
- Когда, не моргая, с замиранием сердца смотрели на пламя свечи, луну или восходящее солнце, а потом закрывали глаза и видели отпечаток светила под веками. Вы выполняли тратаку.
- Или набирали в живот воздух и удерживали его. Это техника плавини пранаямы. А если после этого (или после еды) исторгали воздух отрыжкой, то вы совершали ватсара дхоути — древнюю практику шаткарм.
- Возможно, вы втягивали воду носом и выплёвывали её ртом или, наоборот, набирали в рот воду и выводили её через нос. Это была водная капалабхати.
- Когда в детстве вслушивались в звук тишины, похожий на стрекотание кузнечиков, вы выполняли практику нада — концентрацию на звуке «Ом».
Как понять, что это не просто детское кривляние, а именно йогические практики, которые дети подсознательно желают выполнять? Отличительной чертой подобных практик является аскеза. Положение тела или задержки дыхания порой далеко не просты в исполнении и зачастую приносят дискомфорт. Но ребёнок всё равно желает войти в это положение и находиться в этом состоянии довольно долго, что говорит о его наработках в практике в прошлых жизнях.
Опрашивая преподавателей йоги на тему медитативных воспоминаний из детства, можно услышать истории уже более серьёзные. Это говорит об опыте практики, проходящем через многие жизни. Так, например, мой соратник на преподавательском курсе рассказывал, как в детстве закатывал глаза в точку межбровья и громко тянул звук «ао», вибрируя, как при пении мантры. Другие преподаватели делились опытом, как в детстве точно могли сказать, сколько сейчас времени, или чувствовали живые стихии (воду, огонь, воздух, землю), испытывали растворение в общем энергоинформационном поле. Кто-то любил сидеть со скрещёнными ногами и задерживать дыхание или пытаться остановить внутренний диалог.
Попробуйте вспомнить своё детство. Наверняка вы обнаружите, что уже медитировали, просто забыли об этом. Возможно, вы выполняли нечто подобное йоговским практикам или даже занимались аскезой. Напишите о своих воспоминаниях в комментариях.
Всё это лишь очередное доказательство концепции реинкарнации. И как видите, мы приходим в этот мир обнажёнными и такими же уходим. Остаётся лишь опыт, навыки и умения, которые нарабатываются из жизни в жизнь! Что же мы возьмём в следующую жизнь? Каков будет наш итог?
«Что отдал — то твоё, что оставил — то пропало» — утверждает народная мудрость. Так будем же сеять доброе, славное, вечное, чтобы оставить достойное наследие нашим потомкам. Сохранять мать-природу и культивировать экологичность сознания. Будем практиковать йогу, дабы в будущем продолжать двигаться по истинному пути. Во благо всех живых существ. Ом!