Содержание
Жизнь современного человека всё чаще напоминает безостановочную гонку. Если раньше такая жизненная концепция была актуальна для городов-миллионников, то теперь даже житель маленького города обречён на бесконечную погоню за недостижимой целью. Другой напастью современного мира является «день сурка»: просыпаясь, человек, словно бездушная марионетка, шаг за шагом выполняет привычный ритуал. Даже выходной день становится не островком свободы, а чередой стрессов в ожидании новой рабочей недели. Кажется, что вырваться из этого круга ещё сложнее, чем из колеса сансары, но выход есть и, как всё гениальное, он очень простой.
Что такое джапа-медитация? Кому она может быть полезной? Способна ли древняя практика изменить нас и нашу жизнь? На эти и другие вопросы мы найдём ответы вместе.
Что такое джапа
Не раз и не два, приходя на йогу, вы слышали, как преподаватель вместе с практиками поют мантру «Ом», возможно, вы и сами сначала робко и неуверенно пытались попасть в «общую ноту». Именно мантра является основой джапа-медитации. С неё, согласно ведической концепции, берёт своё начало даже Вселенная.
Сейчас человечеству открыто огромное количество мантр, ранее эта информация была закрытой и передавалась от учителя к ученику. Такая преемственность была не случайной. Мантра — это не просто набор непонятных звуков. Дословно с санскрита «мантра» переводится как оружие для ума.
Неустанное повторение мантр даровало практикующим не просто исполнение желаний, но и огромные физические силы, отдельные мантры были способны материализовывать оружие и были доступны лишь отдельным кастам — кшатриям, то есть воинам. Вместе с тем, мантру использовали и для решения более мирских задач.
Сегодня, как и много лет назад, сотни людей сопровождают свою просьбу к Богу определёнными мантрами. Многие люди считают, что практика чтения мантр — баловство, сказка, не имеющая ничего общего с реалиями современной жизни. Вместе с тем, не раз и не два учёные доказывали, что вибрации, возникающие от звука, способны менять пространство вокруг себя. Широко известны результаты научного исследования о воздействии звука на структуру воды. Так, например, под воздействием отдельных композиций структура воды разрушалась и теряла свои полезные свойства.
Именно поэтому до повторения мантр допускались лишь достойные ученики, те, кто не будет использовать силы в корыстных целях. «Как же связаны мантры и джапа?», — задаст вопрос читатель. «Джапа» в переводе с санскрита означает «нашёптывать» или «повторять». Именно повторение, а ещё точнее сказать, нашёптывание мантр является сутью джапа-медитации. Почему именно нашёптывание? Считается, что мантра, сказанная тише, имеет силу гораздо большую, чем произнесённая во всеуслышание. Считается, что тот, кто достиг совершенства в джапе, не произносит мантры. Повторяя их про себя, он достигает больших успехов в своей практике.
Главная задача джапы — установить связь между человеком и высшими силами, именно такой контакт лежит в основе йоги и является её целью.
Что нужно для практики джапы
Многие будут удивлены, но для практики джапы не нужно ничего, кроме мантры и вашего желания. Джапа-медитация выражает собой йогический минимализм во всей своей полноте. Многие используют для практики джапы чётки, которые по-другому называют джапа-мала. Джапа-мала — это чётки, как правило, из 108 бусин, чуть реже используются чётки с 54 или 27 бусинами. Принято считать, что любая мантра обретает силу, если практикующий произнесёт её 108 раз. Такое количество повторений даёт один круг, то есть малу. Безусловно, чётки сделают практику более удобной, однако они не являются жизненно необходимыми.
Куда более важным является место. Здесь всё зависит от уровня практикующего. Для того, кто в совершенстве освоил методы джапа-йоги, не существует различий в месте повторения. Так, Свами Шивананда в своей книге «Джапа. Медитация на звук ОМ» утверждал, что повторять мантру можно где угодно: на работе или по пути домой. Главное — сосредоточить свой ум на правильном произношении. Новичкам, которые только начинают читать мантры, нужно тихое и уединённое место: на первых этапах всё вокруг будет отвлекать ваш мозг от повторения. Однако именно так вы сможете закалить свой ум, научиться настраиваться на цель и достигать её.
Какое положение тела необходимо во время практики? Как вы уже легко догадались, для опытных практиков нет разницы, в каком положении находится тело, он может легко заниматься повторением мантры сидя и стоя, а также идя по улице.
Для того, кто первый раз взял в руки чётки, необходимо использовать медитативные асаны, подойдёт даже любимая многими поза «по-турецки». Когда вы обретёте некоторый опыт повторения мантр, можно пробовать, занимаясь практикой, шагая по комнате.
Но если без чёток ещё можно как-то обойтись, то вот без мантры провести практику будет невозможно.
Сейчас, в век интернета, можно легко найти мантры под себя, иногда доходит до абсурда: в сети можно найти мантру от чего угодно, начиная с укуса комара и заканчивая защитой от дурного начальства. Но классическим является рецитация звука «ОМ».
В Бхагават-гите Кришна говорит: «Из всех звуков Я есть трансцендентный звук ОМ». Ведические писания утверждают, что, повторяя мантру «Ом», мудрый йогин отдаёт дань уважения Брахме, Шиве и Вишну. Это делает мантру более чем универсальной.
Начало практики
Повторение мантр не требует особых физических навыков, заниматься такой практикой могут мужчины и женщины всех возрастов. Все мы испытываем одни и те же чувства горя, радости, мы похожи, и именно это делает джапу доступной для всех.
Есть ли у данной медитации противопоказания? Безусловно, есть:
- нельзя использовать практику пения мантр для корыстных целей;
- нельзя использовать силы мантры для совершения зла.
Оптимальным для джапа-медитации считается утреннее время. Отдельные источники говорят, что некоторые мантры можно повторять только в утренние часы, другие лишь с наступлением ночи. Мантру «Ом» можно читать в любое время, но, по возможности, стоит начинать практику в 4:30 утра. Принято считать, что в утренние часы Вселенная наиболее чувствительна, и просьбы человека будут быстрее услышаны.
Как практиковать джапу: инструкция
Перейдём непосредственно к практике.
- Примите любое удобное положение и расслабьтесь.
- Приглушите свет или совсем отключите его.
- Сконцентрируйте своё внимание на объекте медитации, на выбранной мантре.
- Начните перебирать чётки, повторяя выбранную мантру.
- Дойдя до большой бусины, известной как бусина Шивы, разверните чётки и сделайте ещё один круг вашей практики.
- Вы можете визуализировать мантру, рисуя мысленно её буквенное обозначение.
- Ваш ум должен быть полностью сосредоточен на мантре, нельзя думать о посторонних объектах и людях.
- Многие новички спрашивают, что делать, если сбился? Шри Ауробиндо говорил о том, что, если покой ума нарушен, следует остановиться, отдохнуть, а затем вновь начать повторять мантру.
Важно помнить, что нельзя резко бросать повторение мантр, вы, как минимум, должны закончить уже начатый круг. В противном случае вы не только лишитесь достигнутых результатов, но и навлечёте на себя гнев Вселенной за проявленное неуважение.
Не существует чёткого ограничения по времени, нет источников, которые бы сказали, что один круг вы должны прочитать за 10 минут или за пять. Однако есть ограничения по количеству кругов. Говорят, что повторять мантру нужно не менее 10 кругов, но для начинающих такая практика будет крайне тяжёлой. Рекомендуется начинать с одного круга в день, добавляя каждую следующую неделю по ещё одному кругу. Когда количество достигнет 16, нужно с ещё большей внимательностью контролировать качество повторения мантры.
Несколько важных правил, о которых стоит помнить
Для успешной практики стоит помнить о том, что:
- джапа не любит спешку (тот, кто тараторит наспех мантры, превращая их в несвязные буквы и слоги, не сможет достичь успеха в практике);
- джапа любит уважение (побольше узнайте о выбранной вами мантре; перед началом практики поблагодарите учителей, которые передали людям мантру; не бросайте чётки на пол и не храните где попало; у всего, в том числе и у такого инструмента, как чётки, должно быть своё место);
- перебирать чётки можно только правой рукой (некоторые источники говорят о том, что даже трогать чётки левой рукой нельзя);
- руки перед практикой нужно обязательно помыть (трогать чётки грязными руками — признак неуважения к ним);
- указательный палец не участвует в перебирании чёток;
- нельзя совершать практику обнажённым.
Польза джапы для современного человека
Как уже отмечалось ранее, польза от повторения мантр достаточно велика. Наиболее очевидной пользой джапы является успокоение ума. Раз за разом повторяя заветные слова, мозг человека соединяется с силами Вселенной, внешние раздражители теряют свою силу. Казавшееся вчера глобальным и ужасным совещание на работе становится простым пустяком, одной из задач, с которой можно легко справиться. Практикующий как будто растёт над своими проблемами, осознаёт глобальный смысл своей жизни. Практикуя джапу, мы придём к поиску себя и цели своего существования в жизни. Поймём, что мы — это не работа и кино по вечерам, мы — нечто большее, пришедшее в этот мир для решения важных и нужных задач, задач, на которые нужны силы.
Сила — это ещё один плюс, который мы можем получить от практики чтения мантр. Как уже говорилось, джапа соединяет человека со Вселенной, и она охотно делится своей силой и энергией, наполняя нас. И только от нас зависит, в какое русло мы направим полученную энергию, в нас есть всё, чтобы изменить мир к лучшему, и джапа — отличный вариант почувствовать это.
Джапа сделает нас более сосредоточенными. Практикуя чтение мантр, мы учимся концентрировать всё своё внимание на звуке. Пожалуй, нет в йоге практики, позволяющей столь же качественно развить в себе чувство концентрации на каком-либо объекте. Этот навык пригодится нам в повседневной жизни. Мы научимся видеть главное, не отвлекаться на пустяки и, как следствие, доводить начатое до конца.
Мы обретём контроль над своим умом и эмоциями. Предаваясь аскезе, каждый раз, взяв в руки чётки, мы побеждаем свою лень, проходим через десятки «не хочу», мы понимаем, что только мы можем взять под контроль свои эмоции. Управляя своим умом, мы легко можем подчинить своей воли эмоции, а значит, стать более спокойными и уравновешенными. Мы перестанем идти на поводу своих чувств, тем самым сделав себя свободными.