Йога является одним из мощнейших инструментов на пути духовного развития личности. Но в наше время йогу приравняли к физкультуре, и на занятиях не всегда преподаватели рассказывают, для чего всё же нужна йога и что это всего лишь один из этапов на пути развития.
В древние времена йогу давали, когда человек уже был в определённом сознании, в определённой традиции и был с Учителем. Этот человек этично относился к миру (Яма), этично относился к себе (Нияма), и это гарантировало, что он не будет делать ничего такого в практике ради своего эго, что может разрушить его тело. Йогой же он занимался для общения с собой и мирного раскрытия своего потенциала. В древние времена всё это знали и использовали йогу «по назначению».
Работать с телом и сознанием можно по-разному. Очень сильное воздействие идёт через вибрацию звуков. При произнесении определённого звука наши физические и энергетические тела начинают резонировать с частотой этого звука, и результатом становится изменение на физическом и психологическом уровнях. Ярчайшим примером, демонстрирующем влияние слов и звуков на состояние человека, являются молитвы и мантры1.
Раскроем более подробно понятие мантры. Мантра представляет из себя особое сочетание нескольких звуков или слов/стиха на санскрите, обладающее способностью воздействовать особым образом на состояние человека. Именно поэтому в мантре так важно сочетание звуков, резонанса, ритма и тональности при произношении. В отличие от простого слушания мантр, их пение даёт возможность тотально сосредоточиться на звуке (ум сосредотачивается на объекте почитания и становится однонаправленным; звук и ритм работают на уровне вибрационного воздействия, возвышая и очищая энергию и сознание) и входить в особое блаженное и возвышенное состояние (включается сердце). Тем самым пение мантры превращается в постоянную молитву, форму медитации и поклонения Богам.
Мантры являются средством обращения к Богам, ведь санскрит считается языком высших сил. Мантры никак не соотносятся c гунами (качествами) этого мира. Мантры в своей основе чисты, свободны, не имеют признаков, вечны, просветлённые и являются воплощением святости.
Пропевая мантры, мы распространяем благие вибрации вокруг себя и очищаем, меняем пространство на благо всех живых существ, всего человечества.
В этой статье мы рассматриваем одну из трёх важнейших мантр индуизма, посвящённых Богу Шиве, а конкретнее мантру Рудре (одному из образов Шивы). Рудра разрушает невежество и иллюзию реальности мира, тем самым побеждает омрачения2 людей и приводит к их духовному росту – «Oṁ namo bhagavate rudrAya» ОМ НАМО БХАГАВАТЕ РУДРАЙЯ.
Но перед описанием самой мантры, её перевода, значения и других аспектов, немного познакомимся с Богом Шивой, ведь его считают Богом богов небесного пантеона.
Бог Шива (санскр. śiva) является одним из самых глубоких, сострадательных, сложных и загадочных проявлений Единого Верховного Существа, упоминание о котором присутствуют в разных религиях. Шива воплощает в себе одновременно как разрушительное, так и создающее начало. Он является чистой любовью, светом, энергией и сознанием, творцом, хранителем и разрушителем всего существующего, оживляя Вселенную изнутри. Он – Абсолютная Реальность, вне времени, вне формы и вне пространства. Согласно священному тексту Шива-Пуране, Бог Шива признаётся создателем Брахмы и Вишну и вместе с ними входит в верховную триаду божеств (тримурти3).
Шиву изображают с длинными волосами и синей кожей, на нём накидка из шкуры тигра (указывает на целомудрие4), на шее присутствует змея (указывает на мудрость и вечность) и лунный серп – над головой (указывает на то, что он полностью контролирует свой ум). На лбу изображается третий глаз (око мудрости).
Образ Шивы также дополняют:
- барабан дамару (от санскритского слова дамарин): обозначает слог «ОМ». Считается, что санскрит появился из звуков барабана дамару5;
- трезубец Шивы (тришула): обозначает три времени (прошлое, настоящее и будущее), три стадии эволюции мира (создание, поддержание и разрушение) и три гуны (саттву, раджас и тамас);
- лингам6 (символизирует принцип абсолютной недвойственности, когда Бог представляется одновременно единым и множественным, личностным и безличным, непроявленным и проявленным, Отцом и Матерью мира7);
- бык Нанди, который является его ваханой (ездовым животным) и символизирует сатсангу.8
Есть множество рассказов, притч и исследований о том, как Шива получил имя Рудра. Мы приведём лишь некоторые наиболее интересные и познавательные.
Индийские писания
Одна из легенд гласит, что однажды Брахма начал медитировать, чтобы обрести сына. И вот, после тысячи лет медитации он обнаружил на своих коленях ребёнка. Брахма от счастья расчувствовался, но ребёнок почему-то заплакал и весь дрожал от плача.
«Скажи мне, сынок, почему ты плачешь?» – спросил его Брахма.
«Мне нужно моё имя», – произнёс ребёнок в ответ.
В тот же миг Брахма дал ему имя Рудра, которое означает «тот, кто всё плачет и плачет». Но через несколько минут ребёнок снова заплакал.
«Почему ты опять плачешь?» – спросил отец.
«Мне нужно ещё одно имя», – ответил ребёнок.
Брахма согласился и наградил его ещё одним именем – Пинаки. Но ребёнок снова почему-то заплакал.
Тогда Брахма дал ему другое имя – Бибола. Потом – Тришуладхари, означающее «держащий Трезубец», и т. д.
Всего Брахма дал ребёнку восемь имён.
В ответ на это ребёнок спросил отца: «Ты дал мне столько имён! Что же мне с этими именами делать? Какое выбрать?»
Брахма ответил ему: «У всех имён, которые я тебе дал, есть своё особое значение. Каждое воплощает одно из твоих божественных качеств, и я хочу, чтобы ты проявил все эти качества здесь, на земле».
Разумеется, со временем ребёнок проявил все свои божественные качества, в том числе и качество имени Рудра.
Ещё одна история (Бхагавата Пурана, кн. 3, гл. 12)
Всё началось, когда Брахма произвёл на свет 4-х великих мудрецов: Санаку, Сананду, Санатану и Санат-кумара.
Когда его сыновья появились на свет, Брахма сказал им: «Сейчас, дети мои, вам надо произвести потомство».
Однако, не уступая в мудрости своей своему создателю, мудрецы понимали законы этого материального мира и на призывы создателя никак не отвечали, а желали лишь одного – освобождения. И просьба отца осталась без ответа.
Этот отказ сыновей выполнить просьбу отца вызвал в Брахме гнев, который он с трудом сдерживал, но который со временем только увеличивался. Пока Брахма сдерживал гнев, он концентрировался на межбровье, и благодаря этому появился «Нерождённый» (Аджайата) – ребёнок сине-красного цвета. Ребёнок вскричал: «Дай мне имя, отец мой, и укажи мне место, мою родную обитель!»
Чтобы успокоить своего ребёнка, Брахма ответил: «Не кричи, мой сын. Да будут успокоены все твои переживания. Я нарекаю тебя Рудрою, «Ревущим». Местом твоим будет самая высокая вершина земли. И сможешь ты управлять мыслями всякой твари: от небожителя до ничтожной былинки. Будешь пребывать ты в сердце живого существа, его чувствах и жизненных соках, а также в небе, воздухе, огне, воде, земле, солнце, луне!»
В великом эпосе «Махабхарата» (Дронапарва, гл. 173) мудрец Вьяса, составитель священных текстов, наставляя воина Арджуну, рассказывает ему о значении почитания Шивы-Рудры: «Предайся всецело Тому Богу, изначальному Источнику всего сущего, Владыке вселенной, Махадэве, величайшему Духу, единственному Господу, приносящему благо, трёхокому и могучерукому, именуемому Рудрой! Ибо нет существа в трёх мирах, равного Ему! . . . Те люди в этом мире и те другие, что стремятся достичь небес, — все те, кто преданно почитает дающего дары, божественного и благостного Рудру».
Свидетельства отечественных учёных
В книге «Древность: Арьи. Славяне» индолог Н. Р. Гусева показывает общность индуистского Шивы и славянского Рода: «Древние славяне высоко чтили и бога по имени Род. Он был сильным и гневным владыкой неба, проливал на землю дождь,.. с его именем, связаны такие слова, как «руда» (кровь), «рудый», «рдяный» (красный, рыжий, бурый) и ряд других. Но вот в Ведах воспевается некий бог по имени Рудра. Подумаем, созвучны ли только имена Рода и Рудры? Нет, их сближают и другие черты. Рудра также бог неба и громов. Он мощен и гневлив. Он – бог-воин, обладающий красно-бурой кожей, а в санскрите слова «рудх», «рудхира» означают «быть красным, кровавым», что прямо совпадает с приведёнными славянскими словами, сопоставимыми с Родом. Видимо, … бог Род-Рудра был совпадающе близким в условиях общности или тесного сближения племён славян и арьев.
Придя в Индию, арьи встретились там с верой в местного, аналогичного по функциям и значению знакомому им славянскому (а возможно, в какой-то мере и их собственного) Роду, а именно с богом, носившим местное незнакомое им имя. Уподобив его местному темнокожему населению, они сначала дали ему имя Шива – «тёмно-серый, сивый»… От него, как и от Рода, зависела жизнь и гибель всей земли. Судя по всему, арьи не стали противопоставлять ему Рудру, столь на него похожего. Наоборот, в своём стремленьи (и уменьи) строить общий для всей страны круг богов они уже в ведические времена соединили этих сходных богов под общим названием Рудра-Шива (да тем более, что и описывается Шива как бог с тёмно-бурой, а то и с белой кожей). До сих пор в Индии поклоняются Шиве под этим двойным именем, соединяющим его с бесконечно отдалённым от него Родом9».
Ведические писания
Главным первоисточником сведений о религии древних ариев являются Веды10, поэтому обратимся к ним с целью найти описание Бога Рудры-Шивы. Существует четыре сборника (самхиты) или части (турия) Вед:
- Риг Веда Самхита («Веда гимнов»).
- Яджур Веда Самхита («Веда жертвенных формул»). Позже разделили на две части:
- Кришна Яджур Веда (объяснения и толкования мантр интегрированы в основной текст и обычно следуют сразу же после каждой мантры).
- Шукла Яджур Веда (тексты и формулы, необходимые для совершения жертвоприношений, идут в тексте, а их пояснение и философское толкование выделены в отдельный текст «Шатапатха-брахману»).
- Сама Веда Самхита («Веда песнопений»).
- Атхарвана Веда Самхита («Веда заклинаний»).
Первый раз слово Шива появляется в тексте самой древней из четырёх Вед, в Ригведе и её разделе «Шатарудрия»11 (или «Гимн Ста Рудрам»12). В ней впервые в гимне обращаются к грозному Рудре13, Богу Богов среди Арийских божеств, повелителю грозы и ветров марутов, Лесному Охотнику, Страшному в Своём гневе, с чёрным животом и красной спиной, с иссиня-чёрными волосами, заплетёнными в узел, одетому в звериные шкуры и стремительному, «как дикий разъярённый зверь».
В Яджур-веде большое количество гимнов уже посвящено Рудре, «Шива» здесь становится одним из основных эпитетов Рудры.
«Вознесите эти хвалебные гимны Рудре, Самовластному Богу с натянутым луком, с быстролетящей стрелой, Неодолимому, одолевающему всех, Создателю с разящим оружием! Да услышит Он нас!» (Ригведа 7. 46. 1).
«Эта речь, что слаще сладкого, возглашается для Отца Марутов, для могучего Рудры. Даруй нам, о Бессмертный, пищу смертных! Смилуйся над нами, над нашими детьми и нашими внуками!» (Ригведа 1. 114. 6-7).
«Того, Кто даёт много, истинного Господа», именуют Его «Владыкой этого необъятного мира», просят изгнать прочь ненависть, болезни и нужду, уничтожить «всё мерзкое», в т. ч. и «повреждения, насылаемые другими богами», потому что, как восклицает гимн, «нет, никого, о Рудра, сильнее Тебя!» (Ригведа 2. 33).
Везде в этих писаниях Шива неизменно высоко превозносится, и почитание его будет залогом земного благополучия и конечного спасения души. Шива здесь становится первопричиной вселенной, как самое высшее и одновременно самое низшее, как начало и конец, и самое главное, что Шива (Рудра) признаётся Богом богов небесного пантеона, Всевышним Богом.
Упоминания о Шиве также присутствуют под разными именами и в различных проявлениях практически у всех народов и племён Евразии: Род – у славян, Один – у скандинавов, Водан – у германцев.
Полная мантра Рудре называется «Шри-Рудрам» – ведический гимн (Стотра), в нём Рудра-Шива отождествляется с Парабрахманом14. Другие названия мантры (гимна): Рудра-сукта, Шри Рудрапрашна, Рудра-упанишад, Шатарудрия, Рудрадхьяя, Намакам, Чамакам
В «Шри-Рудрам» перечислены все имена Бога Шива. У него всего 108 имён (сахасранам), такие как Махадева, Шанкара, Хара, Шамбху, Садашива, Рудра, Шулапани, Бхайрава, Ума-Махешвара, Нилакантха, Трилочана, Трьямбака, Вишванатха, Чандрашекхара, Ардханаришвара, Махешвара, Нилалохита, Парамашива, Дигамбара, Дакшинамурти и другие.
Мудрец Саяна15, который считается одним из самых авторитетных комментаторов Вед, предлагает следующие описания имени «Рудра»:
- Рудра – это тот, кто устраняет печали и трудности.
- Рудра обуздывает врагов, которые причиняют нам страдания.
- Рудра устраняет все виды неблагополучия.
- Рудра – это сияющий Бог Шива.
- Рудру восхваляют Упанишады.
- Рудра даёт знание об Атмане.
- Рудра – это тот, кого восхваляют гимны «Намакам» и «Чамакам».
- Рудра заставляет всех живых существ рыдать во время катастроф.
- От воспевания божественного имени Рудры сердца людей тают.
- Рудра поддерживает дхарму с помощью Вед.
- Рудра – это тот, кто прославляет божественное имя, раскрывая его значение.
- Рудра – это тот, кто даёт возможность духовному искателю достичь Его с помощью повторения мантры изначального звука Ом.
- Рудра – это тот, кто пронизывает все живые существа в форме истины.
- Рудра – это тот, кто в начале времён даёт Веды Брахме.
- Рудра наделяет знанием.
- Его имя говорит о том, что у Него вселяющая ужас форма и что Он может разрушить всё во Вселенной.
- С помощью гимна «Намакам» (первой части гимна «Рудрам») люди почитают ужасную форму Рудры.
- С помощью гимна «Чамакам» (второй части гимна «Рудрам») люди поклоняются милостивой форме Рудры.
В писаниях говорится, что мантра Рудре имеет очень сильную очищающую силу, которая при постоянном и искреннем повторении поможет загладить худший из грехов, избавиться от всех детских болезней, расправиться с надвигающимися трудностями, избавиться от плохого влияния некоторых планет на человека, уничтожить ваш величайший страх и т. п. Это мантра очень активная и обладает большой энергией, практикуя её, можно достаточно быстро достичь более высокого уровня сознания.
Существует несколько трактовок данной мантры, предлагаем некоторые для ознакомления:
«Oṁ namo bhagavate rudrAya» ОМ НАМО БХАГАВАТЕ РУДРАЙЯ
Намо/Намаха – поклон, простирание.
Бхагавате/Бхагавану/Бхагаван – Всевышний, тот, кто имеет шесть высших божественных качеств:
- святость
- силу (или дхарму согласно определённым текстам)
- славу
- богатство
- знание
- бесстрастие
Рудра – гневная форма Шивы, аспект разрушителя устраняет невежество и иллюзию реальности мира, омрачения людей, уничтожает грехи, несчастья, печали сансары.
- Ом. Простирание перед Бхагаваном Рудрой, Разрушителем печалей сансары!
- Ом. Поклонение, о Рудра, Твоему гневу, и стреле Твоей – поклонение!
- Ом. Поклонение Источнику всего сущего и Разрушителю всех недугов!
- Ом. Поклонение Губителю и Защитнику всех «связанных» существ!
- Ом. Поклонение Несущему Благо и Повелителю всех созданий!
- Ом. Поклонение Грозному и Мощному!
- Ом. Поклонение Поражающему спереди и Поражающему сзади!
- Ом. Поклонение Переносящему (людей по ту сторону грехов) и Ведущему к Высшей Цели!
- Ом. Почитаем Трёхокого Бога, Благоухающего, Питающего благом всех!
- Ом. Поклонение Богу Рудре!
Касательно вопроса произношения на санскрите считается, что неточное или неправильное воспроизведение слов в лучшем случае просто не даст никакого результата. Хотя сейчас никто не может подтвердить правильность произношения мантр, поэтому сложно приводить «самый правильный пример» произношения, ведь раньше мантры передавались только посредством гуру и хранились в глубокой тайне, поэтому люди и знали правильность произношения.
Мантру Рудре предпочтительнее читать, сидя лицом на восток, с открытыми или прикрытыми глазами, сложив руки в намасте или удобным вам способом, со свечами или благовониями. Также, если есть такая возможность, перед мантрой можно умыться и прополоскать рот, надеть чистую одежду. Читать желательно на голодный желудок, можно пить воду или сок.
Но всё это условно, ведь не столь важно, как вы читаете мантру, куда направлен взгляд, горит ли свеча и выполнены ли остальные рекомендации. Гораздо важнее выражение почтения Всевышнему, когда поёте мантру, и постоянство данной практики, а ваш прошлый опыт уже «подскажет», как правильно петь конкретно эту мантру.