Сита — знаменитая героиня древней легенды «Рамаяна», аватар1 Богини Лакшми, энергия созидания и гармонии, воплощённая на Земле. Как правило, о Сите знают как о похищенной супруге царевича Рамы2, которую отважный герой спасает из плена коварного демона Раваны. Красиво, но это — лишь часть священного эпоса. Приблизиться к пониманию образа Ситы можно, только узнав полную историю её земного воплощения, и история эта намного драматичнее, чем первая, наиболее часто пересказываемая часть «Рамаяны». В этой статье через описание мантр Сите мы постараемся разобраться, кто же она — одна из самых почитаемых женщин Индии.
Имена Ситы:
- jānakī – ‘дочь царя Джанаки’
- tārā – ‘переправляющая’, ‘переносящая’ (на другой берег, через океан Сансары)
- bhūmijā – ‘рождённая Землёй’
- pārthivī – ‘исходящая из Земли’
- vaidehī – ‘царевна ведийского царства Видеха’ (основанного её отцом Джанакой)
- sītā – ‘борозда’
- maithilī – ‘принадлежащая городу Митхиле’, столице Видехи, иначе говоря, царевна Митхилы
- bhavyā – ‘красавица’
- hariṇī – ‘золотистая’, также одно из имён Богини Лакшми, указывающее на её свечение как признак Высшего существа
- tāriṇī – ‘дающая возможность перейти’, ‘спасающая’ (вновь речь о Сансаре)
- sarveśvarī – (sarva-īśvarī) ‘Владычица всего’, ‘Владычица мира’, ‘Повелительница всего’
Сита Гаятри мантра:
Транслитерация: |
---|
om janakanandīnye vidmahe |
bhumījāyai dhīmahi |
tannaḥ sītā prachodayāt |
Перевод:
Да познаем мы любимую дочь (царя) Джанаки.
Медитируем на Рождённую Землей.
Пусть Сита направит нас (по истинному Пути).
Многие имена Ситы указывают на то, что она является дочерью богини Земли — Притхиви. Именно Мать-Земля даровала царю Джанаке девочку во время совершения ритуального вспахивания поля. Управитель царства Видеха нашёл дочь прямо в борозде, оставленной его плугом, отчего Сита и получила своё имя, означающее ‘борозда’.
Много лет я царствовал в Митхиле, а боги всё не давали мне потомства. И решил я тогда умилостивить богов великой жертвой. Всеведущие брахманы, мои советники, выбрали место — поле — для возведения алтаря и велели мне вспахать это поле плугом. И вот когда я, царь Митхилы, шёл за плугом, из борозды мне навстречу поднялась вдруг прекрасная дева. То была Сита, моя возлюбленная дочь, дарованная мне Матерью-Землёй.
«Сказание о Раме», литературное изложение Э. Н. Тёмкина и В. Г. Эрмана
Земной путь Ситы был полон испытаний. Ни чудесное рождение, ни многочисленные достоинства, ни божественная энергия Лакшми Деви — ничто не позволило избежать тяжёлой кармы. Став супругой царевича Рамы и обретя своё счастье, Рождённая Землёй последовала за мужем в изгнание, будучи царевной, жила как отшельница, а затем была обманом похищена демоном Раваной. Могущественный правитель ракшасов3 обещал ей золотые горы, если она согласится стать его женой, но Сита продолжала хранить верность Раме.
Как солнце блистает над Меру-горой каждодневно,
«Рамаяна», стихотворный перевод С. Липкина
Так, следуя солнца примеру, Видехи царевна,
Навечно душой со своим повелителем слита.
Послушная дхарме, супругу сопутствует Сита.
Даже когда царевич Рама одержал победу над Раваной, испытания Ситы не закончились. Женщину, прожившую почти год у другого мужчины, общество считало порочной. Чтобы доказать свою чистоту и невинность, Сита совершила обряд, который вряд ли могут в полной мере осознать наши современники, — она вошла в огонь.
Сита приблизилась к костру и сказала, сложив ладони, обращаясь к огню: «О Агни4, да будешь ты свидетелем перед народом тому, что сердце моё никогда не отвращалось от Рамы!» И когда она скрылась в огне, заколебался костёр, и из пламени встал человек исполинского роста в красном платье с золотыми украшениями, с чёрными вьющимися волосами, и на руках его лежала Сита, целая и невредимая. Бог Агни — все узнали его — приблизился к Раме и сказал: «О Рама, вот твоя Сита. Она чиста перед тобою, грех не коснулся её — я, бог огня, свидетельствую о том перед народом».
«Сказание о Раме», литературное изложение Э. Н. Тёмкина и В. Г. Эрмана
Невиновность царевны стала очевидна для всех свидетелей. Рама вернулся с Ситой в царство Айодхья, где взошел на трон и справедливо правил царством десять тысяч лет, ведь человеческая жизнь в Трета-югу5 может длиться столь невообразимо долго.
Но даже спустя десять тысяч лет подданные Рамы помнили о похищении Ситы и продолжали сомневаться в её добродетели. Они считали: коль кровожадный царь Ланки касался царевны, значит, она не достойна быть женой их правителя. Узнав, что народ его осуждает, Рама впал в отчаяние, но не смог отдать на поругание свою славу. Не решившись честно объясниться с супругой, он поручил брату Лакшмане отвезти Ситу в обитель отшельника Вальмики, которого та собиралась навестить, и оставить там. Исполнив волю брата, Лакшмана с тяжёлым сердцем признался Сите, что Рама отрёкся от неё. И только одна причина жить осталась у дочери Джанаки — она ждала наследника и не могла допустить, чтобы род её супруга прервался. Царевна, повинуясь воле мужа, осталась в обители Вальмики, где её окружили добром и заботой. Там же родились двое её сыновей — Лава и Куша.
Была эта дева, как мысль об ушедшем богатстве,
«Рамаяна», стихотворный перевод С. Липкина
Как путь к совершенству сквозь тысячи бед и препятствий,
Как дымное пламя и в прах превращённое злато,
Как робкой надежды крушенье и веры утрата.
Почему же столь драматичные события произошли с аватарами Вишну и Лакшми, созидателями мироздания? Ответ кроется в древнем тексте Падма Пурана. Этот Ведический источник содержит описание истории Джаландхары6 и его супруги Вринды. Став повелителем дайтьев, демонических существ, Джаландхара возгордился и пожелал сокрушить богов, и никто не мог помешать ему: Вринда силой своей верности создала для мужа незримую защиту.
Невозможно его убить, ибо защищает его целомудрие его жены.
Падма-Пурана, Уттара-Кханда
За помощью боги обратились к Вишну, и он был вынужден обманом прийти к Вринде в иллюзорном теле – в образе её супруга, чтобы она потеряла своё благочестие и тем самым разрушилась защита Джаландхары. Узнав об обмане, Вринда прокляла Вишну, сказав, что и он однажды лишится своей жены — она будет похищена посредством майи, иллюзии. Как мы знаем из «Рамаяны», так и произошло: Равана, представ в иллюзорном теле отшельника, обманул Ситу и забрал её в своё царство на остров Ланку. Так древний эпос повествует, что даже Боги не могут уйти от кармы: воплощённая в мире людей Лакшми, которую именуют sarveśvarī — ‘Владычица всего’, была вынуждена явить пример терпения и стойкости под ветром перемен.
Когда сыновья Ситы выросли, она посчитала свою дхарму исполненной. Несмотря на то, что Рама попытался вернуть её во дворец, а Вальмики перед жителями царства объявил, что Сита непорочна и следует по стезе добродетели, дочь Земли решила воззвать к своей матери как к свидетелю её верности и честности перед супругом и людьми.
И Земля разверзлась на глазах у всех, и поднялся из неё драгоценный трон, сверкающий, как солнце, несомый на головах чудовищных змей — нагов; на троне том сидела Притхиви, богиня земли. Она заключила Ситу в свои объятия, посадила её рядом с собою на трон и исчезла с нею в подземных глубинах. С неба просыпался дождь благоухающих цветов, и земля сомкнулась над головами Ситы и её матери.
«Сказание о Раме», литературное изложение Э. Н. Тёмкина и В. Г. Эрмана
И только тогда народ поверил в непорочность Ситы, возликовал и стал прославлять ушедшую в иномирье царевну Митхилы. Рама же был безутешен, и тогда Брахма7, тронутый его горем, предстал перед правителем Айодхьи и сказал, что тот вновь обретёт свою супругу на небесах.
Жизнь Ситы была настолько драматична и полна испытаний, что мантра ей могла быть очень печальной по настроению, минорной, отражающей события трудного жизненного пути. Но мы представляем вам музыкальную композицию с позитивным настроем, напоминая, что за каждым испытанием стоит скрытое благо и что любая карма конечна.
Встречая на своем пути коварство, ложь и предательство, Сита как дочь Земли проявляла главное её качество — терпение. Это то, чему стоит учиться в любые времена, — от Сатья до Кали-юги. Возможно, именно поэтому её называют tārā — ‘переносящая’, так как терпение — высшее подвижничество, необходимое для преодоления оков Сансары.