Содержание
Приступая к процессу трансформации нашей личности, следует к этому вопросу подходить комплексно, а именно на трёх уровнях: тело, энергия и сознание. Важно понимать, что все три аспекта взаимосвязаны. К примеру, энергетические проблемы закрепощают тело и влияют на наше сознание. Оно становится, мягко говоря, специфическим. И так во всём. Для каждого из трёх аспектов в йоге есть свои инструменты, но нельзя сосредоточивать своё внимание только в одном направлении. В мире существует множество систем и традиций духовного совершенствования и, как показывают наблюдения, если акцент в практике делается только на что-то одно: на тело, на энергию или на сознание, то гармоничное развитие невозможно.
Мантра — удивительный инструмент для трансформации личности
Одним из уникальных инструментов в йоге, который воздействует сразу на три уровня: тело, энергия, сознание, является мантра.
Эмпирическим путём доказано, что звуки санскрита обладают целебной силой, то есть само звучание мантры оздоравливает тело. Также мантра содержит энергию, которая, входя в резонанс с нашей энергией, будет её трансформировать. А влияние мантры на наше сознание обусловлено простым принципом: «на чём мы концентрируемся — тем мы и становимся». На самом деле это очень важный принцип, который сегодня обуславливает жизнь многих людей. Это может показаться невероятным, но сегодня практически все люди занимаются медитацией.
Каждый день люди концентрируются на том, что для них важно. Но, учитывая тот факт, что чаще всего это концентрация на чём-то негативном, соответствующий результат мы и можем видеть вокруг. Таким образом, навыки концентрации есть у всех нас, нужно лишь научиться эту концентрацию правильно использовать. И именно мантра-йога позволяет научиться этому.
Что такое мантра
Мантра — это не просто случайный набор непонятных звуков на неизвестном языке. Каждая мантра содержит в себе энергию того или иного божества или продвинутого практика. Также в самой мантре заключена особая, присущая ей идиация, и, повторяя мантру, мы проникаемся той или иной идеей. Чаще всего конкретного и единого перевода мантра не имеет, и смысл той или иной мантры практикующий должен понять сам в процессе практики. И для каждого практикующего смысл мантры будет немного отличаться, это обусловлено опытом из прошлых жизней и кармическими ограничениями.
К примеру, дословное значение одной из самых известных мантр в буддизме «Ом Мани Падме Хум» — «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса». И перевод этот можно интерпретировать по-разному. По одной из версий, жемчужиной названа природа Будды, наша неизменная изначальная природа, коей обладают все живые существа. А цветок лотоса — это наша личность, сформированная этой и предыдущими жизнями.
Шестислоговая мантра бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары — одна из самых известных и значимых мантр.
И наша личность в процессе практики расцветает и распускается подобно цветку лотоса, который, прорастая в болотной трясине, раскрывается чистыми лепестками. И когда этот лотос раскрывается, в нём начинает сиять драгоценная жемчужина — природа Будды.
Размышляя так, можно постичь смысл любой мантры и раскрыть ту идиацию, которая вложена в слова мантры. Концентрируясь на мантре, на её смысле и на размышлениях об этом смысле, мы трансформируем свою личность. Помните: «на чём мы концентрируемся — тем мы и становимся»?.
Таким образом, концентрируясь на мантре, которая связана с тем или иным божеством, мы концентрируемся на энергии и качествах этого божества. И эта энергия придёт в нашу жизнь, а качества божества станут нашими собственными качествами. Концентрируясь на чём-то энергетически чистом, мы очищаемся сами.
Концентрируясь на чём-то великом, взращиваем лучшие качества своей души. К примеру, концентрируясь на мантре Шивы «Ом Намах Шивайя», мы будем перенимать качества Шивы, даже если при этом у нас нет глубинного понимания смысла мантры.
Пожалуй, из всего сонма ведических божеств Шиву можно назвать самым узнаваемым. Его образ прочно ассоциируется с Индией, ведической культурой и, конечно, йогой. Слава Махадева растёт год от года. В честь него ставят памятники, о нём снимают фильмы, тысячи людей не только в Индии, но и по всему миру носят на себе украшения из рудракши и самозабвенно повторяют мантры великому Шиве. Что движет этими...
А самое интересное, что по мере практики это понимание, возможно, всплывёт откуда-то из глубин нашего подсознания. Есть такая версия, что в этой жизни мы по большей части сталкиваемся с теми практиками, которые уже использовали в прошлых жизнях и, возможно, уже достигали в них больших высот. А значит, если будем прикладывать усилия, сможем как минимум достичь того уровня, которого достигли в прошлых жизнях.
Практика мантра-йоги: методики, цели, плоды
Какие же существуют практики в мантра-йоге и как она сочетается с другими направлениями? Наиболее распространённая практика мантра-йоги — это, собственно, пение мантры. И это довольно мощный инструмент очищения внутреннего мира от тех загрязнений, которые мы накопили как минимум в течение текущей жизни. Даже в этой жизни, к сожалению, не все из нас стоят на пути йоги с рождения, и поэтому в силу тех или иных обстоятельств мы погружали в себя разного рода информацию, и чаще всего не самую полезную. И именно пение мантры позволяет с помощью вибраций очистить наше подсознание от тех деструктивных установок, которые есть в каждом из нас.
Существует мнение, что с помощью пения мантры можно избавиться от своей кармы. Сложно сказать, так это или нет. С одной стороны, мантра воздействует на наш ум, в котором и хранятся кармические отпечатки — самскары из этой и прошлых жизней. Поэтому какое-то воздействие на них определённо возможно с помощью мантры. С другой стороны, последствия кармы так или иначе нужно пережить и накопить определённый опыт. Можно ли это компенсировать с помощью пения мантры? Вопрос спорный. Также пение мантры меняет нашу энергетику. Если с помощью практики асан можно трансформировать свою энергию за 1–2 часа, то благодаря пению мантры того же результата можно добиться за 15–30 минут.
Практика повторения мантр пришла к нам из ведической культуры. Это священные формулы, призванные воздействовать на человека и окружающее его пространство, очищая и упорядочивая его. В переводе с санскрита корень «ман» означает «ум», а «тра» — «инструмент», «защита», «освобождение». Значит, мантра как минимум способна освободить и защитить наш ум.
Следующий способ применения мантры — медитация с концентрацией на мантре. Концентрация на мантре позволит энергетике практикующего войти в резонанс с энергетикой мантры, вследствие чего будет происходить постепенная трансформация энергии практика. Регулярное использование такой медитации позволить поддерживать энергию на должном уровне.
Также мантру можно использовать при практике пранаямы. К примеру, мантра «Со Хам» часто используется в практике пранаямы. Прислушайтесь к своему дыханию, оно непроизвольно произносит звук «Со» на вдохе и «Хам-м-м-м» на выдохе. Мантра переводится как ‘Я есть’ или ‘Я есть сознание’. Это древнейшая индуистская мантра, регулярное использование которой даёт неплохие результаты.
В принципе, всю свою жизнь можно превратить в постоянную практику мантра-йоги. Для этого нужно постоянно держать мантру в уме и повторять её про себя, размышляя и вникая в её смысл, пытаясь постичь её не только на интеллектуальном, но и на духовном уровне. Наш ум часто цепляется за объекты внешнего мира и, привязываясь к ним, втягивается в бесконечный мыслительный процесс, который заставляет нас не только тратить энергию, но и зачастую концентрироваться на негативных вещах. Постоянное повторение мантры про себя позволит занять наш беспокойный ум концентрацией на высшем, сделать наш разум более интровертным и достичь Пратьяхары — состояния непривязанности разума к внешним объектам и контроля над органами чувств.
Есть мнение, что если человек в течение жизни накопил опыт в практике мантры «Ом», то полноценная концентрация на этой мантре в момент ухода из физического тела позволит переродиться в высших мирах, даже несмотря на наличие негативной кармы.
И такая версия вполне правдоподобна, ведь опять-таки действует принцип: «на чём концентрируемся — тем и становимся», и если человек концентрируется на божественном звуке мантры «Ом», из которого когда-то возникла вся наша Вселенная, то сознание человека в этот момент входит в резонанс с божественной энергией и само обретает божественные качества.
А если учесть, что перевоплощение происходит по принципу «подобное притягивает подобное», то есть живое существо перевоплощается в тот мир, который соответствует качествам его сознания на момент смерти, то, имея божественные качества сознания, можно перевоплотиться в высшие миры. Более того, существует мнение, что поскольку в момент смерти происходит естественное разотождествление сознания с умом и телом, то при должном уровне осознанности и опыта в практике можно в этот самый момент достичь состояния Будды и освобождения из круговорота перерождений.
Таким образом, практика мантра-йоги не только позволяет нам трансформировать наше сознание в течение текущей жизни, но и может поспособствовать адекватному перевоплощению, что также не менее важно.