Содержание
Медитативное божество буддийского пантеона, «держащий громовник», Ваджрапани — защитник будд и воплощение их всесильности. С санскрита на русский язык его имя переводится 'с ваджрой в руке'. По-тибетски это звучит как «Чанна Дордже». Ваджра как оружие в руке божества указывает на несокрушимую мощь сознания будды. Большая часть изображений Ваджрапани, будь то скульптуры или предметы живописи, представляют его в гневной форме. Его образ связан с якши — природными добрыми и злыми духами, — иногда представляющимися в виде демонов и людоедов.
Устрашающая форма необходима Чанна Дордже для защиты Будды Шакьямуни и его учения — Дхармы — от всевозможных врагов. Однако защита — не единственная функция этого божества. Согласно легендам, он проповедовал буддийское учение в древней стране Уддияне. В тибетском буддизме Ваджрапани — один из восьми наиболее почитаемых бодхисаттв, наряду с:
- Авалокитешварой — олицетворением сострадания;
- Манджушри — воплощением высшей мудрости;
- Майтреей — буддой грядущего;
- Кшитигарбхой — избавителем от страданий;
- Самантабхадрой — защитником и покровителем учения;
- Акашагарбхой — выражающим аспект даяния;
- Сарваниваранавишкамбхином — устраняющим препятствия в медитации.
Ваджра в руке Чанна Дордже — это ритуальное оружие, алмазный скипетр. Это слово имеет несколько значений:
- Молния как природное явление.
- Алмаз, «князь камней».
- Ритуальный атрибут буддийских монахов.
- Оружие Индры — ведического царя богов, громовержца, предводителя войска богов в войне с асурами. Образ Индры соотносится с богом славянского пантеона Перуном — богом гроз и дождя, покровителем воинов.
Мантра Ваджрапани
Мантра Ваджрапани представляет комбинацию имени бодхисаттвы между двумя биджа слогами «ОМ» и «ХУМ». Помогает получить доступ к той неотразимой энергии просветленного ума, качествам, которые олицетворяет Ваджрапани.
Оṃ Vajrapāṇi Hūṃ
ОМ ВАДЖРАПАНИ ХУМ
Начитывание мантры бодхисаттвы Ваджрапани с искренними благими намерениями способствует преодолению различных недомоганий, заблуждений, приносит уверенность в своих силах, твёрдую поддержку в любых начинаниях, решительность, целеустремленность, увеличивает силы и возможности человека.
В некоторых традициях мантра используется в практике целительства.
Тот, кто каждое утро 108 раз произносит мантру «Ом Ваджрапани Хум», обретает силу, решительность, бесстрашие и твёрдую целеустремлённость. Начитывающий эту мантру избавляется от внутренних и внешних препятствий на пути самосовершенствования, от заблуждений и глупости. В некоторых традициях считается, что это божество также устраняет телесные недуги.
Интересные факты о Ваджрапани
Ваджрапани почитался в китайском буддийском монастыре и центре боевых искусств Шаолинь. Существует мнение, что произнесение молитв Ваджрапани помогает в совершенном овладении боевыми искусствами. Однако эта сила не придёт к тому, кто может применить её в эгоистичных целях. В Монголии гневное божество Ваджрапани именуется хранителем страны. Считается, что он живёт на высочайшей горе Монголии Хангая. В России Чанна Дордже является хранителем Бурятии. В Непале Ваджрапани — одно из самых почитаемых буддийских божеств.
Некоторых выдающихся людей относят к воплощениям этого божества. Среди них:
- правитель духовного царства Шамбала Сучандра;
- тибетский царь Ралпачан (правил с 815 по 836 гг.);
- Панчен-лама I Кэдуб Гэлэг (1385–1438 гг.).
Кто такой Ваджрапани
В традиции малой колесницы (Хинаяны) Ваджрапани — спутник и защитник Будды Шакьямуни. Согласно учению Махаяны — большой колесницы — Чанна Дордже является эманацией Будды Акшобхьи и хранителем всего буддийского учения. Орудие ваджра в руке Чанна Дордже, из-за которого он ассоциируется с богом Индрой, олицетворяет энергию всех будд, уничтожающую помрачения и невежество.
Ваджрапани — покровитель тех, кто следует наставлениям Будды — Дхарме. Может проявляться в милостивой форме как бодхисаттва, но чаще в гневной — как дхармапала, защитник учения. «Великий вождь якшей» — так он именуется в «Сутре золотого света». Когда Гуру Падмасамбхава распространял учение в Тибете, Ваджрапани в качестве гневного божества играл важную роль в усмирении местных злых духов.
В тексте «Ваджравидарана-нама-дхарани» описано, как однажды стражи сторон света — локапалы — обратились к Будде. Они посетовали, что в мире в противостоянии добра и зла последнее одерживает верх. Чтобы решить эту проблему, Татхагата призвал бодхисаттву Ваджрапани. Так Чанна Дордже принял свою гневную форму.
Образ Ваджрапани в древних культурах
- В городе Хадде, в древнем греко-буддийском мемориале (на сегодняшний день это территория Афганистана) есть скульптура II века н. э., изображающая Ваджрапани. По причине смешения культур в Индо-греческом царстве статуя бодхисаттвы имеет явные признаки персонажа греческой мифологии Геракла.
- В городе Куча (Восточный Туркестан) есть настенные изображения Ваджрапани VI века н. э. Там бодхисаттва представлен в образах индийского брахмана, воителя и мирянина.
- Изображение гневной формы божества (IX–X вв.) есть в храме Шикшин, стоявшем на Великом шёлковом пути. Имеются изображения Ваджрапани и в Пещерах тысячи будд Безеклик на западе Китая.
- В Бутане он изображён в гневном образе в двух местах: скульптура в монастыре Ташиганг гомпа в Тхимпху и настенное изображение в монастыре Ринпунг дзонг.
- Известны изображения держащего ваджру в образе бодхисаттвы (VII–XIII вв.), которые находятся в Камбодже и на острове Ява.
- В Японии существовала традиция ставить у входов в храмы устрашающие изваяния в виде двух мускулистых стражей. Эти стражи также олицетворяют Ваджрапани.
- Известны корейские гневные образы держащего ваджру, датируемые годами до нашей эры.
- В Непале сохранилось много археологических ценностей — предметов живописи, изображающих Ваджрапани. В наши дни в Непале производится большое количество буддийских скульптур.
- Много скульптур и предметов живописи с его образом сохранилось и в Монголии.
- В Бурятии во многих дацанах были сооружены храмы, посвящённые божествам-хранителям, в том числе Ваджрапани.
Символика Ваджрапани
Образ Чанна Дордже запечатлён в скульптуре и живописи, чаще в гневной форме. Он символизирует светлую силу, уничтожающую невежество. В форме защитника учения — дхармапала — его тело, как правило, имеет синий цвет и окружено языками пламени. Синий цвет дхармапал олицетворяет их успокаивающую, увеличивающую, вдохновляющую и защищающую активность. Встречаются рисунки Чанна Дордже с белым телом. Его изображают стоящим в Позе лучника, в ритуальном танце или восседающим на лотосовом сидении.
Как и других дхармапал, Ваджрапани изображают с грузным телом, сильными конечностями, толстой шеей и круглым лицом. Эти атрибуты указывают на его могущество. Зубы оскалены, видны устрашающие клыки. От трёх яростных глаз не могут укрыться никакие демонические проявления. Огненно-красные волосы при сотрясании способны искрами испепелять злых духов. Чанна Дордже имеет украшения из человеческих голов, черепов и змей. На его бёдрах тигриная шкура — знак силы и приверженности йогической практике.
В правой руке божество держит ваджру. Реже ваджра расположен отдельно: на цветке лотоса у правого плеча. Пальцы левой руки сложены в карана-мудру — знак контроля демонов, — устраняющую препятствия на пути. Также в левой руке часто изображается аркан, которым Ваджрапани связывает демонов. Чанна Дордже может изображаться и с четырьмя, и с шестью руками. Руки божества могут быть сложены в мудры:
- варада-мудру — жест великодушия;
- витарка-мудру — жест обсуждения и обучения;
- тарджани-мудру — устрашение;
- дхьяна-мудру — жест сосредоточенности;
- намаскара-мудру — приветствие;
- бхутадамара-мудру — жест невовлечённости.
Формы Ваджрапани
- Ачарья Ваджрапани. Гневная стоячая поза дхармапалы. В языках пламени вокруг его тела полулюди-полуптицы Гаруды. Держащий ваджру украшен черепами и змеями.
- Ниламбара Ваджрапани. Гневный образ дхармапалы. В правой руке ваджра, в левой колокольчик, символизирующий совершенство мудрости.
- Форма Чандра Ваджрапани от предыдущей отличается тем, что левая рука изображается в жесте угрозы — тарджани-мудре.
- Защитник от змей. Изображается сидящим в Падмасане на спине павлина. В правой руке аркан. На божестве украшения из змей, на голове — корона.
- Гаруда. Держащий ваджру изображается крылатым, с лапами Гаруды, топчущими демона или змееподобное разумное существо — нага.
- Бхутадамара Ваджрапани — гневная тантрическая форма с одной головой и четырьмя руками. Тело украшено черепами и змеями. Божество стоит на ногах. В правой руке ваджра, левая — в тарджани-мудре, ещё две руки — в жесте невовлечённости — бхутадамара-мудре.
- Гневные тантрические образы Махачакра Ваджрапани и Ачала Ваджрапани. Отличаются тремя и четырьмя головами соответственно, а также четырьмя, шестью или восемью руками. Ноги попирают богов и демонов. Ачала, помимо ваджры и аркана, держит в руках меч и чашу из черепа.
Ваджрапани в текстах
С Чанна Дордже и Буддой Шакьямуни связаны различные легенды, каждая из которых может иметь несколько вариантов сюжетов. В одной из них говорится, что Ваджрапани провожал Будду, когда тот покидал Капилавасту. Ещё Будда посылал его к царю нагов с поручением.
Сутры отражают защитную функцию Чанна Дордже. В «Аштасахасрика Праджняпарамита Сутре» говорится, что великий якша Ваджрапани должен следовать за существом, достигшим высокой стадии эволюции, — Бодхисаттвой-Махасаттвой-невозвращенцем. По этой причине недоброжелателям, будь то люди или нелюди, будет сложно приблизиться к такому бодхисаттве и его будет сложно победить.
В «Амбаттха сутте» описывается примечательный случай, когда юный брахман Амбаттха по наставлению своего учителя пришёл к Будде. Амбаттха должен был проверить, так ли велик Будда, как о нём говорят. Во время беседы с ним юный брахман обвинил род Будды Шакьямуни — Сакьев — в том, что те, будучи прислужниками, не оказывают почтения представителям высшей касты — брахманам. Тогда Будда спросил Амбаттху о его происхождении. Юноша ответил, что происходит из рода Канхаяна.
Благословенный заметил, что если проследить родословные, то получается, что Сакьи — дети господ, а сам Амбаттха — сын рабыни Сакьев. Будда спросил юношу, что тот слышал из разговора старших: кто предки рода Канхаяна? Брахман промолчал. Будда спросил во второй раз и опять не получил ответа. Тогда Благословенный задал вопрос в третий раз, заметив: «Кто, будучи трижды спрошен Татхагатой, не отвечает на вопрос, связанный с истиной, у того голова разорвётся на семь частей». В это время в воздухе над Амбаттхой появился якша Ваджрапани с занесённой булавой, готовый разбить ему голову. Испугавшись, юный брахман был вынужден признать, что его род действительно происходит от рабыни Сакьев, после чего Будда смягчился.
Список литературы:
- Ю. И. Елихина «Проблемы формирования и развития Тибетского буддийского искусства XI — начала XX вв».
- Ю. И. Елихина «Культ Ваджрапани в искусстве буддизма».
- «Амбаттха сутта: Поучение юного Амбаттхи». Перевод с пали А. Я. Сыркина.
- «Аштасахасрика Праджняпарамита Сутра». Предисловие, перевод, комментарии и глоссарий А. М. Донца.
- О. Дамдинжалова, Ж. Дугданов «Буддийские божества, мантры. Праздники, хуралы, обряды, ритуалы».