Лети туда, где Ганга низвергает
Себя с небес на горные вершины
И простирает волны, словно руки
Готовые схватить луну на челе Шивы,
И пенится и радостно хохочет
Такой совет дал когда-то облаку знаменитый древний поэт Калидаса.
Вода — источник жизни. Издревле люди селились вдоль водоёмов, что обеспечивало возможность человеку взращивать сады, орошать посевы, а также пасти скот на заливных лугах. Нашу зелёно-голубую планету «обвивает» несметное количество рек, проливов, притоков и рукавов. Есть среди них и очень значительные, и очень протяжённые. Как Россию нельзя представить без матушки Волги, как Африканский континент без Великого Нила, так и Индию невозможно вообразить без реки Ганги. Именно «Ганга» (у нас же привыкли называть эту реку «Ганг»), и это не оговорка, не сентиментальная прихоть индийцев, ведь Ганга имеет женскую природу. «Ганга-Ма» — так с любовью и глубоким признанием называют народы Индии самую священную из всех священных рек в любой религии. Ганга символизирует материнство, она для них как мать, дарующая жизнь, всепрощающая, смывающая грехи и очищающая душу и тело.
Ганга — это река чистоты, знания, единства и просветления, данная Творцом, превосходящая все остальные реки своей уникальной исторической, культурной и духовной значимостью. Помимо того, что Ганга имеет статус священной реки, ей также и поклоняются как божеству в индуизме, выражают своё почтение, даруя ей такие имена, как «Гангаджи», «Ганга Майя», «Ганга Мата». Обожествляя Гангу, люди поклоняются этой благословенной реке. Нарекая её многочисленными хвалебными эпитетами, они выражают свою благодарность в мантрах. Мантра — это лучшая сонастройка с божественной силой, ведь концентрируясь на образе божества, человек принимает все его качества.
Ганга берёт начало из ледника Ганготри, в месте под названием «Гомукх» (в индийских Гималаях), здесь её именуют «Бхагиратхи». Ниже по течению Бхагиратхи сливается с рекой Алакандой в городе Девапрайяг, и уже с этого места река называется «Ганга». Музыка к мантре, которую клуб представляет вашему вниманию в этом разделе, была написана автором под впечатлением от этого места, при созерцании пропитанных временем остроконечных скал, огромных валунов, зависающих над тропами, и панорам белоснежных пиков. Это внушительное и грандиозное место не может оставить равнодушным. Недаром толпы паломников стремятся туда, как к месту силы и святости. Оно вдохновляло и продолжает вдохновлять своей необыкновенной красотой, строгостью заснеженных и величественных горных лабиринтов Гималаев. Поток ледниковой воды, стремительным бегом несущийся с горных вершин через всю северную Индию с высоты 4100–4200 метров, преодолев более двух тысяч километров, достигает моря.
Существует множество мифов, подтверждающих, что река имеет божественное происхождение. У истока она зовётся «Бхагирати», по имени древнего царя Бхагиратхи, который принял аскезу, добиваясь благосклонности великого Шивы, для спасения своих предков, проклятых мудрецом Капилой. Снять проклятие с них можно было только в случае омовения их праха в священных водах Ганги, реки, которая по преданиям возникла после сотворения мира и проистекала в небесах, недоступная земным обитателям. Шива внял просьбе Бхагиратхи ниспослать на землю воды Ганги, но чтобы могучая и неукротимая река не разрушила весь мир, подставив своё чело, Шива принял благочестивые воды Ганги на землю, дабы спасти землю от страшного удара. Река укротила свой бег в его густых, спутанных волосах. А Шива заслужил имя «Гангадхара», то есть «поддерживающий Гангу».
Как маленький ребёнок, она карабкается среди камней.
Как пятилетняя девочка, она прыгает с камня на камень.
Как семи- или восьмилетнюю девочку, её можно увидеть в лесу.
Как шестнадцатилетняя, она ходит кругами.
Как великая героиня, она валит огромные деревья.
Она метает большие камни, как могучая женщина.
Как мастер в скольжении, она играет среди ледяных скал.
Как великий лидер, она собирает несколько потоков и речушек,
Которые присоединились к ней в качестве свиты.
В некоторых местах она издаёт музыкальные звуки, как от ножных браслетов.
В немногих местах она издаёт звуки, как пчела.
Она иногда создаёт водовороты, как быстрое кружение небесных танцоров.
В некоторых местах она пенится, как измождённая лошадь.
В других местах Ганга напевает какие-то мелодии.
Иногда она течёт беззвучно.
В некоторых местах она повторяет ОМ, как мудрец, который ощущает Сат-Чит-Ананду
(Гимн из повествования о Нисхождении божественной Ганги)
По другой версии, Ганга возникла из вод, которыми Брахма омыл ноги Вишну, поэтому её зовут Вишнупада, что означает «берущая начало в стопах господа Вишну». В древних Пуранах сказано, что Ганга появилась из большого пальца на левой ноге Вишну, а затем спустилась на сушу в виде четырёх водных потоков.
Ещё в одной интерпретации говорится, что Ганга — дочь мудрейшего царя Химавата, повелителя гор, и царицы Мены, а также сестра Парвати, или Умы, супруги Шивы, его Ади Шакти. Ганга упоминается в «Шива-пуране» как божественная оживляющая сила. Показателен миф о сыне Парвати и Шивы — Ганеше, которого Парвати (сама Природа) сотворила из примесей своего тела и смогла вдохнуть в него жизнь лишь после погружения в воду Ганги, отсюда еще одно имя Ганеши — Гангея.
Ганга, согласно легендам, была кормилицей ещё одного сына Парвати и Шивы, Картиккеи (Бог Сканда, Бог Кумара, Бога Гуха, Бог Субрахманью, Бог Муруган) — «прыгающий», бог войны, предводитель небесного воинства в битвах с демонами. В эпосе нет единой версии его происхождения. Сканда является первым ребенком Шивы и Парвати, он появился на свет из вод священной Ганги. Божественное воплощение реки неразрывно связано с именем Великого Бога, Бога-Аскета, Бога-Разрушителя, Бога-Йогина — Шивы. Даже есть такое поверье, что Ганга также является супругой Шивы, поскольку она всегда пребывает на его голове.
Легенды о супругах Шивы доносят до нас следующие сведения.
Сати — первое воплощение жены Шивы. На её появление родители получили благословление четырёхрукой и трёхглазой богини Маха Майи. В сложившихся обстоятельствах Сати пришлось войти в жертвенный огонь. Шива долго был безутешен, он бродил по свету с прахом любимой. И в утешение ему душа Сати воплотилась в теле Парвати — дочери царя Гималайских гор.
Парвати имеет много имён, одно из них — Кали (санскр. — «чёрная»), так как девочка родилась чёрной. Парвати долго завоёвывала Шиву и, наконец, добилась его любви. Шива женился на ней, и у них родилось два сына: Ганапати (Ганеша) — устраняющий препятствия, бог мудрости, и Субрахманью — предводитель богов-воинов, а также дочь Ашок Сундари.
Богиня Ганга представлена в виде реки, но это не простая река — она течёт в трёх мирах — Небесном, Земном и Подземном, и имеет особую силу смывать все земные грехи с живых существ. Ганга полюбила Шиву и попросила его, чтобы он принял её воды на свою голову. Ганга стала супругой Шивы и с тех пор живёт в его волосах.
Ганга имеет отношение и к роду Бхаратов. Это интересная и длинная история, повествующая о том, как Ганга для спасения восьми Васу, проклятых мудрецом Васиштхой за похищение чудесной коровы, стала женой земного царя династии Бхаратов — Шантану.
У Ганги-реки, на пути одиноком,
Встречался отважный стрелок ненароком
С певцами небесными, с полубогами;
Звенела земля у него под ногами.
Однажды красавицу встретил Шантану,
И он удивился прелестному стану.
Иль то божество красоты приближалось,
На лотосе чистом пред ним возвышалось?,
Свежа, белозуба, мила и беспечна,
В тончайших одеждах, во всём безупречна,
Она воссияла светло и невинно,
Как лотоса редкостного сердцевина!
То Ганга была, та богиня-царица,
Что в трёх мирозданьях блаженно струится!
Приняв человеческий облик отныне,
Она красоту сохранила богини.
С тех пор стал супругом Реки богоравный
Шантану, царей повелитель державный
Ганга, согласно преданиям, описанным в Ведах, согласилась стать женой Шантану при условии, что он никогда не будет спрашивать, кто она и откуда пришла, а также подвергать сомнению любые её действия.
Тебе, о великий подвижник, в угоду
Да стану я преданной Бхаратов роду.
Чтоб вас прославлять, мне столетия мало,
Вы — блага и чести исток и начало.
Условимся: как бы себя ни вела я,
Твой сын, о поступках моих размышляя,
Вовек да не спросит, откуда я родом,
И счастье с моим обретёт он приходом.
Своим сыновьям, добродетельным, честным,
Он будет обязан блаженством небесным
Она родила правителю восьмерых чудесных сыновей. Но каждого из них после рождения тотчас же относила к реке и бросала в воду, так как это были проклятые рождением на Земле, те самые Васу, и этим она избавляла их от земного существования, по их же просьбе.
И только восьмому сыну была сохранена жизнь. Он, как самый главный виновник похищения чудесной коровы, один за всех братьев должен был пройти свой путь на Земле.
"Не смей убивать его! Кто ты и чья ты?
Возмездье за это злодейство свершится,
Страшись, о презренная, сыноубийца!"
Сказала супругу: "Ты сердце не мучай,
Желающий сына отец наилучший!
Погибнуть не дам я последнему сыну,
Но только тебя навсегда я покину.
Я — мудрым Джахну возрожденная влага,
Я — Ганга, несметных подвижников благо.
Жила я с тобой, ибо так захотели
Бессмертные ради божественной цели"
Об этом подробно можно прочитать в так называемой «Пятой Веде», «Махабхарате» (ритмический перевод Липкина).
Мифы, связанные с образом этой богини, до сих пор живут в Индии и передаются из поколения в поколение. Индийцы не просто пересказывают своим потомкам содержание легенд, они и сами свято верят, что именно так это и происходило в действительности, верят в божественную Гангу.
Богиня изображается в иконографии как чувственная и очень красивая женщина. Ганга предстает на изображениях с непременными атрибутами в руках: водяной лилией и сосудом, который символизирует богатство и плодородие. Мифическое существо, на котором путешествует Ганга, называется Макара, оно имеет тело крокодила и рыбий хвост.
Ганга пользуется в Индии всенародной любовью и почётом. Её воды священны и являются объектом поклонения. Жители страны не сомневаются, что река может легко превратиться в богиню, предстать перед народом и охотно выполнить его просьбы.
Индусы верят в то, что вода Ганги непостижимо чиста, хотя и ей время от времени требуется неотложная трансцендентальная помощь в виде удивительного праздника Кумбха Мела. Праздник Кумбха Мела проводится раз в 12 лет на берегах Ганги. Десятки миллионов паломников участвуют в самом большом религиозном фестивале мира. Также есть Великий Кумбха Мела, который проводится раз в 144 года, через двенадцать обычных праздников. Последний раз это было в 2013 году. Проводится это торжество в городе Аллахабад, у слияния рек Ганг и Ямуна. Верующие полагают, будто они смывают с себя грехи таким образом. Легенда гласит, что во время битвы богов с асурами за кувшин Амриты несколько капель упало на землю в Аллахабаде, Харидваре. Уджайне и Нашике, и именно в этих четырёх городах собираются паломники. Амрита — нектар бессмертия и мудрости, выпивший его получает божественность. В Кумбха Меле в 2013 году приняло участие рекордное количество человек — 80 миллионов, что является рекордом по количеству собравшихся в одном месте.
Омовение до сих пор воспринимается индийцами как ритуал, очищающий тело, душу и разум. Поэтому погружения с данной целью в реки или другие природные водоёмы является необходимой для каждого жителя страны церемонией. Омовение в священной Ганге дарует высшее искупление, а почётная смерть в её пучине рассматривается как дорога в царство предков, страну Богов. Хотя, наверное, было бы слишком просто, если бы все наши грехи можно было бы смыть и очистить свою карму только благодаря небольшому ритуалу. Есть на этот счёт одна древняя мудрая история.
Странствуя по свету, мудрец Нарада однажды увидел, как большая группа людей идёт к Ганге. Он спросил:
— Куда это вы идёте?
— Господин, мы хотим совершить омовение в Ганге, — был их ответ.
— Но с какой целью? — спросил Нарада.
— Господин, мы делаем это для того, чтобы смыть с себя грехи.
Тогда Нарада подумал, что Ганга, должно быть, большая грешница, ежели вбирает в себя провинности всех людей. Он подошёл к реке и заговорил с ней:
— О, Ганга! Велики, стало быть, твои грехи, раз ты собираешь их ото всех без разбору.
Ганга ответила:
— Господин, почему ты так решил? Я просто смываю грехи с людей и уношу их в океан.
Нарада отправился к океану и завёл с ним беседу.
— Владыка, я хочу тебе кое-что рассказать. Когда я странствовал в краю смертных, то увидел, как толпа людей шла купаться в Ганге. Я спросил, зачем они это делают, и они ответили, что заходят в её воды потому, что она смывает все их провинности. Тогда я обратился к Ганге и сказал ей, что она великая грешница, раз вбирает все грехи в себя, но она ответила, что лишь уносит их в океан. Я хочу предупредить тебя: в тебе скопилось огромное количество прегрешений.
Океан ответил:
— О, Нарада! Какой ты всё-таки простак! Где же я их накапливаю? Я передаю их облакам.
Тогда Нарада обратился к облакам:
— О, облака, вы большие грешники. Люди омывают грехи в Ганге, Ганга уносит их в океан, а океан испаряет вам. В вас полным-полно загрязнений!
Облака, однако, ответили мудрецу:
— Что ты, Нарада! Мы не копим грехи в себе, а проливаем дождем на людей, так что в итоге они оказываются там же, где и были.
Из этой притчи следует, что грехи человека к нему же и возвращаются, их невозможно смыть. Последствия своих действий человеку всегда придётся испытывать самому, он не сможет разделить их ни с кем на свете.
При этом известно, что очищающая сила Ганги — это далеко не миф, уникальная река действительно обладает естественными бактерицидными свойствами. Пытливые учёные не обошли своим вниманием этот феномен реки. Исследовав воду, они пришли к заключению, что своим чудесным очищающим свойством Ганга обязана большому количеству растворённого в воде серебра. К сожалению, несмотря на то, что Ганга — это жизненная артерия, снабжающая водой сотни миллионов людей, она используется как резервуар для сброса сточных вод и отбросов, а также как слив грязи с фабрик, автомоек, мануфактур и коровников.
Каждый год в седьмой лунный день светлой фазы Луны весеннего лунного месяца Вайшак индуисты празднуют день рождения Ганги. В Индии считается, что именно в этот день Мать Ганга спустилась с небес на Землю. Праздник Ганга Саптами, известный также как Ганга пуджа и Ганга джаянти, отмечается на седьмой день светлой половины лунного месяца Вайсакха. Ганга наиболее священная среди рек Индии, и в этот день приветствуют её нисхождение с небес на землю, случившееся в древности, предлагая ей различные знаки почитания, молитвы и празднества в её честь.
Богине Ганге очень нравится число 7 (саптами), так как:
- она спустилась на Землю на седьмой лунный день;
- Ганга обитает в 7 локах (мирах);
- у неё семеро сыновей;
- Ганге поклоняются 7 основных риши (святых);
- человеческое тело, согласно Аюрведе, состоит из 7 дхату-тканей: Раса-дхату (лимфа, плазма, межтканевая жидкость), Ракта-дхату (кровь), Мамса-дхату (мускулы), Медха-дхату (жировая ткань), Астхи-дхату (костная ткань), Маджа-дхату (костный мозг), Шукра-дхату (репродуктивная ткань). Этим семи тканям Мать Ганга при омовении в ней даёт свою энергию и помогает поддерживать их нормальное функционирование.
Празднование Ганга Дашахара начинается в новолуние месяца джешта и длится десять дней, в это время происходит усердное поклонение Ганге, сопровождающееся пением мантр и подношением огненных светильников. По водам Ганги в вечернее время под звон множества колокольчиков отправляются тысячи листьев-лодочек с зажжёнными огоньками, цветами и сладостями. Многочисленные верующие в эти дни стараются совершить омовение в водах Ганги и вознести к ней свои мольбы.
Мы познакомили читателей с легендами и мифами, связанными с рекой Ганга, с её местоположением, с празднованиями в её честь. Следующая часть нашего повествования посвящена мантрам, связанным с Гангой, мантрам, воспевающим и восхваляющим божественную Диву.
Прежде рассмотрим само понятие. Что такое «мантра»?
Встречаются такие варианты дословного перевода санскритского слова «мантра», как «защищающая ум», «освобождение ума» или «освобождение от мыслей». Мантра — это не только звучание, это некая частота, вибрация, обладающая особой энергетикой. Объяснение значения этого слова к нам дошло из древних ведических писаний. Когда-то мудрецы и духовные искатели в практиках медитации, перенося своё сознание в высшие миры, сонастроившись с определёнными вибрациями, слышали гармоничные созвучия, которые позднее были записаны в ведах. Мантры могут состоять из слогов, слов и словосочетаний. У каждой мантры есть шесть составляющих.
- Риши. Это тот человек (или божественная сущность), который, посредством погружения в изменённые состояния сознания, получал знания о той или иной мантре, иными словами, тот, кто принёс её в наш мир.
- Стихотворный размер. Каждая мантра имеет свой стихотворный размер.
- Дэвата. Это не только Божество, к которому эта мантра обращена, чьи качества и энергии воспеваются в этом созвучии, но одновременно и покровитель этой мантры. В данном случае, это Богиня Ганга.
- Биджа. Биджа переводится как «семя, зерно». Биджа придаёт мантре особую силу, её суть.
- Шакти. Каждая мантра имеет свою шакти. Шакти — это сила, мощь, творческая энергия божества.
- Килаку (колышек, клин). Он запирает мантра-чайтанью (сознательная суть мантры), спрятанную в каждой мантре. Когда продолжительное повторение мантры устраняет пробку, скрытая чайтанья высвобождается.
При произношении мантры существует одно простое правило, мантру нужно просто повторять, не надо обдумывать её смысл, пытаться её перевести. Повторять мантры следует количество раз, кратное трём (3, 6, 9, 12, 15 и т. д.). Считается, что по-настоящему мантра начинает «работать», после 108 её повторений.
Существует следующий вариант Мантры, посвящённой Ганге, написанной на рубеже VШ и IХ вв. н. э.:
Дхама-Таттва
Шри Ганга-стотра
О, Ганга, пусть мой ум всегда стремится к твоим лотосным стопам.
(Автор: Древний индийский мыслитель мистик и поэт Шриман Шанкарачарья)
[размер: падджхатика]
Деви сурешвари бхагавати ганге
три-бхувана-тарини тарала-таранге
шанкара-маули-нивасини вимале
мама матир астам тава пада-камале (1)
О, богиня, повелительница полубогов! О, божественная Ганга! Твои стремительные воды даруют освобождение трём мирам. Корона Шивы служит тебе обителью. О, безупречно чистая Ганга, пусть мой ум всегда будет сосредоточен на твоих лотосных стопах!
бхагиратхи сукха-дайини матас
тава джала-махима нигаме кхйатах
нахам джане тава махиманам
трахи крипамайи мам аджнанам (2)
О, Бхагиратхи, даровавшая милость царю Бхагиратхе! О, мать, дарующая счастье! Веды прославляют твои воды, но я не способен постичь твою славу. О. милостивая Ганга, спаси меня, несмотря на моё невежество!
хари-пада-падма-вихарини ганге
хима-видху-мукта-дхавала-таранге
дури-куру мама душкрити-бхарам
куру крипайа бхава-сагара-парам (3)
О, Ганга, вечно резвящаяся у лотосных стоп Хари! Твои пенистые волны белы, как снег, луна или жемчуг. Смой тяжёлый груз моих грехов и милостиво переправь меня через океан материального бытия.
тава джалам амалам йена нипитам
парама-падам кхалу тена грихитам
матар ганге твайи йо бхактах
кила там драштум на йамах шактах (4)
Тот, кто хоть раз пригубит твоей чистой воды, незамедлительно достигнет возвышенной обители Господа. О, мать Ганга! Несомненно, смерть не может приблизиться к тому, кто предан тебе.
патитоддхарини джахнави ганге
кхандита-гири-вара-мандита-бханге
бхишма-джанани кхалу муни-вара-канйе
патитоддхарини три-бхувана-дханйе (5)
О, Джахнави, изошедшая из бедра мудреца Джахну! О, Ганга, несущая освобождение падшим! Твои быстрые воды окружены скалистыми берегами. О, мать Бхишмы! О, дочь лучшего из мудрецов, Джахну! Ты несёшь благодать всем трём мирам!
калпа-латам ива пхала-дам локе
пранамати йас твам на патати шоке
паравара-вихарини ганге
вимукха-ванитакрита-таралапанге (6)
Подобно древу желаний, ты исполняешь желания каждого. Любой, кто поклонится тебе, избавится от всех печалей. О, мать Ганга, резвящаяся меж двух берегов, тысячи небесных дев устремляют к тебе свои взоры!
тава крипайа чет сротах снатах
пунар апи джатхаре со’пи на джатах
нарака-ниварини джахнави ганге
калуша-винашини махимоттунге (7)
Тот, кто омоется в твоих милостивых водах, никогда больше не родится из лона земной женщины. О, Джахнави Ганга, спасающая из ада. Ты уничтожаешь грехи, и слава Твоя не знает границ!
парисарад-анге пунйа-таранге
джайа джайа джахнави карунапанге
индра-мукута-мани-раджита-чаране
сукха-де шубха-де севака-шаране (8)
Твоё тело искрится тысячами брызг, а волны несут благодать. О, Джахнави, чей взгляд исполнен сострадания! Слава, слава тебе! Сам Индра склоняет к твоим лотосным стопам свою венценосную голову. Единственное прибежище своих преданных, ты даруешь им счастье и благоденствие.
рогам шокам тапам папам
хара ме бхагавати кумати-калапам
трибхувана-саре васудха-харе
твам аси гатир мама кхалу самсаре (9)
О, богиня, избавь меня от болезней, страданий, несчастий, грехов и заблужданий ума. Ты — наивысшая ценность во всех трёх мирах, ты — украшение Земли. Несомненно, ты — моё единственное спасение в круговороте рождений и смертей.
алакананде парамананде
куру майи карунам катара-вандйе
тава тата-никате йасйа нивасах
кхалу ваикунтхе тасйа нивасах (10)
О, Алакананда, несущая радость небесному царству! Ты исполнена величайшего блаженства! О, Ганга, тебе молятся все несчастные. Пролей на меня свою милость! Тот, кому посчастливилось жить у твоих берегов, в действительности пребывает уже на Вайкунтхе.
варам иха нире каматхо минах
кимва тире шаратах кшинах
атхава гавйути-швапачо динас
тава на хи дуре нрипатих кулинах (11)
Я согласен быть черепахой или рыбой в твоих водах, маленькой ящерицей на твоём берегу или даже падшим собакоедом, лишь бы рядом с тобой. Но я не хочу быть благородным царём, если окажусь вдали от тебя.
бхо бхуванешвари пунйе дханйе
деви дравамайи муни-вара-канйе
ганга-ставам имам амалам нитйам
патхати наро йах са джайати сатйам (12)
О, повелительница вселенной, дарующая благочестие! О, дочь Джахну, богиня, представшая в образе реки! Ты достойна вечной славы. Тот, кто каждый день повторяет эту безупречную молитву Ганге, без сомнений, достигнет желанной победы!
йешам хридайе ганга-бхактис
тешам бхавати сада сукха-муктих
мадхура-манохара-паджджхатикабхих
парамананда-калита-лалитабхих (13)
ганга-стотрам идам бхава-сарам
ванчхита-пхала-дам вигалита-бхарам
шанкара-севака-шанкара-рачитам
патхати ча винайидам ити самаптам (14)
Те, в чьём сердце живёт преданность Ганге, всегда счастливы и свободны от пут материального бытия. Эта Ганга-стотра, лучшая из молитв, исполняет все желания и освобождает от бремени страданий. Её написал Шанкарачарья, слуга Господа Шивы, в сладком размере падджхатика. Своей совершенной формой она крадёт ум и приносит высшее блаженство. Тот, кто очарован иллюзией материального наслаждения, следует регулярно повторять эту молитву.
Так как существует огромное количество историй, рассказывающих о различных эпизодах божественного пути Ганга Дэви, связь с каждой отдельной историей, будто в память о ней, наделяет божественную реку своим определённым именем, и таких имён у Ганги 108.
Итак, перечислим эти имена:
- ГАНГА – Ганга
- ВИШНУ-ПАДАБДЖА-САМБХУТА – Рождённая из лотосоподобной стопы Вишну.
- ХАРА-ВАЛЛАБХА – Дорогая для Хары (Шивы).
- ХИМАЧАЛЕНДРА-ТАНАЯ – Дочь Повелителя Гималаев.
- ГИРИ-МАНДАЛА-ГАМИНИ – Текущая по горной стране.
- ТАРАКАРАТИ-ДЖАНАНИ – Мать врага демона Тараки (мать Картикейи).
- САГАРАТМАДЖА-ТАРИКА – Освободительница (60 000) сыновей Сагары, который был испепелен гневным взглядом мудреца Капилы.
- САРАСВАТИ-САМЬЮКТА – Соединившаяся с рекой Сарасвати, о которой сказано, что она должна течь под землей и соединиться с Гангой у Аллахабада.
- СУГХОША – Мелодичная, Громкозвучная.
- СИНДУ-ГАМИНИ – Текущая к океану.
- БХАГИРАТИ – Имеющая отношение к святому Бхагиратхе (чьи молитвы спустили Гангу с Неба).
- БХАГЬЯВАТИ – Счастливая, Удачливая.
- БХАГИРАТА-РАТХАНУГА – Следующая за колесницей Бхагиратхи (который свел Гангу вниз в Ад, чтобы очистить пепел сыновей Сагары).
- ТРИВИКРАМА-ПАДОДДХУТА – Ниспадающая со стопы Вишну.
- ТРИЛОКА-ПАТХА-ГАМИНИ – Текущая через три Мира (небо, землю и атмосферу или нижние области).
- КШИРА-ШУБХРА – Белая, как молоко.
- БАХУ-КШИРА – Корова, которая даёт много молока.
- КШИРА-ВРКША-САМАКУЛА – Изобилующая в четырех «молочных деревьях» Ньягродха (Баньян), Удумбара (чарующее фиговое дерево), Асваттха (святое фиговое дерево) и Мадхука (Бассия Латифолия).
- ТРИЛОЧАНА-ДЖАТА-ВАСИНИ – Пребывающая в спутанных локонах Шивы.
- РИНА-ТРАЯ-ВИНОЧИНИ – Освобождающая от трёх Долгов, а именно: Брахмачарья — изучать Веды риши (святым мудрецам); приносить жертву и поклоняться Богам; родить сына Манас.
- ТРИПУРАРИ-ШИРАС-КУДА – Узел волос на голове врага Трипуры (Шивы). (Трипура была тройной крепостью, построенной в небе, воздухе и на земле из золота, серебра и железа асурами при помощи Майи и сожжённая Шивой).
- ДЖАХНАВИ – Имеющая отношение к Джахну (который выпил Гангу в гневе, после того как Она разлилась, но затем смягчился и позволил Ей течь из его ушей.
- НАТА-БХИТИ-ХРИТИ – Уносящая прочь страх.
- АВЬЯЯ – Нерушимая.
- НАЯНАНАНДА-ДАЙИНИ – Несущая радость глазам.
- НАГА-ПУТРИКА – Дочь горы.
- НИРАНДЖАНА – Неокрашенная коллириумом (бесцветная).
- НИТЬЯ-ШУДДХА – Вечно чистая.
- НИРА-ДЖАЛА-ПАРИШКРИТА – Украшенная сетью из воды.
- САВИТРИ – Производительница.
- САЛИЛА-ВАСА – Живущая в воде.
- САГАРАМБУША-МЕДХИНИ – Вздувающая воды океана.
- РАМЬЯ – Восхитительная.
- БИНДУ-САРАС – Река, сделанная из капель воды.
- АВЬЯКТА – Непроявленная, Невовлечённая.
- ВРНДАРАКА-САМАШРИТА – Прибежище выдающегося.
- УМА-САПАТНИ – Имеющая того же мужа (Шиву), что и Ума (Парвати).
- ШУБХРАНГИ – Имеющая прекрасное тело.
- ШРИМАТИ – Прекрасная, благоприятная, прославленная.
- ДХАВАЛАМБАРА – Имеющая ослепительно белые одежды.
- АКХАНДАЛА-ВАНА-ВАСА – Имеющая Шиву, как лесного жителя (отшельника).
- КХАНДЕНДУ-КРТА-ШЕКХАРА – Имеющая полумесяц в качестве гребня.
- АМРТАКАРА-САЛИЛА – Чьи воды являются источником нектара.
- ЛИЛА-ЛАМГХИТА-ПАРВАТА – Прыгающая через горы играючи.
- ВИРИНЧИ-КАЛАША-ВАСА – Живущая в лейке Брахмы (или Вишну, или Шивы).
- ТРИВЕНИ – Трехжильная (состоящая из вод трёх рек: Ганги, Ямуны и Сарасвати).
- ТРИГУНАТМИКА – Обладающая тремя гунами.
- САНГАТАГХАУГХА-ШАМАНИ – Разрушающая массу грехов Сангаты.
- ШАНКХА-ДУНДУБХИ-НИШВАНА – Издающая шум подобно раковине и барабану.
- БХИТИ-ХРИТИ – Уносящая прочь страх.
- БХАГЬЯ-ДЖАНАНИ – Творящая счастье.
- БХИННА-БРАХМАНДА-ДАРПИНИ – Берущая гордость в разбитом яйце Брахмы.
- НАНДИНИ – Счастливая.
- ШИГХРА-ГА – Быстротекущая.
- СИДДХА – Совершенная, святая.
- ШАРАНЬЯ – Приносящая убежище, помощь или защиту.
- ШАШИ-ШЕКХАРА – С лунным гребнем.
- ШАНКАРИ – Принадлежащая Шанкаре (Шиве).
- САПХАРИ-ПУРНА – Полная рыбы.
- БХАРГА-МУРДХА-КРИТАЛАЯ – Имеющая голову Бхарги (Шивы) в качестве жилища.
- БХАВА-ПРИЯ – Дорогая Бхаве (Шиве).
- САТЬЯ-САНДХА-ПРИЯ – Дорогая правоверному.
- ХАМСА-СВАРУПИНИ – Воплощающаяся в форме лебедей.
- БХАГИРАТХА-СУТА – Дочь Бхагиратхи.
- АНАНТА – Вечная.
- ШАРАХ-ЧАНДРА-НИБХАНАНА – Похожая на осеннюю Луну.
- ОМ-КАРА-РУПИНИ – Имеющая вид слога ОМ.
- АТУЛА – Безупречная.
- КРИДА-КАЛЛОЛА-КАРИНИ – Игриво вздымающаяся волнами.
- СВАРГА-СОПАНА-ШАРАНИ – Текущая подобно лестнице в небо.
- АМБХАХ-ПРАДА – Дарующая воду.
- ДУХКХА-ХАНТРИ – Уничтожающая горе.
- ШАНТИ-САНТАНА-КАРИНИ – Осуществляющая постоянство мира.
- ДАРИРЬЯ-ХАНТРИ – Уничтожающая бедность.
- ШИВА-ДА – Дарующая счастье.
- САМСАРА-ВИША-НАШИНИ – Разрушающая яд иллюзии.
- ПРАЯГА-НИЛАЯ – Имеющая Праяту (Аллахабад) в качестве жилища.
- СИТА – «Борозда» (Наименование восточного рукава, одного из четырёх мифических рукавов, на которые разделяется небесная Ганга после ниспадания на гору Меру).
- ТАПА-ТРАЯ-ВИМОЧИНИ – Освобождающая от Трех Несчастий.
- ШАРАНАГАТА-ДИНАРТА-ПАРИТРАНА – Защитница больных и страждущих, которые приходят к Ней за убежищем.
- СУМУКТИ-ДА – Дающая полное (духовное) освобождение.
- СИДДХИ-ЙОГА-НИСЕВИТА – К которой обращаются (за приобретением успеха или магических сил).
- ПАПА-ХАНТРИ – Уничтожающая грех.
- ПАВАНАНГИ – Имеющая чистое тело.
- ПАРАБРАМХА-СВАРУПИНИ – Воплощение Всевышнего Духа.
- ПУРНА – Полная.
- ПУРАТАНА – Древняя.
- ПУНЬЯ – Благоприятная.
- ПУНЬЯ-ДА – Дарующая достоинство.
- ПУНЬЯ-ВАХИНИ – Обладающая достоинством.
- ПУЛОМАДЖАРЧИТА – Ей поклонялась Индрани (жена Индры).
- ПУТА – Чистая.
- ПУТА-ТРИБХУВАНА – Очистительница Трёх Миров.
- ДЖАПА – Бормочущая, шепчущая.
- ДЖАНГАМА – Подвижная, живая.
- ДЖАНГАМАДХАРА – Опора или субстрат того, что живёт или движется.
- ДЖАЛА-РУПА – Состоящая из воды.
- ДЖАГАД-Д-ХИТА – Друг или благодетель того, что живёт или движется.
- ДЖАХНУ-ПУТРИ – Дочь Джахну.
- ДЖАГАН-МАТРА – Мать Бхисмы.
- СИДДХА – Святая.
- РАМЬЯ – Восхитительная, прекрасная.
- УМА-КАРА-КАМАЛА-САНДЖАТА – Рождённая из лотоса, которого страшится Ума (Парвати) (вероятно поэтический способ высказывания, что они были сёстрами).
- АГНЯНА-ТИМИРА-БХАНУ – Свет среди тьмы невежества.
105. — 108. – (В оригинале отсутствуют)
Из этих проникновенных, прославляющих имен и возникла новая музыкальная композиция, которую мы предлагаем вам к прослушиванию на данной странице. Мягкий и текучий, как сама река, слог мантры то плавен и неспешен, то немного прерывист, так, как будто вода встречает небольшие препятствия, и разбивая свои струи, огибает их. В завершении мантры Ганга всей своей мощью и величавостью предстаёт перед нами, словно разливаясь по огромной долине, а воды её снова тихи и спокойны. Надеюсь, что вы с радостью примете новую мантру в свою коллекцию. Эффективной вам практики под её гармоничные звуки.
- Ганга Гири Мандала Гамини – Ганга, Текущая по горной стране
- Бхагирати – Имеющая отношение к святому Бхагиратхе (чьи молитвы спустили Гангу с Неба)
- Бхагьявати – Счастливая, Удачливая
- Трилока Патха Гамини – Текущая через три Мира
- Наянананда Дайини – Несущая радость глазам
- Нитья Шуддха – Вечно чистая
- Шанкари Сумукти Да – Принадлежащая Шанкаре (Шиве). Дающая полное (духовное) освобождение
- Парабрамха Сварупини – Воплощение Всевышнего Духа
- Ом Шри Маха Ганга Деви Намаха – Великая Божественная Ганга, прими мой почтительный поклон
- Рамья Рамья Ганга – Восхитительная, прекрасная Ганга
- Ом Гангадхарая Намаха – Поклон (Шиве), Держащему Гангу
- Ом Параматманэ Намаха – Поклон (Шиве) Высшему Духу
Надеюсь, эта мантра (как и статья) пробудит в вас интерес и желание читать Ведические источники, поможет больше узнать об истории Ганги, подробнее познакомится с легендами и мифами, отрывки из которых здесь были приведены. А возможно, даже сделать для себя какие-то открытия. Ведь на территории нашей страны, согласно исследованиям российского этнографа и искусствоведа, кандидата исторических наук Светланы Васильевны Жарниковой, протекает не менее трёх рек с названием «Ганга». На сайте oum.ru есть несколько захватывающих статей этого автора, которые адресованы тем, кто неравнодушен к родной культуре и её истокам, кто гордится своими корнями и предками вопреки навязываемому нам мнению о «дикой и варварской» Руси.