В авторитетных писаниях Ширшасану («Ширша» в переводе с санскрита означает ‘голова’), или стойку на голове, называют «королевой» всех асан, и этому есть немало доказательств. Так вот, при обычных родах в первую очередь появляется голова. В черепе находится мозг, управляющий нервной системой и органами чувств. Мозг является вместилищем разума, знаний, понимания и мудрости. Он есть обитель Брахмана и нашей души.
Как в «Бхагавадгите» рассказывается про три гуны: саттва, раджас и тамас; и объясняется, что голова — центр саттвических способностей, определяющих понимание, туловище — центр свойств, определяющих страсти, эмоции и действия (раджаса); ниже диафрагмы сосредоточены свойства тамаса, управляющие чувственными удовольствиями, например, наслаждением пищей и питьём, сексуальными волнениями и радостями.
Многие практикующие йоги впечатляются многочисленными терапевтическими эффектами, которые даёт Ширшасана. Она лечит многие болезни и недуги: глазные заболевания, поседение волос, дискразия крови, проказа и сопутствующие заболевания, сперматорея, нарушение менструального цикла у женщин, поллюции, свищи и другие аноректальные заболевания, а также катары дыхательных путей. С её помощью исцеляется ряд умственных нарушений, головные боли и даже душевные болезни. Снижение скорости кровотока уменьшает давление на стенки венозных сосудов. Поэтому ткани не подвергаются растяжению. Это устраняет риск расширения вен и препятствует прогрессированию и развитию варикоза.
Страдающие бессонницей, потерей памяти, ослаблением жизненной энергии могут восстановить своё здоровье, регулярно и правильно выполняя эту асану. Энергия станет бить в них ключом, лёгкие получат способность противостоять любым климатическим воздействиям и выдерживать любую нагрузку. Упражняющиеся в этой асане не знают простуд, кашля, тонзиллита, зловонного дыхания и сердцебиения, их тело сохраняет тепло. Ширшасана в сочетании с вариациями Сарвангасаны излечивает от запора. В результате регулярных занятий ею, повышается содержание гемоглобина в крови. При нарушениях давления крови (повышенном или пониженном давлении) занятия не рекомендуется начинать с Ширшасаны и Сарвангасаны.
Одним из интересных эффектов является предполагаемое омоложение, хотя, по логике, такого произойти не может, потому как это означало бы повернуть обратно движение времени. В реальности же мы можем только замедлить процессы старения. Для того чтобы включить этот механизм, выполнение Ширшасаны должно продолжаться от 1 до 5 минут, а начинающим практикам будет достаточно и минуты на первом этапе, пока не укрепятся мышцы рук, шеи, спины и т. д. Это примерное время, необходимое для перестройки физиологических процессов и перераспределения потоков праны и апаны к центру тела. В результате прана, которая движется вверх, встречается с движущейся вниз апаной чуть ниже пупка, усиливая её функцию распределения энергии во все части нашей биосистемы через 72 тысячи нади, чем и достигаются вышеперечисленные эффекты. Однако к выполнению Ширшасаны, стоит приступать только тогда, когда она достаточно изучена и практически освоена с опытным учителем, как, в принципе, и с другими асанами.
Стойка на голове — это всего лишь аллегория, означающая перевернутую асану, а не позу с опорой в основном на голову. Если мы, ошибочно трактуя «стойку на голове», будем в действительности распределять основной вес нашего тела на голову, мы рискуем через некоторое время получить деструктивные изменения в суставах шейного отдела позвоночника. Также, при неправильном выборе точки опоры, могут возникнуть необратимые изменения на уровне костей, сосудов и нервов головы.
Итак, важно обговорить о противопоказаниях к выполнению Ширшасаны. Она противопоказана при следующих недугах:
- Гипертония.
- Сердечная недостаточность и болезни сердца.
- Церебральный или коронарный тромбоз.
- Атеросклероз.
- Слабые кровеносные сосуды глаз.
- Хронический конъюнктивит и глаукома.
- Любые виды кровотечений в голове.
- Отит (воспаление среднего уха).
- Хронический катар (Ширшасана может помогать на ранних стадиях, но способна ухудшать состояние при хроническом заболевании).
- Смещение межпозвоночного диска (при этом недуге очень трудно поднимать тело в конечную позу).
- Сильно загрязнённая кровь, поскольку загрязнения могут попасть в мозг. Если вы не уверены в отношении состояния вашей крови, то обратитесь за советом к специалисту. Очевидными признаками нечистой крови могут быть хронический запор и наличие большого количества пятен и прыщей на коже.
- Нарушение работы почек, поскольку его следствием может быть недостаточная очистка крови от шлаков.
А также в случае общей ежедневной практики упражнений хатха-йоги менее полугода.
Это лишь краткий перечень. Существует много других противопоказаний для практики Ширшасаны. Опять же, если вы не уверены в состоянии своего здоровья, обратитесь за советом в школу йоги. Прежде чем пытаться осваивать Ширшасану, убедитесь, что вы не относитесь к числу тех, кому её делать не следует.
Есть и временные ограничения, при которых Ширшасану не рекомендуется выполнять:
- Чрезмерно полный кишечник.
- Физическая усталость.
- Головная боль или мигрень. Эти явления обычно связаны со слегка повышенным внутричерепным давлением; выполнение Ширшасаны может усугубить это состояние.
- Ранее, чем через три или четыре часа после еды.
- Беременность или менструация.
- Выполнение Ширшасаны следует немедленно прекратить при появлении головной боли, головокружения, сильного потоотделения, жара, учащенного сердцебиения или общего ощущения дискомфорта. Кроме того, прекратите делать асану при малейшем ощущении удушья.
Подготовка к ширшасане
Подготовка к Ширшасане должна проходить особо тщательно. Нужно хорошенько размять нашу шею и всё тело в целом. Для этого хорошо подойдет «Сукшма Вьяяма» или, как её еще называют, суставная гимнамстика. Конечно же, выходить «на голову» не стоит в первый же день, если вы не пробовали этого раньше, потому что неукрепленные мышцы шеи, рук и кора не дадут вам правильно встать, и вы можете навредить себе, травмировав шею. Поэтому подготавливаться нужно не спеша, укрепляя мышцы шеи и оттачивая правильную технику выполнения.
Для подготовительных упражнений также подойдёт поза зайца или, как её ещё называют, «Шашанкасана II», когда мы ставим голову между чуть-чуть раскрытых коленей, беремся за пятки и поднимаем таз, округляя таким образом спину и вытягивая шею. Не стремитесь сразу выйти в Ширшасану, пробуйте подготовку, стойку на локтях, нижний упор, «собаку мордой вниз», а также вариацию «дельфинчик», когда мы стоим на локтях в «собаке мордой вниз» и пробуем подходить стопами поближе к голове, когда постояли хотя бы минутку в предыдущем упражнении. Если уверенно себя чувствуете, можете поднимать поочерёдно ноги, удерживая их тоже не меньше полминуты, но для того, чтобы правильно выставить локти и голову, обратимся к авторитетным писаниям Б. К. С. Айенгара «Йога Дипика», а также Дхирендры Брахмачари «Йогасана виджняна» и «Йога — Сукшма Вьяяма», и узнаем, как делать Ширшасану.
В Ширшасане важно не только балансирование. Необходимо неустанно следить за собой, за ежесекундными изменениями в положении своего тела, и научиться корректировать их. Когда мы стоим на ногах, не требуется никаких особых усилий, напряжения сил или внимания, поскольку это естественное положение. Однако умение правильно стоять воздействует на нашу осанку и манеру держаться. Поэтому необходимо овладеть умением правильно стоять. Также следует научиться правильно держаться в Ширшасане, ведь неправильное положение в этой асане может вызвать боли в голове, шее и спине.
В Ширшасане вес тела должна нести только голова, не предплечья и кисти. Предплечья и кисти используются только для поддержки, чтобы препятствовать утрате равновесия. Если поза правильна, человек ощущает соприкосновение с подстилкой на полу небольшого круглого участка темени. Так советует нам «Йога Дипика», однако некоторые писания говорят о том, что следует переносить вес на предплечья и голову держать лишь для баланса. Я считаю же, что второй вариант, особенно для новичков, будет менее травмоопасен, но в таком положении возможно то, что руки в Ширшасане будут затекать. Поэтому, чтобы избегать затекания рук в Ширшасане, важно, чтобы мы стояли ровно, нигде перекосов и зажатостей не было, вытягивались вверх, и вес тела был равномерно распределён. Также, если мы будем балансировать в Ширшасане и не перенапрягать мышцы, то тогда затекания рук возможно избежать.
Однако в традиционной школе Дхирендры Брахмачари есть два авторитетных источника: «Йогасана виджняна» и «Йога — Сукшма Вьяяма», в которых описывается, что становиться на само темечко не рекомендуется. Ни в коем случае не опирайтесь на темя — передний родничок (в йогических текстах — Брахма Рандхра). Здесь самая тонкая кость, так что можно повредить важные нервные сплетения и сосуды, в большом количестве расположенные в этой области. Кроме того, швы на черепе образуют марму, центральная точка которой (марма Адхипати) находится на верхушке черепа сразу за передним родничком. Это одна из ключевых точек жизнедеятельности, подобно сердцу или пупочной области, и по степени уязвимости она относится к типу Садья Пранахара (вызывающая мгновенную смерть).
Повреждение этой мармы проявляется в тяжёлых симптомах: потеря сознания, кома, поражение мозга. Точку опоры можно найти двумя способами: первый — если установить четыре пальца вашей ладони, без большого, в область от темени (родничок) в сторону лба, то крайняя линия ко лбу и будет опорной точкой; второй, для меня более удобный и понятный, — складываем выпрямленные ладони в намасте, отводим большие пальцы от указательных примерно на 90 градусов и их кончики устанавливаем под ноздри, касаемся лба указательными пальцами, в месте касания указательных пальцев и лба и будет опорная точка. Это самое утолщённое место костей черепа (у многих животных здесь растут рога), которое и послужит безопасным фундаментом для выполнения стойки.
Очень важно: затылок, туловище, задняя поверхность бёдер и пятки должны образовывать одну прямую линию, перпендикулярную полу, без отклонений в сторону. Горло, подбородок и грудина должны также быть на одной линии, иначе голова сдвинется в сторону или вперёд. Что касается переплетённых пальцев позади головы, то ладонями не следует врезаться в голову. Как верхние, так и нижние края ладоней должны быть на одной линии, иначе темя не будет правильно стоять на полу.
Локти и плечи должны быть на одной линии, причём локти не следует раздвигать. Плечи нужно поднимать кверху и растягивать в стороны, чтобы они были как можно дальше от пола. Что касается положения туловища, то верхнюю часть спины надо выдвигать не только вверх, но и вперёд. Поясницу и тазовую область не следует выдвигать вперёд, а корпус от плеч до таза должен быть перпендикулярен полу. Если тазовая область выдаётся вперёд, то значит, что вес тела падает не только на голову, но и на локти из-за того, что верхняя часть туловища (грудь) не была как следует вытянута. При взгляде сбоку всё тело от шеи до пят должно представлять прямую линию.
Следует стараться соединить бёдра, колени, лодыжки и пальцы ног. Ноги вытягивать до предела, особенно заднюю поверхность коленей и бёдра. Если ноги отклоняются назад, следует напрячь колени и середину нижней части живота над лобком, что поможет держать ноги перпендикулярно полу. Пальцы ног должны быть всё время вытянуты вверх. Если ноги отклоняются вперёд, следует вытянуть верхнюю часть спины, а область таза слегка отклонить назад, чтобы она оказалась на одной линии с плечами. Тогда вы почувствуете в теле лёгкость, и эта поза будет давать вам бодрость.
Нельзя допускать, чтобы глаза наливались кровью ни во время поднятия ног, ни при стойке на голове. Если такое происходит, значит, поза выполняется неправильно.
Время пребывания в Ширшасане зависит от индивидуальных возможностей и от наличия времени в распоряжении занимающегося. Её можно выдерживать без неприятных ощущений от 10 до 15 минут. Начинающий может сперва оставаться в позе 2 минуты и увеличивать время пребывания до 5 минут. В самом начале трудно сохранять равновесие более 1 минуты, но коль скоро это достигнуто, начинающий может быть уверен, что скоро будет в состоянии овладеть Ширшасаной.
Поднимая или опуская ноги, всегда следует держать их вместе и двигать постепенно, понемногу. Все движения выполняются на выдохе. Вдохи делать в промежуточных позициях. Поднятие и опускание прямых ног (без сгибания в коленях) вырабатывает навыки в медленных, согласованных движениях, при которых контролируется приток крови к голове. Лицо не краснеет, раз нет резких движений; приток крови к пояснице и ногам также контролируется. Тогда не грозит ни потеря равновесия из-за головокружений, ни оцепенение ступней, возникающее при быстром вставании на ноги после стойки на голове. С течением времени все движения: поднятие ног, стойка на голове, а также опускание ног, станут совершаться почти без усилий. Когда Ширшасана совершенно усвоена, несмотря на то, что тело полностью вытянуто, испытываешь чувство лёгкости, как при полном расслаблении.
Рекомендуется сначала полностью овладеть Сарвангасаной (Поза свечи, или «берёзка»), а потом уже браться за Ширшасану. Если хорошо освоены стоячие позы и различные позиции Сарвангасаны и Халасаны, то Ширшасана будет выполняться без особых усилий. Если эти элементарные асаны не освоены, овладение Ширшасаной потребует более длительного времени.
После Ширшасаны всегда следует выполнять Сарвангасану и её цикл, как компенсацию стойке на голове. Замечено, что те, кто выполняет только Ширшасану, избегая Сарвангасаны, часто вспыльчивы по пустякам и легко раздражимы. Занятия Сарвангасаной наряду с Ширшасаной помогают контролировать эти черты характера.
Однако есть множество вариаций Ширшасаны, но мы рассмотрим две наиболее распространённые.
Ширшасана: техника выполнения
Первая техника выполнения Ширшасаны больше подходит для новичков, она менее травмоопасная, — Саламба Ширшасана I:
- Встать на колени возле одеяла (или коврика, который желательно свернуть вдвое или вчетверо), раздвинув их примерно на 30 см.
- Устанавливаем часть головы опорной точкой, которую мы определили ранее, как наиболее приемлемую для исполнения этой асаны. Эта область по ширине равна четырём пальцам. Переплетаем пальцы рук и располагаем их на затылке.
- Надавливаем кистями на голову в месте касания, что формирует более прочный фундамент из рук в виде равностороннего треугольника. Затем вытягиваем ноги до такой степени, чтобы они оказались абсолютно прямыми. После чего, попеременно передвигая стопами, подтягиваем ноги к туловищу так, чтобы колени коснулись подмышек (если позволяет складка).
- Теперь сгибаем ноги, отрываем стопы и подносим пятки к тазу.
- На первом этапе некоторое время находимся в этом положении, сохраняя равновесие. Когда чувствуем себя увереннее, выпрямляем ноги вертикально вверх. Здесь следует заметить, что попытка выпрямить ноги без должного утверждения в предыдущем положении, может привести к падению.
- Концентрируем внимание на дыхании животом: при вдохе — наружу, выдох — внутрь. Отстроив дыхание, переводим внимание на ощущения в голове. Через некоторое время, ощутив стабилизацию давления и отсутствие нагрузки, расслабляем предварительно сокращённые мышцы ног и таза и чувствуем, что при этом давление крови осталось нормальным. Ширшасана только тогда приносит пользу, когда мы чувствуем себя в ней уверенно и комфортно.
- Для тех кто освоил данный вариант, можно пробовать балансовый, когда мы выпрямляем ноги, прижимаем пятки в пол образуя треугольник, подходим стопами к локтям до того уровня, когда таз наш уйдёт немного за линию головы назад, и поднимаем прямые ноги, образуя ими угол в 90 градусов с телом и параллель с полом, удерживая данное положение, поднимаем ноги вверх. Выход производим в обратном направлении.
Для тех, кто хорошо освоил первый вариант, существует Саламба Ширшасана II, техника выполнения её следующая:
- Сложите коврик или одеяло вчетверо и встаньте перед ним на колени.
- Поместите правую ладонь на пол с внешней стороны правого колена, а левую ладонь — с внешней стороны левого. Выровняйте ладони параллельно друг другу и направьте пальцы строго к голове. Расстояние между ладонями не должно превышать ширину плеч.
- Продвиньте колени к голове и опустите макушку на середину коврика.
- Зафиксировав положение головы, поднимите колени от пола и выпрямите ноги. Приведите пальцы ног ближе к голове и прижмите пятки к полу, не сутуля спину.
- Направьте грудную клетку вперёд и удлините позвоночник. Задержитесь в этом положении на несколько секунд. Сделайте 3–4 цикла дыхания.
- На выдохе слегка оттолкнитесь от пола, согните ноги в коленях и поднимите их вверх. Отрывайте обе стопы от пола одновременно. Освоившись в этом положении, вытяните ноги вверх. На выдохе подтяните коленные чашечки, направьте пальцы ног к потолку и балансируйте.
- Во время балансирования макушка и ладони прижимаются к полу. Проследите, чтобы предплечья от запястий до локтей были перпендикулярны полу и параллельны друг другу, а плечи от локтей до плечевых суставов — параллельны и полу, и друг другу.
- Далее следуйте инструкциям к Саламба Ширшасане I для тех, кто умеет балансировать, а также советам по правильному выполнению позы.
- Мастерство в выполнении этой вариации стойки на голове — залог успешного освоения таких поз, как Бакасана, Урдхва Куккутасана, Галавасана, Каундиниасана и т. п.
У Ширшасаны есть вариации, которые можно практиковать в комплексе после выполнения Саламба Ширшасаны I не менее 5 минут, в зависимости от ваших возможностей. Скажем, можно простоять в стойке на голове от 5 до 15 минут, а затем приступить к вариациям, выполняя их 20–30 секунд в каждую сторону. И помните, во всём должна быть золотая середина!