Содержание
- Какое значение имеет поза в йоге
- Кто придумал позы йоги и кто же они — эти йоги
- Что общего имеют позы современной йоги и упражнения западных гимнастик
- Зачем миллионы людей по всему миру практикуют позы йоги
- Какие бывают позы йоги
- Позы для медитации
- 32 позы для йоги, описанные в «Гхеранда самхите»
- 2 наиболее важные позы йоги (по версии «Горакша самхита»
Отгадайте загадку: Где можно за полтора часа успеть почувствовать себя журавлём, черепахой, лягушкой, мудрецом Васиштхой и богом Натараджей? На занятии по йоге? Конечно! Где же ещё?
Одна поза плавно перетекает в другую под равномерное дыхание практикующего и расслабляющую музыку. Словно па изящного танца. Словно череда маленьких перерождений от состояния к состоянию...
Даже в голове не укладывается, что йога может быть другой. Именно такой вы недавно позанимались. Или только собираетесь. Правда?
И вот говорите вы: «Я занимаюсь йогой». А вас, скорее всего, понимают так: «Я выкручиваю тело на специальном коврике в разные причудливые и далеко не всегда удобные и устойчивые позы со странными названиями».
Да, действительно, сейчас йога практически синонимична практике принятия причудливых поз, или асан. И тем «йогистее», чем эффектнее.
Однако! Не прошло и сотни лет с того момента, как бренд «йога» стал одним из самых крупных маркетинговых успехов современного мира, а позы йоги из разряда потехи на ярмарках перешли в гимнастические залы и терапевтические кабинеты, став инструментом, сулящим (актуальное подчеркнуть):
улучшение физического состояния, душевное благополучие, релакс, терапию нарушенной осанки, отличное здоровье, хороший сон, долголетие, довольство жизнью, власть, идеальный вес, а также любовь, счастье, удовлетворённость, личностный рост. А в некоторых случаях для особо продвинутых — достижение просветления. На современный, конечно, лад.
С другой стороны, «прилавка» позы йоги и их последовательности — объект франчайзинга, авторских прав и продукт, который приносит зарплату.
Но рано или поздно, а может, и прямо сейчас, практик начинает подозревать, что замысловатые позы, с которыми прочно ассоциируется йога сегодняшняя, никогда за всю её историю не были основным аспектом какой-либо из традиций. Исключение, конечно, позы для медитации.
Почему «стать в позу» стало вдруг модным занятием? Что общего современные классы йоги имеют с аутентичной традицией древних провидцев и мудрецов? И соответствуют ли современным реалиям определения «асаны» из древних трактатов?
Какое значение имеет поза в йоге
Ни в Йога-сутрах Патанджали, ни в Упанишадах, ни даже в текстах натхов и ранних тантрических трудах не найти развёрнутого описания отстройки асан и поэтапных комплексов для похудения, детокса, для улучшения шпагатов или укрепления пресса.
По крайней мере, я прочитала и перечитала их практически все и не нашла. Может быть, конечно, ваши поиски увенчаются успехом. Но я так не думаю.
- В самом древнем авторитетном и цитируемом трактате «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э. — IV век н. э.)про то, что такое поза в йоге, написано лишь, что она должна быть неподвижна и удобна — та самая стхира сукха асанам. Что достигается при прекращении усилия или сосредоточении на бесконечном. И благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей.
- «Овладением этой йогой достигается познание истины», — заявляет про хатха-йогу Горакхнатх в «Горакша Самхите» (трактат XIII века), ученик первого ученика Шивы и основателя культа натхов Матсиендранатха.
Но! Прежде чем приняться за практики медитации и достичь этой самой истины, практикующий должен очистить тело и его элементы:
«Постоянно разрушается тело, как распадается в воде необожжённый кувшин.
Обожги тело в огне Йоги и так соверши его очищение».
Асана («дарует силу»), наряду с шаткармами (6 очистительных действий) и мудрами (для стойкости) в системе йоги Горанатха — самый первый, подготовительный этап очищения тела для последующих, более серьезных практик.
В комментариях современных мастеров йоги Свами Сатьянанды Сарасвати и Свами Муктибодхананда Сарасвати к каноническому для йогов труду Сватмарамы «Хатха-йога Прадипика» (XIII век) также читаем про первоочередное, но не ключевое положение позы для йоги:
«Асана представляет собой первую часть хатха-йоги. Это специальное положение тела, которое открывает энергетические каналы и психические центры».
А хатха-йога — «это процесс, посредством которого происходит очищение тела и приобретение контроля над ним за счёт реструктуризации пранических потоков».
«Самоконтроль и самодисциплина, — читаем дальше, — должны начинаться с тела. Это намного легче. Асана — это дисциплина. Посидите в Падмасане (позе лотоса) в течение пятнадцати минут. Это самодисциплина. Почему вы сначала сражаетесь с умом? У вас нет сил сражаться с умом, и все же вы сражаетесь с ним, тем самым создавая мысленный шаблон враждебности по отношению к самому себе».
В то время как «занимающиеся хатха-йогой обнаружили также, что при наращивании контроля над телом посредством асаны приобретается также контроль над умом».
Ему вторит Б. К. С. Айенгар в «Йога Дипике»:
«Всем известно, как ум способен влиять на тело, говорят же, например: «Он упал духом» или «Голову повесил». Йога этого не отрицает, но предлагает, от противного, другой подход к уму — через тело. Это выражается в следующих всем известных установках: «Подбородок вверх, плечи назад, спину выпрямить». Работа над собой в асане открывает море способов исследовать свои внутренние возможности».
«Нам следует узнать, чего хочет каждая из наших тонких оболочек, и питать её соответственно. В конце концов, именно внутренние тела поддерживают внешние, поскольку в системе йоги тонкое предшествует грубому, а дух — материи. Но считается, что сначала мы должны подчинить себе проявленное (другими словами, ноги, руки, позвоночник, глаза, язык, прикосновение), чтобы развить в себе чувствительность и двигаться вовнутрь. Поэтому асана открывает весь спектр возможностей. Реализовать божественное экзистенциальное предназначение можно только с помощью воплощённого инструмента Души — бренного тела из плоти и крови».
Как видим, с асаны практика йоги только начинается. Но в трактовке современных йога-тичеров на этапе асаны же и застревает. Зачастую, к сожалению.
Не боги горшки обжигают и асаны придумывают
Кто придумал йогу? Некоторые считают, что Шива. Возможно, так оно и есть. Однако в «Шива-самхите», тексте, дарованном людям самим основателем йоги, упоминаются только 6 асан. Остальные, видимо, люди додумали сами.
Практики Средневековья вполне обходились ограниченным набором асан.
- В «Хатха Йога Прадипике» Свами Сватмарама перечисляет 15 поз йоги.
- Примерно через двести лет их количество удваивается. В «Гхеранда Самхите» Гхеранда указывает 32 позы для йоги, которые «можно использовать людям в этом мире». И это самое большое количество асан, описанных в средневековых трактатах.
Но настоящий асана-бум стартовал совсем недавно — с начала второй мировой войны. Причём очень стремительно. Ещё до 1920-х темы асаны и хатха-йоги, как правило, отсутствуют в популярных руководствах. Но уже в 1965 году Б. К. С. Айенгар в «Йога Дипике» подробно комментирует позы йоги в количестве 200 штук. А через 18 лет Дхарма Митра составляет в дар учителю плакат с изображениями 908 асан! Причём изначально для своего творения он сделал 1350 фотографий поз. Но это ещё не предел. По выражению Дхармы Митра, «даже сегодня десятки новых поз каждый год создают истинные йоги всего мира».
Да-да! Не удивляйтесь! Практически все позы йоги и их вариации, особенно стоячие, придуманы нашими современниками. И названия тоже. Современная йога, базис которой — позы и глубокое ровное дыхание — продукт вполне конкретных авторов (далеко не всегда индийского происхождения) и результат исторического процесса.
Как стал возможным процесс асана-творчества? Откуда взялись все эти позы в пособиях и практиках современных учителей йоги? Кто же их авторы? И почему они так похожи на элементы разных фитнес-систем?
Читая дальше, вы узнаете, как через цепь взаимосвязанных событий трансформировалось восприятие йоги и позы в йоге.
Итак…
Кто придумал позы йоги и кто же они — эти йоги
Да, йога стала ближе к людям. Это уже не мистическая практика, доступная единицам посвящённых, а феномен поп-культуры. Необязательно читать древние первоисточники в оригинале, чтобы считаться практиком йоги. Можно даже не знать, что такое читта-вритти-ниродха и кто такой Патанжали. Достаточно выложить эффектное вау-фото своего тела, закрученного какой-нибудь позой, в Инстаграм или профиль соцсети, и в век больших скоростей и вы тут же можете гордо именовать себя «йогом».
Вы думаете, что только сейчас так? Семантическая ширина понятия «йог» на протяжении средних веков, во время написания «Горакша самхиты», «Гхеранда самхиты», «Хатха-йоги Прадипика» Сватмарамы включала не только высокоморальных брахманов и интеллектуальных пандитов, но также и тех, кто вряд ли изучал древнее знание по трактатам: факиров, бродячих артистов, акробатов, циркачей, шутов, солдат-наёмников культа натхов, да и просто разбойников, бездельников, фриков, безумцев-аскетов, безразлично относящихся к принесению благ всем живым существам своей деятельностью.
Вооружённые наёмники натхи использовали позы йоги для того, чтобы обладать сверхъестественными силами, неуязвимостью в бою и отпугивать противников. Речевой оборот «саньясин» британские чиновники использовали для обозначения бездомного, периодически вторгающегося на торговые пути Ост-Индии. А Жан-Батист Тавернье сравнивал таких йогов с Раваной, демоном из Рамаяны.
Ортодоксальные индуисты скорее презирали, чем уважали своих гибких и не в меру раскрепощённых соотечественников-«йогов», которые веселили народ на ярмарках, демонстрируя причудливые позы, трюки акробатики и балансировки. Такими, как, например, проворот из сидячей Позы лотоса в стойку на руках — излюбленной последовательностью презентации своих способностей и сегодняшними йогами.
Вивекананда
На рубеже XIX — XX веков в атмосфере враждебности и высокой подозрительности к таким «йогам» инициирует возрождение древних традиций своего народа Вивекананда. Стараясь повысить престиж йоги, он вычищает из неё всё, что могло бы породить хоть малейшую ассоциацию с низким и порочным, чем в его понимании являлись хатха-йога и позы уличных акробатов.
Вот что Свами говорит в Вашингтон-холле в Сан-Франциско 16 марта 1900 года: «…Есть некоторые секты, которые называются хатха-йогой… Они говорят, что величайшее благо — предохранять тело от умирания… Они — полностью в процессе цепляния за тело».
И, ссылаясь на хатха-йогов, проживших пять сотен лет, он восклицает: «Что из того? Я бы не хотел жить так долго, „довлеет дневи злоба его“ (‘Довольно для каждого дня его заботы’, Матфей 6.34)».
По иронии судьбы Вивекананда умрёт через два года, в возрасте 40 лет.
Но стоит понимать, что такой посыл Свами делал исключительно из сложившейся к тому времени репутации хатха-йоги как выкрутасов необразованных циркачей на ярмарках.
К физической культуре и любого рода движению он относился очень хорошо и поддерживал нарождавшийся интерес индийцев к укреплению своего тела. И даже считал, что, играя в футбол, можно быстрее приблизиться к Богу, чем изучая «Бхагавад Гиту»! В своих лекциях он иногда настаивал на первоочередности физического развития перед умственным и духовным. Например:
«Как вы будете бороться с умом, если телосложение не будет сильным? Достойны ли вы больше, чем кто-либо, называться людьми высшего в мире уровня эволюции? …Сначала постройте ваше телосложение. Только тогда вы сможете получить контроль над умом...»
И даже утверждал, что в «Катха Упанишадах» есть строчка: «Этот Атман не может быть достигнут слабыми». Что, однако, трудно подтвердить.
Что общего имеют позы современной йоги и упражнения западных гимнастик
В это же время в Европе наблюдался небывалый подъём интереса к физическому совершенствованию и спорту. Новый постиндустриальный мир развивал в людях новые ценности.
Сила, Мощь и Власть практически стали новыми религиями. Произошёл переход от умерщвления плоти к восторженному поклонению ей. Слабое телосложение стало непозволительной роскошью и синонимом духовной деградации. Для оправдания культа мускулов был введён лозунг: «в здоровом теле здоровый дух».
Британская Индия, конечно, также оказалась захваченной культом телесной силы. Британцы-колонизаторы были убеждены в физической, моральной и духовной неполноценности индусов и вводили в программы учебных заведений обязательные физические упражнения. Что укрепляло, как пишет Марк Синглтон в книге «Тело йоги», «эти стереотипы, но в то же время помогало подорвать их, поскольку они “преобразуют и укрепляют индийские тела” — такими обязательными риторическими воззваниями предварялись в то время в Индии все популярные пособия по гимнастике».
Широкую популярность набирают авторские гимнастики Линга, Мюллера, Буха и других. Гастролирует по миру культурист Евгений Сандов. Ценности здорового тела продвигает YMCA — Ассоциация молодых христиан.
Любопытно, что все европейские системы совершенствования тела использовали как раз те формы и способы практики, которые практически не отличишь от разновидностей современной «хатха-йоги»! Многие позы полностью совпадают. Например, Сарвангасана и «Шведская свеча». Что, конечно, можно объяснить возможностями и ограничениями человеческого тела и одинаковым направлением мысли.
Но некоторые позы йоги, практикуемые нашими современниками, стоит признать, имеют совсем не древнеиндийское происхождение... Как это принято считать...
Так, все стоячие позы современной йоги являются дополнением XX века, сформированным в результате теснейшего диалога канонической йоги и распространённых тогда европейских гимнастик. Например, Ардха чандрасана — стандартная поза в западной физической культуре, часто изображаемая на страницах журналов по бодибилдингу. Гимнастика Линга, цель которой развитие «целостной личности», предвосхищает акцент на «уме, теле и духе» практик йоги Нью-Эйджа. А «первичная гимнастика» Нильса Буха существенно повлияла на построение современных силовых направлений йоги. Женские варианты гимнастик Женевьев Стеббинс, Энни Пайсон и Молли Баго-Стэк Колл, основа которых стрейчинг и глубокое дыхание, под названием «йога» используются и сейчас.
Как видим, маркетинговый успех и долгую жизнь гимнастики и фитнес-практики будут иметь, если их назвать волшебным словосочетанием «позы йоги».
Марк Синглтон пишет в книге «Тело йоги»:
«Даже в западных журналах физической культуры «йога» вплоть до самого конца тех дней в основном не означает что-либо, похожее на сегодняшние трудновыполнимые асаны силовых систем, ни «растяжку и релаксацию», ни более аэробные формы. И наоборот, те техники, которые в настоящее время признаны как «йога», были в 1930-х уже устоявшейся частью западной физической культуры (особенно техники, предназначенные для женщин), но ещё не ассоциировались как-либо с йогой».
Таким образом, на основе и одновременно в противовес импортным гимнастическим системам создаются или возрождаются древние формы упражнений, или та самая йога, которую мы знаем. Это продукт экспериментов, инноваций и межкультурных заимствований. Но никак не ортодоксальная йогическая традиция Индии!
Что общего у современной асанаориентированной хатха-йоги и европейских гимнастик? Практически всё! За исключением тех трактовок и целей, которыми наделяют свои комплексы йоги современные учителя.
Йога — это ненасилие.. Вы тоже так считаете?
Однако... Усиление интереса к физической культуре, атлетике, культуризму и возрождение древних традиций совершенствования тела совпало, а может быть, и дало старт агрессивному национальному освободительному движению индийского народа против британских колонизаторов.
Сарала Деби Гхошал вдохновляла молодых людей заниматься физическими упражнениями для того, чтобы они могли постоять за себя и своих женщин. Её целью было создать «националистического воина-героя», запечатлённого в легендах и мифах Индии. Поэтому она проводит парады «физической силы», открывает Академию боевых искусств в доме отца и поддерживает создание таких же центров в Бенгалии.
Такие спортивные площадки часто являлись центрами политической борьбы. Заниматься йогой в индийской среде в то время (сознательно подражая йогам-наёмникам) значило также и тренировать себя, как партизан, используя любые боевые и укрепляющие тело техники. Которые, кстати, в настоящее время существуют как неотъемлемые элементы в силовых тренингах.
Так, первый лидер индийского движения за независимость, культурист Тилак семь лет гастролировал в штате Карнатака под маской йога-гуру и обучал людей асанам, Сурье намаскар, пранаяме и дхьяне. Но, на самом деле, под мирными занятиями скрывалась специальная физическая подготовка и техники индивидуального боя для освободительной борьбы.
Спасение от расовой деградации
Важную роль в популяризации физкультуры и йоги как физической гимнастики, особенно среди женщин, сыграли причинно-следственная модель наследственности Ламарка и теория расовой исключительности евгеников того времени. Ламарк пришёл к выводу, что наработки человека за его жизнь и изменение его физического состояния могут через гены передаваться будущим поколениям. Например, развитые мускулы на руках от папы-кузнеца наследуют его дети как врожденную склонность.
Позы йоги стали преподноситься как средство для генетического и духовного совершенства будущих поколений и народов в целом.
И более того, Йогендра, ярый сторонник новомодных идей господства над миром природы, приравнивает процесс генетических зародышевых мутаций с концепцией достижения мокши (освобождения). Именно эти трансформирующие технологии, утверждает он, есть «главный вопрос всей метафизики древней Индии». Йогендра бросает вызов теории Вейсмана о непроницаемости зародышевой плазмы и невозможности её трансформации внешними влияниями и заявляет, что хатха-йога способна её опровергнуть. И другого средства влияния на плазму не существует.
«Бог не может быть доволен уродливыми, старыми и дряблыми телами»
Так заявлено в энциклопедии индийской физической культуры за 1950 год.
Дальше автор продолжает:
«Это кощунство и святотатство не иметь привлекательные, стройные и здоровые тела. Это преступление против себя и против нашей страны — быть слабым и больным. Наше будущее и будущее нашей нации зависит от здоровья и силы».
Физическая изнеженность в это время трактуется как духовная деградация, а совершенствование тела — это в первую очередь богоугодное занятие.
С этими постулатами выступает Ассоциация молодых христиан, YMCA, которая сделала для международного распространения физической культуры и ассимиляции моральных ценностей Западного мира на Индийской почве больше, чем какая-либо ещё.
Йога как практика асан для физического совершенства и здоровья не прижилась бы на почве Индии без введения её в статус «духовной» дисциплины, ведущей через эстетизацию тела к совершенству целостной личности. Новая религия физической культуры полностью соответствовала запросам индийских и индуистских занимающихся.
Так, например, бодибилдер и популяризатор физикалированной практики йоги Аейр вечером каждой субботы во Вьяямашале проводил пуджу перед двумя огромными изображениями Рамы и Ханумана. На религиозность в тренировках йоги опирается также Сундарам, разграничивая ценности Запада и Востока и подчеркивая духовное и физическое превосходство йоги.
Национальные герои
Джозеф Альтер, один из ведущих в мире исследователей исторической социокультурной антропологии Южной Азии, заявил, что не Вивекананда и Ауробиндо, а скорее Евгений Сандов, известный культурист, оказал наибольшее влияние на формирование популярной современной йоги. Его пример воодушевил тысячи индийцев заняться культуризмом и бодибилдингом.
Так разрушается стереотип индийской хрупкости. А возможность телесной мощи становится более осязаемой.
Появляются и свои герои. Например,
- Гулам Мухаммад, или Гама Великий, «Лев Пенджаба», «индийский Геркулес» — единственный в истории борец, не побеждённый ни разу за более чем 50-летнюю карьеру.
- Профессор Рамамурти, демонстрирующий индийским и европейским зрителям феноменальную силу и выносливость. На выступлении в Лондоне он порвал большую железную цепь своей шеей, позволил пройти по телу трехтонному слону, проехать автомобилю, а также повозке, в которой сидело шестьдесят человек.
Такие результаты возможны, по его словам, с помощью асан и пранаям. Хотя тренировка силовой йоги Рамамурти, конечно, включала и элементы западного бодибилдинга, на которые он старался налепить печать «Сделано в Индии».
Рамамурти вдохновил многих соотечественников на практику силовой йоги, в том числе хорошо известного гуру Госвами, создателя «мускульных асан».
- Младший брат Йогананды, бодибилдер Б. С. Гхош, был, по его словам, «первым и единственным индийским судьёй на конкурсе «Мистер Вселенная», а также «первым в современной Индии, кто ввёл и сделал популярной систему хатха-йоги … среди широкой общественности».
Его система представляла собой сплав поз йоги, физической культуры и метода мышечного контроля Йоганады.
Как пишет Марк Синглтон: «Книга фотографий Гхоша „Мышечный контроль“ (1930) (с посвящением националистическому вольнодумному движению „Молодая Бенгалия“) представляет метод физического тренинга с собственным весом путём волевых усилий и имеет поразительное сходство по форме и содержанию с руководством Максика, с тем же названием, изданным в 1913 году».
Этой технике физического тренинга он обучал в собственном колледже физической культуры и Бикрама Чоудхури, всемирно известного создателя самой доходной франшизы в мире йоги в настоящее время — бикрам-йоги.
- Самопровозглашённый «самый прекрасно развитый человек Индии» культурист Айер из Бангалора страстно пропагандировал хатха-йогу как часть эстетизированного режима физической культуры на европейский лад.
В своём «Культе мышц» (1930) он утверждает, что «хатха-йога, древняя система телесного культа, … дала мне много больше для того, чтобы я смог сделать себя тем, кто я есть сегодня, чем все пояса, брусья, стальные пружины и штанги, которые я использовал»
Его система также творчески соединяла бодибилдинг и позы йоги: комплекс Cурьи намаскар, позы для йоги как лечебной гимнастики, разминочные упражнения, работу с гантелями и европейские техники бодибилдинга того времени.
Отмечу, что Cурья намаскар, техника, которая считается «традиционной» для индийской йоги, была задумана культуристом Пратинидхи и затем популяризирована другими культуристами, Айером и его последователями, как метод бодибилдинга, а не часть йоги.
А вот Кришнамачарья и его ученик Паттабхи Джойс имеют совершенно другое мнение...
Кстати, про них.
Кришнамачарья — личность для современной йоги ключевая. Во многом именно благодаря его наследию и работе знаменитых учеников — К. Паттабхи Джойсу, Б. К. С. Айенгару, Индре Деви, Т. Д. К. Дешикачару — йога и позы в йоге имеют такую популярность. И именно такую форму.
Известные сейчас стили: аштанга-виньяса-йога и различные спортивные формы «пауэр-йоги», «виньясы-флоу» и «пауэр-виньясы» — родом из Майсурского дворца, рабочего «цеха» и экспериментальной площадки Кришнамачарьи.
На волне всеобщей захваченности физическим совершенствованием управляющий штатом и городом Майсур Махараджа Кришна Раджа Водияр IV пригласил Кришнамачарью для разработки оптимальной системы физического развития членов королевской семьи и возрождения национального самосознания. Поэтому текучие последовательности, сходные с теми, что представлены сегодня в аштанга-йоге, были задуманы, по крайней мере частично, как фрагменты артистических выступлений в королевском дворе современной Индии, а также как эффектное заманивание людей в йогу.
«Майсурский стиль» Кришнамачарьи — это строгие, по большей части аэробные, виньясы, или последовательности, продолжающие одна другую позы йоги на разных уровнях.
Тренировки всегда проходили в духе инноваций и испытаний. И повторяли распространённые в XX веке формы физического воспитания, фактически были вариантом стандартных упражнений того времени.
В частности, много схожего с системой Нильса Буха, включавшей курс растяжки и общеукрепляющих аэробных упражнений, разбитых на шесть серий по степени сложности. Практика проходила в энергичном ритме, чтобы тело само генерировало тепло. Интенсивное глубокое дыхание также было частью системы.
Хотя, согласно официальной версии, система, преподававшаяся в Майсурском дворце, основана на «Йога Курунта» Вамана Риши – тексте пятитысячелетней давности, который Кришнамачарья чудесным и загадочным образом отыскал в калькуттской библиотеке. Он-то и содержал все асаны и виньясы системы аштанга.
К сожалению, трудно проверить истинность этих утверждений: текст «Йога Курунта», как говорят, съели муравьи. Копий не сохранилось...
Зачем миллионы людей по всему миру практикуют позы йоги
В «Хатха-Йога Прадипике» Свами Сватмарама перечисляет не только те асаны, что практиковал основатель системы хатха-йоги Матсиендранатх, но и мудрец, джняна-йог Васиштха. Из чего можно сделать вывод, что позы йоги приводят в порядок не только физическое тело.
А потому, независимо от того, какую форму йоги выбрал практик, асаны всегда должны быть включены в систему занятий. Ведь, как резонно замечает Свами Сатьянанда Сарасвати в комментариях к этому труду:
«Трансценденция тела, выход за его пределы, не означает, что вы просто забываете о нём».
Энергетический аспект
Обратимся к «Хатха Йога Прадипике».
Авторитетный трактат приводит список полезностей поз йоги:
- достижение устойчивости (стхайрья);
- свобода от заболеваний (арогья);
- лёгкость тела (ангалагхава).
«Когда вы практикуете асану, развивается устойчивость, стабильность. Прана движется свободно, и существует меньше возможностей для возникновения болезней. Аналогично тому, как стоячая вода является питомником для размножения всяческих микроскопических существ, так и в случае, когда прана застаивается где-нибудь в теле, возникают хорошие условия для размножения бактерий; прана должна двигаться, подобно быстро текущей воде.
Когда прана течёт свободно, тело также становится более податливым, более гибким. Жёсткость тела обусловлена блокировками и накоплением токсинов. Когда прана начинает течь по телу, токсины удаляются из системы; тогда вы будете в состоянии сгибать своё тело и расслабленно вытягивать его без необходимости выполнять энергичные разогревающие упражнения. Когда запас праны в теле возрастёт, тело будет двигаться само по себе. Оно самопроизвольно будет выполнять асаны и различные позы, мудры и даже пранаямы. Вы можете обнаружить, что вы выполняете позы, которые никогда раньше не могли выполнить. Это обуславливается вашим расслабленным состоянием и увеличением частоты вибрирования праны», — читаем в комментариях к шлоке 17.
Таким образом, позы йоги, в синергии с остальным инструментарием — шаткармами, пранаямами и мудрами — очищают и уравновешивают нади, энергетические каналы.
Что является обязательным условием для пробуждения змеи Кундалини, характеризуемое тем, что жизненное дыхание погружается в пустоту (шунья), и практикующий достигает состояния самадхи, которое, в свою очередь, приводит к мокше, или освобождению.
И в результате, как завещал Патанджали, устраняется влияние парных противоположностей и наступает читта-вритти-ниродха.
Хатха-йога в трактовке и подаче современных инструкторов, как видим, существенно расходится с этой моделью. Хоть про читта-вритти-ниродха и говорят на каждом шагу. Но говорить и достигать этого состояния — две большие разницы...
Медицинский аспект гораздо более приземлён и понятен для современного практика йоги. Асанам приписывают чудодейственные свойства. Маюрасана, например, утверждает Сватмарама, способствует разрушению ядов.
Но времена «волшебных таблеток» миновали, думается… Год за годом рассеивается мистический флёр йоги, аспекты «секретных знаний» и волшебство с каждым новым открытием в научном мире превращается в очевидность.
Как пишет Марк Синглтон: «Новое поколение гуру уже не акцентировало внимание на чудесном и невероятном, а ставило во главу угла физическое здоровье. По сути, йогу поставили с ног на голову, возвысив материальное над духовным. Так и появилась «земная» дисциплина, ныне практикуемая по всему миру».
В течение десятилетий научные открытия, подтверждающие благотворное влияние поз йоги на здоровье человека, постепенно вытесняли утверждения о её чудодейственной силе. Сотни и тысячи научных трудов на свой лад стараются трактовать, для чего же, собственно, нужны все эти позы йоги.
В статье «Атлетические и гимнастические упражнения», опубликованной в издаваемом в Махараштре журнале физической культуры «Вьяям» за 1927, утверждается, например, что ранние гимнастики («такие как асаны, т. е. особые положения телесных конечностей, и другие»), «пришли в медицину, в целях противоядия печальному и вредоносному эффекту роскоши и лени, в частности как противоядия от многих заболеваний, объявленных неизлечимыми с помощью обычных лекарств».
- согласно клиническим исследованиям, пациенты, практикующие позы йоги, реже нуждаются в лекарственной терапии и страдают серьёзными коронарными расстройствами. И в результате реже попадают в больницы.
В 2005 году учёные Виргинского университета изучили 70 исследований на эту тему и заключили, что йога является перспективным методом «безопасной и экономически эффективной профилактики» здоровья сердечно-сосудистой системы.
- Позы йоги могут обратить вспять процесс старения. В частности, перевёрнутые асаны. Ещё Марко Поло сообщал, что можно встретить индийских йогов, возраст которых 200 лет. Например, знаменитая йогиня Ёше Цогъял, согласно её жизнеописаниям, прожила 256 лет. Сикхский раджа Тапасвиджи (и это подтверждают официальные документы) — 186 лет. Кришнамачарья прожил больше 100 лет. А его ученики, Паттабхи Джойс и Айенгар, — 94 и 96 лет соответственно, Индра Деви — 102 года. Некоторые из героев «Махабхараты», считается, живут и по сей день.
За долгожительство клетки отвечает специальный фермент — теломераза.
В 2008 году врач Дин Орниш вместе с коллегами из Калифорнийского университета экспериментально подтвердил, что занятия йогой увеличивают её выработку. 24 участника контрольной группы занимались йогой по часу в день 6 дней в неделю. Итог за три месяца занятий: снижение холестерина, нормализация кровяного давления, существенное уменьшение тревожности и увеличение уровня теломеразы на 30 процентов!
- Такие позы йоги, как наклоны, прогибы и скрутки, противостоят деградации межпозвонковых дисков. В результате активной работы и сгибаний в разных направлениях позвоночник лучше снабжается питательными веществами.
В подтверждение — эксперимент врачей из Тайваня 2011 года. Они просканировали состояние межпозвоночных дисков у двух контрольных групп. Первая группа — преподаватели хатха-йоги со стажем 10 лет и более, вторая — просто здоровые люди. Других различий не было. Как и следовало ожидать, у преподавателей йоги процент дегенеративных изменений был существенно ниже.
- Позы йоги, особенно позы для медитации, способны активизировать правое полушарие мозга. Оно управляет интуицией, творческим мышлением, инстинктами, пространственным восприятием, чувствами и эмоциями. Таким образом, вдохновение и творческий настрой после практики возникают совершенно неслучайно.
Эндрю Ньюберг, врач Медицинского центра при Университете Пенсильвании, в 1990-е годы исследовал влияние йоги на работу мозга. В ходе его эксперимента двое мужчин и две женщины в возрасте примерно 45 лет ежедневно по часу практиковали комплекс из базовых асан, например, такие популярные позы йог,и как Адхо мукха шванасана и Джануширшасана, а также выполняли ритмичное дыхание — Пранаяму уджайи, прогрессивную релаксацию и медитацию.
Сканирование мозга испытуемых после проведения программы выявило активизацию правого полушария и повышение кровотока в предлобной коре — области мозга, отвечающей за высшую нервную деятельность. Именно этот участок задействуется при постановке и достижении целей.
- занятия йогой снижают проявления ревматоидного артрита.
В 2011 году индийские учёные под руководством Ширли Теллс зафиксировали резкое снижение ревматоидного фактора (это показал индикатор в анализе крови) у 64 пациентов тестовой группы в возрасте от 20 до 70 лет за неделю интенсивной практики, включающей позы йоги, сгибающие позвоночник, и медленное дыхание, стимулирующее блуждающий нерв.
- снижение стресса — одна из основных причин ставить тело в позы йоги для жителей крупных городов.
Исследования 2007 года группы учёных из Бостонского и Гарвардского университетов показали, что в мозгу занимающихся регистрируется резкое повышение нейротрансмиттеров, оказывающих антидепрессивное воздействие.
- Занятия йогой незаменимы при остеопорозе — заболевании костной ткани, при котором из костей вымывается кальций. Это снижает их плотность и является частой причиной перелома бёдер, позвоночника, запястий. Позы йоги, растягивающие мышцы — отличный способ стимулировать обновление костной ткани. Нагрузка вынуждает костную ткань расти и уплотняться, чтобы противостоять стрессу.
- Перевёрнутые асаны улучшают кровообращение мозга, регулируют водно-солевой баланс (благодаря притоку к гипоталамусу и почкам), предупреждают запоры. А также проясняют сознание и снимают усталость. Сокращаются стенки мозговых сосудов, и увеличивается скорость кровотока, что стимулирует защитные реакции организма.
Однако...
«Когда риши открыли науку хатха-йоги, они не думали о йога-терапии. Хотя йога доказала свою эффективность в излечивании множества тяжёлых и неизлечимых заболеваний, лечебные свойства йоги всего лишь случайный побочный продукт. Главное назначение хатха-йоги — создание абсолютного баланса взаимодействия и процессов физического тела, ума и энергии. Когда такой баланс существует, рождаются импульсы, которые пробуждают центральную силу (сушумна нади), которая отвечает за развитие человеческого сознания. Если хатха-йога практикуется для других целей, её главное назначение теряется», — читаем в комментариях к «Хатха Йога Прадипике».
Из того же текста:
«Хатха-йога должна практиковаться для единственной цели — подготовки себя к наивысшему состоянию раджа-йоги, то есть к самадхи.
Однако при оживлении йоги на Западе эта реальная цель хатха-йоги, как кажется, была упущена из виду или даже была полностью забыта. Сегодня йога в основном практикуется для улучшения или восстановления здоровья, для уменьшения стрессов, для предотвращения старения тела, для построения сильного и красивого тела. Хатха-йога действительно выполняет эти функции, но следует иметь в виду, что все эти задачи определённо не её основная цель».
Какие бывают позы йоги
8 типов исполнения:
- сидячие: Баддха конасана, Дандасана, Джану ширшасана, Акарна дханурасана, Гомукхасана, Навасана, Вирасана;
- лежачие: Шавасана, Супта падангуштхасана, Шалабхасана, Суптавирасана, Макарасана;
- позы стоя: Тадасана,Анджанасана, Уткатасана, Триконасана, Вирабхадрасана 1 и 2;
- балансы: Вирабхадрасана 3, Врикшасана, Гарудасана, Ардха чандрасана, Натараджасана;
- перевёрнутые: Халасана, Адхо мукха врикшасана (стойка на руках), Випарита шалабхасана, Ширшасана, Сарвангасана, Випарита карани;
- скрутки: Матсиендрасана, Париврита триконасана, Париврита Паршваконасана, Париврита джану ширшасана;
- прогибы: Бхуджангасана,Капотасана, Хаста уттанасана, Уштрасана, Вришчикасана;
- наклоны: Адхо мукха шванасана, Паршвоттанасана, Прасарита Падоттасана, Пашчимоттанасана, Падангуштхасана.
4 типа воздействия:
- Растягивающие: оказывают растягивающее воздействие на группы мышц, расположенных на передней и задней поверхностях тела.
Бхуджангасана, Уштрасана, Чакрасана, Пашчимоттанасана, Баддха конасана, Урдхва дханурасана.
- Скручивающие: действуют на группы мышц, расположенных по бокам тела. Скручивающие позы йоги воздействуют на диагональные меридианы.
Ардха матсиендрасана, Вариации триконасаны, Джатхара паривартанасана (поочерёдное опускание двух ног, согнутых под углом 90 градусов по правую и левую сторону).
- Перевёрнутые: все позы йоги, где таз находится выше головы.
Ширшасана, Сарвангасана, Випарита карани, Пинча майюрасана
- Сдавливающие: осуществляют давление на определённые зоны тела.
Майюрасана, Гомукхасана, Бхекасана, Йога-мудра, Гарудасана, Карнапидасана.
Позы для медитации
Такие асаны различаются незначительно — только положением ног и ступней.
Однако любая поза для медитации требует, чтобы позвоночник был ровным — энергия должна свободно двигаться вверх к мозгу по центральному каналу, без застоев и блокировок.
Искривление позвоночника в медитативной асане направит поднимающуюся прану по одному из вторичных каналов — иде или пингале, что уклонит практика от цели медитации.
Позы для медитации хорошо стимулируют энергетические каналы на ступнях и внешних сторонах ног. Кроме того, массируется седалищный нерв и оказывается влияние на поясничную область. А также на мышцы живота и на внутреннюю температуру тела.
Для большего удобства можно использовать специальную подушку для медитации.
Итак, что это за асаны:
- Сиддхасана — это поза совершенства. Далее рассмотрим её более детально.
- Падмасана, или Камаласана. Поза лотоса. Также остановимся на ней.
- Ваджрасана — Поза молнии, а также поза ученика — регулирует ваджра, или ваджрини нади, один из трёх тонкоматериальных каналов внутри сушумны.
В Ваджрасане практикующий сидит на коленях, поместив ягодицы между пятками, а большой палец правой ноги кладётся на большой палец левой ноги.
- Гуптасана является секретной позой.
Ступни помещаются между мышцами бёдер и икроножными мышцами так, что находящаяся снизу пятка прижимается к анусу.
- Муктасана переводится как ‘поза освобождения’.
Согласно трактату «Гхеранда Самхита», она выполняется путём помещения левой пятки под анус и правой пятки над левой.
- Свастикасана. Свастика символизирует собой плодотворность, творчество и благоприятность.
Ноги скрещены. Ступни между бёдрами и мышцами икр.
- Сукхасана. Удобная поза. И эта поза йоги, действительно, самая удобная из медитативных. Её может практиковать даже тот, кто только 10 минут назад узнал о йоге.
Достаточно просто сесть по-турецки, со скрещёнными голенями и прямой спиной.
32 позы для йоги, описанные в «Гхеранда самхите»
Как заявляет мудрец Гхеранда, «Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (асан). Из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой. Только он знает все 84 млн поз йоги. А людям можно использовать только 84».
Но Гхеранда называет только 32 позы йоги:
2.3. Сиддха, Падма, Бхадра, Мукта, Ваджра, Свастика, Симха, Гомукха, Вира, Дханур,
2.4. Мрита, Гупта, Матсья, Матсиендра, Горакша, Пасчимоттана, Утката, Самката,
2.5. Маюра, Кукута, Курма, Уттана, Врикша, Мандука, Гаруда, Вриша, Салабха, Макара, Уштра, Бхуджанга и Йогасана.
2 наиболее важные позы йоги (по версии «Горакша самхита»
Сиддхасана.
У Сватмарамы так описывается эта поза йоги:
«Совершенства можно достичь, практикуя одну лишь Сиддхасану».
«Так же, как умеренная диета является наиболее важной из ям, а ненасилие — наиболее важной из ниям, так и Сиддхасана, как знают все сиддхи, является наиболее важной из асан».
«Из всех восьмидесяти четырёх асан Сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72000 нади».
Как сидячая поза может прочистить нади? Читаем в комментариях к трактату Сватмарамы: «Давление на промежность стимулирует муладхара чакру, точку, из которой начинаются все три главные нади, а пока выдерживается эта поза, электрические и пранические импульсы постоянно поднимаются в мозг, очищая нади и удаляя все блокировки. Кроме того, стимулируются акупунктурные меридианы на ступнях, а они соединены со всеми внутренними органами, а именно: с желудком, желчным пузырём, печенью, селезёнкой, почками и так далее — все эти органы играют важную роль в процессе очищения крови».
«Сиддхасана предотвращает наступление нервной депрессии во время медитации, потому что она не даёт кровяному давлению опуститься слишком низко, регулирует производство мужского полового гормона — тестостерона и позволяет сохранить внутреннюю температуру тела.
Она стабилизирует два нижних психических центра — муладхара чакру и свадхистхана чакру, перенаправляя прану вверх, к более высоким центрам.
Блокировка энергии в пределах этих двух энергетических центров ответственна за многие проблемы со здоровьем; она также представляет собой барьер, который нужно преодолеть в духовной жизни. Муладхара является коренным центром, в котором в дремлющем и спящем состоянии находится бесконечный источник пранической энергии; свадхистхана, в свою очередь, является центром, ответственным за сексуальный и эмоциональный метаболизм, в котором наиболее естественно может проявиться наша психическая энергия.
Когда наша эмоциональная жизнь не простирается за пределы этого плана, кровяное давление и функция сердца остаются нестабильными и наши роль и цель в этой жизни остаются плохо определёнными и неясными.
На праническом уровне Сиддхасана уравновешивает чередующиеся потоки в каналах ида и пингала, активизируя тем самым сушумну».
«Когда вы первоначально начинаете практиковать медитацию, могут быть использованы другие позы, но на последней стадии, когда внешнее сознание затухает, а внутреннее начинает разрастаться, Сиддхасана является наилучшей позой, поскольку даёт вам возможность справиться с изменениями, которые происходят в теле во время глубокой медитации».
Техника выполнения:
Мужчины помещают сверху правую ногу, женщины — левую. Пятка нижней ноги закрывает промежность. Подошва верхней стопы зажата между бедром и икрой нижней ноги.
Падмасана, или Камаласана. Поза лотоса.
Такую асану вы совершенно точно знаете, даже если совсем недавно в йоге. Эта поза йоги — цель большинства новичков. И общепризнанный символ релаксации, медитации, осознанности и духовной крутизны. Сватмарама даже пишет: «Обычные люди не могут достичь этой позы, могут только несколько мудрых на этой земле».
Падмасана — самая стабильная поза для медитации. Тело зафиксировано прочно и крепко, лишние движения тела минимальны.
Как и в Сиддхасане, успокаивается нервная система, приходит в гармонию работа внутренних органов, восстанавливается динамическое равновесие всех сил организма. Усиливается циркуляция крови в области живота и поясницы, а потому тонизируется позвоночник и органы брюшной полости. А также, как результат, исчезает скованность в коленях и лодыжках.
Падмасана приводит организм в энергетическое равновесие. Благодаря тому что ступни перекрывают каналы нади на ногах, в этой асане практик способен, наконец, подчинить ветер апаны, доставляющий массу неприятностей, особенно в начале пути самосовершенствования и познания себя.
Из комментариев к «Хатха Йога Прадипике»: «Падмасана является “разрушителем” болезней. Её практика приводит к изменениям характера метаболизма и структуры работы мозга, что помогает установить равновесие во всей системе. Так же, как и Сиддхасана, Падмасана сжимает и стимулирует акупунктурные меридианы желудка, желчного пузыря, селезёнки, почек и печени. Для хорошего здоровья существенным является совершенное функционирование этих органов. Падмасана тонизирует нервные окончания в области крестца и копчика, снабжая их увеличенными потоками крови. Поток крови к ногам уменьшается и перенаправляется в брюшную область. Это полезно для людей с эмоциональными и нервными расстройствами. Однако люди с ишиасом или с инфекцией крестцовой области не должны выполнять Падмасану, пока не устранят эти проблемы».
Техника выполнения:
Ноги перекрещены таким образом, чтобы ступни лежали на икрах, а подошвы ног были развернуты вверх.
Предосторожности перед началом освоения Падмасаны:
К практике Падмасаны нужно подходить крайне внимательно. Связки и мышцы должны быть хорошо разогреты.
С коленями при освоении этой позы йоги нужно быть очень осторожными. Нечаянные повреждения коленных чашечек или связок могут привести к долговременным проблемам. Поэтому не стоит форсировать события и пытаться «завязать ноги узлом» насильно. И совершенно точно не стоит расстраиваться, если в данный момент выполнение этой асаны кажется чем-то нереальным. При усердных тренировках тазобедренные суставы сами раскрепостятся настолько, чтобы без чрезмерных усилий было возможно уложить ноги в эту позу.
4 наиболее важные позы йоги (по версии «Хатха-Йоги Прадипика» Сватмарамы и «Хатхаратнавали»)
- Сиддхасана (считается самой удобной и самой лучшей из четырёх),
- Падмасана,
- Симхасана — Поза льва,
- Бхадрасана — Поза доброты и милосердия.
4 наиболее важные позы йоги от самого основателя йоги Шивы (по версии «Шива Самхиты»)
- Сиддхасана,
- Падмасана,
- Уграсана (Пасчимоттанасана) — наклон к прямым ногам,
- Свастикасана.
Для новичков
Если вы дочитали до этих слов, то у вас точно нет представления о том, что йога — это просто набор прикольных поз.
Физические упражнения начинаются только на третьем этаже «храма» самосовершенствования. После ямы и ниямы. Поэтому первоначально нужно обжиться на них. Вы же не сможете шагнуть сразу на третий этаж? Даже если у вас ноги растягиваются в поперечный шпагат.
И да, «храм» этот «строился» по старым технологиям. «Скоростные лифты» тогда ещё не придумали. Как мы привыкли. Нельзя за один вечер освоить всё предшествующее.
Однако и зависать только на «третьем этаже» не стоит. Вверху ещё пять!
Резюме
Таким образом, мы видим, что цель самой йоги и роль позы в йоге трансформировалась с учётом исторических реалий. От средства привлечения внимания перемазанных пеплом, лохматых и неграмотных тапасвинов, заработка уличных циркачей, приобретения сверхсил воинами-натхами до средства спасения индийцев от вырождения в эпоху колонии, основания их самоидентификации, ответа на притеснения британских колонизаторов и, в конечном итоге, в основной элемент суперприбыльной на сегодня системы оздоровления ума и тела.
Формы современных телесноориентированных практик йоги — эксперименты по скрещиванию индийской ментальности и европейского культа мышц. И то, что преподносится как древняя традиция, — инновация, которой нет ещё и ста лет.
Тем не менее, несмотря на споры по поводу авторства и своей аутентичности, даже в современной асанаориентированной форме йога приносит неоспоримую пользу на всех уровнях, подстраиваясь под нужды эпохи.
Использованная литература:
- «Йога Сутры» Патанджали.
- «Гхеранда Самхита».
- «Горакша Самхита».
- Сватмарама «Хатха Йога прадипика».
- Марк Синглтон «Тело йоги».
- Б. К. С. Айенгар. «Свет жизни: Йога».
- Уильям Броуд «Научная йога».