Желание поехать в Индию возникло давно, но это была лишь мечта. Я понимала насколько трудно будет сделать это путешествие максимально наполненным, поскольку наверное одной жизни не хватит, чтобы познакомиться с богатейшим культурным и духовным наследием этой страны. Не хотелось ехать как обычный турист, где тебя обезличенно провезут по туристическим достопримечательностям и оставят время на еду и шоппинг. Несколько лет назад я познакомилась с клубом www.oum.ru через online лекции Андрея Вербы. Он рассказывал о пути йоги, индуизме и буддизме не по форме, а по сути. Прочитав отзывы участников поездок с клубом в Индию, Непал и Тибет, мне стало ясно, что если я поеду, то только с ними. Ну а когда моя подруга, которая тоже живет на Западном побережье США приехала из поездки с клубом oum.ru и с восторгом рассказала о своих впечатлениях, это вдохновило меня принять решение. Также подтолкнуло решение моей подруги из Италии, с которой мы никогда не виделись в физической реальности, поехать в этом году и встретиться в Индии. Поскольку давно был интерес к буддизму, выбрала поездку по местам Будды Шакьямуни. Старалась подойти к этому путешествию без ожиданий, и наоборот предоставить судьбе возможность преподносить сюрпризы и быть готовой к неожиданностям.
Индия встретила своим ярким колоритом, противоположностью прилизанной западной цивилизации. Несмотря на то, что стремление подражать западной культуре проявляется во многих аспектах, эта страна остается «живой». Здесь перестаешь обращать внимание на отсутствие привычных удобств, непривычные звуки и запахи. Что-то в здешней атмосфере заставляет тебя забыть о привычном комфорте и просто go with the flow : ).
С самого первого дня Индия испытывала на прочность – после почти 24-часового перелета из LA – сразу перелет в Варанаси – знаменитый город на берегу священной Ганги. По поверью быть кремированным здесь, означает избавление от накопленной кармы и лучшее перерождение или выход из колеса перерождений, но это конечно красивая сказка – если бы было так просто освободиться от накоплений миллиардов перерождений : ). Энергетика этого места вызвала противоречивые чувства – многотысячелетний город без канализации, грязь на улицах, запах гари от сжигаемых тел во время лодочной прогулки по Ганге вдоль гхатов (специально отведенные места для кремирования). Было ощущение нереальности и сюрреалистичности происходящего, но в то же время это место чем-то завораживало. Здесь приходят мысли о том что жизнь и смерть являются лишь двумя сторонами одной монеты и ты ощущаешь бренность и мимолетность этой жизни как мгновения в круговороте многих. Это место как нельзя лучше располагает к медитации на одну из «4-х Мыслей» в буддизме – о непостоянстве, смерти и бесценности человеческого рождения.
Посещение ступы в Оленьем Парке в Сарнатхе в тот же день несмотря на усталость дало заряд позитивной энергии и силу двигаться дальше. В этом месте Будда Шакьямуни давал свою первую проповедь и здесь произошел первый поворот колеса дхармы.
После этого был длительный переезд в Бодхгайю (Бодгаю) – до гостиницы добрались поздно вечером, но несмотря на усталость от переполненности впечатлениями заснуть было трудно.
Небольшой городок Бодхгайя (Бодгая) с множеством монастырей и центров разных направлений буддизма и знаменитым храмовым комплексом Махабодхи не мог не очаровать. Выстроенный вокруг дерева Бодхи под которым Будда достиг просветления, парк обладает удивительной энергетикой – здесь даже человек далекий от духовности не может не почувствовать особую ауру и атмосферу этого места. Несмотря на большое количество паломников, монахов и просто туристов, здесь успокаивается душа и ум. Было ощущение, что это место, где сходятся дороги сансары. Здесь меньше ощущается тяжесть плотного мира и, хотя бы на мгновение, становится реальной возможность постижения «ясного света». Четыре дня в Бодхгайе – лекции, занятия, общение сблизили участников группы – было чувство что со многими ты уже был знаком по прошлым жизням.
После этого было много переездов, подъемов в 2 часа ночи после нескольких часов сна, не совсем привычные условия и пища, но благодаря особой энергии этих мест все тяготы уходили на второй план, включалось второе дыхание. Энергетика каждого из посещаемых мест связанных с жизнью Будды была разной, но с каждым из мест были связаны особые, неповторимые ощущения, некоторые места «пробирали» больше чем другие, с некоторыми чувствовалась определенная кармическая связь.
Особо хотелось бы отметить опыт на горе Гридхракутта, на которой мы провожали луну и встречали рассвет – в этом месте Будда давал сутру Лотоса Благого Закона и учение Праджняпарамиты и его слетелось послушать такое неисчислимое количество будд, боддхисаттв, божеств и существ других миров, что они до сих пор совершают обход вокруг Будды в пространстве над этим необыкновенным местом. Здесь просто невозможно было не получить тонкий опыт пребывания вне этого физического мира. Здесь приходят ответы на самые сокровенные вопросы.
Но наверное самый сильный и необычный опыт пришел в Кушинагаре – у древней ступы на месте кремации Будды – говорится что выброс энергии в тот момент был настолько сильным что эта энергия присутствует здесь до сих пор. Передать эти ощущения концепциями человеческого языка невозможно – это можно только испытать.
В конце было жаль покидать эту шумную и пеструю страну, опыт полученный здесь, в корне меняет твою перспективу на человеческое существование - you will never be the same…
Непал приятно удивил большей чистотой, менее навязчивым населением, водители там не сигналят друг другу в ритме дыхания, но было не так «разноцветно» и ярко как в Индии, т.к. в Непале больше людей одеваются по-европейски.
Остановка в приграничном городке Лумбини оставила очень приятные впечатления – энергия в парке возле дерева где произошло рождение Принца Сиддхарты была очень мягкая, как бы материнская, и там можно было находиться нескончаемо долго – особенно ощутима она была для девушек. Парк в Лумбини огромных размеров и там выстроены современные храмы разными странами, где практикуется буддизм – от Японии до Таиланда. Из-за больших расстояний ознакомились с достопримечательностями на рикше. Многие храмы были красивыми, но конечно той энергетики, что несли древние места Будды там не ощущалось.
Дорога в Катманду, столицу Непала, который находится в Гималаях на высоте 1400 м. над уровнем моря была долгой и утомительной. Наверное поскольку группа была уставшей и сонной не все среагировали на то что серпантин узкой дороги по которой с большой скоростью в миллиметрах друг от друга пролетали грузовики и автобусы, пролегал над глубокой пропастью, а с другой стороны была отвесная скала. Посреди пути поломался автобус, и мы пили чай в небольшом придорожном городке, затем продвинувшись немного выше попали в многочасовую пробку – на узкой двухполосной дороге, если застряла одна машина – встали все. После 10-и часов дороги было очень приятно попасть в очень хорошую гостиницу и передохнуть, но после недолгого отдыха мы отправились в центр города посетить знаменитую ступу Боднатх, одну из самых больших и старых в мире – ее постройка была связана еще со временами Будды предыдущих времен – Будды Кашьяпы. В результате прошлогоднего землетрясения ее верхушка была разрушена и сейчас реставрируется, внутрь заложены новые реликвии. На площади вокруг ступы было очень оживленно – здесь много туристов, паломников, идет оживленная торговля сувенирами в небольших магазинчиках и лавочках, что немного отвлекает от сосредоточения на таком энергетически заряженном месте.
На следующий день была поездка в горы в монастырь Намо Будда, где Будда в одной из своих предыдущих жизней из сострадания пожертвовал свое тело голодной и обессиленной тигрице с новорожденными тигрятами. Место очень красивое и с особой прозрачной энергией.
Но самым, наверное, значимым для меня событием стало путешествие частью участников нашей группы в монастырь тибетского направления Ньингма в горном городке Парпинг. В этом монастыре находятся сразу несколько особо значимых мест – пещера Асура, в которой практиковал основатель тибетского буддизма Падмасамбава и где в скале есть опечаток его ладони, изображение самопроявленной из камня Тары и храм Ваджрайогини (в нем, к сожалению, строго запрещено фотографировать). Поскольку мы приехали рано, нам удалось помедитировать в пещере и под мандалой Ваджрайогини. Передать словами ощущения в этом месте я не берусь, это просто за пределами описаний. На следующее утро, в день отъезда невозможно было не вернуться туда еще раз, уже без фотоаппарата и телефона, и сконцентрироваться на практиках. Конечно, мы понимаем, что образы божеств люди используют как доказательство для самих себя, что они якобы существуют и что в них нужно «верить», хотя на самом деле они не существуют, а являются лишь временным подспорьем на этапе когда нужны «осязаемые» образы. А на самом деле мы стремимся к просветлению, где не существуем ни мы, ни божества, ни Будды и ни само просветление как обособленное явление. В этом месте приходит осознавание того, что все вокруг является проекцией просветленного ума, и достижение этого состояния не кажется таким уж невозможным.
В конце хочу поблагодарить еще раз Андрея Вербу и Катю Андросову за организацию такой прекрасной поездки и их лекции, всех преподавателей йоги и лекторов из нашей группы, и всех чудесных попутчиков за то, что все делились информацией и опытом – скорее всего мы встречались не раз и встретимся еще!
Думается, что все плоды этой поездки будут приходить постепенно как осознавания, перемены, чистки и что мы все изменились внутренне благодаря ей. Здесь многие возможно нашли свой центр покоя и прочувствовали измененные состояния. Но хотелось бы в заключение добавить, что не следует забывать о том, что само по себе посещение святых мест не приведет к просветлению и нашей целью является не благостное медитативное состояние, а тяжелая работа над собой по очищению всех наслоений накопленных за миллионы воплощений, чтобы стать на путь боддхисаттвы и помочь освободиться другим. Приходят на ум слова из практики Прибежища и Бодхичитты: «пока Самсара не опустеет, я буду приносить благо и счастье всем существам, которые когда-то были моими матерями».
Сарва Мангалам!
Наталия Монзер
Индия встретила своим ярким колоритом, противоположностью прилизанной западной цивилизации. Несмотря на то, что стремление подражать западной культуре проявляется во многих аспектах, эта страна остается «живой». Здесь перестаешь обращать внимание на отсутствие привычных удобств, непривычные звуки и запахи. Что-то в здешней атмосфере заставляет тебя забыть о привычном комфорте и просто go with the flow : ).
С самого первого дня Индия испытывала на прочность – после почти 24-часового перелета из LA – сразу перелет в Варанаси – знаменитый город на берегу священной Ганги. По поверью быть кремированным здесь, означает избавление от накопленной кармы и лучшее перерождение или выход из колеса перерождений, но это конечно красивая сказка – если бы было так просто освободиться от накоплений миллиардов перерождений : ). Энергетика этого места вызвала противоречивые чувства – многотысячелетний город без канализации, грязь на улицах, запах гари от сжигаемых тел во время лодочной прогулки по Ганге вдоль гхатов (специально отведенные места для кремирования). Было ощущение нереальности и сюрреалистичности происходящего, но в то же время это место чем-то завораживало. Здесь приходят мысли о том что жизнь и смерть являются лишь двумя сторонами одной монеты и ты ощущаешь бренность и мимолетность этой жизни как мгновения в круговороте многих. Это место как нельзя лучше располагает к медитации на одну из «4-х Мыслей» в буддизме – о непостоянстве, смерти и бесценности человеческого рождения.
Посещение ступы в Оленьем Парке в Сарнатхе в тот же день несмотря на усталость дало заряд позитивной энергии и силу двигаться дальше. В этом месте Будда Шакьямуни давал свою первую проповедь и здесь произошел первый поворот колеса дхармы.
После этого был длительный переезд в Бодхгайю (Бодгаю) – до гостиницы добрались поздно вечером, но несмотря на усталость от переполненности впечатлениями заснуть было трудно.
Небольшой городок Бодхгайя (Бодгая) с множеством монастырей и центров разных направлений буддизма и знаменитым храмовым комплексом Махабодхи не мог не очаровать. Выстроенный вокруг дерева Бодхи под которым Будда достиг просветления, парк обладает удивительной энергетикой – здесь даже человек далекий от духовности не может не почувствовать особую ауру и атмосферу этого места. Несмотря на большое количество паломников, монахов и просто туристов, здесь успокаивается душа и ум. Было ощущение, что это место, где сходятся дороги сансары. Здесь меньше ощущается тяжесть плотного мира и, хотя бы на мгновение, становится реальной возможность постижения «ясного света». Четыре дня в Бодхгайе – лекции, занятия, общение сблизили участников группы – было чувство что со многими ты уже был знаком по прошлым жизням.
После этого было много переездов, подъемов в 2 часа ночи после нескольких часов сна, не совсем привычные условия и пища, но благодаря особой энергии этих мест все тяготы уходили на второй план, включалось второе дыхание. Энергетика каждого из посещаемых мест связанных с жизнью Будды была разной, но с каждым из мест были связаны особые, неповторимые ощущения, некоторые места «пробирали» больше чем другие, с некоторыми чувствовалась определенная кармическая связь.
Особо хотелось бы отметить опыт на горе Гридхракутта, на которой мы провожали луну и встречали рассвет – в этом месте Будда давал сутру Лотоса Благого Закона и учение Праджняпарамиты и его слетелось послушать такое неисчислимое количество будд, боддхисаттв, божеств и существ других миров, что они до сих пор совершают обход вокруг Будды в пространстве над этим необыкновенным местом. Здесь просто невозможно было не получить тонкий опыт пребывания вне этого физического мира. Здесь приходят ответы на самые сокровенные вопросы.
Но наверное самый сильный и необычный опыт пришел в Кушинагаре – у древней ступы на месте кремации Будды – говорится что выброс энергии в тот момент был настолько сильным что эта энергия присутствует здесь до сих пор. Передать эти ощущения концепциями человеческого языка невозможно – это можно только испытать.
В конце было жаль покидать эту шумную и пеструю страну, опыт полученный здесь, в корне меняет твою перспективу на человеческое существование - you will never be the same…
Непал приятно удивил большей чистотой, менее навязчивым населением, водители там не сигналят друг другу в ритме дыхания, но было не так «разноцветно» и ярко как в Индии, т.к. в Непале больше людей одеваются по-европейски.
Остановка в приграничном городке Лумбини оставила очень приятные впечатления – энергия в парке возле дерева где произошло рождение Принца Сиддхарты была очень мягкая, как бы материнская, и там можно было находиться нескончаемо долго – особенно ощутима она была для девушек. Парк в Лумбини огромных размеров и там выстроены современные храмы разными странами, где практикуется буддизм – от Японии до Таиланда. Из-за больших расстояний ознакомились с достопримечательностями на рикше. Многие храмы были красивыми, но конечно той энергетики, что несли древние места Будды там не ощущалось.
Дорога в Катманду, столицу Непала, который находится в Гималаях на высоте 1400 м. над уровнем моря была долгой и утомительной. Наверное поскольку группа была уставшей и сонной не все среагировали на то что серпантин узкой дороги по которой с большой скоростью в миллиметрах друг от друга пролетали грузовики и автобусы, пролегал над глубокой пропастью, а с другой стороны была отвесная скала. Посреди пути поломался автобус, и мы пили чай в небольшом придорожном городке, затем продвинувшись немного выше попали в многочасовую пробку – на узкой двухполосной дороге, если застряла одна машина – встали все. После 10-и часов дороги было очень приятно попасть в очень хорошую гостиницу и передохнуть, но после недолгого отдыха мы отправились в центр города посетить знаменитую ступу Боднатх, одну из самых больших и старых в мире – ее постройка была связана еще со временами Будды предыдущих времен – Будды Кашьяпы. В результате прошлогоднего землетрясения ее верхушка была разрушена и сейчас реставрируется, внутрь заложены новые реликвии. На площади вокруг ступы было очень оживленно – здесь много туристов, паломников, идет оживленная торговля сувенирами в небольших магазинчиках и лавочках, что немного отвлекает от сосредоточения на таком энергетически заряженном месте.
На следующий день была поездка в горы в монастырь Намо Будда, где Будда в одной из своих предыдущих жизней из сострадания пожертвовал свое тело голодной и обессиленной тигрице с новорожденными тигрятами. Место очень красивое и с особой прозрачной энергией.
Но самым, наверное, значимым для меня событием стало путешествие частью участников нашей группы в монастырь тибетского направления Ньингма в горном городке Парпинг. В этом монастыре находятся сразу несколько особо значимых мест – пещера Асура, в которой практиковал основатель тибетского буддизма Падмасамбава и где в скале есть опечаток его ладони, изображение самопроявленной из камня Тары и храм Ваджрайогини (в нем, к сожалению, строго запрещено фотографировать). Поскольку мы приехали рано, нам удалось помедитировать в пещере и под мандалой Ваджрайогини. Передать словами ощущения в этом месте я не берусь, это просто за пределами описаний. На следующее утро, в день отъезда невозможно было не вернуться туда еще раз, уже без фотоаппарата и телефона, и сконцентрироваться на практиках. Конечно, мы понимаем, что образы божеств люди используют как доказательство для самих себя, что они якобы существуют и что в них нужно «верить», хотя на самом деле они не существуют, а являются лишь временным подспорьем на этапе когда нужны «осязаемые» образы. А на самом деле мы стремимся к просветлению, где не существуем ни мы, ни божества, ни Будды и ни само просветление как обособленное явление. В этом месте приходит осознавание того, что все вокруг является проекцией просветленного ума, и достижение этого состояния не кажется таким уж невозможным.
В конце хочу поблагодарить еще раз Андрея Вербу и Катю Андросову за организацию такой прекрасной поездки и их лекции, всех преподавателей йоги и лекторов из нашей группы, и всех чудесных попутчиков за то, что все делились информацией и опытом – скорее всего мы встречались не раз и встретимся еще!
Думается, что все плоды этой поездки будут приходить постепенно как осознавания, перемены, чистки и что мы все изменились внутренне благодаря ей. Здесь многие возможно нашли свой центр покоя и прочувствовали измененные состояния. Но хотелось бы в заключение добавить, что не следует забывать о том, что само по себе посещение святых мест не приведет к просветлению и нашей целью является не благостное медитативное состояние, а тяжелая работа над собой по очищению всех наслоений накопленных за миллионы воплощений, чтобы стать на путь боддхисаттвы и помочь освободиться другим. Приходят на ум слова из практики Прибежища и Бодхичитты: «пока Самсара не опустеет, я буду приносить благо и счастье всем существам, которые когда-то были моими матерями».
Сарва Мангалам!
Наталия Монзер
Йога туры с клубом OUM.RU