Измени себя — изменится Мир вокруг

Тибет 2016. Путевые заметки участников

Тибет 2016. Путевые заметки участников

Тибет 2016. Путевые заметки. Монастырь Ганден и пещерный комплекс Драк Йерпа.

Лхаса встретила нас тёплой и ясной погодой. Славный бог Солнца Сурья благословлял нашу группу на посещение священных духовных мест силы. Наш день начался с поездки в древний монастырь Ганден, который был построен 600 лет назад учениками Великого Цонкапы для своего Гуру на месте, предсказанном самим Буддой Шакьямуни. К монастырю ведёт крутой горный серпантин. Наш автобус остановился на площадке, откуда открывался завораживающий вид на всю долину. На фоне зелёных и золотистых лугов то здесь, то там ослепительно сияли своей чистотой белые ступы с золотыми верхушками. Сам монастырь величественно возвышается на вершине холма Ганден, одного из 4-х священных холмов Тибета. После подъёма мы оказались в большом зале собраний, где обычно монахи занимаются практиками. Вдоль проходов расставлены широкие скамьи с традиционной одеждой монахов традиции Гелуг - красные одеяния и большие жёлтые шапки. Рядом с этим залом на свежем воздухе снаружи наша группа расположилась для того, чтобы послушать лекцию Андрея Вербы. Большая благодарность Андрею за эту беседу, в которой были затронуты не только исторические факты, но, что самое интересное - рассмотрена проблематика того, что именно сейчас происходит в тибетском буддизме. Андрей в очередной раз делал акцент на важность изучения первоисточников как путеводных знаков на Пути Учения Будды для того, чтобы действительно понять суть духовного самосовершенствования и служения миру.

Затем Яков Фишман также прочёл лекцию, в которой поделился собственным опытом прохождения Коры и посоветовал большее внимание уделять духовно-нравственным аспектам своей личности, а не физической подготовке тела. Далее был ланч в истинно тибетской столовой при монастыре. После Гандена наш путь лежал в легендарный пещерный комплекс Драк Йерпа. Мы поднялись на высоту 4500 метров. А впереди нас ждали ещё сотни ступеней наверх к разноуровневым пещерам, в которых в разное время практиковали просветленные личности: Гуру Ринпоче и Еше Цогьял, царь Сонгцен Гампо, Атиша, многие далай-ламы. Несмотря на пугающую вереницу ступенек, круто уходящую вверх, и жаркое солнце идти было достаточно легко - энергия этого места давала невероятные силы.

А у некоторых из участников тура именно во время подъёмов в пещеры заметно улучшилось самочувствие, прошла головная боль (симптомы акклиматизации организма к высоте). Очень многим не хотелось покидать это удивительно мощное по светлой энергетике место. После спуска уровень энергии был намного выше, чем перед подъёмом, несмотря на, казалось бы, большое количество затраченных сил. По возвращении в отель вечером мы традиционно собрались на практику мантры Ом. Уверена, во время чтения мантры у каждого случились собственные значимые просветления и осознавания, так как впитанная нами энергия этих священных мест транформировалась во время личной практики. Наполненные силой, вдохновленные примерами великих практиков мы разошлись по номерам, чтобы встретить новый день нашего тура в Тибете. Слава Великим Учителям прошлого, настоящего и грядущего! Ом!

Александра Штукатурова

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Монастырь Самье.

Наше путешествие по Тибету традиционно начинается с посещения монастыря Самье. После города и аэропорта это место буквально переключает на другой ритм, выводящий за пределы обыденности. Самье – первый монастырь, в котором учение Будды о просветлении обрело новую жизнь на территории Тибета. В этих стенах, столетиями вбиравших в себя энергию практики, чувствуется спокойствие. Под размеренное звучание сутр внимание само по себе переключается на внутреннее созерцание, постепенно наступает умиротворение. С небольшой возвышенности монастырский комплекс выглядит сказочной мандалой, настолько гармоничной, как будто созданной рукой божественного зодчего. Здесь, в Самье, мы начинаем наши практики пранаямы и чтения мантры ОМ, чтобы помочь телу и уму скорее привыкнуть к новому уровню высоты. И уже на следующий день пропадает чувство, что ты приехал откуда-то или едешь куда-то – ты уже находишься в пространстве путешествия по древней стране снегов.

Александр Дувалин

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Пещерный комплекс Драк Йерпа.

На 6 день нашего путешествия по сакральным местам Тибета мы посетили удивительное место Драк Йерпа. Оно славится множеством пещер, ступ и реликвий великих йогинов, йогинь и царей, некогда практиковавших здесь.

Как только мы вышли из автобуса, сразу почувствовалась сильная, тихая и спокойная энергия. Действительно необыкновенное место, которое окутало всех и каждого энергией благости. Почти все ребята ощутили это, удивляясь и радуясь.

На вид место похоже на многие другие горные места Тибета. На первый взгляд ничего необычного: пара ступ на входе и в вышине несколько светлых небольших зданий с золотыми крышами, украшенных цветными флажками, развивающимися на ветру, несколько пещер, из которых открывается величественный вид, и то там, то здесь маленькие белые ступы. Но что-то таят эти места, несомненно важное для этого мира, что-то сокрытое от людских умов. И мы начали наше восхождение.

"Лучи моего сострадания к Тибету невозможно остановить", - вспоминались слова Великого Лотосорожденного Гуру Падмасамбхавы по мере восхождения. Иногда взгляд переносился в незыблемую даль, и что-то необыкновенно родное и трепетное ощущалось внутри. Посещая пещеру за пещерой, то спускаясь, то поднимаясь, пространство и время будто приоткрыло завесу былого, и предстали образы, о которых много было прочитано и услышано ранее. Великие хранители и защитники Дхармы, держатели Учения Будды сделали в этих местах нечто необычайно важное для этого мира. Также ощущалось, что мудрые сподвижники продолжают помогать живым существам, оберегать и придавать им сил. Путь, которым они идут, - величайший из путей! Многие-многие жизни, не привязанные к мирским желаниям и страстям, сансарному эфемерному счастью, они продолжают переправлять существ "на другой берег", избавляя от страданий и неведения. Используя искусные методы, из жизни в жизнь несут Учение живым существам. Наставляя в парамите терпения, сами претерпевали очень много трудностей на пути. Однажды ученица и помощница Гуру Падмасамбхавы Еше Цогьял, которая является ключевой фигурой в распространении учения Будды в Тибете, также практиковавшая в этих местах, получила следующие наставления от своего Гуру: "Практикуй аскезу сострадания с равной любовью к собственному дитя и к врагу, к золоту и кому земли, дорожа другими больше чем собой". Так, шаг за шагом, раскрывалось нечто очень важное, то, что сокрыто между строк в писаниях, то, что было некогда услышано, но по-настоящему раскрыто на этих тропах. И таких троп великое множество...

Возвращаясь к автобусу, мы были радостны и полны сил к нашему дальнейшему путешествию по величественному Тибету, хранящему еще множество драгоценных кладов, оставленных Учителями былого.

Анастасия Исаева

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Пещера в Чимпу.

Впереди первое восхождение – это пещера в Чимпу, одно из мест практики великого Гуру Падмасамбхавы, во многом благодаря которому буддизм утвердился в Тибете. Чимпу возвышается над долиной Самье, подобно гнезду орла; с высокой точки открывается красочная панорама. Подъём к пещере на высоте более 4000м требует определённых усилий и терпения. Для меня это прежде всего не столько физические усилия, а те мысли, которые появляются, когда эти усилия выводят тебя за пределы комфортной зоны. Здесь, на высокогорье, где нет места страстям, когда ничто не отвлекает, как раз и появляется возможность немного ближе узнать себя:) Но вот, верхняя площадка и последние ступени к самой пещере. Когда вхожу в помещение, перед ним каждый раз появляется благоговейное чувство, и по-настоящему, без притворства, трижды простираюсь перед входом. Несколько минут внутри, читая мантру или просто в тишине, снова умиротворяют ум, как бы перекрывая внешние помехи. Интуитивно чувствуется присутствие какой-то великой силы. После выхода из пещеры яркое солнце вновь освещает близлежащие склоны и множество пещер, где до сих пор уединяются для личной практики монахи. Итак, первый этап путешествия пройден!

Дальнейший наш путь лежит в древнюю столицу Тибета - Лхасу.

Александр Дувалин

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Монастырь Самье.

Самье – мандала-монастырь.

Это одно из самых интересных мест нашего путешествия, в которое мы попали первым после приезда в Тибет.

Хотя я уже в четвёртый раз приезжаю в этот монастырь, он не перестаёт удивлять своим великолепием и красотой.

Комплекс расположился в очень красивой долине, которую благословил для строительства Падмасамбхава.

Сам монастырь находится в центре, по углам его окружают четыре больших ступы, символизирующие различные аспекты на пути саморазвития, и другие постройки, а на изгороди вокруг комплекса установлена тысяча небольших белых ступ.

Но при всей грандиозности сооружений самым важным и запоминающимися для меня остаётся посещение службы монахов. Каждый свой день они начинают с начитывания священных текстов и мантр. Уже на протяжении многих веков стены Самье впитывают вибрации людей, выбравших монашеский образ жизни. День за днём скромно и без излишеств эти люди посвящают себя практикам саморазвития.

Слушая звуки мантр, порой кажется, что во время утреннего начитввания писаний стены начинают петь вместе с монахами, и пространство вокруг начинает наполняется этими звуками. Сила этих звуков такова, что присев неподалёку, можно ощутить, как всё тело начинает вибрировать, и каждая клеточка начинает наполняться частотой этого пространства. Регулярность практик и внутренняя мотивация людей, вставших на этот Путь, придаёт огромные силы этим вибрациям.

Воспоминания о самоотверженности и преданности своему делу этих монахов придают мне силы заниматься практикой, регулярно изменять вибрации вокруг и двигаться в самые тяжёлые моменты жизни.

Владимир Васильев

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Дворец Потала и Храм Джоканг.

Сегодня был один из самых спокойных и расслабленных дней нашего путешествия. Не было длительных переездов, смены высот и затяжных подъёмов. Мы целый день находились в Лхасе, чтобы иметь возможность посетить два очень важных места – Потала Пэлэс – зимнюю резиденцию Далай Лам и храм Джоканг.

День мы начали с посещения дворца Потала. Дворец располагается на холме, возвышающимся над Лхасой. Его видно практически из любой точки города. Он как будто смотрит на город с небес.

Приблизившись к подножию холма, на котором стоит Потала, можно воочию ощутить его величие и гармоничность архитектуры. Он построен в традиционном для тибетских храмов и монастырей стиле. Дворец состоит из двух частей: белой и красной. Первая служила местом для светских и политических целей, вторая – для религиозных.

Несмотря на то, что в настоящий момент Потала является музеем, и живой духовной практики в нём практически нет, он должен быть включён в обязательную программу посещения как туристов, ставящих галочки по количеству увиденных объектов, так и паломников и духовных искателей.

В этом памятнике духовной традиции буддизма можно соприкоснуться с укладом жизни Далай Лам. Во дворце более 1000 залов, однако посетить возможно не более 30.

Но даже этого количества достаточно, чтобы, пройдя по перетекающим из одного в другой кабинетам и торжественным залам для религиозных праздненств, проследить историю линии преемственности Далай Лам, соприкоснуться с образом их жизни. Особенно запомнился зал со ступами всех предыдущих Далай Лам. Например, ступа одного из основателей дворца Далай Ламы V поражает своим величием и размерами. Высота ступы 12 метров, на ее изготовление ушло 3 тонны золота. Столь значительные ресурсы, направляемые на почитание духовной традиции, говорят о её силе и значимости для людей.

Вся атмосфера дворца пропитана сочетанием светской роскоши и размаха с глубокой благодарностью учителям за учения Дхармы. Несмотря на толпы туристов, несколько кордонов с охраной, длительные очереди в Потала Пэлэс можно и нужно прийти хотя бы раз в жизни всем, кто ищет истину, стремится глубже познакомиться с учением Будды и через собственное восприятие познаёт историю распространения учения в нашем Мире.

Вторым объектом нашего посещения стал храм Джоканг. После "культурной революции" храм также стал музеем и уже значительно растратил свою духовную составляющую.

Однако присутствие в храме главной святыни – статуи Будды, сделанной ещё при его жизни, делает это место совершенно особенным.

В ожидании завершения формальностей, связанных с прохождением в храм, прямо на площади перед Джокангом Андрей прочитал нам небольшую лекцию о сути учения Будды.

Как всегда простыми и понятными словами он говорил о сложном и великом. В нескольких предложениях он выразил самую суть учения Будды – о необходимости служения на основе альтруистичных мотиваций и того, почему это так важно в нашем современном обществе. Вся группа заворожённо слушала слова Андрея. Даже несколько буддистов подошли и с интересом вслушивались в его речь.

И вот мы в потоке туристов и паломников плывём внутрь храма. Благая карма нашей группы позволила получить разрешение на прохождение коры (обхода) вокруг самой главной реликвии храма – Статуи Будды Шакьямуни.

Приблизившись к статуе, невозможно не почувствовать особую насыщенность воздуха и силу её энергии. При этом находясь рядом с ней, тебя как будто опутывает пустота. И это сияние пустоты делает мгновения нахождения в храме совершенно особенными....

Выйдя из зала, ощущается особенная наполненность и свет, который исходит от учений Татхагатты через тысячелетия и рассеивается в душах всех ищущих истину.

Ом! Искренне желаю всем, читающим этот текст, иметь возможность посетить эти светлые и величественные места.

Мария Саркисова

http://vk.com/maria_oum

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Монастырь Ганден.

Мы приближаемся к монастырю Ганден, расположенному недалеко от Лхасы. Около часа езды на автобусе, подъём по горному серпантину… И перед нами открывается вся мощь древнего монастыря.

Множество строений как будто выросли из скал, переняв у них твердость, прочность и стойкость. Именно эти качества и проявили жители монастыря, не пожелавшие подчиниться новым порядкам. В годы культурной революции 1966 - 1968 гг. монастырь был практически полностью разрушен. Рухнули каменные стены, были расхищены реликвии.

Но дух Гандена, та энергия Манджушри, которую когда-то принёс сюда Цонкапа, основатель монастыря и эманация бодхисаттвы мудрости, всё же еще живы здесь. Духовная реализация позволяла Цонкапе видеть Манджушри так же ясно, как любого обычного человека, получать от него наставления, творить и созидать силой его энергии: совершать бессчетное количество простираний, писать тексты, наставлять учеников в дхарме.

Но если заглянуть глубже сквозь время, то можно увидеть и другую энергию, поддерживающую этот монастырь, дающую ему силу восстанавливаться и проходить сквозь века — энергию самого Будды Шакьямуни. В одном из своих предыдущих воплощений Цонкапа, будучи маленьким мальчиком, преподнёс Будде чётки. В ответ на этот дар Будда хотел дать малышу чудесную раковину, полученную от нагов, но поняв, что тот не сможет распорядиться ей сейчас адекватно, поручил Маудгальяяне, своему ученику, зарыть её как клад. С тем, чтобы Цонкапа нашёл её уже в одной из следующих жизней. Эта раковина была спрятана Маудгальяяной именно здесь, недалеко от того места, где стоит монастырь. Именно она стала прошедшим сквозь века благословением, данным Цонкапе самим Буддой Шакьямуни.

Находясь среди суетящихся туристов, которых в монастыре становится всё больше и больше, трудно почувствовать величие тех знаний, которые давались здесь на протяжении веков. Но отойдя в сторону от толпы, вспомнив истории, в которых звучат имена великих Будд и Бодхисаттв, взглянув на мощные стены монастыря, можно понять важность многовековой миссии Гандена, дававшего людям свет учения Будды. Ольга Евдокимова Тибет 2016. Путевые заметки участников. Дворец Потала – визитная карточка Тибета. Это изображение – бело-красный дворец, парящий над городской суетой Лхасы, – я видела, пожалуй, сотни раз. Везде, где живут тибетцы, сменившие место жительства поле событий 1959 года, можно увидеть множество вариаций изображений Дворца Потала, зимней резиденции Далай-ламы. Название Дворца переводится как "обитель Бодхисаттвы Авалокитшвары, Бодхисаттвы сострадания".

Приехав в Лхасу, вид Поталы стал привычным и даже родным – его видно с балкона, где мы практикуем йогу и пранаяму, да и с многих мест города Дворец легко просматривается.

Трепетное отношение тибетцев к данному сооружению легко понять – по значимости оно сравнимо с главным храмом страны и одновременно чем-то вроде главного политического здания. Далай-ламы фактически совмещали роли духовного лидера и правителя Тибета.

Тем не менее, сейчас Дворец скорее музей, чем религиозное сооружение. И тут куда чаще встречаются любопытные туристы, чем паломники.

Йога-тур подразумевает не осмотр достопримечательностей, а посещение мест силы, которые помогут продвигаться на Пути. Именно с этой точки зрения нам и интересен Дворец Потала. Он ещё хранит энергию аскетизма и практик Далай-лам. И здесь же находятся ступы с их реликвиями. По ощущениям место очень благостное. И толпы туристов с камерами пока не способны затмить подвижничество практиков.

Кто-то, возможно, сохранит впечатления туристического места после посещения Поталы. А кто-то вдохновится на личные духовные победы. Всё зависит от мировоззрения и восприятия. Но пока это место доступно, его точно стоит посетить.

Марина Лысяк

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Лхаса.

После двухчасового переезда нашему взору открывается Лхаса – столица Тибета, прежде всего известная дворцом Потала, где вели свою деятельность Далай-ламы, духовные наставники тибетцев, вдохновляющие людей по всему миру. Каждый раз Лхаса встречает нас своей пёстрой гаммой красок и звуков. Город, в котором сплелись высокие технологии и древние обычаи, в чём-то типичный для азиатских городов, но по-своему неповторимый. И, конечно же, вокруг столицы сосредоточено множество монастырей и храмов. Наше пребывание в Лхасе прежде всего насыщено посещением этих мест больше не как туристов, но как практиков, стремящихся прикоснуться к местам силы, источникам древнего знания. На мой взгляд, очень важно сохранять в сознании позитивные впечатления от посещения монастырей для того, чтобы в будущем они помогли нам удержаться на пути развития. Я всегда стараюсь посмотреть глубже, сквозь современные надстройки, за потёртые от времени стены, чтобы разглядеть суть и понять, какой путь прошли мастера прошлого, какой опыт они приобрели и чем они хотели поделиться с нами.

Александр Дувалин 

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Монастырь Ганден, или Тушита на 4300м

Посещение мест силы редко проходит без сильных впечатлений и вызывает необъяснимые эмоциональные переживания – мурашки по коже, слёзы самопроизвольные, ощущение подъёма энергии.

На данный момент тура самым сильным впечатлением стало именно посещение монастыря Ганден, что с тибетского переводится как "небеса Тушита", обитель Будды Майтреи.

Чтобы добраться до монастыря, необходимо преодолеть захватывающий дух серпантин. Забравшись на высоту около 4300м, можно начать осмотр очень значимого места в Тибете, которое было основано в 15 веке, но в 20 почти полностью разрушено известными событиями.

> Особенностью данного монастырского комплекса является его основатель – лама Цонкапа, великий деятель буддизма и его реформатор, задачей которого было отойти от консервативного буддизма тех времен, углубившегося в ритуалистику.

Монастырь поражает своими размерами, осмотреть всё за одно посещение, к сожалению, практически невозможно. Его комнатки, коридоры и залы хранят множество статуй, артефактов жизни Цонкапы, различных изображений. И пусть былое величие монастыря сейчас в прошлом, оно по-прежнему хранит в себе дух присутствия великого Цонкапы, эманации Манджушри, Бодхисаттвы Мудрости. А ведь паломники именно за этим и посещают места силы, не правда ли?

Марина Лысяк

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Норбулинка – летняя резиденция далай-лам.

Тибет необычен и непредсказуем именно потому, что здесь тонкие энергии очень быстро начинают проявлять определённую карму людей. Кармой нашей группы в этом году оказалось то, что древний монастырь Дрепунг, который мы должны были посетить утром по плану, оказался недоступен для посещения из-за строительства новой дороги. Однако, как известно, практики Йоги учатся принимать любую проявляющуюся реальность. Поэтому бодрые духом мы отправились посетить место, где группа обычно не бывает – летнюю резиденцию далай-лам. Норбулинка – это большой зелёный парк, насчитывающий тысячи видов разных деревьев, растений и цветов. В саду расположены апартаменты разных далай-лам с их личными вещами. В коллекции есть даже большое советское радио, которое 14-му Далай-ламе подарил Н. С. Хрущёв. Но конечно нам был больше важен и интересен сам дух этого места. По сравнению с древними храмами Норбулинка является новоделом, так как построена не так уж давно. Рассказывают, что обустраивали территорию здесь достаточно долго, так как при строительстве старались сохранить жизнь всем попадающимся в почве червям. Однако после шумной Поталы (зимней резиденции далай-лам) с многочисленными паломниками и туристами это место казалось настоящим островком тишины и спокойствия. Большие деревья с сочной листвой очень располагали к практике медитации и созерцания. Как раз на одной из аллей наша группа расположилась для лекции-беседы с Екатериной Андросовой. Катя рассказывала о воплощениях Великих Бодхисаттв на нашей планете, которые стремились облегчить страдания людей в сансаре и сохранить для них Учение Будды – Путь развития себя и мира. Вдохновляющие образы царя Гесара, Белой Тары, принявшей облик его супруги из сострадания ко всем живым существам, сопровождали её рассказ и вызывали отклик у участников тура. Были заданы и обсуждены основополагающие вопросы человеческого существования на Земле. Благодарность за эту неспешную прогулку, восстанавливающую силы, и за лекцию Кати, мотивирующую к тому, чтобы прилагать все возможные силы для блага других. Ом!

Александра Штукатурова

Тибет 2016. Путевые заметки участников. По дороге с облаками..

Говорят, дежавю – это повторение уже прожитого момента. В Тибете есть традиция встречать гостей с длинным белым шарфом, который вам в знак уважения вешают на шею. По прибытию в аэропорт Лхасы наш гид одевал такой шарф каждому, кто садился в автобус, и когда очередь дошла до меня, в голове пронеслось "со мной это уже было", и сердце заликовало при мысли: "возможно, это не первая встреча с этой таинственной страной".

Жаркое солнце, учащенное дыхание и мысли о мирской жизни улетучились, затерявшись в вершинах гор.

Спустя неделю путешествия в голове всё ещё хаотично мелькают воспоминания и картины посещаемых мест, утренние мантры монахов в самом древнем монастыре Самье и смог от благовоний из повсюду дымящихся белых печей, разносящееся по всей окрестности пение тибетцев, восстанавливающих третий этаж монастыря после землетрясения прошлого года, пещера Падмасамбхавы, монастыри Ганден и Сера... места, где хотелось остаться. Но наш путь шёл в столицу. Лхаса, к моему глубокому сожалению, предстала перед нами шумным китайским городом со множеством высоких новостроек и огромным количеством маленьких магазинов, от пестрых цветов которых хотелось спрятаться за шторкой автобуса. Но вот она долгожданная встреча с Поталой, гордо возвышающейся на вершине холма! Шумные толпы туристов не помешали моему восхищению. Зал за залом мы медленно двигались по периметру дворца, проходя комнаты Далай-Лам, залы с изображением Будды, великолепную мандалу.. 
Дойдя до одного из залов, я остановилась со странным чувством, охватившим моё сознание, и вдруг из глаз покатились слезы. Это был зал Будды Амитабхи и Белой Тары. Чтомбы значила эта необъяснимая реакция и возможная связь с этим местом? На этот и многие другие вопросы мне хотелось бы найти ответы, а сейчас мой взгляд прикован к шумной реке, бегущей вдоль дороги на Шигадзе.

Ксения Калиниченко http://vk.com/id6620977 

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Шигадзе. Монастырь Ташилунпо.

Мы покидам Лхасу и продолжаем подниматься всё выше к Кайласу. Следующая высота для нас – 3900 метров над уровнем моря, Шигадзе, второй по величине город Тибета. В этих краях находится один из 4 самых древних монастырей Тибета – Ташилунпо. Ташилунпо традиционно считается резиденцией Панчен-ламы. Этот титул обозначает так называемого регента и наставника при Далай-ламе до его совершеннолетия. Панчен-лама является очень почитаемым лицом в Тибете и пользуется большим духовным почтением буддистов по всему миру. Однако наибольшего внимания и восхищения заслуживает расположенная здесь 26-метровая статуя Будды Грядущего – Будды Майтрейи. Часто он, в отличии от других Будд, изображается в положении стоя, а не в позе лотоса. Считается, что во времена его прихода человечество утратит большую часть духовных традиций и нравственных предписаний, поэтому он и пребывает всегда на ногах, готовый в любую минуту как можно скорее спуститься в сансару для спасения живых существ. Наша группа сделала совместную кору (ритуальный обход по часовой стрелке) вокруг статуи Славного Майтрейи, чтобы выразить ему почтение, а также в надежде, что если нам суждено будет прийти на эту планету во времена Будды Майтрейи, мы сможем переродиться рядом с единомышленниками, с которыми, очевидно, уже не одну жизнь двигаемся по Пути самосовершенствования. Великий Майтрейя также оказал мне особую милость, позволив провести в этом месте лекцию-беседу с участниками нашей поездки на важную тему о благотворительности. С поклоном Великому Татхагате Грядущего и монастырю Ташилунпо. Ом!

Александра Штукатурова

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Чему можно научиться у тибетцев?

Поездка в другую страну привлекательна не только достопримечательностями, но и встречей с другой культурой со своими плюсами и минусами. Мне такие встречи позволяют по-другому посмотреть на себя же, на свои убеждения, черты характера, привычки. У любой нации можно почерпнуть что-то позитивное или же наоборот – поучиться на их ошибках.

Тибет, например, нельзя назвать очень чистой страной, но я поражаюсь их терпению и рвению к практикам несмотря ни на что. Уже не первый день перед храмами я вижу не самых молодых тибетцев, которые совершают простирания вопреки своему возрасту. У меня они вызывают сильное уважение.

Возле Джоканга, в Лхасе, я видела мужчину, который совершал простирания на одной ноге! И никак не с целью коммерческой – денег он не просил.

В монастыре Самье я видела бабушку, которая, совершая простирания, пользовалась помощью родственника – на её поясе был привязан шарф, за который мужчина её приподнимал после каждого простирания, т.к. она была не в состоянии это сделать сама. А сегодня в монастыре мне встретилась ещё одна женщина, у которой минут 5 уходило на каждое простирание. Но она упорно раз за разом кланялась и приподнималась, несмотря на очевидную боль, которую вызывали эти движения.

Я восхищена. И вдохновлена. И даже немного пристыжена отсутствием такого устремления к практике несмотря на отсутствие физической немощи и молодой возраст.

Будьте усердны, будьте настойчивы в своей практике!

С глубокой благодарностью всем учителям на Пути!

Марина Лысяк


Тибет 2016. Путевые заметки участников. Пещерный комплекс Чимпу.

Огромный пещерный комплекс на высоте 4400 метров над уровнем моря для ретритов и практик медитаций вырос на горе Чимпу. Многие из этих пещер действуют до сих пор, и монахи или монахини занимаются там практиками несмотря ни на какие погодные условия. А у подножья расположился женский монастырь.

Такую популярность это место получило благодаря Падмасамбхаве – великому мистику и практику древности, который занимался многочисленными практиками в этих пещерах.

Поднявшись по ступеням, мы попали в монастырь, где до сих пор живут и практикуют монахини. В основном зале есть прекрасная статуя зелёной Тары, наполняющая состраданием и добротой всё вокруг.

Вокруг монастыря по обычаю расположены молитвенные барабаны, раскрутив которые, можно разнести в пространстве вибрации находящихся внутри текстов и мантр.

Далее нас ждал не простой, но в тоже время посильный подъём к пещерам, где когда-то обретал свои йогические сидхи Падмасамбхава.

Этот путь с нами разделили местные паломники – монахи, приехавшие почтить это место, и немногочмсленные туристы.

Примерно на середине пути мы добрались до одной из важных пещер, где Гуру Ринпоче занимался медитациями и тантрическими практиками. В этой пещере нас встретила добродушная монахиня. На тибетском языке и жестами она попросила нас снять головные уборы, показывая, что хочет убедиться в отсутствии у нас рогов. Считается, этот древний обычай пошёл с тех времён, когда демоны переодевались людьми, прятали свои рога под головным уборами и приходили в храмы чинить злодеяния.

На угловой скале снаружи этой пещеры есть очень примечательный след, напоминающий огромную стопу. По древней легенде, дошедшей до нас, когда Падмасамбхава в очередной раз встретился с противниками учения Будды, он принял свою гневную форму, многократно увеличив своё тело в размере. Оттолкнувшись от скалы, он взмыл вверх, показывая свою мощь и величие, усмиряя умы тех, кто пришёл чинить зло. И на этом месте остался след той энергии, которую проявил Гуру Ринпоче.

Важно понимать, что проявлял подобные мистические сидхи Падмасамбхава только для демонстрации возможностей учения и практик тем, кто не хотел понимать слова. Это прекрасная история напоминает мне, для чего необходимы какие-либо результаты в практике, и помогает сформировать правильную мотивацию на Пути. Владимир Васильев

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Манасаровар – озеро Брахмы.

Приближаясь к Кайлашу, наше замечательное путешествие привело нас к знаменитому озеру Манасаровар. Также как и Кайлаш, Манасаровар почитается множеством религий и учений. И, наверное, является вторым по значимости объектом после знаменитой горы для паломников.

Считается, что это озеро – первое творение бога Брахмы, создателя Вселенной, здесь принимали омовение Шива и Парвати перед своим союзом, а после рождения Будды боги также принесли его к этому озеру. Есть множество легенд и упоминаний, но самое главное – это то завораживающее ощущение, когда смотришь на эту беЗкрайнюю гладь.

Попав на берег, можно заметить, что несмотря на почитание этого места у разных людей разное отношение к озеру. Кто-то лишь уважительно подходит к озеру, чтобы омыть лицо или намочить макушку головы, получая благословение. А кто-то купается целиком, пытаясь смыть с себя карму или получить заветное чаяние после очистки энергии и ауры.

Но писания ясно говорят, что от кармы убежать невозможно. Мне очень часто в подобных ситуациях вспоминается ведическая история. Однажды мудрец Нарада спросил у богини Ганги о том, что происходит с той кармой, которую люди смывают с себя, купаясь в её земном воплощении, и не загрязняют ли её карму подобные действия.

И Ганга объяснила мудрецу, что как воды реки, испаряясь, временно покидают реку, так и человек может смыть с себя карму. Но как гонимые ветрами облака вернут эту воду обратно дождём, так и карма будет возвращена людям. И нет возможности её избежать. А потому каждый должен самостоятельно пытаться менять карму и энергию, прикладывая к себе усилия. Для этого нам и были подарены инструменты саморазвития и йоги. Владимир Васильев

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Лхаса. Джоканг. Статуя Джово.

Ровные улицы нового города сменяются кривыми переулкам старой Лхасы. Даже не верится, что здесь, в храме Джоканг, хранится дар небес. В самом названии храма уже звучат ноты небесного гонга, оно настолько громко и величественно, что как будто не принадлежит к земному языку.

Здесь находится реликвия, созданная небесным зодчим, Вишвакармой, зодчим, строившим небесные дворцы для богов и взявшим на себя великий труд — изваять единственную прижизненную статую Будды Шакьямуни. Но энергия Будды была столь чиста, что её с трудом могло воспринимать даже божество. Именно поэтому небесный архитектор творил своё изваяние, глядя на отражение Будды в воде.

Многочисленные слои золотой краски, которыми принято покрывать статуи в Тибете, за века уже скрыли истинные черты лика Будды, хотя немного они всё же угадываются, делая это изваяние отличным от всех других. Нам предоставилась уникальная для европейцев возможность, совершая парикарму – ритуальный обход вокруг статуи, не столько увидеть, сколько почувствовать, как же мог выглядит Будда. Задуматься о том, сколь сильное сияние излучал он. Настолько сильное, что даже Вишвакарма не мог долго удерживать взгляд на его фигуре.

Частички этого света, этой энергии, праны сохранились в статуе. Именно поэтому золото, покрывающее её, блистает столь ярко. Паломники почитают за честь приложить к статуе любой ритуальный предмет, чаще всего чётки, чтобы увезти с собой немного энергии просветленного существа. Секунда, и четки, кусочек камня или даже очки, или шляпа, поданные исполняющему этот ритуальный жест монаху непредусмотрительными паломниками заряжаются светлой энергией и становятся незаменимой поддержкой в практике, той поддержкой, которая особенно необходима в трудную минуту.

Такой же поддержкой станет для нас и воспоминание об этом светлом лике, образ запечатленный в сознании. Ольга Евдокимова

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Монастырь Ташилунгпо и статуя Майтрейи.

Ташилунгпо — монастырь, в котором расположена самая большая в Тибете двадцатишестиметровая статуя Будды грядущего — Будды Майтрейи.

Ташилунгпо — всего лишь один из монастырей, всего лишь одной из буддийских школ, Гелугпа. Разные практики и разные тексты, споры о верном пути. Но один взгляд на огромную статую заставляет вспомнить об универсальных понятиях, проходящих сквозь века: майтри (любовь), каруна (сострадание), праджня (мудрость).

Майтри — универсальное для буддизма понятие, обозначающее всеобъемлющую доброту и принятие. Оно с трудом переводиться на русский язык, но понятно на интуитивном уровне. Майтри — всеобъемлющая любовь — даёт прибежище всем, кто к ней обращается, поскольку не содержит элементов различения и привязанности. Любой, пришедший сюда, может поклониться Майтрейе с надеждой на встречу в грядущих воплощениях, через многие тысячелетия, когда Дхарма, данная Буддой Шакьямуни, уже уйдет из этого мира. И тогда эта встреча поможет раскрыться всему лучшему, что есть в человеке, проявиться божественному началу, даже в существе, покрытом мороком и ощущающем свою ничтожность.Так действует возвышающая любовь просветленных существ, любовь, лишённая жалости, но возносящая ввысь.

Но до того, как Будда Майтрейя спустится на землю с небес Тушита, пройдут ещё тысячелетия, а сейчас мы совершаем парикарму, ритуальный обход вокруг статуи, пытаясь понять, что такое любовь, освящённая мудростью и состраданием, и мысленно славя Майтрейю.

Ом Майтрейя, маха Майтрейя, Арья Майтрейя сваха. Ольга Евдокимова

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Джоканг

Сказал, что умер, хотя и был жив..

Саддхарма-пундарика сутра

Прибыв в столицу Тибета Лхасу, на следующее утро отправились в храм Джоканг. От гостиницы, где мы остановились, путь занимал 15 мин пешком мимо множества сувенирных лавок, кафе с национальной тибетской ароматной едой и шумных приветливых толп местных тибетцев и китайцев в ярких национальных одеяниях.

Пройдя узкими улочками к центральной площади, мы увидели храм Джоканг. 13 веков назад он был заложен царем Сонгцен Гампо, куда была помещена очень значимая и важная реликвия для будущих поколений – скульптура Будды Шакьямуни, сделанная почтеннейшим скульптором Вишвакармой.

Задача его состояла в том, чтобы запечатлеть образ Будды в скульптуре, которая бы принесла много благ грядущим поколениям. Энергия Великого Наимудрейшего таится в этом творении, и каждый, обращающий взор на него, сможет почувствовать и соприкоснуться с ней.

Вишвакарма, понимая ответственность и ценность задачи, не мог приступить к ваянию статуи, так как всякий раз начинали трястись от волнения руки при виде Будды. Тогда Татхагата предложил делать изваяние с его отражения в пруду, и Вишвакарма выполнил ответственное поручение. Такова история возникновения статуи.

Нужно добавить, что не всем удается взглянуть на изваяние Просветленного, так как большое количество паломников желают её увидеть. Но нашей группе повезло, и начался обзор храма.

Не смотря на толпы туристов удалось прочувствовать уютную и тихую энергию комплекса. Внутренний квадратный дворик, украшенный цветами и различными символами буддизма, которые запечатлены на длинных, развевающихся на ветру тканях. Завораживающее зрелище.

Внутри каменного храма прохладно и царит полумрак, но пространство освещено сотнями зажжённых лампад повсюду, разносится запах благовоний сандалового дерева и другие тонкие, едва уловимые ароматы. Вокруг статуи и изображения великих бодхисаттв, защитников, тар. Атмосфера действительно необыкновенная. И мы приблизились к главной реликвии храма.

Статую Будды покрывали золотом в то время, когда мы совершали обход. Художник слой за слоем покрывал золотом грудь Будды. Наблюдая за неспешными и аккуратными движениями кисти, вспомнились древние тексты, в которых многократно упоминается о максимальной скромности и простоте Учителя, что в его жизни из имущества было только 2 одеяния и чаша для подаяния. Все дары, которые ему щедро преподносили и цари, и миряне, он отдавал миру, ничего себе не оставляя. И здесь, обрамленный золотом и драгоценностями, шелковыми одеяниями и другими украшениями он предстал будто отдельно от всего этого.

Совершая обход вокруг статуи Будды, чувствовались ощущения, совсем непохожие на ощущения от предыдущих обходов вокруг других реликвий. Воцарилась ясность и пустота в мыслях. Пропали какие-либо ощущения и эмоции. Трудно передать словами это беЗпредельное спокойствие, исходящее от Будды. Казалось, минутный обход превратился в целую вечность благостной тишины. А узенький проход, по которому мы двигались, расширился до небывалых величин. Вне пространства и времени раскрылись строки из Саддхарма-пундарика сутры, где Будда говорит:" Итак, с тех пор, как я стал Буддой, прошло очень много времени. Моя жизнь длится неисчислимые асампкхьи кальп, я пребываю в мире вечно, не исчезаю".

Побуждённый великим состраданием ко всем живым существам Татхагата являет себя по-разному, чтобы избавить от страданий и неведения живых существ этого мира, чтобы в сердцах зародилась радость и вера в наилучший из Путей, ведущий к освобождению.

"Для того, чтобы привести живых 
существ к освобождению, 
Я с помощью уловок выявлял Нирвану, 
Но на самом деле не исчезал, 
А вечно пребывал здесь 
И проповедовал Дхарму. 
Хотя я вечно пребываю здесь, 
С помощью силы божественных проникновений 
Я делаю себя невидимым для 
живых существ 
C перевёрнутым сознанием, 
Хотя я всегда рядом". 

Так, с посещением очередного сакрального места тура, на более глубинном уровне пришло осознавание, что Великий Учитель всегда рядом. С радостью в сердце мы дальше продолжили наш путь.

Анастасия Исаева

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Кора вокруг Кайлаша. Выход к Северному лицу.

Наше путешествие близится к завершению. Позади переезды по Тибету, посещение монастырей, мест силы, акклиматизация, а впереди – кора, почтительный обход вокруг одного из самых сакральных мест нашей планеты – горы Кайлаш. Стоит заметить, что за это время происходит подготовка не только тела, но и ума. На время остались в стороне все мирские заботы, наша группа стала более дружной, постепенно сгладились "углы", появилась общая энергия, устремлённая к одной цели – встрече с Кайлашем. Каждый из нас ожидает чего-то от этой поездки. Но самое главное – это те изменения, которые происходят во внутреннем мире человека, и насколько удаётся их осознать. Какие-то внешние энергии и воздействия могут только проявить то, что у нас внутри. С одной стороны это энергия святых мест, с другой – аскезы, которыми насыщено всё наше путешествие, и которых, зачастую, так не хватает городскому жителю:)

В этот раз Кайлаш встречает нас сурово: на подъезде к Дарчену, крайней точке маршрута, закутывается в серые облака, скрывая свой лик от путешественников. Облака остаются на небе и утром; начинается небольшой дождь, но, решительные и экипированные на все случаи жизни, мы готовы к выходу. Старая китайская поговорка гласит, что выход в непогоду это добрый знак:)

Постепенно все входят в ритм движения. Несмотря на непогоду, виды в ущелье все также завораживают, а туман добавляет новые оттенки. Первый этап пути длиной около 15 км практически все преодолевают без особых трудностей. Погода налаживается, но Кайлаш по-прежнему скрывается за облаками, и только перед Северным лицом немного открывается взору, и около 14 часов мы выходим к Северному лицу, приготовившись к новым аскезам.

В этом году в регионе выпало много осадков, и, поднявшись выше к леднику, обнаруживаем много снега и ручьёв. Как правило, этот подъём – серьёзная аскеза, но удивляет другое. Каждый раз, когда мы поднимаемся к Северному лицу, погода успокаивается. Кайлаш открывается на некоторое время во всём своём величии и по мере приближения занимает все пространство впереди. На разных уровнях высоты свой ландшафт: нагромождения валунов сменяются небольшими лужайками с низкой травой, затем всю поверхность покрывают камни поменьше, оставшиеся после схода снега с гор, и, наконец, ледник, покрытый мелкой галькой и песком. Но, неизменно, посередине ущелья бежит река, берущая своё начало из ручейков у подножия Кайлаша, пробивающая причудливой формы каналы в леднике и среди камней, чтобы внизу соединиться с более крупными потоками, впадающими в озеро Ракшас. Последние сотни метров по снежнику даются непросто – на такой высоте сильно затруднено дыхание. Иду медленно, стопа к стопе, впечатывая ботинки, пробивая тропинку в снежной целине и останавливаясь каждые несколько шагов, чтобы отдышаться. Нависающая стена Кайлаша занимает всё небо. Наконец-то удаётся выпрямится, отдышаться, окинуть взглядом белоснежную долину внизу, склоны гор и само Северное лицо. И спокойствие. Снова невероятное спокойствие. Я искренне благодарен всем Богам, Бодхисаттвам и Буддам за это благословение, всем незримым хозяевам этих мест, которые позволили мне вновь очутиться здесь. Несомненно, нужно обладать благой кармой и хорошим запасом тапаса, чтобы добраться в эти места. Однако, именно все эти аскезы и помогают нам развиваться в дальнейшем, увидеть и понять свои уроки и те задачи, которые мы ставим перед собой, с точки зрения развития, а не ради сиюминутных удовольствий или материальных благ. Совершив троекратное простирание в знак почтения к Кайлашу, начинаю спуск вниз. Поначалу спускаться легко, но тело, получившее свою долю аскез на сегодня, подает сигналы об отдыхе – немного гудит голова, подкашиваются ноги. На середине спуска начинается дождь, к концу спуска переходящий в ливень. В гестхаусе ждёт крыша над головой, тёплый ужин, отдых, обмен впечатлениями с друзьями и осмысление прожитого дня.

Слава Кайлашу!

ОМ

Александр Дувалин

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Пещерный комплекс Драк Йерпа. 
Петляющая горная дорога привела нас в пещерный комплекс Драк Йерпа. Прямо на площадке, где остановились автобусы возвышаются две огромные белоснежные ступы – символы просветлённого ума – сделанные по определённым "золотым" пропорциям. Мне всегда нравились ступы, ещё до того, как я узнал, что они благотворно влияют на пространство вокруг благодаря хранящимся в них реликвиям и благопожеланиям людей, совершающих традиционную практику – обход ступы по часовой стрелке, который также называется "кора". Позже, поднявшись наверх, к пещерам, я заметил, что на склонах холмов вокруг находится ещё с десяток ступ разных размеров, связанных узкими тропками. Наш проводник рассказал, что все эти ступы были построены местными жителями в знак уважения к практиковавшим здесь великим личностям, таким как Падмасамбхава, Атиша и Далай-ламы.

Подъём вверх оказался немного короче, чем в Чимпу. Мощёная дорожка выровнялась поперёк горы, соединяя ряд пещер, которые находятся примерно на одной высоте. Похоже, йогины прошлого ценили места практики своих предшественников и обосновывались рядом. А может быть, здесь благоприятный для медитаций регион?

Это был наш второй выезд на сегодня. Радостный Сурья щедро делился теплом, и многие ребята утомились после подъёма, у меня немного шумела голова. Но, как выяснилось позже, когда все встретились на одной из площадок, после посещения определённого места (похоже, это была пещера Падмасамбхавы) у многих улучшилось состояние, перестала болеть голова. Разные пещеры оставляют разные впечатления. Прочувствовать это можно только на собственном опыте, сосредоточившись и прислушавшись к внутреннему, а это зависит от навыков концентрации и кармической связи с местом и мастерами, которые там практиковали в прошлом. Как знать, возможно, и мы уже были здесь когда-то?:)

Перед тем как спуститься, ещё раз окидываю взглядом зелёную долину внизу. Остаётся ощущение гармонии в пространстве вокруг – зримой и незримой. Здесь я побывал впервые, и хочется снова вернуться, чтобы побольше прочувствовать это место. Именно с такой мыслью я покидаю Драк Йерпа, оставляя пожелание вернуться сюда ещё раз.

Александр Дувалин

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Кайлаш. Северное Лицо.

В этом году путешествие оказалось весьма насыщенным. В первый день коры, пройдя около 15 километров и немного отдохнув, мы решили сделать радиальный выход к знаменитому северному лицу Кайлаша.

Сначала путь вверх пролегал по зелёной долине вдоль реки, которая стекала с ледника нашего гиганта.

Справа и слева возвышались два прилегающих плеча – Ваджрапани и Авалокитешвара. Третье плечо, Манджушри, было в соседней долине.

Очень часто на тибетских танках этих бодхисаттв изображают вместе как символ трёх необходимых элементов на Пути развития – сострадания, мудрости и силы.

По началу дорога была не очень трудной, так как подобные долины используют пастухи для выгула яков, и всегда можно найти хоженую тропинку. Но чем ближе мы приближались к леднику, тем уже и круче становилась тропинка.

Добравшись до ледника, который состоял из смеси камня и льда, стало понятно, что без специального оборудования на него подняться затруднительно, и мы решили перейти реку и забраться на него по прилегающей горе справа.

Трудный подъём по сыпучему склону, который, казалось, никогда не кончится удалось преодолеть через несколько часов. Далее нас ждал подход к самому Лицу. Кайлаш открылся перед нами во всей красе и величии. Хоть мы и поднялись на высоту около 5600 метров над уровнем моря, казалось, вершина его упирается в небесную гладь и недосягаема.

Финишная прямая лежала по белому снегу. Но каждый шаг по этой белоснежной глади для меня был самым сложным испытанием этого дня. Казалось, всё пространство вокруг наполнилось вязкой энергией, не пропускающей те негативные качества, которые во мне ещё остались.

И это преодоление для меня – самый важный момент путешествия. Изменение себя и возможность понять, что этот Путь требует прикладывая усилий к себе. В такие моменты важна не сила и выносливость, а внутренняя проработка тех проблем, которые мы накопили за долгое время.

Дойдя до стены и прикоснувшись к ней, я испытал непередаваемые ощущения. Всё тело покрылось мурашками, усталость мгновенно пропала, и стали переполнять эмоции радости – хотелось одновременно смеяться и плакать. Словами это описать очень сложно, но такие ощущения невозможно забыть.

Путь назад был очень лёгкий, как будто выросли крылья. Усталость хоть и чуствовалась, но была очень приятной. И даже прошедший град казался незаметным.

Добравшись до гестхауса, мы решили отдохнуть. Ведь завтра предстоял новый день.

Владимир Васильев

Тибет 2016. Путевые заметки участников. Долгими тибетскими дорогами.

В рамках нашего путешествия мы совершаем долгие переезды из одного города в другой. Обратная дорога от Кайлаша к Лхасе занимает около 2.5 дней. Все достопримечательности уже осмотрены, и теперь приходит самое время для размышлений о смысле и результатах поездки в целом и Коры в частности.

Эта поездка была непростой, как и любая поездка, когда участвуешь в организаторских процессах. И в то же время очень содержательной, наполненной интересным общением с участниками и преподавателями клуба oum.ru. За эти дни нам удалось послушать много интересных лекций о самосовершенствовании, поговорить о таких знаменитых практиках, как Миларепа и Гесар; с практической точки зрения рассмотреть различные аспекты йоги. Много новых знакомств, важных осознаний. Есть почва для размышлений и силы для практики. Этим для меня очень ценны поездки в Индию, Непал и Тибет.

Вспоминая о Коре вокруг Кайлаша, улыбаясь, не перестаю удивляться: какие же разные получаются эти обходы. Объединяет их разве что уровень аскезы, который раз от раза помогает проверять силу воли и укреплять дух.

Одно из осознаний, которое пришло после Коры, было в формулировке, что же такое Кора?

Для меня Кора – это не только прохождение этих километров вокруг Кайлаша, преодоление перевала в любую погоду, совершение каких-то ритуальных действий и чтение мантр. Кора – это встреча с Кайлашем, готовность к испытаниям, которые проявляются в этом невероятно сильном месте и решимость принять эти испытания. Кайлаш очень резко, иногда жёстко проявляет накопленную карму, каждый раз в самой неожиданной форме. Для практиков йоги этот процесс очищения, возможно, и является одним из самых ценных результатов этих аскез. Та карма, которая проявляется в этом месте, возможно, является результатом многих жизней, и чтобы преодолеть или пережить её в обычных условиях комфорта и спокойствия обывательской жизни, потребовался бы возможно не один месяц, год, а может и жизнь.

Каждый раз, завершая Кору, я размышляю: будет ли следующая?:) и в то же время, обдумывая планы и задачи на следующий год, не могу представить, что не увижу великую гору снова. Слава Кайлашу!

До встречи.

Ом

Екатерина Андросова