Мне кажется, что випассана — это самое интересное и значительное событие после свадьбы, которое пока имело место быть в этой моей жизни. Это выездной ретрит-медитация и погружение в тишину. Прошёл почти год, и сейчас я понимаю, что для меня это были уникальные 10 дней, чтобы побыть с собой, почувствовать себя, попробовать посмотреть на себя со стороны, когда каждый день я получала новый насыщенный опыт.
Если честно, предварительно я немного боялась и думала, что в моей голове будет много лишнего, ненужного, мешающего. По факту, успешно справлялась с трудностями, и мне со мной было очень комфортно — это одно из важнейших открытий. Вот что я написала о своём уме по заданию Анастасии Исаевой после практики концентрации на образ на пятый день ретрита:
Мой ум. Первая попытка описания
«Как ребёнок — хочет то, это. Хочет прыгать, играть. Ему должно быть интересно. Хочет знать, что будет. Сравнивает. Вспоминает, связывает, цепляется. Довольно спокойный, усидчивый. Он знает, что хочет, только в текущий момент. Он не знает, что с ним будет происходить в любой другой момент. О себе в прошлом он может рассуждать, и при этом он плохо «помнит», «фиксирует» себя. Он не особо заинтересован запоминать или «сохранять» себя, так как ему кажется, что он всё знает».
Также для своего ума я нашла обоснование йоги как системы, искренне благодарна за это книге «Йога-сутры» Патанджали. Вот как я описала в своём дневнике наше знакомство:
«Вчера перед сном завершила моё первое в этой жизни знакомство ума с «Йога-сутрами» Патанджали. Поразило. Точно. Понятно в основном. Некоторые моменты недоступны, некоторые — неприменимы: левитация, управление элементами, перемещения. И при этом теперь мне, вернее, уму, показали его природу. Поняла, что природа и естественный ход вещей — самое главное и возьмёт своё. Время — этот момент сейчас, прошлое и будущее — в этой проявленной реальности существуют. Для реализации этого тела и для выхода за текущий уровень время важно, и это нужно учитывать. Не спеша, но побыстрее жить по правилам ямы и ниямы. Мне очень хочется донести эти мысли до близких: рассказать маме, папе, сестре, бабушке, дедушке».
Весь йога-ретрит был организован замечательно. Когда я туда попала, то сразу отправила мужу сообщение о своих ощущениях: «Здесь рай для йогов», — чтобы он был спокоен.
Расписание было комфортно — можно было поспать, и первая практика концентрации с Андреем начиналась аж в 7 утра. Затем раскрепощающая суставы и укрепляющая хатха-йога от разных преподавателей клуба. Каждый день — новый преподаватель. Мне, например, это было очень по духу. Завтрак, хождение по лесам и дорогам в окрестности мне тоже доставляли удовольствие. Было очень морозно, непривычно, но красиво: я увидела, как мне казалось, все виды снежинок, всё сияло, и погода была разная каждый день.
С 12 до 14 часов была сессия концентрации на дыхании, которая состояла из 4-х блоков по полчаса. Я познакомилась с разными видами дыхательных медитаций: наблюдение за дыханием, различение вдоха и выдоха, счёт дыхательных циклов, а также осознанное удлинение вдоха и выдоха. Очень удобно, что каждые полчаса Катя Андросова напоминала нам о позе и о концентрации на дыхании.
Удерживать себя на дыхании и его удлинении было трудно, я пробовала разные методы: счёт, перемещение взгляда по условным 8 точкам, «музыкальное» дыхание (счёт по «восьмёркам», когда я словно отбивала ритм и делала очень маленькие покачивания телом или крутила ваджру в руках, как маятник, покачивающийся назад и вперёд). По две «восьмёрки» было легко удерживать, в основном делала на три, иногда на четыре.
Сначала боль в ногах, а потом засыпание — это были мои ключевые проблемы, с которыми мне приходилось каждый раз справляться. На пятый день я выложила фигуру практика из чёток — когда засыпала, то открывала глаза и смотрела на него — так он меня поддерживал. Заметила, что при работе с чётками получасовые сессии проходили быстрее: на шестой день, например, за полчаса я прошла половину чёток из 108 бусин. Кроме того, попробовала визуализацию против засыпания: представляла себя практиком, который сидит на воде и медитирует, — приходилось сохранять чёткость картинки, чтобы не «свалиться в воду».
Также на всех занятиях очень помогало, что сам преподаватель находился с нами в одном пространстве и не только помогал нам словами и взглядом, но и также с усердием сам выполнял свою практику. Это чувствуется как поддержка без слов, это важно и даёт силы. В этот момент кажется, как будто преподаватель желает всего лучшего своим ученикам, устойчивости и успехов в практике.
На девятый день я поняла, что твёрдое сознание и твёрдая поза могут быть связаны и что, когда я смотрю на картину со стороны, то я не так сильно вовлечена, а когда я внутри ситуации, то совсем по-другому её проживаю. Смотрела со стороны на яркие эпизоды личных отношений.
Конечно, я испытывала сильные физические сложности и на себе ощущала ограничения своего тела: в первый день у меня болели и горели ноги, всё время отвлекали на себя. Спала я с подушкой под коленями. Очень интересно, что вместе с этим со второго дня у меня были сильные переживания и опыты во время практик, когда я чувствовала, как будто моё тело освобождалось, раскрепощалось, становилось лёгким и светящимся. На седьмой день в таком диалоге мы говорили больше, чем я смогла вспомнить и записать после практики, — это было про все мои страхи и привязанности. В результате я почувствовала мурашки и волны по всему телу. Сейчас, перечитывая советы самой себе от той практики (которых довольно много), понимаю, что часть я уже применила за этот год, а ещё большая часть есть для реализации и развития моей жизни. Вы понимаете, какое богатство вы можете получить от прохождения випассаны?
Ужин был классный. Мне хотелось подойти и расспросить чудесных женщин, как они так много и так вкусно наготовили. Например, как они сделали этот веганский майонез? Из чего? Почему он такой вкусный? Но я не спрашивала, потому что важным было молчание. Благодарю, что теперь есть сайт vege.one, где можно получить ответы.
Вечерняя прогулка в темноте также была интересна и давала приятную возможность физически побыть одному, особенно, когда вокруг темно и других не видно. Если кто-то проходил на встречу, то опускал заботливо фонарик и направлял взгляд вниз.
С 19 до 20 была вечерняя мантра Ом. Я попробовала для себя новое: визуализацию, произнесение мантры с чётками с благодарностями на каждую бусину каждому родному, любимому, важному человеку для меня из настоящего и прошлого, кто приходил ко мне на ум. В другие дни я слышала интересные голоса или хор и разные музыкальные инструменты. В шестой день я отметила, что не чувствовала усталости, время прошло очень быстро (по чёткам —1 круг), и я нашла свой гармоничный тон голоса. В седьмой день я слышала чистый звук и вдруг почувствовала, что я поддерживаю других: даю им тон, ориентир, опору. Не было мыслей, было ощущение тепла и спокойствия.
На утренней практике с Андреем Верба на седьмой день я посчитала свои мысли — за час их было 12 штук. После завершения практики не хотелось двигаться. У меня затекла нога, что я заметила только потом. Когда мне удавалось сконцентрироваться на энергии самого практика, то передо мной появлялись мои ученики.
На девятый день на практике концентрации я час смотрела на солнце, которое удачно светило в окно. По результату я даже записала такие советы себе от солнца:
- Греть нужно всех.
- Если слишком близко подойти — обожжёшься.
- Не всё зависит от тебя, делай, что должен.
- Ты живёшь в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими силами, такими как солнце, вода, земля, ветер.
- Всегда есть те (семена), которые прорастают, и те, которые погибают.
Самая интенсивная по переживаниям была дыхательная медитация с Андреем Верба в последний, десятый день ретрита: как будто освобождение по всем энергетическим центрам, объединение энергии и поднятие её вверх, большое, сильное, гармоничное свечение и связь со всем. На этом нужно было закончить практику, так как время вышло. Мое тело было с прямой спиной, не было напряжения.
Для моего ума я получила подтверждение, что система совершенствования и саморазвития существует и работает. Рекомендую по возможности приехать на випассану или на другой подобный ретрит с целью изучения себя. Желаю успехов в вашей практике.
Екатерина Миллер, 31 год, Гамбург, Германия.