Приветствую Вас, друзья! И делюсь своими впечатлениями о прохождении випассаны «Погружение в тишину» в КЦ "Аура". Начну с того, что к випассане необходимо готовиться заранее, а именно, подготовить своё тело, ум и спланировать поездку до мелочей.
Готовилась к этому мероприятию в течение года, подготавливала своё тело к долгому сидению. Старалась каждое утро делать Сурья Намаскар. В результате на випассане в течение 10 дней спина у меня не болела. Этот комплекс, действительно, очень эффективный, несмотря на то, что простой.
Если Вы не вегетарианец, стоит сделать за месяц шанкпракшалану и перейти на вегетарианство, иначе будете думать о еде. Чтобы подготовить ум, необходимо прочитать как можно больше о природе ума, прочитать о Шаматхе, узнать о практиках, которые будут даваться и попробовать их практиковать, почитать о медитации. Особенно мне помогло изучение рисунка Шаматхи. Не менее важным аспектом является детальное планирование поездки, необходимо тщательно продумать, как доехать, а главное, как уехать, что брать из вещей, чтобы не дать уму цепляться за мелочи "стирать или не стирать".
Еще замечу, что у меня были препятствия перед випассаной, впрочем, как и каждый год перед поездкой в КЦ "Аура". Но в этот раз мой ум особенно изощрился: за три недели до поездки он начал меня "пугать" временем. Стоило мне только взглянуть на часы, я видела парные числа (21:21, 07:07, 19:19 и т д). Это могло происходить 5-6 раз в день, даже ночью, если вдруг проснусь, смотрю на часы, а там 01:01. Сейчас, после випассаны, эти видения почти прошли, вижу иногда, но не так часто, и уже не придаю этому значения, т. к. понимаю, что это "игры ума".
Итак, теперь подробнее расскажу о прохождении випассаны.
1-й день – это скорее всего адаптация, знакомство с расписанием, с практиками, с кухней. Ум обследовал помещения, делал выводы, адаптировался к тишине. На душе была невыразимая тоска. На практике медитации удивилась абсолютной тишине, в которой мы медитировали. Ноги и спина не болели, но однонаправленной концентрации не получалось.
2-й день: грусть-тоска не проходит, хотя это совершенно мне не свойственное чувство, если вчера я думала, что это из-за дождливой погоды, то сегодня меня это насторожило. Утренняя медитация была скорее борьбой со сном, но как только Роман Косарев сказал волшебную фразу: "постепенно возвращаемся в эту реальность", сон прошёл, и ноги перестали болеть. Забегая вперёд, скажу, что это тоже "игра ума": когда ему неинтересно, он начинает "мучить" тело, а как только у него появляется какой-то интерес (например, ответы на вопросы в конце дня или просто перерыв), он оставляет тело, и ноги перестают болеть, я опять могу сидеть со скрещёнными ногами очень комфортно. Это подтверждается и на пении мантры ОМ. Уму интересно петь, слушать, как поют другие, и он не "мучает" ноги, вследствие чего я их не меняю, сижу спокойно.
3-й день: на концентрации получила "тонкий опыт". Чтобы занять ум, в концентрации я прибавила произношение мантры и стала мысленно делать подношение из цветов образу, на который концентрировалась. Приблизительно на 35-й минуте в теле ушла боль, время как бы остановилось, и я увидела себя в раннем детстве в доме бабушки. Слезы потекли из глаз, стало очень больно. Перед випассаной, думала, что было бы неплохо узнать, какие связи были между мной и моей матерью в прошлых рождениях, так как у нас с ней сложные отношения, но в этот момент, я поняла, что могу это узнать, но лучше не надо, так как будет еще больнее. 25 минут пролетели, как одно мгновение, выходить из этого состояния не хотелось, это был момент забвения. Но когда я всё-таки вышла, то решила, что эта практика не для меня, не хочу ничего узнавать, и на следующий день заменила образ. Да, и тоска моя прошла, как её и не было вовсе.
4-й, 5-й, 6-й, 7-й дни – это были дни работы с умом. Вдруг обнаружилось, что ум – совершенно независимое существо, похожее на собаку, вроде бы как он мне и "служит", но в то же время ему неинтересно то, что интересно мне, он более подвижный и тело к нему привязано. Например, уму понравилась медитация при ходьбе, и я стала проходить 9-10 км за день, постоянно смотрела на счетчик в телефоне, сколько же я прошла и радовалась, когда поставила "рекорд" 11,5 км. Потом опомнилась, что не это цель медитации. Как объяснил Роман, надо ходить и не смотреть по сторонам, а концентрироваться на каждом движении. .
Говоря о пейзажах, также надо отметить, что ум цепляется за любой объект и начинает "рассуждать", создавать цепочку размышлений и образуется целый снежный ком, тут же подключаются эмоции, и даже возникает гнев. Так, идя мимо кухни, возникала мысль о том, что нас перекармливают, что я растолстею, что мёд и масло с хлебом лишние и т. д. В итоге я, взволнованная, бежала на кухню и писала записку, чтобы меда, хлеба, масла мне не давали. Но, после практики (неважно, медитация, пранаяма или концентрация, действовало всё) эти навязчивые идеи проходили, и сознание становилось ясным, как небо после грозы. Это был самый важный для меня опыт, обретённый на випассане. Какие бы эмоции, навязчивые мысли или идеи ни возникали, они тут же исчезают после двухчасовой практики.
8-й и 9-й день были необычными: наступило состояние отупения/оцепенения/затишья, не знаю, как правильно выразиться. В мыслях настало полное затишье, состояние "здесь и сейчас". Мне уже неважно было, как я доберусь до аэропорта (одна из навязчивых идей), мне всё было неважно, я выполняла то, что необходимо в данный момент, это было похоже на автоматические движения робота, но с другой стороны, было необыкновенное умиротворение, спокойствие, мне нравилось это состояние. По сравнению с тем состоянием, когда ум паниковал, пугал, будоражил и вопил, это состояние затишья было раем.
10-й день: ум вышел из состояния оцепенения и принялся складывать чемодан (моими руками), крича: "Ну всё, хватит, ты молодец, поехали домой!" Я наблюдала за ним и не знала, плакать мне или смеяться, настолько чувствовалась "биполярность" собственной личности.
Подводя итог, скажу, что опыт погружения в тишину был для меня колоссальным. Из практик больше всего мне подошла практика пения манты ОМ, может, потому что дома её регулярно практикую. В сфере слышала звуки волшебной волынки, и часа мне было мало, хотелось практиковать дольше.
Практика пранаямы очень хорошо успокаивает ум, даже если дыхание не растягивалось, как хотелось бы. Молчать было легче всего, так как живу во Франции, общаюсь с людьми только по делу, есть привычка молчать, а труднее всего было сохранять внутреннее молчание.
Ещё удивило то, что в лагере не было ни комаров, ни слепней, трава поменялась, стала более мягкой, по ней приятно ходить босиком. Несмотря на то, что мы не мылись 10 дней, не было ни от кого из группы неприятного запаха, хотя чувствительность у меня очень сильная, меня это удивило. В последние дни, при выполнении медитации в ходьбе отовсюду слышался звук ОМ, даже звук пилы превращался в ОМ, звук слышался из пустой сферы. Хочу выразить огромную благодарность всем организаторам Випассаны, Оле и Роману, девушкам на кухне, девушкам, которые убирали зал и помещения, строителям и защитникам-хранителям КЦ "Аура". ОМ
Инна Гонон
Если Вы не вегетарианец, стоит сделать за месяц шанкпракшалану и перейти на вегетарианство, иначе будете думать о еде. Чтобы подготовить ум, необходимо прочитать как можно больше о природе ума, прочитать о Шаматхе, узнать о практиках, которые будут даваться и попробовать их практиковать, почитать о медитации. Особенно мне помогло изучение рисунка Шаматхи. Не менее важным аспектом является детальное планирование поездки, необходимо тщательно продумать, как доехать, а главное, как уехать, что брать из вещей, чтобы не дать уму цепляться за мелочи "стирать или не стирать".
Еще замечу, что у меня были препятствия перед випассаной, впрочем, как и каждый год перед поездкой в КЦ "Аура". Но в этот раз мой ум особенно изощрился: за три недели до поездки он начал меня "пугать" временем. Стоило мне только взглянуть на часы, я видела парные числа (21:21, 07:07, 19:19 и т д). Это могло происходить 5-6 раз в день, даже ночью, если вдруг проснусь, смотрю на часы, а там 01:01. Сейчас, после випассаны, эти видения почти прошли, вижу иногда, но не так часто, и уже не придаю этому значения, т. к. понимаю, что это "игры ума".
Итак, теперь подробнее расскажу о прохождении випассаны.
1-й день – это скорее всего адаптация, знакомство с расписанием, с практиками, с кухней. Ум обследовал помещения, делал выводы, адаптировался к тишине. На душе была невыразимая тоска. На практике медитации удивилась абсолютной тишине, в которой мы медитировали. Ноги и спина не болели, но однонаправленной концентрации не получалось.
2-й день: грусть-тоска не проходит, хотя это совершенно мне не свойственное чувство, если вчера я думала, что это из-за дождливой погоды, то сегодня меня это насторожило. Утренняя медитация была скорее борьбой со сном, но как только Роман Косарев сказал волшебную фразу: "постепенно возвращаемся в эту реальность", сон прошёл, и ноги перестали болеть. Забегая вперёд, скажу, что это тоже "игра ума": когда ему неинтересно, он начинает "мучить" тело, а как только у него появляется какой-то интерес (например, ответы на вопросы в конце дня или просто перерыв), он оставляет тело, и ноги перестают болеть, я опять могу сидеть со скрещёнными ногами очень комфортно. Это подтверждается и на пении мантры ОМ. Уму интересно петь, слушать, как поют другие, и он не "мучает" ноги, вследствие чего я их не меняю, сижу спокойно.
3-й день: на концентрации получила "тонкий опыт". Чтобы занять ум, в концентрации я прибавила произношение мантры и стала мысленно делать подношение из цветов образу, на который концентрировалась. Приблизительно на 35-й минуте в теле ушла боль, время как бы остановилось, и я увидела себя в раннем детстве в доме бабушки. Слезы потекли из глаз, стало очень больно. Перед випассаной, думала, что было бы неплохо узнать, какие связи были между мной и моей матерью в прошлых рождениях, так как у нас с ней сложные отношения, но в этот момент, я поняла, что могу это узнать, но лучше не надо, так как будет еще больнее. 25 минут пролетели, как одно мгновение, выходить из этого состояния не хотелось, это был момент забвения. Но когда я всё-таки вышла, то решила, что эта практика не для меня, не хочу ничего узнавать, и на следующий день заменила образ. Да, и тоска моя прошла, как её и не было вовсе.
4-й, 5-й, 6-й, 7-й дни – это были дни работы с умом. Вдруг обнаружилось, что ум – совершенно независимое существо, похожее на собаку, вроде бы как он мне и "служит", но в то же время ему неинтересно то, что интересно мне, он более подвижный и тело к нему привязано. Например, уму понравилась медитация при ходьбе, и я стала проходить 9-10 км за день, постоянно смотрела на счетчик в телефоне, сколько же я прошла и радовалась, когда поставила "рекорд" 11,5 км. Потом опомнилась, что не это цель медитации. Как объяснил Роман, надо ходить и не смотреть по сторонам, а концентрироваться на каждом движении. .
Говоря о пейзажах, также надо отметить, что ум цепляется за любой объект и начинает "рассуждать", создавать цепочку размышлений и образуется целый снежный ком, тут же подключаются эмоции, и даже возникает гнев. Так, идя мимо кухни, возникала мысль о том, что нас перекармливают, что я растолстею, что мёд и масло с хлебом лишние и т. д. В итоге я, взволнованная, бежала на кухню и писала записку, чтобы меда, хлеба, масла мне не давали. Но, после практики (неважно, медитация, пранаяма или концентрация, действовало всё) эти навязчивые идеи проходили, и сознание становилось ясным, как небо после грозы. Это был самый важный для меня опыт, обретённый на випассане. Какие бы эмоции, навязчивые мысли или идеи ни возникали, они тут же исчезают после двухчасовой практики.
8-й и 9-й день были необычными: наступило состояние отупения/оцепенения/затишья, не знаю, как правильно выразиться. В мыслях настало полное затишье, состояние "здесь и сейчас". Мне уже неважно было, как я доберусь до аэропорта (одна из навязчивых идей), мне всё было неважно, я выполняла то, что необходимо в данный момент, это было похоже на автоматические движения робота, но с другой стороны, было необыкновенное умиротворение, спокойствие, мне нравилось это состояние. По сравнению с тем состоянием, когда ум паниковал, пугал, будоражил и вопил, это состояние затишья было раем.
10-й день: ум вышел из состояния оцепенения и принялся складывать чемодан (моими руками), крича: "Ну всё, хватит, ты молодец, поехали домой!" Я наблюдала за ним и не знала, плакать мне или смеяться, настолько чувствовалась "биполярность" собственной личности.
Подводя итог, скажу, что опыт погружения в тишину был для меня колоссальным. Из практик больше всего мне подошла практика пения манты ОМ, может, потому что дома её регулярно практикую. В сфере слышала звуки волшебной волынки, и часа мне было мало, хотелось практиковать дольше.
Практика пранаямы очень хорошо успокаивает ум, даже если дыхание не растягивалось, как хотелось бы. Молчать было легче всего, так как живу во Франции, общаюсь с людьми только по делу, есть привычка молчать, а труднее всего было сохранять внутреннее молчание.
Ещё удивило то, что в лагере не было ни комаров, ни слепней, трава поменялась, стала более мягкой, по ней приятно ходить босиком. Несмотря на то, что мы не мылись 10 дней, не было ни от кого из группы неприятного запаха, хотя чувствительность у меня очень сильная, меня это удивило. В последние дни, при выполнении медитации в ходьбе отовсюду слышался звук ОМ, даже звук пилы превращался в ОМ, звук слышался из пустой сферы. Хочу выразить огромную благодарность всем организаторам Випассаны, Оле и Роману, девушкам на кухне, девушкам, которые убирали зал и помещения, строителям и защитникам-хранителям КЦ "Аура". ОМ
Инна Гонон