Существует распространённое заблуждение о том, что ребёнок — как чистый лист. Что на нём напишут, с такими данными он и пойдёт во взрослую жизнь. Но это верно лишь отчасти. Да, воспитание родителей во многом определяет судьбу человека, но важно понимать, что каждый из нас в этот мир приходит уже с каким-то багажом — какими-то наклонностями, особенностями, талантами и недостатками. Речь не идёт о том, что человек не может ничего изменить и его судьба предначертана уже до его рождения. Дело в том, что любые склонности и особенности могут проявиться лишь при соответствующих условиях. Представьте себе зерно: оно может упасть во влажную рыхлую почву и уже через сутки дать росток, а может упасть на голый асфальт и тогда вряд ли сможет прорасти.
Тоже самое происходит и с ребёнком, который приходит в этот мир. У него есть как положительные особенности, так и отрицательные. Это, разумеется, тоже условное разделение, так как в этом мире нет ничего абсолютно плохого и абсолютно хорошего и всё, так или иначе, может быть инструментом. Так, если у ребёнка есть какой-либо талант, но родители ничего не сделают для того, чтобы это талант проявился, то есть не создадут почву для того, чтобы зерно проросло, ребёнок, скорее всего, так и не найдёт своё предназначение. Или же это случится уже во взрослом возрасте, и много времени будет потеряно, к примеру, на нужное образование или нелюбимую работу. Тоже самое и с какими-то негативными качествами характера. К примеру, ребёнок растёт очень агрессивным и вспыльчивым — у него такая особенность характера. И, если родители не найдут способ научить ребёнка контролировать себя или не смогут перенаправить эту агрессию в конструктивное русло, такой ребёнок тоже будет расти несчастным человеком.
На самом деле, все родители желают ребёнку счастья. Только проблема большинства родителей в том, что понятие счастья у большинства искажённое. Искренне желая своему ребёнку добра, родители порой начинают баловать его, покупать ему вредную еду, развлекать его и одаривать дорогими игрушками, думая, что вся эта внешняя мишура сделает их ребёнка счастливым. Родителей тоже можно понять: они целыми днями заняты повседневной суетой и единственный способ для них проявить свою любовь и заботу — вкусно накормить ребёнка и развлечь его. Но, сами того не понимая, они создают для своего ребёнка причины, по которым он будет страдать в будущем.
Как же определить, какая забота будет для ребёнка благом, а какая принесёт вред? Здесь сложно ответить однозначно, потому что в случае с каждым ребёнком всё будет индивидуально, и очень сложно сохранить баланс. К примеру, некоторые родители пытаются взращивать с детства в ребёнке самостоятельность и ответственность, порой даже намеренно помещая его в трудные жизненные ситуации. Но тут очень просто перегнуть палку: ребёнок может утвердиться во мнении, что родители его не любят и вообще их не волнуют его проблемы. С другой стороны, не стоит излишне «обкладывать ватой» ребёнка: воспитанный в тепличных условиях он не сможет адекватно взаимодействовать с этим миром в будущем.
Как найти эту сложную грань между заботой и гиперопекой? Прежде всего, следует развить собственную осознанность. Совершая действие в отношении ребёнка, каждый раз задавайте себе вопрос: «К какому результату это приведёт?». Если ваши действия направлены на то, чтобы развлекать, баловать и вкусно кормить ребёнка, и ничего, кроме этого, то лет через 10–15 не удивляйтесь, когда в своём ребёнке вы увидите эгоиста, потребителя и, вообще, носителя самых что ни на есть негативных качеств. Это — последствия такого воспитания, когда для ребёнка сбываются все его желания, причём чаще всего не ведущие ни к какому развитию вообще.
Стремясь проявить заботу, родители чаще всего пытаются вкусно накормить ребёнка. Но, к сожалению, в современном мире, вкусная еда — это чаще всего вредная еда, которая не только разрушает здоровье, но и формирует зависимость. Многие родители с целью управления ребёнком подсаживают его на сладкое. Так как сахар является наркотиком (сахар действует на мозг по тому же принципу, что и кокаин), то, приучив ребёнка к сладкому, можно буквально заставить его стать шёлковым. Обещание дать ребёнку конфету или, напротив, угроза её отобрать поистине творят с ребёнком чудеса — он становится просто послушной куклой в ваших руках. Но совершенно очевидно, что такое идеальное поведение не более чем иллюзия. И как только ребёнок чуть-чуть подрастёт и сможет сам себе покупать сладости, вся безграничная власть родителя над ребёнком на этом закончится, а вот у ребёнка останется тяжёлая наркотическая зависимость на всю оставшуюся жизнь. Стоит ли это того, чтобы почувствовать себя на определённый период в жизни круче легендарного Макаренко, — вопрос спорный.
Пищевые привычки закладываются ещё в раннем детстве. И то, какой тип питания родители привьют своему ребёнку, скорее всего, будет обуславливать его культуру питания на протяжении всей жизни. Единицам удаётся перебороть и сломать те тенденции в питании, которые заложены в детстве. Поэтому, покупая ребёнку очередную вредную «вкусняшку», следует понимать, что вы создаёте у ребёнка вредную привычку неправильно питаться на долгие годы.
Ещё одним важным аспектом в воспитании детей является контроль информации. Дети невероятно впечатлительны и восприимчивы к любой новой информации. И, учитывая то, что сегодня большая часть окружающей нас информации оставляет желать лучшего, чаще всего в ребёнка загружается далеко не то, что будет вести его к развитию. Поэтому, если вы замечаете, что ваш ребёнок начинает вести себя неадекватно или странно, обратите внимание на то, к каким источникам информации он имеет доступ.
К примеру, известны случаи, когда даже после просмотра, на первый взгляд, безобидного мультика «Маша и Медведь» дети начинали вести себя неадекватно и в долгосрочной перспективе регулярного просмотра этого мультфильма — даже портился их характер. И это неудивительно — посмотрите сами, какие концепции продвигает мультфильм «Маша и Медведь». Капризная, эгоистичная девочка постоянно откровенно издевается над Мишей, а также другими обитателями леса: есть эпизоды, где от неё бегают и прячутся даже волки. Чему может научить такой мультфильм? Потребительскому мировоззрению и эгоистичной жизненной позиции. Маша показывает своим примером, что свои интересы нужно ставить выше интересов окружающих и добиваться своих целей любыми способами.
В случае с Машей — истериками, слезами, подлыми хитростями и так далее. Стоит ли удивляться, когда, не получив заветную шоколадку или игрушку, ребёнок закатит истерику прямо в магазине? Ведь именно этому его научила весёлая беззаботная мультяшная Маша. И поэтому принципу сегодня написаны сценарии практически всех отечественных мультфильмов, а уж о зарубежных и говорить нечего. Те ценности, которые они продвигают — просто чудовищны. Однако сегодня даже маленькие дети не только смотрят мультфильмы, но и имеют доступ к боевикам, ужастикам, сериалам и жестоким компьютерным играм. Сегодня ребёнок за компьютер садится в среднем уже в 5–6 лет. И занимается он там далеко не образованием и развитием, а играет в жестокие игры, где во всех подробностях смакуются убийства. Стоит ли ожидать от такого ребёнка какого-то адекватного поведения? Вопрос риторический.
Вывод из всего вышесказанного простой: воспитание, действительно, во многом определяет судьбу ребёнка. Нужно следить за тем, что ребёнок потребляет, как в плане пищи, так и в плане информации, и тщательно отслеживать тенденции и изменения в поведении, а также анализировать, какие причины приводят к тем или иным переменам. Как правило, когда родители замечают, что с их ребёнком что-то не так, бывает уже слишком поздно. Перевоспитывать двадцатилетнего эгоиста и бездельника, который уже плотно «подсел» на разного рода интоксиканты, намного сложнее, чем корректировать поведение 3–4-летнего ребёнка.
Существует версия, что все черты характера и все привычки закладываются до пяти лет и дальше можно только незначительно корректировать то, что уже заложено глубоко в подсознании. Поэтому старайтесь загружать в ребёнка только позитивную информацию, которая будет вести его к развитию. Ну и самый главный секрет здорового образа жизни для вашего ребёнка — это ваш личный пример. Как показывает опыт, бесполезно, прихлёбывая пиво из бутылки, рассказывать сыну о вреде алкоголя: он будет, как зеркало, повторять всё, что делает его отец. А вот если отец встаёт в шесть утра и идёт на пробежку, а выходя из дома в выходной бежит не к ларьку с пивом, а к турнику, то у ребёнка это запишется на подкорку, и именно это определит его вектор движения по жизни.