Зачем русскому человеку – йога? Вопрос, который задает себе, пожалуй, каждый исконный русич, впервые сталкиваясь с этой «странной непонятной гимнастикой».
«Это не наша культура, и она нам не подходит. У нас физиология не та, и мышление не то. Точка!»- первая концепция, овладевающая нашим умом в момент «столкновения».
А какое оно – «то»? Что является критерием «того»? мнение окружающих? навязанные стереотипы? привычка? мода? Все это называется «жизнь по инерции»: что-то мы готовы принять на веру, не пытаясь докопаться до сути, а что-то категорически отрицаем, едва соприкоснувшись?
А почему бы самому не погрузиться вглубь, не исследовать вопрос и не получить СВОЙ опыт?
В современном обществе с размахом пропагандируется патриотизм, гордость за нацию, культивируется возвращение к славянским корнями, и это не плохо. Плохо то, что вместе с тем развивается нетерпимость к «инородным» культурам, зачастую перерастающая в агрессию. Мышление зажимается в тесные рамки, не оставляя пространства для свободы выражения.
Здоровый образ жизни сейчас тоже считается «модным трендом», но вот, парадокс – в обширных кругах людей, пытающихся к нему приобщиться, нередко можно услышать всяческие «фитнес», «веллнес», «пилатес», и другие подобные наречия. А где среди них хоть одно русское слово? Почему-то диссонанса не возникает. Никаких противоречий – мы идём, и усердно «качаем» своё тело.
Зачем? Ясное дело - быть здоровыми и красивыми! Для чего? Причина тривиальна до невозможности - поиск счастья. И логика здесь проста: мы будем здоровыми - у нас будет привлекательная внешность – это поможет достигать своих целей - достижение целей принесёт в нашу жизнь счастье.
Но что происходит на самом деле? Как иначе, можно назвать все эти устремления, если не подменой ценностей? «Накачать больше других пресс», «сесть в шпагат, растянув ноги шире других», «подтянуться на турнике большее количество раз, чем другие», или, что еще хуже – «набить «морду» круче других» – разве всё это не является ложью самому себе?
Можно ли быть счастливым, когда «есть Я, и есть все остальные. Я – лучше, они – хуже»? Конкурирующая борьба с себе подобными приносит счастье?
Кто-то скажет – я это делаю не для соревнования, а для себя, чтобы себе нравиться. Ну, допустим. Ты выглядишь потрясающе, не расстаешься с зеркалом... Или так: ты – «гора мышц», победоносный боец… И? что дальше?
Каждый найдет массу примеров в своей жизни, когда мы стремимся к подобному успеху. Заполучив пальму первенства, какое-то время радуемся, а потом возникает зловещая опустошенность. И мы снова рвёмся в бой с еще большим ожесточением. Почему так происходит?
Дело в том, что невозможно удовлетворить наши мирские желания. На смену прежним обязательно придут новые и новые, потому и результаты временны и иллюзорны. Проходит время, эмоции угасают, и порой нам кажется, что бесконечными бывают только страдания этого сурового мира.
Так спросим теперь себя - только ли физически нужно развиваться, чтобы быть счастливым? Есть ли в жизни что-то светлое, чему предела нет? Что-то чистое, что могло бы быть вечным? Что на самом деле можно считать реальным?
Ответ прост: вечное – идеал высокодуховного человека. К нему-то и нужно стремиться. И на это не жалко положить всю жизнь, потому что "реально лишь то, что не возникает и потому не исчезает” (Древняя мудрость).
Только отказавшись от материальных привязанностей и эгоистичных желаний, есть шанс увидеть свет. Научившись жить осознанно, по совести, можно обрести гармонию с окружающим миром и с самим собой.
«В здоровом теле здоровый дух – редкое явление!». Этой древнеримской поговоркой всё сказано, но посмотрите, насколько свойственно людям упрощать и искажать истинное знание. Сейчас мы совершенно в другом контексте понимаем это высказывание – в урезанном виде оно приобретает совершенно иной смысл. Не так ли?
Это ли не повод, чтобы отказаться от привычки «слепо верить», и начать постигать. А чтобы познавать суть всех вещей, необходимо духовное развитие. Может ли это нам дать простая тренировка тела? Вопрос риторический.
А вот йога - может!
Кто-то скажет, что существует масса других духовных практик, которые развивают дух (тайзци, цигун, тенсегрити, исихазм, суфийские практики и многие другие), и будут правы. Я тоже в свое время вставала перед вопросом выбора, и практиковала некоторые из них.
В них во всех много самобытного и оригинального, не отрицаю. В них даже прослеживается сходство целей и некоторых путей реализации с йогой. Это, действительно, свидетельствует о том, что в основе - одни и те же закономерности духовного развития. Но дело в том, что они по-разному реализуются в тех или иных культурно-исторических условиях. И с этой точки зрения далеко не во всех духовных традициях прослеживается хоть какая-то связь с русской нацией.
Но здесь вполне закономерно возникает другой вопрос – да зачем нам, славянам, вообще вся эта «ересь супостатская» нужна? Наверняка же в России были свои методы самосовершенствования!?
Сложно сказать.
Возможно, у наших далеких предков и не было нужды в специальной системе саморазвития, и им был открыт прямой путь к Высшей реализации.
По своей природе русский человек - созидатель. Ему присуще строить, работать на земле, что-то изобретать, творить. Он умел строить на века, пахать на совесть, и быть БЛАГОдарным за всё, чем одарила его природа. Если представить - какой уровень физической активности и нравственных устоев были у наших предков (взять хотя бы истории наших бабушек и дедушках о том, как они жили в молодости, как жили их родители, и родители их родителей), то можно сделать вывод, что весь их образ жизни мог быть тем самым путем.
А может, и была особая система, но беда в том, что наши предки не оставили после себя письменных источников с пошаговыми инструкциями, как это сделали учителя других народов. Почему? Может они были не грамотные? Ваньки-дураки? Ведь именно такой образ мышления нам навязывают «доброжелатели», и оно прочно в нас укореняется из поколения в поколение. Мы уже почти поверили в свою несостоятельность.
А ответ, на самом деле, прост - да потому что письменный текст легко уничтожить или исказить его смысл. Зато наши прародители заложили свои знания в живые информационные образы, способные вечно нести Истину без потери смысла (вы читали наши сказки, уже будучи взрослыми?). Кто имеет разум, не искаженный кривдой, тот сможет постичь истинный смысл жизни. И главная помощница в этом – совесть (наши предки называли ее песней матери-Сва – жены Сварога, матери богов).
Теперь же посмотрим правде в глаза, и ответим себе на простой вопрос – можем ли мы, нынешнее русское поколение отнести себя к какой-либо из этих категорий?
Мы так много знаем о 10 заповедях христианского учения, но каковы в реальности наши нравственные устои? А сколько времени мы уделяем физическому труду? И что мы умеем делать по-настоящему качественно? Как мы обращаемся с природой и живыми существами?
Насколько мы разумны, чтобы быть достойными прикоснуться к тайне предков? В каких отношениях мы со своей совестью?
В обоих этих случаях мы возвращаемся к необходимости развития. И каким же образом совершенствоваться? Здесь и решается вопрос выбора - почему именно йога?
А потому что те самые культурно-исторические условия нашей страны увязываются с Индией самым тесным образом. Никакая другая культура не имеет такого множества общих корней с нашей. Да и учения Индии настолько древние, что дает нам все основания считать их авторитетными, если не сказать – первозданными.
Есть несколько версий, раскрывающих взаимосвязь индийской и славянской культур, одна из которых звучит так: более 7000 лет назад наши предки – арии-трипольцы, праславяне вследствие затопления Причерноморья и сильного похолодания покинули родные земли, и ушли в Индию, неся туда свой язык, мировоззрение, духовные практики и учение о строении Вселенной. Заселив северную часть Индии, предгорье Гималаев, они явили миру Веды и Ведическую Традицию как таковую.
За много веков Традиция вобрала в себя местные особенности, но сохранила базовые основы мировоззрения и духовной практики. Одна из таких практик, помогающих человеку идти путем самопознания, сегодня известна всему миру как Йога. Изначальной формой йоги считается раджа-йога, практика, которая была напрямую связана с духовными ритуалами поклонения Всевышнему через Огонь (Агни) и Солнце.
В то же время на славянских землях традиция Вед не исчезла, а продолжила свое существование, прославляя Всевышнего через огненные ритуалы, часть которых проводится и по сей день приверженцами славянской культуры (Ягъя).
Во II веке до н.э. индийский мудрец Патанджали в своем труде «Йога-сутра» обобщил опыт прошлых поколений, и в наши дни 8 ступеней йоги Патанджали считаются классическими. Они-то как раз и входят в систему Раджа-йоги, но вообще техники Йоги делятся на четыре основные категории:
- Карма-Йога – суть которой в том, чтобы выполнять свои предписанные обязанности в жизни в согласии со своим предназначением и только из чувства долга, без привязанности к результатам своего труда.
Об этом же говорил Иисус: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное» [Мф. 5:3]. Блаженны те, кто в душе считает себя нищим, отвергая поклонение материальным ценностям.
- Бхакти-Йога - йога преданности и любви. Это йога религиозного пути, когда человек через преданное служение Богу, гуру, и всем живым существам постигает Истину.
Иисус сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» [Мф. 22.37-38].
«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, выражай Мне почтение и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточившись на Мне, ты непременно придёшь ко Мне». Кришна, Бхагавад-гита, 9.34
- Джняна-Йога - Йога знания. Она ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру. Это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной.
- Раджа-Йога (включает Хатха-Йогу), В буквальном переводе "раджа-йога" означает "царица среди йог", что указывает на её наивысший статус среди всех видов йоги.
«Веды – это самое прекрасное из всего. Проведение всяческих яджн – ещё лучше. Повторение мантр (джапа) – ещё лучше, чем яджны. Путь Знания (джняна-марга) – лучше джапы. Но ещё лучше Знания (самоисследования) медитация, в которой исчезают всяческие совокупные окрашивающие её примеси (рага, т.е. дуализм и привязанности). Именно в такой медитации следует достигать извечное Достижение-Осознание». Даттатрея, "Йога-рахасья" ("Мистерия йоги") 3.25
Эти четыре основные системы Йоги первоначально не были различными путями к просветлению, а представляли его различные аспекты. И по сей день считается, что практиковать нужно все 4 вида йоги параллельно.
В Катха-упанишаде, древнем тексте, составленным между 300 и 400 гг. до н. э. , тело сравнивается с колесницей, чувства с конями, а ум с поводьями. Разум является возничим, а душа — хозяином, который едет на своей колеснице. Если с колесницей, лошадьми, упряжью или возницей что-то не в порядке, то страдать от этого будут не только колесница и возничий, но и сам хозяин колесницы.
В философском смысле йога - это внутренний опыт, сводящий в единое целое тело, чувства, ум и разум с вашим глубинным внутренним "Я". Таким образом, цель йоги заключается в устранении хаоса противоречивых мыслей и импульсов, порождающих предубеждения, склонности, болезни, жажду чувственных удовольствий и т. д., которые ведут нас к неизбежным страданиям. Йога позволяет избавиться от всех этих недостатков и дисциплинировать ум.
Так что, как мы видим, йога – совершенно универсальное знание, вне наций, религий и концепций.
Бог становится обращенным только к тем, кто отвергнул привязанность по отношению к какой-либо конкретной религии и «измам
Рамалинга Свамигал
Йога – для ВСЕХ, а единственный метод убедиться в этом – стать выше шаблонов и стереотипов, и начать практиковать.
Все будущие йоги начинают свой путь с выбора школы/учителя , и вот здесь главное – проявлять здравомыслие. Людям свойственно корректировать свои взгляды на духовные практики, цели и методы саморазвития, адаптируя их к требованиям времени, отсюда и столько направлений йоги.
Но любая система духовного развития, заканчивается там, где начинается шаблонность и упрощенчество. Непонимание целей и механизмов, а также отсутствие системного подхода к данному вопросу может привести к весьма неблагоприятным последствиям.
Поэтому, призываю вас - помните: "Где начинается канон, там заканчивается духовность" (Древняя мудрость).
Рекомендованные материалы:
- Индия по-русски (читать)
- Хранилища памяти - реки (читать)
- Сходство культур Руси и Индии на примере возникновения письменности (читать)
- С.В.Жарникова. О сходстве культуры Индии и русского севера (смотреть)
- С.В.Жарникова. Единые корни домашних обрядов индославов Руси и Индии (смотреть)
- С.В.Жарникова. О Будде Шакьямуни (смотреть)