Содержание
Что такое аскеза
Аскеза — это практика самоограничения или самоотречения с целью достижения духовного просветления или преодоления собственных недостатков и ограничений. Это понятие используется в различных религиозных традициях (христианстве, исламе, буддизме и др.), где аскеза может включать в себя пост, молитву, медитацию, отшельничество и прочие формы отречения от материальных благ. В более широком смысле аскеза может также относиться к любой форме дисциплины или самоограничения в жизни, направленной на достижение какой-то цели.
Виды аскезы
Аскезы практикуют на трёх уровнях: тела, речи и ума.
Аскезы тела:
- питание, способствующее духовному росту (саттвичное, не убойное, без интоксикаций);
- умеренные физические нагрузки;
- паломничества;
- нахождение только в благостных местах;
- чистота тела и одежды;
- минимализм;
- ненасилие (в том числе словами и помыслами), контроль страстей и прочее.
Совершая аскезы тела, важно помнить, что их цель заключается совсем не в том, чтобы навредить телу и пострадать, а в том, чтобы через аскезу научиться контролировать желания и чувства. Помните, что фанатизм неуместен, а самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Примеры из жизнеописаний великих йогов-махасиддхов, которые подвергали свои тела немыслимым, с точки зрения обычного человека, испытаниям, — исключения из правил.
Аскезы речи:
- соблюдать сатью (правдивость);
- не критиковать;
- не обсуждать;
- не злословить;
- не говорить плохо о других за спиной;
- не перебивать;
- не кричать;
- не утомлять речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное;
- избегать споров;
- не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «перетянуть в свою веру, йога-кружок» и так далее.
Аскезы ума:
- контроль чувств и эмоций;
- чтение писаний и размышления;
- джняна-йога;
- самоанализ;
- усмирение гордыни;
- покаяние (раскаяние);
- почтительное отношение к людям.
Вынужденные аскезы — на самом деле лишь отработка кармы: в этом случае дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой. Добровольные же аскезы помогают отработать или уменьшить долги будущего, но не все они могут принести благо.
Показательна история Гандхари, жены Дхритараштры, — героини великого эпоса «Махабхарата».
Царица Гандхари, как и предписано женщине, благочестива и скромна, но страшная аскеза, на которую она себя обрекла, не была предписанной. Женщине надлежит спрашивать совета и разрешения у отца или мужа, ибо она находится под их защитой и пожинает плоды их деятельности. Гандхари из самых благих побуждений (сострадания и желания понять слепого от рождения мужа) обрекла себя на добровольную слепоту.
Муж это воспринял как насмешку. Мудрецы также не одобрили этот поступок, ибо в писаниях он не упоминался и ранее не использовался. Тем не менее, учитывая благие мотивы, аскезу разрешили Гуру династии, хотя они и пошли против воли мужа. Кармические связи трудны для понимания, так как нелинейны. Точно сказать, к чему привела эта аскеза, трудно. Но счастья в том воплощении у Гандхари не было: сто сыновей родились с демоническими наклонностями, мужа не оставляла ни на мгновение и туманила ум жажда власти, принося массу страданий его жене и подданным.
Аскеза — дело серьёзное и требует чёткого понимания цели и инструментария. Лучше пользоваться предписанными, по крайней мере, до тех пор, пока уровень личной практики и духовного роста не позволит видеть вещи глубже и сопоставлять действие с последствием.
Аскезы совершаются в страсти (раджасе), невежестве (тамасе) или благости (саттве). Аскезы с целью духовного развития — это аскезы в благости, с целью получения материальных благ — в страсти, с целью получения энергии для причинения вреда — это невежество.
Какие плоды от аскез получает человек
- Сжигание кармы. «Совершившие великий грех и остальные, совершающие недостойные дела, освобождаются от греха хорошо исполненным аскетическим подвигом» (Ману-смрити, XI 240).
- Накопление тонкой энергии шакти (или тапаса) переработкой грубой энергии накопленных заслуг, что увеличивает жизненную энергию и повышает потенциал.
- Получение материальных или духовных благ.
Цель аскезы
Совершение аскезы ради аскезы — ошибка, которая может привести к развитию гордыни. Хвастаясь и «просвещая» всех и вся вокруг, практик растит чувства собственной важности и важности совершаемых им действий, привязывается к результату и на самом деле роет себе яму.
Например, человек решает совершить аскезу и 10 дней не мыться, но какова цель? Ведёт ли это к изменению сознания, искоренению вредных привычек, становится ли человек от этого лучше? Для примера приведём такую притчу. Умер человек и попал на Божий суд. Стал задавать вопросы Богу.
— Господи, что с долей моей? Я заслужил царствие небесное? Я ведь страдал! — заявил он с достоинством.
— А с каких это пор, — удивился Бог, — страдания стали считаться заслугой?
— Я носил власяницу и вервие, — упрямо нахмурился человек. — Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял своё тело постом и молитвами...
— Ну и что? — заметил Бог. — Я понимаю, что ты страдал, но за что именно ты страдал?
— Во славу твою, — не раздумывая, ответил человек.
— Хорошенькая же у меня получается слава! — грустно усмехнулся Господь. — Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю радостей любви?
Повисло молчание... Бог всё так же задумчиво взирал на человека.
— Так что с моей долей? — напомнил о себе человек.
— Страдал, говоришь, — тихо произнёс Бог. — Как тебе объяснить, чтобы понял... Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он всё-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам.
Бог на мгновение замолчал...
— А где же дом? Дом где, Я спрашиваю?!
Как совершать аскезы
Кришна в Бхагавад-Гите говорит:
«Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ты ни совершал, о Каунтея, — всё это совершай как приношение Мне!» (БГ 9.27).
«Знай, что свершающие не предписанные святыми Писаниями жестокие аскетические подвиги ради самолюбования и с гордостью, в то же время одолеваемые половой страстью, привязанностями и насильственностью, неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня, находящегося внутри их тел, — знай, что их решения демонические!» (БГ 17.5–6).
Главная опасность, подстерегающая аскета, состоит в том, что, получая энергию шакти (тапас) посредством аскез, он взращивает гордыню. Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и эго радостно потирает руки. Без веры и без Бога внутри аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать во благо всех живых существ. Даже если совершаешь аскезы для собственного очищения и духовного роста, стоит помнить и понимать, что в долгосрочной перспективе это должно приносить благо всем.
Важно не обсуждать аскезу с другими, не хвастаться, не выставлять её напоказ. Лучше не рассказывать о ней никому, кроме учителя-наставника. Приведём поучительную притчу, объясняющую этот аспект.
Во времена Будды Шакьямуни жил один царь, вознамерившийся поднести Будде и сотням сопровождающих его монахов несметные дары. Он пригласил их на праздник, который проходил в его саду. Много недель подряд царь подносил собравшимся дары в виде вкуснейшей еды, одежды и денег. По традиции того времени после совершения благого действия выполнялось посвящение заслуг, так что человек получал награду за свои дела.
Когда грандиозное торжество подходило к концу, царь попросил совершить посвящение заслуг последних нескольких недель. Будда согласился выполнить его просьбу, но, прежде чем сделать это, задал очень необычный вопрос:
«Должен ли я за все твои материальные подношения и подарки совершить посвящение в твою пользу или в пользу того человека, который в действительности накопил наибольшую заслугу?».
Царь был сбит с толку. Он думал, что самая большая заслуга принадлежит ему, ведь это он организовал праздник и был столь щедр со всеми, однако ответил:
«Разумеется, ты должен посвятить заслугу тому, кто её заслужил».
Тогда Будда посвятил заслугу старухе-нищенке, сидевшей у ворот сада. Собравшиеся были потрясены. Спутник Будды Ананда спросил:
«Почему ты посвятил заслугу от этого праздника нищенке, которая совершенно ничего не сделала, а не царю, который всё это оплатил?»
Будда ответил:
«Деньги потратил царь, а у нищенки нет и рупии, но она радовалась, что совершаются такие обильные подношения. Поскольку сама она ничего не давала, она не испытывала гордости. Царь был щедр, но самодоволен, восхищаясь собственными благими поступками. Заслуга старухи оказалась больше заслуги царя благодаря тому, что она была искренней и скромной».
Собираясь соблюдать аскезу, заранее планируйте продолжительность и следуйте плану. Если появляется соблазн соблюдать дольше — вероятно, эго укрепилось; если же, наоборот, появилось желание быстрее покончить с аскезой — это показатель того, что сила воли слабая или мешают внешние факторы.
Фанатичность, равно как и потакание слабостям, — показатель неблагой аскезы. Предписанные аскезы имеют определённое время входа-выхода согласно писаниям. Например, жительницы Индии соблюдают пост на Наваратри — 9 дней и 9 ночей ограничений, и эти дни определены весенним и осенним равноденствием.
На постящегося действует энергия планет, соответствующая конкретному дню недели во время соблюдения поста и других аскез. Например, экадаши выпадают на 11-е лунные сутки, и время выхода чётко обозначено. Православные посты тоже имеют временные рамки и другие условия. То есть временной фактор важен как с точки зрения продолжительности, так и начала-окончания аскезы. Благоприятно следовать уже установленным предписаниям, а не изобретать велосипед.
«Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда его, то есть тщеславия.»
Преподобный Марк Подвижник
Правила выполнения аскез
Во-первых, постоянство (признак саттвы). Аскеза должна соблюдаться постоянно, если не предусмотрен конкретный период её выполнения.
Во-вторых, предложение результатов аскез Богу. Практик изначально делает это для Бога (другими словами, не привязывается к плодам). Стоит быть благодарными за возможность совершать аскезу, помогать людям и двигаться на пути самосовершенствования.
Лучшая аскеза — следовать своей дхарме и налаживать отношения с Богом, каждое действие совершать бескорыстно и подносить плоды Всевышнему. Тогда кармические узелки будут постепенно уменьшаться, и жизнь будет проходить в благих аскезах.
Вот что говорится в Ману-смрити про дхарму:
«Аскетизм для брахмана — приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия — охрана народа, аскетизм для вайшу — хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры — служение» (XI 236).
Пусть все живые существа будут счастливы!
#adv-1#