Содержание
Великие йоги: жизнеописания
В этой статье собраны краткие жизнеописания известных йогов нашей эпохи.
Мы попробуем здесь дать общее представление об этих знаменитых личностях, чтобы все кто имеет интерес к духовному развитию могли вдохновиться на более глубокое изучение материалов о самосовершенствовании.
Подробно узнать об их деятельности, целях и методах продвижения на пути самосовершенствования и служения людям, вы можете из книг-жизнеописаний или из нашего раздела "Йога" и "Буддизм". Со временем мы выложим более подробные описания.
Итак, начинаем :)
Будда Шакьямуни (Гаутама) жил с 566 по 485 год до н.э. в центральной части северной Индии. Будда родился в богатой аристократической семье из касты воинов в государстве Шакья со столицей в Капилавасту, на границе нынешних Индии и Непала. В буддийских текстах можно найти описание чудесного зачатия Будды во сне, в котором белый слон с шестью бивнями входит в бок царицы Майядэви, а также предсказание мудреца Аситы о том, что ребенок станет или великим властителем или великим мудрецом. Также можно найти описание чудесного рождения Будды. Недалеко от Капилавасту в роще Лумбини Будда вышел из бока своей матери, сделал семь шагов и сказал: «Я явился».
Юность Будды прошла в удовольствиях и наслаждениях. Он женился и у него родился сын Рахула. Однако в возрасте двадцати девяти лет Будда отрекается от семейной жизни и царского престола и становится странствующим нищенствующим духовным искателем.
Чтобы пресечь страдания, Будда стремился постичь природу рождения, старения, болезни, смерти, перерождения, печали и неведения. Первая встречи Будды с этими явленими проявилась когда он с возницей колесницы по имени Чанна совершал прогулку по городу. Тогда Будда впервые увидел больного человека, старика, мертвеца и аскета, и Чанна объяснил Будде, что это означает. Осознав это, Будда пришел к ясному пониманию истины страдания, которое испытывает каждый, и возможности избавления от него.
Падмасамбхава (в переводе «рожденный из лотоса») — великий йогин VIII века. Будда Шакьямуни предсказал, что Гуру Падмасамбхава появится через восемь лет после его паринирваны. Его цель — приносить пользу и помогать существам в реализации их истинной природы и предназначения в эти особенно темные времена упадка и вырождения.
Гуру Падмасамбхава не просто существо, достигшее просветления, он - Будда особой активности, осуществляющий прорыв сквозь наши концепции, привычные склонности ума, чтобы дать нам возможность достичь просветления в эти мятежные и неспокойные времена. Падмасамбхава пребывает здесь специально для того, чтобы проникать сквозь и освобождать наше обманутое привычкой цепляться интеллектуальное мышление, разрушать двойственные стереотипы. Таковы его намерения и предназначение.
Гуру Падмасамбхава продолжает воплощаться и не перестает проявляться во множестве форм, чтобы ввести нас во всеобъемлющее и открытое состояние ума, состояние Дхармадхату. Падмасамбхава здесь, чтобы растворить и уничтожить вводящие нас в заблуждение омрачения, покончить раз и навсегда с кошмаром концептуальной двойственности ума — коренной причины страданий всех чувствующих существ.
Падмасамбхава родился из цветка лотоса, почему и получил свое имя. Будучи, подобно Будде Шакьямуни, принцем, Падмасамбхава опять-таки, как и Будда, покидает дворец и становится отшельником. Во время медитаций на кладбищах и в недоступных пещерах он получает тайные тантрические посвящения от дакини и становится великим йогином и чудотворцем.
Тилопа (988-1069г.) — индийский махасиддха, гуру Великого Наропы. Линия учений Тилопы и Наропы стала основной линией тибетской школы Кагью. Тилопа родился в семье брахманов. При рождении на теле ребенка были заметны необычные знаки, и астрологи разошлись во мнениях относительно их значения.
«Мы не знаем, есть ли этот ребенок
Бог, нага или якша
Все же, заботливо оберегайте это существо.
Мальчика назвали Брахмин Салье».
В юности Тилопа пас буйволов и читал книги. Однажды юношу посетила дакиня, которая указала на его преемственность от Чакрасамвары и порекомендовала отправиться за поучениями в чистую страну дакинь. Позднее он последовал ее совету. Тилопа соединил две линии преемственности:
– Первую он получил от Будды Ваджрадхары (Держателя Алмаза), когда тот явился перед ним в видении, и дакинь (позднее он говорил: «У меня нет учителей среди людей»). Ваджрадхара дал ему полное посвящение в тантру «Чакра-самвара», назвав Тилопу воплощением самого Чакрасамвары – Будды Высшего Блаженства (букв. «связывающий чакры»). Именно с этой «встречи» Тилопы с Ваджрадхарой начинается история линии преемственности Кагью. – В то же время, упоминая о второй линии преемственности, Тилопа признавал: «У меня есть учителя среди людей». Эту вторую линию называют «Четыре устные передачи». От многочисленных учителей он получал абхишеки (посвящения), передачу текста и устные пояснения, заключавшие в себе вторую линию преемственности «Четыре линии передачи»:
- «Отцовской тантры» через Сараху, Нагарджуну, Арьядеву, Чандракирти, Матанги, Тилопу
- Махамудры через Сараху, Луйипу, Тенги, Дарику, Дакиню Шукрадхари, Тилопу
- Сна и промежуточного состояния через Домби, Винапу, Лавапу, Индрабхути, Тилопу
- Жара через Дакиню Сумати, Танглопу, Шинглопу, Карнарипу, Джаландхари, Кришначарью, Тилопу.
После нескольких лет медитаций Тилопе было указание от Учителя Матанги практиковать фазу «действия» (прим: вероятно, Тилопе сказали практиковать карма-йогу. Суть этой йоги состоит в том, чтобы наблюдать карму во внешнем мире и понимать, какое действие живых существ приводит к тому или иному результату.).
Тилопа пел:
«Как масло – сущность кунжута,
Так и мудрость истинной природы – внутренне присуща нам.
Хотя она и есть в сердце у всех существ,
Её не достичь, если не подскажет гуру».
Тилопа обладал удивительными мистическими способностями. Странствуя по Индии, на западе победил небуддийского йогина Мати в соревновании по чародейству; он скакал на льве и управлял движением солнца и луны, а также показал внутреннюю часть своего тела: там был космос. На юге он столкнулся с теистическим философом, который в дебатах победил многих буддийских ученых. Неспособный противостоять силе Тилопы, обратившийся в буддизм философ начал усердно практиковать методы и, в конце концов, стал сиддхой. На востоке Тилопа покорил могучего мага, который стал его учеником и во время смерти достиг радужного тела. В Центральной Индии Тилопа обратил трактирщика Сурьяпрабху, превратив вино в нектар. На севере он положил конец серии убийств, обратив преступников, которые стали его учениками. В Шринагаре он смирил гордого музыканта, после чего тот тоже стал его учеником. Вернувшись еще раз на юг, Тилопа победил философа-материалиста, объяснив тому, что такое карма.
Тилопа также побывал в стране дакинь. Невзирая на все преграды и опасности, а также капризный нрав самих дакинь, он смог усмирить их и от самой королевы этой чудесной и опасной страны, получил тринадцать тантрических поучений, так называемой линии передачи шепотом.
Хотя он предпочитал жить в далёких и негостеприимных местах, его слава мастера медитации принесла ему превосходных учеников, среди которых он избрал Наропу держателем линии.
Наропа - великий йогин, известный как выдающийся ученый и мастер медитации. В соответствии с учением, которое дал ему Тилопа, он развил практическую систему Шесть йог Наропы, дающую ученикам ощутить Просветление.
Существуют различные точки зрения относительно места рождения Наропы. Некоторые биографы говорили, что он был рожден в Бангладеше, но согласно тому, что говорил Марпа, его главный ученик, родина Наропы - Лахор в Индии.
Марпа – великий йогин, лама-мирянин по всем внешним проявлениям живший жизнью богатого семейного человека, к концу жизни стал одним из авторитетнейших переводчиков и учителей Тибета.
Марпа родился в год водяной крысы (1012) на юге Тибета. Отец его предсказал, что он получит возможность обрести великие духовные достижения при условии, однако, что выберет правильный путь. В очень юном возрасте Марпа изучил санскрит под руководством учителя Сакьяпы Ламы Дрогми, затем Марпа обменял свою собственность на золото и отправился в Индию в компании друга. Путешествие привело Марпу в Непал, где он повстречал двух учеников Наропы, замечательная степень совершенства в практике которых поразила его. Долгий и трудный поход привел Марпу прямо к Наропе, который принял его духовным сыном и начал обучать. Марпа поднес ему все свое золото. За шестнадцать лет Марпа получил от Наропы посвящения и поучения, также как дополнительные наставления от Джнанагарбхи на востоке и от сиддхи Кукурипы на юге. Сиддха Майтрипа, другой ученик Наропы, преподал ему полностью Махамудру.
Марпа использовал сны и предзнаменования для понимания хода судьбы. Это был учитель строгий, известный своими вспышками гнева, но также и моментами великой щедрости и доброго юмора.
Миларепа — знаменитый йог-практик, поэт, автор многих песен и баллад, до сих пор популярных на Тибете. Его учителем был Марпа-переводчик. Его путь к Просветлению был непростым. В юности под давлением матери Миларепа изучил черную магию и с помощью колдовства убил тридцать пять человек. Вскоре он пожалел о содеянном и стал искать способ избавиться от накопленной негативной кармы. Следуя совету своего первого учителя, Миларепа направился к Марпе-переводчику. Тот был чрезвычайно строг с ним, заставлял выполнять тяжелую работу и наотрез отказывался давать буддийские посвящения. После нескольких лет суровых испытаний Марпа взял Миларепу в ученики, и дал наставления по медитации. В течение двенадцати лет Миларепа упорно практиковал полученные наставления. Миларепа был первым человеком, достигшим столь высокого уровня постижения за одну жизнь, не имея заслуг в предыдущих рождениях.
Еше Цогьял
Во времена императора Трисонг Децена в одной из провинций Тибета правил Карчен Шоннупа, у которого был сын по имени Карчен Пелгьи Вонгчук. Когда Вонгчуку исполнилось пятнадцать лет, он женился на девушке из рода Нуб, по имени Гетцо. Они и стали родителями прекрасной принцессы Еше Цогьял из Карчена, во время появления которой на свет произошли чудесные предзнаменования. Через месяц Еше Цогьял уже выглядела как восьмилетний ребенок. Десять лет родители скрывали ее от постороннего взгляда. Когда же ей исполнилось десять лет, ее тело обрело совершенные формы, и толпы людей со всего Тибета, из Китая, Хора, Джанга и Непала приходили взглянуть на нее.
Родители решили женить Еше Цогьял на каком-нибудь из принцев, который добивался ее руки. Еше Цогьял была против, но ее насильно выдали замуж. Во время путешествия, она сбежала и поселилась в долине Вомпу Такцанг, питаясь плодами деревьев и одеваясь в одежды, сотканные из волокон хлопкового дерева. Но Зуркхарпа, неудачливый жених, разузнал, где Еше Цогьял находиться, и послал три сотни вооруженных воинов в долину Вомпу. Они нашли Еше Цогьял и силой отвезли к своему господину. Одним словом назревал военно-политический конфликт, и тогда мудрый царь Трисонг Децен, дабы разрядить обстановку сам женился на Еше Цогьял. Вскоре Трисонг Децен снова пригласил к себе Падмасамбхаву. Когда Гуру Римпоче воссел на приготовленный для него трон, украшенный драгоценными камнями, император устроил обильное подношение ганачакры и поднес учителю целую гору драгоценностей. Кроме того, была сделана мандала из золота и драгоценных камней, символизирующая все царство Трисонг Децена. А в качестве внутреннего подношения он предложил учителю Еше Цогьял. Гуру Римпоче одарил царя необычайными учениями тантры, тайными словами, что превыше кармы и закона причин и следствий. После этого Падмасамбхава сделал Еше Цогьял своей супругой, дал ей необходимые посвящения, и они отправились в Чимпу выполнять практику тайной йоги.
Мандарава — одна из двух основных супруг и учениц Гуру Падмасамбхавы.
Рожденная индийской принцессой и получившая значительное образование (медицина, астрология, языки Индии и др.), Мандарава отказалась выходить замуж за окрестных владык и их наследников и решила посвятить свою жизнь практикам самосовершенствования.
С появлением Падмасамбхавы Мандарава стала его духовной супругой, и оскорбленный царь приказал сжечь их обоих на костре. Костер был превращен силой Падмасамбхавы в озеро. Считается, что это озеро Ревалсар в штате Химачал-Прадеш, Индия. После того, как царь раскаялся и принял учение от Падмасамбхавы, Мандарава сопровождала Падмасамбхаву в его путешествии по другим царствам и в его медитациях в гималайских пещерах.
Мачиг Лабдрон (1055-1145г.г.) – великая йогиня, считается перерождением Еше Цогель, супруги Падмасамбхавы, великого учителя VIII века, так как в жизнеописании последней содержится предсказание, сделанное самим Падмасамбхавой, о ее будущем рождении под именем Мачиг Лабдрон.
Путь великой йогини Мачиг Лабдрон к освобождению удивителен :) Чудесное появление в нашем мире, обучение, умение Мачиг Лабдрон сочетать семейную жизнь и практику служения людям, форма воспитания и обучения детей (их у Мачиг Лабдрон было трое)... и, конечно, создание учения и практики Чод, в которой переживается сострадание ко всем живым существам...
Солнце мудрости взошло в сердце Мачиг Лабдрон и она поняла – ничто не является на самом деле тем, чем оно видится. После этого Мачиг Лабдрон освободилась даже от тончайшей привязанности к своему собственному «я». У нее не было ни малейшего помышления о самой себе. О Мачиг Лабдрон говорили: «Какое счастье, что эманация божества родилась в Тибете».
Мачиг Лабдрон основала одну из линий передач учения непосредственно от Тары. До нее этой линии передачи не существовало. В земном теле Мачиг Лабдрон прожила 200 лет.
В «Манджушри-мула-тантре» имеется следующее пророчество Будды Шакьямуни относительно Мачиг Лабдрон:
«Во времена заката моего Учения, на севере, в Стране Снегов, явится сущность Праджняпарамиты по имени Лабдрон. Она будет учить сердечной, нерожденной сути в городах, селениях и горах, на кладбищах, лесах и долинах. Ее Учение широко распространится!».