Что такое Тапас?
В Йоге для духовного роста существует ступенчатая система. Основоположником данной системы был Патанджали. Йога Патанджали — практика самореализации, основанная на работе с сознанием и внутренней энергией. Суть практики строится на восьми ступенях, эти ступени: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Важным инструментом по направлению к движению цели самореализации (познание своего назначения, задач) является этическо-нравственная основа яма- нияма.
Нияму — внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину или индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие практикующего, составляют: шауча (чистота), сантоша (удовлетворённость), тапас (строгость, аскетизм, самоограничение), свадъхьяйя (самообразование, самоанализ), ишвара пранидхана (вера в Бога).
Йога как деятельность состоит из тапаса (строгости, аскетизма, самоограничения), свадхьяи (самообразования, самоанализа), ишвара пранидханы (веры в Бога и посвящения всех своих действий, слов и мыслей Высшей цели). Тапас сжигает нечистоту и делает тело крепким.
Слово «тапас» (tapas) происходит от корня, означающего «нагревать», «накалять», то есть означает рвение и полноту усилий. Иногда его рассматривают как очищающие действия, ибо они устраняют нечистоту. Это понятие относится в первую очередь к телу и означает надлежащий уход за ним. Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству обретается совершенство тела и органов чувств. Йога использует тапас как одну из составляющих крия-йоги и ниямы. Патанджали подчёркивает, что лишь духовный накал (тапас) может сжечь загрязнения психики. Это совершенно иной уровень тапаса, чем достижение магических сил или статуса царя. Здесь нет надобности в долгом подвижничестве. Тапас, совершаемый ежедневно как составляющая ниямы, вместе с чистотой и удовлетворённостью меняет состояние психики, делает её менее загрязнённой. Практикующий очищается от мирской скверны, накапливает заслуги, повышая запас духовной энергии. Йога понимает под этим такую заботу о теле, при которой оно не беспокоит разум во время медитации.
Иногда «тапас» переводят как «аскетизм», но идея крайней аскетичности также далека от учения Патанджали. После нескольких лет сурового аскетизма Будда Шакьямуни отказался от него и стал проповедовать срединный путь (мадхьяма маргу) с умеренными самоограничениями при высокой нравственности. Термин «тапас» в буддизме означает самодисциплину. Практика тапаса проявляется в регулярности и естественном росте мастерства.
Все высшие вещи происходят только в результате тапаса. Если себе потакать, размягчаться в духе, уровень сразу опускается.
Практика йоги — это всегда тапас и бросание вызова своим возможностям, это возжигание внутреннего огня. Быть человеком для йога не составляет труда. В человеческом обществе йогин — это тот, кто может очень хорошо жить, без всяких проблем; решать задачи обычного среднего человека ему ничего не стоит. Обычный человек решает в большинстве случаев задачи материального мира: как обеспечить свою семью, купить жильё, вопросы карьерного роста, построения отношений с родственниками, друзьями, начальством на работе. Но эти задачи не велики по сравнению с задачей добиться успеха. Вершиной многих людей является добиваться успеха, например получить много денег, стать успешным, влиятельным человеком. Обычному человеку быть йогом по сути очень сложно. Он не сможет узнать сути, пока не закалит свою железную волю и не усмирит эго. Духовная практика требует от него большего. Это ежедневный тапас и самодисциплина.
Чтобы достичь такого состояния, нужно непрерывно тренировать себя, нужно бороться за это, бросать себе вызовы и постоянно побеждать. Низменная часть ни за что не должна выиграть. Победа должна быть за вашей волей. А почему вначале это невозможно? Много мирских желаний, узкие и забитые каналы, много ограничений, омрачений и старой информации, очень слабая воля — всё это никуда не годится. Если воля слабая, отрешение — это подвиг: «Я отрёкся от пепси-колы, месяц не пью. Я две недели соблюдаю брахмачарью и не ем мясо», но это смешно. Для йогина это не проблема.
От слабой воли мы идём к воспитанной, йогической. Лучшим способом будет совмещать тапас с другими средствами ниямы или асанами. Ежедневно преодолевая нежелание, тренируется воля. Как обычная мышца накачивается благодаря ежедневной тренировке, так и ежедневное преодоление себя «наращивает» волю. Наша воля крепнет, загрязнения слабеют. Мы замечаем, что легко избавляемся от привычек, борьба с которыми требовала усилий (например, с курением, желанием подольше поспать, вкусно поесть и т. д.). Если ежедневно практиковать тапас в течение нескольких лет, результаты превзойдут все ожидания. Вам станет подчиняться и собственный организм. Ваше тело и органы чувств станут невероятно чуткими к вашим приказам. Это и подразумевается под выражением «совершенство тела и органов чувств».
Виды тапаса
Физический тапас
Брахмачарья, служение Гуру и мудрецам, практика ахимсы, или ненасилия, — всё это тапасы тела. С помощью силы брахмачарьи Бхишма и Хануман совершали чудесные дела. С помощью силы целомудрия Дамаянти сожгла охотника; Анасуя превратила Тримурти в детей; Савитри вернула Сатьявана назад от Бога Ямы. Сила Брахмачарьи более могущественна, чем сила физического Тапаса.
Устный тапас
Говорить правду, соблюдать обет молчания, не вредить другим недобрыми или грубыми словами, говорить полезные слова, изучать священные писания — всё это Тапасы речи. Уравновешенность, умственное обуздание (шама), чистота природы, однонаправленность ума, умственное счастье, жизнерадостность, чистота жизни — всё это Тапасы ума.
Умственный тапас
Умственный тапас более могуществен, чем физический тапас. Тот, кто переносит жару и холод, выполняет физический тапас.
Он увеличивает свою силу выносливости, но он может быть неспособным перенести оскорбление. Он легко расстроится от грубого или недоброго слова. Он может отомстить или наказать по принципу «око за око, зуб за зуб». Он не контролирует ум. Он дисциплинировал только своё физическое тело. Поддерживать равновесие ума во всех случаях жизни, выносить оскорбления, вред, гонения, быть всегда безмятежным, удовлетворённым и спокойным, быть жизнерадостным в неблагоприятных условиях, иметь мужество при встрече с опасностью, иметь присутствие разума и воздержанность — всё это формы умственного тапаса.
С философской точки зрения медитация является высшей формой тапаса. Фиксация блуждающего ума на Боге или Брахмане является великим тапасом. Вичара и Нидидхьясана являются высшим тапасом. Исследование «Кто есть Я?» есть высший тапас. Пратьяхара, пранаяма, дхарана и самадхи — великий Тапас.
Упанишады рассматривают тапас наряду c брахмачарьей как добродетель, порождающую огромную силу. Традиционная философия Индии утверждает, что тапасом можно достичь чего угодно, вплоть до владычества над всем миром. С этой целью индийские аскеты (тапасики) предпринимали самоистязание, например стояли среди четырёх костров, расположенных по сторонам света, на открытом месте, таким образом, что палящие лучи солнца действовали, как пятый огонь. Другим видом тапаса является обет стоять на пальцах одной ноги и т. д. Тапасик не стремится умилостивить Бога или богов, напротив, боги зачастую стараются помешать тапасу тем или иным путём. В основе механизма действия тапаса лежит закон кармы, утверждающий равновесие причин и следствий. В соответствии с этим законом, перенесённые аскетом мучения должны быть компенсированы равноценным количеством счастья.
Откуда берётся тапас и для чего нужен?
Это некий капитал, накапливаемый аскетизмом, но — капитал как таковой. Его можно использовать как для достижения власти, богатства и магического могущества, так и для очищения своей психики. Этот капитал можно накапливать, передавать другому. Тапас тесно связан с понятием тепла, жара, накала. Но это психический огонь, духовный жар. В текстах есть синоним — теджас, накал, блеск, великолепие. Эта одна из основных творческих сил, особенно половая. Интенсивность этого пламени, сопровождаемая разными самоистязаниями, развитием воли, сублимация всех сил в божественный творческий огонь, в свет, рассекающий мглу неведения, — вот что такое тапас.
Мифология полна примеров, когда некто накладывал на себя суровый тапас для достижения могущества. Достигнув желаемого, такие люди прекращали тапас и начинали тратить накопленное. Есть демоны в мифологии, достигшие подобным путём невероятного могущества.
Начав тапас, ученик набирает могущество. Его воля развивается, духовный капитал накапливается. Если он не прекращает тапас, то этот капитал, в точном соответствии с финансовым капиталом, «начинает приносить проценты». Свою силу он не растрачивает, а использует для достижения ещё большего могущества. Проценты не тратятся, а всё время вкладываются в достижение цели. Наконец, такой ученик становится духовным «миллиардером». У него аккумулируется столько же силы, сколько скопил бы обычный человек, тысячу лет простояв на одной ноге. Тапас — это жар страстей, который люди тратят попусту чревоугодием, похотью и т. д. Аскет же этот жар не тратит и в результате накапливает большое количество жара, который учитывается при новом рождении.
Святость придёт, если вы совершенствуете себя нравственно, физически, интеллектуально, эстетически (посредством чувств). Эти 4 породят духовное совершенствование — дхарану и дхьяну. Или практика 5 йог. В раджа-йоге как целостном учении можно выделить бхакти-йогу — любовь, преданность; хатха-йогу — физическое совершенствование, гигиену, закаливание; джнана-йогу — изучение писаний, развитие мудрости, самоучение; карма-йогу — отработку грехов через деятельность, служение людям своими талантами, способностями, опытом; и буддхи-йогу — медитативная практику.
Тапас — третья анга ниямы в раджа-йоге.
Тапас — это один из трёх пунктов крия-йоги.
Тапас означает аскетизм, или практику покаяния.
Тапас — это бриллиант, подобный сверкающему огню.
Тапас означает также обуздание чувств и медитацию.
Тапас ведёт к контролю ума.
Тапас есть аскетизм, контроль чувств и медитация. Очищайте себя с помощью тапаса — и вы достигнете конечной цели.
Hаpада стал бpахмаpиши, Бхагиpатха пpинёс Гангу с небес, Гаутама уговоpил Годаваpи излиться на землю, Валмики осознал силу Рамамантpы, что дало ему возможность составить Рамаяну, Гаpги укpепился в бpахмачаpье, а Сулабха — в духовной мудpости — это всё было достигнуто при помощи тапаса. Да и зачем пpиводить такие огpаниченные пpимеpы? Путём тапаса даже Бpахма и Рудpа стали помощниками человека.
Как ни странно, тапас — это естественная вещь, хотя, может быть, для кого-то эта мысль покажется в чем-то необычной, но, на самом деле, тапас – не есть то, посредством чего достигается нечто далёкое от нас, скорее тапас — это возврат к истинному себе. Просмотрите йогические тексты, там сказано, что не надо купаться в холодной воде, не нужно греться у огня, пища должна быть не горькой и не сладкой, нужно избегать работы в поте лица и т. д. Как это всё понимать? – Держаться середины. Когда доминирует саттва, и в теле более естественный обмен энергий, то оно излучает тепло и свет, что достигается сдерживанием своих крайностей. Это есть дисциплина, и тапас также относится к ней как один из аспектов ниямы. В текстах, может быть, не всё перечисляется, но самое главное — понять основной подход.
Путём дисциплины или позитивной практики мы утверждаем в себе правду самого ценного, правду существа, правду знания, любви, трудов, и заменяем этим заблуждения, которые слишком быстро росли, заглушили и извратили нашу натуру. Соблюдая в мирской жизни принципы ямы-ниямы, следуя правильному режиму дня, трудясь бескорыстно на благо других, заботясь о близких людях, вы со временем почувствуете ту силу духа, которой наделяется человек, полон внутренним огнём устремлённости. Только достигнув очистки психики изложенным выше путём, станет возможным дальнейшее продвижение по «царственному пути» йоги!