Содержание
В древнем трактате Йога сутры Патанджали дается классификация ямы и ниямы как принципов морально-нравственного и этического поведения йогина. Одним из принципов ниямы является шауча, что можно трактовать как Чистота. Понятие чистоты можно рассмотреть в широком смысле как чистота тела и ума. В более поздних трактатах, таких как Хатха-йога прадипика и Гхеранда самхита описываются конкретные упражнения, которые предназначены для создания и поддержания той самой чистоты (Шауча), о которой упоминает Патанджали. Этим упражнением дано название Шаткармы (санскр. Sat-karman: шат – шесть, карма – действие). Шесть действий подразумевает 6 типов упражнений, целью которых является поддержание здоровой гигиены конкретных органов и специфическое для этих техник психо-эмоциональное и энергетическое воздействие.
Вот что сказано о Шаткармах в Хатха-йога прадипике:
Шлока 21. Когда жир или слизь избыточны, пранаяме должна предшествовать шаткарма.
Шлока 23. Шаткарма – секретная практика, приносящая чудесные результаты.
Эти практики шаткармы, которые очищают тело являются секретными. Они дают много результатов и высоко ценятся выдающимися йогинами.
Практики шаткармы являются очень мощными, и им нельзя научиться из книг или от неопытных людей. В Индии существует традиция – других людей может учить лишь тот, кто сам, в свою очередь, был обучен гуру. Если люди учатся у неквалифицированного учителя, то они, скорее всего, будут совершать серьезные ошибки. Практикующий будет совершать ошибки и в том случае, когда он практикует самостоятельно, без руководства гуру. Говорят, что практики шаткармы являются секретными, потому что практикующий должен получать персональные инструкции о том, что ими действительно следует заниматься, и о том, как их выполнять, — и все это в соответствии с индивидуальными потребностями. Для этого важно иметь квалифицированного и опытного учителя. Практики шаткармы никогда не разрабатывались специально для лечения, но лишь для создания гармонии в теле и уме и для подготовки к дальнейшим практикам.”
Рассмотрим каждый тип техник подробнее.
Дхоути нацелено на очищение желудочно-кишечного тракта. Данный тип практик можно разделить на следующие подтипы:
Мы рассмотрим наиболее доступный и эффективный метод – ваман дхоути, который также называют куньджала.
Шлока 25 Дхоути исцеляет многие болезни. Нет сомнений, что кашель, астма, болезни селезенки, проказа и двадцать видов других заболеваний, вызванных избытком слизи, устраняются посредством дхоути кармы.
Процедуру лучше проводить утром, натощак. Регулярность повторения процедуры обусловлена личными особенностями организма. В среднем процедуру можно проводить с регулярностью раз в месяц или ежедневно курсами для получения быстрого устойчивого эффекта.
Если при выполнении вамана дхоути, вода выходящая из желудка имеет красноватый оттенок, есть сгустки крови или твердые кровяные частицы – это свидетельствует о том что слизистая желудка повреждена. В этом случае необходимо прервать выполнение и предпринять меры по восстановлению слизистой желудка.
Басти – это йогическая клизма, нацеленная на очищение нижних отделов пищеварительного тракта. Выделяют два варианта выполнения:
Рассмотрим более подробно Джала басти, которая оказывает самый мощный эффект на тело и сознание человека.
Основным отличием басти от клизмы является то, что при выполнении клизмы вода вводится под давлением и стенки кишечника растягиваются, что может приводить к запорам и застою венозной крови. Басти же выполняется за счет создания низкого давления в брюшной полости посредством выполнения мадхьяма наули, что тренирует мышцы кишечника и препятствует застойным явлениям.
Шлока 27. Увеличение желез и селезенки и все болезни, возникающие от избытка ветра, желчи и слизи, удаляются из тела посредством практики басти
Шлока 28. В результате практикования джала басти улучшается аппетит, разогревается тело, разрушаются избыточные доши и очищаются дхату, чувства и ум.
#BOOKLET-1#Краткие курсы Басти в профилактических целях можно проводить 1-2 раза в год. При показаниях можно проводить ежедневно.
При возникновении кровотечений кишечника выполнение басти нужно прекратить и принять меры к восстановлению стенок кишечника.
Нети – техники очищения носа.
Выделяют два типа:
Рассмотрим обе эти техники подробнее.
Шлока 30. Нети прочищает череп и дарует ясновидение. Она также разрушает все болезни, которые проявляют себя выше горла.
Противопоказанием к этой технике могут являться многочисленные пункции гайморовых пазух, что может вызвать воспалительный процесс при попадании соленой воды в пазухи.
При указанных показаниях технику следует выполнять ежедневно. Для профилактики достаточно делать 1-2 раза в неделю.
Тратака – это тренировка глаз посредством неподвижной фиксации глазных яблок в том или ином положении.
Выделяют 2 вида тратаки:
Бахирангу практиковать проще, потому что в ней вы должны просто вглядываться в некий объект или символ, а антаранга тратака включает в себя ясную и устойчивую визуализацию некого объекта. В качестве внешнего объекта фиксации могут быть использованы межбровье, кончик носа, пламя свечи, река, восходящее солнце и т.д.
Рассмотрим подробнее выполнение тратаки с фиксацией на пламени свечи в сочетании 2х вариантов выполнения (внешней и внутренней концентрации)
Практиковать тратаку можно непрерывно от 5 до 20 минут на ежедневной основе при отсутствии противопоказаний.
Шлока 32. Тратака искореняет все глазные болезни, утомление и лень; она закрывает пути для появления этих проблем. Она должна держаться в секрете подобно золотой шкатулке.
Наули – это массаж внутренних органов посредством сокращения и изолирования прямых мышц живота.
Предваряющими техниками к наули является агнисара-дхаути и удияна бандха.
Выделяют 3 вида наули :
Пошаговая техника выполнения наули
Шлока 34. Наули является главной практикой очищения в хатха-йоге. Она воспламеняет пищеварительный огонь, устраняя нарушения пищеварения, вялое пищеварение и все беспорядки в дошах, а также рождает счастье.
При отсутствии противопоказаний Наули можно выполнять ежедневно, одинаковое количество раз в каждую сторону.
Капал означают «череп» или «лоб». Слово «бхати» означает «свет» или «блеск, великолепие», а также «восприятие и знание». Капалабхати представляет собой технику пранаямы, которая придает силы всему мозгу и пробуждает дремлющие центры, ответственные за тонкое восприятие.
Согласно «Гхеранд Самхите» существуют три формы капалабхати:
Шлока 35. Быстро выполняйте вдохи и выдохи подобно (кузнечным) мехам. Это называется капалабхати, и это разрушает все расстройства, вызванные слизью.
Важно выполнять капалабхати короткими циклами с компенсацией в виде полного йоговского дыхания или задержки дыхания, чтобы предотвратить гипервентиляцию.
Выполнять капалабхати можно ежедневно при отсутствии противопоказаний.
Совокупное воздействие шаткармы на организм можно суммировать одним словом — очищение. Когда различные системы тела очищены, общим результатом является то, что энергия может свободно течь по телу. Возрастают способности человека работать, думать, переваривать пищу, ощущать вкус, чувствовать, переживать и так далее, а также развивается большая осознанность. И не удивительно, что йоги, достигшие совершенства и знающие реальную степень человеческих способностей, очень высоко оценивают шаткарму.
Без преувеличения можно сказать что, освоив эти упражнения йоги, практикующий сможет гармонизировать свое физическое и психоэмоциональное состояние. Осваивать данные техники нужно постепенно, «без фанатизма». Нужно быть морально готовым, что некоторые техники не получатся с первого и даже со второго раза, но при регулярной практике и должной степени упорства вы обязательно достигните положительного результата. Важно помнить о противопоказаниях и, если что-то пойдет не так, ни в коем случае не нужно «переть напролом» и мучить свое тело, помните про ахимсу – первый принцип ямы. Признаками того что, нужно остановиться могут быть, например, кровотечения, острые боли, сильные головокружения, повышение температуры. Однако сдаваться если что-то просто не получается тоже нельзя иначе вы не добьетесь успеха.