Содержание
Вначале немного общей информации о пещерах и йоге.
Жизнь в пещере очень полезна для медитации. Многие знаменитые йогины и йогини жили и практиковали в пещерах.
Что нам известно нам о пещерах?
Температура там почти не меняется. В глубину не проникают палящие солнечные лучи, и потому там обычно прохладно, а зимой довольно тепло. В пещеру не проникают внешние звуки. Там можно достичь чудесной медитации. В пещере пусто, она наполнена возвышенными духовными потоками. Из-за отсутствия цивилизации там не возникает мирских мыслей. Вот такие преимущества практики в пещере :)
Пещера Маратика известна как Халеши или Халасе на местном диалекте, расположена в районе Кхотанг в Непале, 185 км к юго-западу от Горы Эверест.
Это почитаемое место паломничества, связанное с Мандаравой, Падмасамбхавой и практикой долгой жизни.
Падмасамбхава - великий йогин и учитель, внёсший значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма. В Бутане и в Тибете он также известен как Гуру Ринпоче (Драгоценный Учитель). Буддийская школа Ньингма почитает его как второго Будду.
Согласно традиционному жизнеописанию Будда Шакьямуни предсказал появление Гуру Падмасамбхавы. В девятнадцати разных сутрах и тантрах содержатся ясные предсказания о его приходе и деяниях. В Махапаринирвана-сутре Будда Шакьямуни возвестил о своей паринирване ученикам, которые были с ним в то время. Услышав это, многие из них, особенно Ананда, его двоюродный брат и личный слуга, были очень опечалены. Тогда Будда обратился к Ананде и велел ему не тревожиться.
«Через восемь лет после моей паринирваны в центре лотоса появится изумительное существо по имени Падмасамбхава и, открыв высочайшие учения об абсолютном состоянии истинной природы, принесет великое благо всем существам».
Гуру Ринпоче не просто существо, достигшее просветления, он - Будда особой активности, осуществляющий прорыв сквозь наши концепции, привычные склонности ума, чтобы дать нам возможность достичь просветления в эти мятежные и неспокойные времена. Он пребывает здесь специально для того, чтобы проникать сквозь и освобождать наше обманутое привычкой цепляться интеллектуальное мышление, разрушать двойственные стереотипы. Таковы его намерения и предназначение.
Гуру Ринпоче продолжает воплощаться и не перестаёт проявляться во множестве форм, чтобы ввести нас во всеобъемлющее и открытое состояние ума, состояние Дхармадхату. Он здесь, чтобы растворить и уничтожить вводящие нас в заблуждение омрачения, покончить раз и навсегда с кошмаром концептуальной двойственности ума — коренной причины страданий всех чувствующих существ.
Падмасамбхава родился из цветка лотоса, почему и получил своё имя. Будучи, подобно Будде Шакьямуни, принцем, Падмасамбхава опять-таки, как и Будда, покидает дворец и становится отшельником. Во время медитаций на кладбищах и в недоступных пещерах он получает тайные тантрические посвящения от дакини и становится великим йогином и чудотворцем.
Мандарава — одна из двух основных супруг и учениц Гуру Падмасамбхавы. Её имя — название цветка кораллового дерева (Erythrina Indica) (полностью по-тибетски её имя — man da ra ba me tog).
Рожденная индийской принцессой и получив значительное образование (медицина, астрология, языки Индии и др.), она отказалась выходить замуж за окрестных владык и их наследников и решила посвятить свою жизнь практикам самосовершенствования. С появлением Падмасамбхавы она стала его духовной супругой, и оскорблённый царь приказал сжечь их обоих на костре. Костёр был превращён силой Падмасамбхавы в озеро. Считается, что это озеро Ревалсар в штате Химачал-Прадеш, Индия. После того, как царь раскаялся и принял учение от Падмасамбхавы, Мандарава сопровождала Падмасамбхаву в его путешествии по другим царствам и в его медитациях в гималайских пещерах.
В пещере Маратика в Непале Мандарава и Падмасамбхава открыли несколько терма, учения долгой жизни Будды Амитабхи. В этой пещере они достигли уровня видьядхары долгой жизни.
В великой Сокровищнице Благословений говорится:
«Вернувшись в Захор, Падмасамбхава взял принцессу Мандараву в супруги и они отправились в пещеру Маратика, где в течение трёх месяцев практиковали садхану долгой жизни. Будда Безграничного Света Амитаюс появился, дал посвящение долгой жизни и благословил их как быть нераздельными с ним. Они оба достигли второго уровня видьядхары, видьядхары долгой жизни.»
Пещеры Маратики в Непале упоминаются в тибетской литературе с 12 века. «Катханг Занглинма», жизнеописание Падмасамбхавы, терма, обнаруженные и переданные Ньянгдрелом Нима Озером описывают события, которые сделали пещеры Маратики священными для практикующих. Другие более поздние источники также описывают этот эпизод в жизни великого святого, например в терма Оргьена Лингпы текст под названием Padma Thang yig Sheldrang ma (14 век). Также Самтен Лингпа (Тагсам Нуден Дордже) тертон второй половины 17 века посвящает шесть томов этому эпизоду в жизни Падмасамбхавы и его супруги.
А вот еще интересное описание из книги Намкая Норбу Ринпоче, о его опыте практики в этой пещере (выдержка из книги Чогьял Намкай Норбу - Йога сновидений)
ПАЛОМНИЧЕСТВО В МАРАТИКУ
В 1984 году Чогъял Намкай Норбу, посетив Северный Непал, совершил паломничество к монастырю Толу и к пещере Маратика, где великий махасиддха Падмасамбхава уединялся для практики со своей супругой Мандаравой. Ниже идет описание ряда замечательных снов, которые он видел в этом путешествии, начиная со сна, увиденного через два дня после прибытия в монастырь.
.. я хотел бы рассказать вам о сновидении, которое было у меня в первую ночь после прибытия в пещеру Маратика. Перед сном я подумал, что завтра будет хороший день, чтобы начать практику долгой жизни, текст которой был при мне. Я еще не полностью разработал конкретный метод ее выполнения, но текст захватил с собой, потому что посчитал Маратику прекрасным местом для этой практики.
В ту ночь мне приснилось, что я нахожусь в большой пещере и готовлюсь к выполнению практики. Я объяснял, как делать эту практику, и давал посвящение, которое позволило бы ученикам делать ее самостоятельно. В нашей традиции, чтобы делать практику долгой жизни, обычно требуется соответствующее посвящение.
Те, кто меня знает, знают и то, что я не сторонник сложных ритуалов посвящений, но я всегда говорю, что необходимо давать нужные посвящения для наделения силой. Во сне я собирался сначала дать подробное объяснение смысла посвящения. Когда ученики его хорошо поймут, я даю наделение силой, произнося мантру. Затем мы делаем практику вместе — это заключает в себе посвящение речи.
Итак, в моем сне я подробно объяснял, что такое посвящение, начав с посвящения тела. Тут я заметил, что кто-то рядом хочет мне что-то передать. Я обернулся к нему и увидел, что это не обычный человек. В этом я был уверен, поскольку сразу увидел, что нижняя часть тела у него — как у змеи. Я подумал было, что это Рахула, один из охранителей, но, взглянув на его лицо, решил, что вряд ли. Тогда я подумал: возможно, он сам или его облик мне знаком. Я опять всмотрелся: лицом напоминает дракона, а тело белое. Вдруг он вложил что-то мне в руку.
Если вы получали посвящение, то знаете, что обычно кто-то помогает учителю, подавая ему разные предметы. В нужный момент помощник подает требующийся для ритуала предмет. В моем сновидении похожее на дракона существо подало мне круглый предмет, которым я должен был удостоверить посвящение тела, которое уже дал.
Я взял этот круглый предмет. Он оказался зеркалом, но по его ободку было расположено еще двенадцать маленьких зеркал. Все зеркала окружало нечто вроде радуги, а вокруг шло украшение из павлиньих перьев. Очень красивая была вещь. Взяв ее в руку, я понял, что она предназначена для посвящения тела.
Обычно при посвящении зеркало символизирует ум, аспект понимания. Во сне ко мне сразу же пришло объяснение: «Тело кажется вещественным, но, по сути, оно пустое. Символ этого — отражение, которое кажется в зеркале нашим обликом». Разъясняя это в сновидении, я воспользовался зеркалом, чтобы дать посвящение тела. Я касался им головы каждого из тех, кто получал посвящение. И когда он проходил мимо меня, я произносил мантру .
Потом я начал объяснять посвящение речи. В этот самый момент я ощутил слева от себя присутствие другого существа. Это существо тоже поднесло мне ритуальный предмет — малу, четки из темно-красных рубинов, сложенные в виде цифры восемь. Я внимательно посмотрел на существо, поднесшее четки. У него было темно-красное тело и только один глаз. Я снова подумал, что это не обычное существо, а, наверное, Экаджати. Однако с виду оно немного отличалось от Экаджати, и в руках были не совсем обычные предметы. Так или иначе, получив четки, я снова продолжил объяснения: «Эта мала означает непрерывное произнесение мантры». Я не только объяснил, каково действие мантры, но и дал весьма необычное объяснение относительно формы мантры, слоги которой образовывали цепочку в виде восьмерки. Это было довольно странно, поскольку такое объяснение не имело никакого отношения к практике долгой жизни (цедру б гонгду) Ньягла Пэма Дундула, которую я взял с собой.
На следующий день, увидев сон о другой практике долгой жизни, в котором предо мной предстала дакини Мандарава, я обнаружил, что на самом деле это практика янгтиг, которая действительно включает в себя такую визуализацию. Тем временем Экаджати вложила мне в руку другой предмет — это был символ, придающий силу посвящению ума. Он походил на свастику, только на вершине были трезубцы, а сама свастика располагалась в центре. Все вместе было сделано из драгоценного камня, синего и прозрачного.
Затем я объяснил смысл посвящения ума, а после стал прикладывать этот предмет к сердцу каждого человека по очереди. Одновременно я произносил мантру, связанную с посвящением ума. Приложив этот предмет к сердцу первого человека, я увидел, что он оставил отпечаток и этот отпечаток вращается, издавая слабый звук. Он казался живым. То же самое произошло, когда я давал посвящение следующему человеку. Закончив ритуал, я увидел, что все отпечатки свастики продолжают вращаться. Вот так я давал посвящение, а затем проснулся. На следующий день я решил продолжить учение внутри пещеры. Многие ученики, сопровождавшие меня в этом паломничестве, присоединились ко мне, чтобы сделать практику Пэма Дун-дула в пещере Мандаравы.
На следующий день у меня опять был особый сон. Хотя многие из моих спутников еще не прибыли, во сне я увидел, что в пещере собрались все. Мы уже сделали практику, и я давал учение. Казалось, в этом сновидении все в точности повторяет то, что я видел во сне прошлой ночью. Слева от меня было красновато-коричневое существо с одним глазом. Оно снова держало в руке множество предметов и на этот раз дало мне хрустальную бусину.
Теперь было ясно, что это существо помогает мне давать наставления. Я взял хрусталь и всмотрелся в него. В центре я увидел слово. Как только я увидел это особое слово, то понял, что рядом действительно была Экаджати. Кроме того, во сне у меня было очень ясное видение охранительницы Экаджати, которая дала мне наказ: «Настало время открыть твое сокровище ума — «Ваджрный круг жизни»: практику дакини для обретения долгой жизни».
Вглядываясь в хрустальный шарик, я увидел, что от заключенного в нем слова во всех направлениях сияют лучи света, но за пределы шарика не выходят. Взяв его, я спросил: «Что это такое»? «Это — тагтеб. Тебе нужно делать тагтеб». Я ответил, что не понимаю.
И только я это произнес, как мне показалось, что хрусталь растворился во мне. Я осмотрелся, ища Экаджа-ти, но она тоже исчезла.
После пробуждения моя первая мысль была о таг-теб и о том, что это может означать. До рассвета было еще далеко, и у меня было много времени, так что я продолжил размышлять о слове тагтеб. Слово было не из числа привычных. Таг означает «чистый», теб — «столкнуться», а иногда — «перечислять». В состоянии между сном и явью я размышлял об этом слове, и мне пришло на ум, что для проверки достоверности текста нужно его записать, а потом записать его еще раз, не сверяясь с первым вариантом. Теперь мне было совершенно ясно, что необходимо сделать.
Умывшись, я взял бумагу и ручку, вышел и сел на камень. Потом, ничего не обдумывая, стал записывать все, что приходило на ум. Я исписал несколько страниц, и то, что из этого получилось, оказалось призыванием Экаджати. Это было начало. Потом я пошел завтракать. За завтраком я попросил одну мою ученицу сходить за тетрадью. Когда я закончил завтрак, она все еще не вернулась, поэтому я взял другую тетрадь и отправился в особое место — место силы Маратики, где был в первый день, и сел там.
Я уже начал было писать, когда пришла ученица и принесла черную тетрадь и красную ручку. Взяв их, я стал писать. Словно начиная письмо, я сделал надпись «Маратика» и указал день и час. Была четверть десятого утра. Пока я писал, приходили разные люди из моей группы. Некоторые из них не знали, чем я занимаюсь. Когда они подходили поздороваться, я старался от них отделаться.
Несмотря на то, что мне мешали, я закончил писать в четверть первого. Когда я закончил, оказалось, что я исписал тетрадь до самой последней строки последней страницы, будто все было задумано заранее. У меня мелькнула мысль, что это хороший знак.
Возвратившись в наш лагерь, я на несколько дней отдал тетрадь на хранение двум ученикам. Я думал, что через несколько дней снова запишу этот текст. Это был бы второй вариант тагтеба, который предстояло сравнить с первым, чтобы подтвердить достоверность текста. Тогда у меня будет доказательство, что это подлинный текст, а не игра моего воображения.
Прошло два дня. На третий день я увидел сон, который указывал, что пришло время писать и сделать некоторые уточнения. После утренней практики я снова сел за работу и продолжал писать до обеда. Второй раз я записывал совершенно спокойно и легко. На этот раз у меня ушло два с половиной часа. Затем я попросил вернуть мне оригинал, и моя старшая сестра сравнила два варианта. Между ними не было существенной разницы, только две или три грамматические поправки.
Таково происхождение этого текста практики — практики для обретения долгой и прочной жизни. В тексте есть мантры, описание дыхательных упражнений, способа управления своей энергией, а также того, что нужно представлять. Кроме того, там есть наставления относительно чакр и каналов. В тибетской традиции на подобные практики часто накладывают печать, что означает, что их следует хранить в тайне долгие годы. И если вы их получаете, нельзя даже упоминать о том, что вы их храните. В данном случае такой необходимости не было. Не было никакого указания, что практику следует запечатать. Я не должен был хранить тайну, поэтому поведал о ней. Я рассказал об этой практике в Маратике и дал передачу мантр."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возможно для опытных практиков йоги не нужно особенного места для занятий йогой, пранаямой и медитацией. Однако для тех кто делает первые, вторые, тетьи:) шаги - порой необходим какой-то толчок, какое-то особое вдохновение.
Это одна из причин почему в нашем клубе распространены поездки по местам силы в России и за рубежом.
В России каждое лето мы посещаем - йога лагерь Аура, который функционирует с июня по август и где каждый желающий может на личном опыте прочувствовать действия таких мест на личную практику.
Для тех кто так или иначе планирует отпуск и выезд за рубеж организовываем паломничества по местам силы, жизни и практики знаменитых йогов и йогинь: регулярно ездим в Индию и Непал, в августе-сентябре в Тибет к Кайлашу.