Измени себя — изменится Мир вокруг

Практика в местах силы. Пещеры йогов в Непале

Слушать аудио 0:00 / 18:05
Синтезированная речь

Содержание

Вначале немного общей информации о пещерах и йоге.

Жизнь в пещере очень полезна для медитации. Многие знаменитые йогины и йогини жили и практиковали в пещерах.

Что нам известно нам о пещерах?

Температура там почти не меняется. В глубину не проникают палящие солнечные лучи, и потому там обычно прохладно, а зимой довольно тепло. В пещеру не проникают внешние звуки. Там можно достичь чудесной медитации. В пещере пусто, она наполнена возвышенными духовными потоками. Из-за отсутствия цивилизации там не возникает мирских мыслей. Вот такие преимущества практики в пещере :)

Пещера Маратика известна как Халеши или Халасе на местном диалекте, расположена в районе Кхотанг в Непале, 185 км к юго-западу от Горы Эверест.

Это почитаемое место паломничества, связанное с Мандаравой, Падмасамбхавой и практикой долгой жизни.

Падмасамбхава - великий йогин и учитель, внёсший значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма. В Бутане и в Тибете он также известен как Гуру Ринпоче (Драгоценный Учитель). Буддийская школа Ньингма почитает его как второго Будду.

Согласно традиционному жизнеописанию Будда Шакьямуни предсказал появление Гуру Падмасамбхавы. В девятнадцати разных сутрах и тантрах содержатся ясные предсказания о его приходе и деяниях. В Махапаринирвана-сутре Будда Шакьямуни возвестил о своей паринирване ученикам, которые были с ним в то время. Услышав это, многие из них, особенно Ананда, его двоюродный брат и личный слуга, были очень опечалены. Тогда Будда обратился к Ананде и велел ему не тревожиться.

«Через восемь лет после моей паринирваны в центре лотоса появится изумительное существо по имени Падмасамбхава и, открыв высочайшие учения об абсолютном состоянии истинной природы, принесет великое благо всем существам».

падмасамбхава фото

Гуру Ринпоче не просто существо, достигшее просветления, он - Будда особой активности, осуществляющий прорыв сквозь наши концепции, привычные склонности ума, чтобы дать нам возможность достичь просветления в эти мятежные и неспокойные времена. Он пребывает здесь специально для того, чтобы проникать сквозь и освобождать наше обманутое привычкой цепляться интеллектуальное мышление, разрушать двойственные стереотипы. Таковы его намерения и предназначение.

Гуру Ринпоче продолжает воплощаться и не перестаёт проявляться во множестве форм, чтобы ввести нас во всеобъемлющее и открытое состояние ума, состояние Дхармадхату. Он здесь, чтобы растворить и уничтожить вводящие нас в заблуждение омрачения, покончить раз и навсегда с кошмаром концептуальной двойственности ума — коренной причины страданий всех чувствующих существ.

Падмасамбхава родился из цветка лотоса, почему и получил своё имя. Будучи, подобно Будде Шакьямуни, принцем, Падмасамбхава опять-таки, как и Будда, покидает дворец и становится отшельником. Во время медитаций на кладбищах и в недоступных пещерах он получает тайные тантрические посвящения от дакини и становится великим йогином и чудотворцем.

Мандарава — одна из двух основных супруг и учениц Гуру Падмасамбхавы. Её имя — название цветка кораллового дерева (Erythrina Indica) (полностью по-тибетски её имя — man da ra ba me tog).

Рожденная индийской принцессой и получив значительное образование (медицина, астрология, языки Индии и др.), она отказалась выходить замуж за окрестных владык и их наследников и решила посвятить свою жизнь практикам самосовершенствования. С появлением Падмасамбхавы она стала его духовной супругой, и оскорблённый царь приказал сжечь их обоих на костре. Костёр был превращён силой Падмасамбхавы в озеро. Считается, что это озеро Ревалсар в штате Химачал-Прадеш, Индия. После того, как царь раскаялся и принял учение от Падмасамбхавы, Мандарава сопровождала Падмасамбхаву в его путешествии по другим царствам и в его медитациях в гималайских пещерах.

падмасамбхава фото

В пещере Маратика в Непале Мандарава и Падмасамбхава открыли несколько терма, учения долгой жизни Будды Амитабхи. В этой пещере они достигли уровня видьядхары долгой жизни.

В великой Сокровищнице Благословений говорится:

«Вернувшись в Захор, Падмасамбхава взял принцессу Мандараву в супруги и они отправились в пещеру Маратика, где в течение трёх месяцев практиковали садхану долгой жизни. Будда Безграничного Света Амитаюс появился, дал посвящение долгой жизни и благословил их как быть нераздельными с ним. Они оба достигли второго уровня видьядхары, видьядхары долгой жизни.»

Пещеры Маратики в Непале упоминаются в тибетской литературе с 12 века. «Катханг Занглинма», жизнеописание Падмасамбхавы, терма, обнаруженные и переданные Ньянгдрелом Нима Озером описывают события, которые сделали пещеры Маратики священными для практикующих. Другие более поздние источники также описывают этот эпизод в жизни великого святого, например в терма Оргьена Лингпы текст под названием Padma Thang yig Sheldrang ma (14 век). Также Самтен Лингпа (Тагсам Нуден Дордже) тертон второй половины 17 века посвящает шесть томов этому эпизоду в жизни Падмасамбхавы и его супруги.

А вот еще интересное описание из книги Намкая Норбу Ринпоче, о его опыте практики в этой пещере (выдержка из книги Чогьял Намкай Норбу - Йога сновидений)

ПАЛОМНИЧЕСТВО В МАРАТИКУ

В 1984 году Чогъял Намкай Норбу, посетив Северный Непал, совершил паломничество к монастырю Толу и к пещере Маратика, где великий махасиддха Падмасамбхава уединялся для практики со своей супругой Мандаравой. Ниже идет описание ряда за­мечательных снов, которые он видел в этом путеше­ствии, начиная со сна, увиденного через два дня после прибытия в монастырь.

.. я хотел бы рассказать вам о сновидении, которое было у меня в первую ночь после прибытия в пещеру Маратика. Перед сном я подумал, что завтра будет хороший день, чтобы начать практику долгой жизни, текст которой был при мне. Я еще не полнос­тью разработал конкретный метод ее выполнения, но текст захватил с собой, потому что посчитал Маратику прекрасным местом для этой практики.

В ту ночь мне приснилось, что я нахожусь в боль­шой пещере и готовлюсь к выполнению практики. Я объяснял, как делать эту практику, и давал посвяще­ние, которое позволило бы ученикам делать ее само­стоятельно. В нашей традиции, чтобы делать практику долгой жизни, обычно требуется соответствующее по­священие.

буддийский монах фото

Те, кто меня знает, знают и то, что я не сторонник сложных ритуалов посвящений, но я всегда говорю, что необходимо давать нужные посвящения для наде­ления силой. Во сне я собирался сначала дать подроб­ное объяснение смысла посвящения. Когда ученики его хорошо поймут, я даю наделение силой, произнося мантру. Затем мы делаем практику вместе — это за­ключает в себе посвящение речи.

Итак, в моем сне я подробно объяснял, что такое посвящение, начав с посвящения тела. Тут я заметил, что кто-то рядом хочет мне что-то передать. Я обер­нулся к нему и увидел, что это не обычный человек. В этом я был уверен, поскольку сразу увидел, что ниж­няя часть тела у него — как у змеи. Я подумал было, что это Рахула, один из охранителей, но, взглянув на его лицо, решил, что вряд ли. Тогда я подумал: воз­можно, он сам или его облик мне знаком. Я опять всмотрелся: лицом напоминает дракона, а тело белое. Вдруг он вложил что-то мне в руку.

Если вы получали посвящение, то знаете, что обыч­но кто-то помогает учителю, подавая ему разные пред­меты. В нужный момент помощник подает требующий­ся для ритуала предмет. В моем сновидении похожее на дракона существо подало мне круглый предмет, которым я должен был удостоверить посвящение тела, которое уже дал.

Я взял этот круглый предмет. Он оказался зерка­лом, но по его ободку было расположено еще двенад­цать маленьких зеркал. Все зеркала окружало нечто вроде радуги, а вокруг шло украшение из павлиньих перьев. Очень красивая была вещь. Взяв ее в руку, я понял, что она предназначена для посвящения тела.

Обычно при посвящении зеркало символизирует ум, аспект понимания. Во сне ко мне сразу же пришло объяснение: «Тело кажется вещественным, но, по сути, оно пустое. Символ этого — отражение, которое кажет­ся в зеркале нашим обликом». Разъясняя это в снови­дении, я воспользовался зеркалом, чтобы дать посвя­щение тела. Я касался им головы каждого из тех, кто получал посвящение. И когда он проходил мимо меня, я произносил мантру .

статуя падмасамбхава фото

Потом я начал объяснять посвящение речи. В этот самый момент я ощутил слева от себя присутствие другого существа. Это существо тоже поднесло мне ритуальный предмет — малу, четки из темно-крас­ных рубинов, сложенные в виде цифры восемь. Я вни­мательно посмотрел на существо, поднесшее четки. У него было темно-красное тело и только один глаз. Я снова подумал, что это не обычное существо, а, на­верное, Экаджати. Однако с виду оно немного отли­чалось от Экаджати, и в руках были не совсем обыч­ные предметы. Так или иначе, получив четки, я снова продолжил объяснения: «Эта мала означает непрерыв­ное произнесение мантры». Я не только объяснил, ка­ково действие мантры, но и дал весьма необычное объяснение относительно формы мантры, слоги кото­рой образовывали цепочку в виде восьмерки. Это было довольно странно, поскольку такое объяснение не име­ло никакого отношения к практике долгой жизни (це­дру б гонгду) Ньягла Пэма Дундула, которую я взял с собой.

На следующий день, увидев сон о другой практике долгой жизни, в котором предо мной предстала дакини Мандарава, я обнаружил, что на самом деле это прак­тика янгтиг, которая действительно включает в себя такую визуализацию. Тем временем Экаджати вложи­ла мне в руку другой предмет — это был символ, при­дающий силу посвящению ума. Он походил на свасти­ку, только на вершине были трезубцы, а сама свастика располагалась в центре. Все вместе было сделано из драгоценного камня, синего и прозрачного.

Затем я объяснил смысл посвящения ума, а после стал прикладывать этот предмет к сердцу каждого че­ловека по очереди. Одновременно я произносил ман­тру, связанную с посвящением ума. Приложив этот предмет к сердцу первого человека, я увидел, что он оставил отпечаток и этот отпечаток вращается, издавая слабый звук. Он казался живым. То же самое произош­ло, когда я давал посвящение следующему человеку. Закончив ритуал, я увидел, что все отпечатки свастики продолжают вращаться. Вот так я давал посвящение, а затем проснулся. На следующий день я решил про­должить учение внутри пещеры. Многие ученики, сопровождавшие меня в этом паломничестве, присо­единились ко мне, чтобы сделать практику Пэма Дун-дула в пещере Мандаравы.

На следующий день у меня опять был особый сон. Хотя многие из моих спутников еще не прибыли, во сне я увидел, что в пещере собрались все. Мы уже сделали практику, и я давал учение. Казалось, в этом сновидении все в точности повторяет то, что я видел во сне прошлой ночью. Слева от меня было краснова­то-коричневое существо с одним глазом. Оно снова держало в руке множество предметов и на этот раз дало мне хрустальную бусину.

Теперь было ясно, что это существо помогает мне давать наставления. Я взял хрусталь и всмотрелся в него. В центре я увидел слово. Как только я увидел это особое слово, то понял, что рядом действительно была Экаджати. Кроме того, во сне у меня было очень ясное видение охранительницы Экаджати, которая дала мне наказ: «Настало время открыть твое сокровище ума — «Ваджрный круг жизни»: практику дакини для обрете­ния долгой жизни».

мужчина на скале фото

Вглядываясь в хрустальный шарик, я увидел, что от заключенного в нем слова во всех направлениях си­яют лучи света, но за пределы шарика не выходят. Взяв его, я спросил: «Что это такое»? «Это — тагтеб. Тебе нужно делать тагтеб». Я ответил, что не понимаю.

И только я это произнес, как мне показалось, что хру­сталь растворился во мне. Я осмотрелся, ища Экаджа-ти, но она тоже исчезла.

После пробуждения моя первая мысль была о таг-теб и о том, что это может означать. До рассвета было еще далеко, и у меня было много времени, так что я продолжил размышлять о слове тагтеб. Слово было не из числа привычных. Таг означает «чистый», теб — «столкнуться», а иногда — «перечислять». В состоянии между сном и явью я размышлял об этом слове, и мне пришло на ум, что для проверки достоверности текста нужно его записать, а потом записать его еще раз, не сверяясь с первым вариантом. Теперь мне было совер­шенно ясно, что необходимо сделать.

Умывшись, я взял бумагу и ручку, вышел и сел на камень. Потом, ничего не обдумывая, стал записывать все, что приходило на ум. Я исписал несколько стра­ниц, и то, что из этого получилось, оказалось призыва­нием Экаджати. Это было начало. Потом я пошел завтракать. За завтраком я попросил одну мою учени­цу сходить за тетрадью. Когда я закончил завтрак, она все еще не вернулась, поэтому я взял другую тетрадь и отправился в особое место — место силы Маратики, где был в первый день, и сел там.

Я уже начал было писать, когда пришла ученица и принесла черную тетрадь и красную ручку. Взяв их, я стал писать. Словно начиная письмо, я сделал над­пись «Маратика» и указал день и час. Была четверть десятого утра. Пока я писал, приходили разные люди из моей группы. Некоторые из них не знали, чем я за­нимаюсь. Когда они подходили поздороваться, я ста­рался от них отделаться.

Несмотря на то, что мне мешали, я закончил писать в четверть первого. Когда я закончил, оказалось, что я исписал тетрадь до самой последней строки последней страницы, будто все было задумано заранее. У меня мелькнула мысль, что это хороший знак.

Возвратившись в наш лагерь, я на несколько дней отдал тетрадь на хранение двум ученикам. Я думал, что через несколько дней снова запишу этот текст. Это был бы второй вариант тагтеба, который предстояло срав­нить с первым, чтобы подтвердить достоверность тек­ста. Тогда у меня будет доказательство, что это под­линный текст, а не игра моего воображения.

тибетская библиотека фото

Прошло два дня. На третий день я увидел сон, ко­торый указывал, что пришло время писать и сделать некоторые уточнения. После утренней практики я снова сел за работу и продолжал писать до обеда. Второй раз я записывал совершенно спокойно и легко. На этот раз у меня ушло два с половиной часа. Затем я попро­сил вернуть мне оригинал, и моя старшая сестра срав­нила два варианта. Между ними не было существен­ной разницы, только две или три грамматические по­правки.

Таково происхождение этого текста практики — практики для обретения долгой и прочной жизни. В тексте есть мантры, описание дыхательных упраж­нений, способа управления своей энергией, а также того, что нужно представлять. Кроме того, там есть на­ставления относительно чакр и каналов. В тибетской традиции на подобные практики часто накладывают печать, что означает, что их следует хранить в тайне долгие годы. И если вы их получаете, нельзя даже упо­минать о том, что вы их храните. В данном случае такой необходимости не было. Не было никакого ука­зания, что практику следует запечатать. Я не должен был хранить тайну, поэтому поведал о ней. Я рассказал об этой практике в Маратике и дал передачу мантр."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможно для опытных практиков йоги не нужно особенного места для занятий йогой, пранаямой и медитацией. Однако для тех кто делает первые, вторые, тетьи:) шаги - порой необходим какой-то толчок, какое-то особое вдохновение.

Это одна из причин почему в нашем клубе распространены поездки по местам силы в России и за рубежом.

В России каждое лето мы посещаем - йога лагерь Аура, который функционирует с июня по август и где каждый желающий может на личном опыте прочувствовать действия таких мест на личную практику.

Для тех кто так или иначе планирует отпуск и выезд за рубеж организовываем паломничества по местам силы, жизни и практики знаменитых йогов и йогинь: регулярно ездим в Индию и Непал, в августе-сентябре в Тибет к Кайлашу.


Оцените статью
1 10 10 5 5 Практика в местах силы. Пещеры йогов в Непале https://www.oum.ru/upload/iblock/a3a/a3a554b8cf1dd3ac5dfe41fffd0d876d.jpg
5 / 10
Поделиться с друзьями
Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите смахните вправо
Благодарности и пожелания