В обществе бытует распространённое мнение о том, что если человек сидит «в лотосе», то он уже реализованный йогин. Действительно, большое преимущество имеют именно те занимающиеся, для кого падмасана не является сложностью; для кого данное положение ног является привычной позой для чтения, выполнения текстовых заданий, не говоря уже о самой практике йоги. Но есть и обратная сторона медали, в которой можно чётко увидеть человека, занимающегося, как говорят, не по сути, а по форме, который трансформирует эффект практики не в самый позитивный результат…
Далее мы будем рассматривать различные аспекты теории и практики этой замечательной асаны.
На физическом плане падмасана может показаться сложной в освоении, создав тем самым впечатление, что весь терапевтический эффект асаны достигается исключительно подготовкой. Однако современные физиологи и йога-терапевты выделяют ряд преимуществ от непосредственного пребывания в падмасане. Это и уменьшение избыточного отложения жиров и солей в брюшной полости, и предотвращение сжатия внутренних органов, и устранение искривлений в позвоночнике, и, как следствие, появление правильной осанки. Отдельно стоит обратить внимание, что падмасана, по словам Б. К. С. Аенгара, является прекрасным средством от проблем с коленными и голеностопными суставами (артрит). Также положительным эффектом этой асаны является укрепление копчикового и крестцового отделов позвоночника, укрепление ободочной кишки. Также падмасана активно способствует притоку крови к нижней части живота, нижним отделам позвоночного столба, что в свою очередь предотвращает застойные процессы и улучшает обмен веществ.
Тем не менее, подобные физиологические эффекты являются всего лишь следствием энергетического состояния человека.
С давних времён йоги стремились обрести устойчивость в положении сидя с прямой спиной, имея цель — попасть в свой внутренний мир, устранить препятствия в духовном росте и принести максимальную пользу всем живым существам.
Именно поэтому существует мнение о том, что использование методик хатха-йоги позволяет практикующему длительное время сидеть с прямой спиной. Положение тела, при котором ноги скрещены, а позвоночник выпрямлен, позволяет поднять энергию к верхним энергетическим центрам.
Чем на более высокий уровень поднимается энергия человека, тем спокойнее будет поведение человека, тем спокойнее ум, разум и интеллект будут взаимодействовать между собой, тем более адекватную жизнь он будет вести. Также это будет хорошим подспорьем для практика при попытках погружения в свой внутренний мир. К сожалению, современное общество сильно привязано к трём нижним чакрам — энергетическим областям, которые, наряду с другими центрами, обуславливают вектор движения мыслей. Грубые и примитивные желания наслаждаться насилием, половым совокуплением, перееданием, извращёнными вкусами — вот их первоочерёдная потребность! Практика показывает, что один из пяти видов энергии (пран) в тонком теле человека — «апана-ваю» — способствует возникновению тех самых желаний, последствия которых в большинстве случаев приносят людям страдания.
Здесь стоит подробнее рассмотреть место апана-ваю в жизнедеятельности человека. Это энергия преимущественно серого цвета, которую можно рассмотреть «тонким зрением». Так, основной задачей апана-ваю на физиологическом уровне, является выведение из организма продуктов распада и обмена веществ.
Получается, что апана течёт сверху вниз. И вся острота вопроса заключается лишь в умеренности использования данного типа энергии. Так как в наших телах и оболочках все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловленные, можно увидеть чёткую зависимость между степенью активности апаны и уровнем сознания человека. Чем сильнее апана, тем больше плотских мыслей, желаний и намерений доминируют в ходе протекания мозговых процессов.
Возникает закономерный вопрос, какую роль играет падмасана в контроле энергий? Именно одну из ключевых ролей в контроле движения апаны и других типов энергии играет выполнение падмасаны. То есть, когда в соответствующем положении стопы покрывают бёдра, выступая кончиками пальцев в стороны, происходит торможение активности энергетических каналов напрямую связанных с апана-ваю. Далее, когда токи, направленные вниз, остановлены, и каналы ида и пингала пережаты, энергия вливается в сушумну — центральный энергетический канал в теле человека. Чем больше жизненной энергии человека собрано в сушумне, тем адекватнее его ход мыслей и поведение.Именно это обстоятельство и является основной причиной того, что большинство йогов стремятся сублимировать энергию в сушумну. Они так же стремятся к продвижению энергии в верхние центры, взаимодействию с более тонкими видами энергии, по сравнению с апаной.
Здесь необходимо отметить, что стремление сублимировать энергии «повыше» обусловлено желанием духовного роста, то есть развития в себе таких качеств, как здравомыслие и сострадание к окружающим. К сожалению, сильное скопление энергии в нижних центрах, в большинстве случаев, приводит к увеличению накала страстей, или, по-другому говоря, — энергетическим утечкам.
Замечено, что в современном обществе люди неосознанно привыкли концентрировать своё сознание на уровне второй и третьей чакрах. Казалось бы, что может произойти особенного? Но именно «тандем» апаны и какой-либо нижней чакры приводит к тому, что кроме сиюминутных кратковременных удовольствий и большого количества страданий люди в своей жизни ничего больше не способны ни представить, ни осуществить. Падмасана — вот прекрасный инструмент для сублимации энергии «повыше». Существуют так же более мощные методики по преобразованию энергии, включающие в себя уникальные пранаямы, где классическая падмасана с коленями на полу играет ключевые роли. В таких пранаямах необходимо пятками передавливать в животе токи энергии в иде и пингале, способствуя максимально быстрому изменению состояния энергии.
Говоря о медитациях в целом, стоит отметить, что падмасана не является основным положением для полётов по другим мирам. Для этих целей преимущественно используют сиддхасану, где вместо двух ног, на бедре лежит одна нога. Это связано с тем, что физиологически любому социальному человеку, использующему падмасану, будет сложно проводить в медитации длительные временные промежутки, не исключая при этом кратковременные опыты. Сиддхасана же, напротив, позволяет подольше задержаться в подобных практиках, сохраняя лишь допустимый дискомфорт в ногах. Стоит помнить, что одна лишь падмасана без комплексного подхода не даст желаемых результатов, то есть необходимо осуществлять полноценное развитие в соответствии с рекомендациями какой-либо школы йоги, например: восьмиступенчатый путь, рекомендованный мудрецом Патанджали. Падмасана является прекрасным инструментом для погружения во внутренний мир человека. Наравне с физиологическими эффектами, она даёт уникальную возможность контролировать токи энергий в теле. Падмасана — это своего рода платформа, с которой отправляются в удивительный мир саморазвития и самосовершенствования! Не случайно в буддизме большинство Будд и Бодхисаттв изображают восседающими на роскошных сидениях со скрещенными ногами, что помогает великим учителям нести древние знания людям.
Так мы с вами рассмотрели основные моменты практики падмасаны. Совершенно очевидно, что это трудоёмкий процесс, требующий большого количества времени и предельной концентрации. У всех людей он отличается — кто-то занимается ха-тха йогой годами, едва ли имея возможность закинуть стопы на голени, а для кого-то будет достаточно одного года упорного труда, чтобы «сесть в лотос».
Основной причиной быстрых или долгожданных достижений являются кармические предпосылки, созданные самим человеком. Энергия, которая уже накоплена в ногах, во многом будет определять степень дискомфорта во время практики. Это обстоятельство определённо является огромным благом — развиваясь и совершенствуясь самостоятельно, практик будет в первую очередь оказывать положительное влияние на своё окружение, распространяя позитивную энергию во благо всех живых существ! Дугин Роман
(при написании статьи были использованы лекции Андрея Верба, просмотреть можно здесь)