Содержание
Дришти — эффективный способ для обуздания ума в йоге через развитие концентрации. Зрением можно сильно рассеивать внимание или, наоборот, собирать и концертировать его.
Что такое дришти в йоге
В древних писаниях по йоге эту технику причисляют в разряд мудр — определённых положений тела, пальцев рук, языка, а также направлений взгляда, которые используются для работы с энергией и умом.
Это слово, dṛṣṭi, используется в разных сферах жизни, а его перевод с санскрита имеет такие значения: ‘видеть’, ‘обозревающий’, ‘видение мысленным взором’, ‘зрение’, ‘глаз’, ‘взгляд’, ‘зрачок’ и другие1. В йоге дришти — это сфокусированный, сконцентрированный в какой-либо точке взгляд.
«Когда йогин… сидя в Падмасане, фиксирует взгляд на кончике носа, его ум становится успокоенным…».
Шива Самхита, 5. 49
«Ум уравновешен, глаза полуоткрыты, взгляд зафиксирован на кончике носа…».
Сватмарама. Хатха-йога прадипика, 4. 41
«…Следует с неподвижным взглядом созерцать точку между бровей…».
Гхеранда Самхита, 2. 8
В классических текстах по йоге встречается описание двух точек для фиксации взгляда — насагра- и бхрумадхья-дришти (кончик носа и точка между бровями соответственно).
⚠Среди практикующих йогов есть мнение, что в текстах говорится не о скашивании глаз на кончик носа, а о фокусировке внимания на нём без сведения глаз: есть примеры развития косоглазия у чрезмерно рьяных последователей этой методики.
Сватмарама в «Хатха-йога прадипике» называет точку межбровья местом обитания Шивы, считающегося изначальным гуру, который принёс знания хатха-йоги, освещающие путь к раджа-йоге — самопознанию, работе с умом. Также считается, что бхрумадхья — это проекция аджна-чакры, практически высшего энергетического центра тонкого тела человека. Здесь завершаются ида и пингала, сливаясь с сушумной, и человек, чьё сознание и энергия находятся в этом центре, обретает недвойственность, или постижение единства всего сущего, а также другие духовные эффекты3.
Вглядывание в точку межбровья в йоге называют шамбхави-мудрой — «…мудрой, дарующей совершенство» — как пишет Сватмарама. На начальном этапе её выполняют с открытыми глазами, пристально всматриваясь в межбровный центр. По мере углубления практики мудру делают с закрытыми глазами.
В современных направлениях йоги, в частности в аштанга-виньяса-йоге, во время практики асан используются дополнительные точки для фиксации взгляда.
Для чего используется и как применять дришти в йоге
Цель хатха-йоги — это подготовка к реализации человека в раджа-йоге, достижению самадхи. Рассматриваемая техника не исключение. Она способствует успокоению ума, тренирует концентрацию, однонаправленность внимания, а развив эти состояния, можно погружаться в более глубокие слои сознания.
Однако эта практика имеет разные уровни. То, что описано в текстах йогинами прошлого, можно отнести к продвинутой стадии. Так, Сватмарама о шамбхави-мудре пишет, что когда «…ум фиксирован в самадхи, рудрани-мудра является величайшей…», а про насагра-, или насикагра-дришти, — «Ум уравновешен… взгляд фиксирован на кончике носа… ты достигаешь формы света… которая есть Высшее».
То есть практика выполняется в спокойном состоянии ума или в самадхи, что приводит к постижению Высшего. Также Свами Муктибодхананда в своём комментарии к «Хатха-йога прадипике» пишет, что насикагра-мудра ни много ни мало может пробуждать кундалини.
С другой стороны, эта методика развивает уравновешенность манаса (ума) и его способность к практикам раджа-йоги. Это очень актуально для современного западного человека, чей ум чрезмерно загружен делами, соцсетями, различным медиаконтентом и т. п. Хорошее подспорье для стабилизации внимания — используемые в аштанга-виньяса-йоге дополнительные точки дришти.
Их применяют при выполнения комплекса асан. В разных положениях взгляд фиксируют на определённых частях тела, что более глубоко погружает ум в практику, не позволяя ему отвлекаться, собирает фокус внимания, устраняя рассеянность. Дришти, помимо стабилизации ума, повышают травмобезопасность: шейные и глазодвигательные мышцы синхронизированы (при взгляде в сторону мышцы шеи сокращаются так же, как при повороте головы в эту же сторону); так, например, в Собаке мордой вверх взгляд на кончик носа предохраняет от излишнего запрокидывания головы14.
Девять точек дришти в аштанга-виньяса-йоге
Практика асан в этом ответвлении йоги представляет собой набор виньяс — плавных синхронных с дыханием переходов от одного положения к другому. Помимо дыхания (удджайи), для выполнения виньяс используются бандхи и дришти.
Всего для фиксации взгляда в аштанга-виньясе определено девять точек4:
- Насагра (кончик носа);
- Ангушта ма дьяи (большие пальцы рук);
- Бхрумадхья (межбровье);
- Набхи-чакра (пупок);
- Урдхва (вверх);
- Хастагра (ладонь);
- Падайорагра (пальцы стоп);
- Паршва (максимально вправо);
- Паршва (максимально влево).
Некоторые асаны с соответствующими им дришти4:
- Хаста Уттанасана — ангушта ма дьяи (большие пальцы рук);
- Уттанасана — насагра (кончик носа);
- Урдхва Мукха Шванасана — насагра (кончик носа);
- Адхо Мукха Шванасана — набхи-чакра (пупок);
- Уттхита Триконасана — хастагра (ладонь);
- Паршвоттанасана — бхрумадхья (межбровье);
- Уттхита Хаста Падангуштхасана — падайорагра (пальцы стоп);
- Уттхита Хаста Падангуштхасана 2 (с отведением ноги в сторону) — паршва (взгляд в противоположную сторону).
Другие точки концентрации
Если говорить о внешних точках дришти, то их может быть много: любая неподвижная точка на какой-либо поверхности вполне подойдёт для фиксации на ней взгляда и внимания. Также такими точками могут служить какие-либо символы или объекты, например мандала, янтра, символ Ом, звезда и т. п. В практике тратаки используется пламя свечи: взгляд фокусируется в объёме пламени чуть выше кончика фитиля.
Практика внутреннего дришти выполняется с закрытыми глазами в основном за счёт переноса внимания. Однако и за закрытыми веками глазные яблоки могут самопроизвольно перемещаться в сторону направления внимания. Также быстрые хаотичные движения глаз за закрытыми веками свидетельствуют о блуждании ума в бурном потоке сменяющих друг друга мыслей, и наоборот, неподвижные глазные яблоки — показатель сосредоточенности и концентрации.
Довольно много точек для фокусировки внутреннего взгляда и концентрации внимания используется в йога-нидре; они расположены на теле: каждый палец и подошвы стоп, лодыжки, пятки, икроножные мышцы и т. д.
Насагра- и шамбхави-мудра тоже могут практиковаться внутренне — с закрытыми глазами. Причём эти практики приводят к тому, что на «внутреннем экране» человеку проявляется некий свет, видимо, его внутренняя светоносная природа, называемая Сватмарамой джйоти.
Также к внутренним дришти относятся чакры, а точнее их проекции на физическом теле, концентрируясь на которых можно получить разнообразные духовные эффекты. Однако концентрация должна быть очень глубокая — на уровне дхьяны и самадхи.
«Путём выполнения самьямы на свете короны над головой (сахасраре) достигается видение мастеров йоги»
Йога-сутры Патанджали, 3. 32
Полезные советы по практике дришти
При фиксации взгляда на внешних точках во время выполнения комплекса асан не обязательно пристально всматриваться в объект, взгляд должен быть мягким, а глаза ненапряжёнными. Также не стоит делать взгляд немигающим, при этом нужно отслеживать, чтобы мышцы лица были расслаблены. Особенно актуально это начинающим.
Более опытные практики, находясь в асане, могут попробовать смотреть как бы сквозь точку фокусировки или прикрывать глаза и переходить к внутреннему дришти. Последний вариант особенно сложен в балансовых положениях, поэтому осваивать его в них нужно очень аккуратно, начиная прикрывать глаза буквально на одну секунду.
Практику дришти как самостоятельную методику с фиксацией взгляда на кончике носа или в точке межбровья следует осваивать постепенно. Крайнее сведение глаз в одну точку — непривычное для них положение, которое может вызывать перенапряжение глазных мышц и тем самым портить зрение (Смирнов Б. Л. Санкхья и йога, с. 94).
Поэтому, почувствовав напряжение в глазах, следует отвести их в обычное положение и максимально расслабиться; дождавшись исчезновения дискомфорта, можно повторить подход к практике, и так, планомерно, в течение недель и месяцев, следует осваивать эту технику.
При выполнении насагра-дришти должна быть видна перевёрнутая V-образная форма, образованная линиями контуров крыльев носа, которые пересекаются в точке на кончике носа. Если такой формы не видно, значит, не оба глаз направлены в эту точку.
Исправить это можно следующим образом8:
- Расположить палец перед глазами, на расстоянии около 45 см от лица, и сфокусировать на нём оба глаза.
- Далее постепенно приближать палец к кончику носа, фиксируя взгляд на пальце.
- Когда палец коснётся кончика носа, переключить на него внимание и убрать палец.
С регулярной тренировкой этот метод становится лишним, и глаза сводятся в насагра-дришти без особых усилий. Важность этой техники подчёркивает выражение «Где наше внимание, там и наша энергия», а также шлока из «Гхеранда Самхиты»: «Куда падает взгляд, туда и устремляется ум. Поэтому следует вобрать [чувства] внутрь, приведя таким образом его (ум) под контроль Атмана».
Однако практиковать эти техники желательно под руководством человека, освоившего эту методику, чтобы избежать каких-либо побочных эффектов.
Успехов в освоении!
Не секрет, что большинство современных людей часто переживают опустошение, упадок сил, депрессию, неудовлетворенность. В связи с чем ухудшается и состояние физического тела, в том числе органов зрения. Простые и эффективные практики йоги помогут сбалансировать ваше внутреннее состояние, прийти к внутренней гармонии и равновесию, а также восстановить и поддерживать зрение в течение всей жизни....