Измени себя — изменится Мир вокруг

Что такое дришти, и зачем йогам фокусировать взгляд

Дришти — эффективный способ для обуздания ума в йоге через развитие концентрации. Зрением можно сильно рассеивать внимание или, наоборот, собирать и концертировать его.

Что такое дришти в йоге

В древних писаниях по йоге эту технику причисляют в разряд мудр — определённых положений тела, пальцев рук, языка, а также направлений взгляда, которые используются для работы с энергией и умом.

Это слово, dṛṣṭi, используется в разных сферах жизни, а его перевод с санскрита имеет такие значения: ‘видеть’, ‘обозревающий’, ‘видение мысленным взором’, ‘зрение’, ‘глаз’, ‘взгляд’, ‘зрачок’ и другие. В йоге дришти — это сфокусированный, сконцентрированный в какой-либо точке взгляд.

«Когда йогин… сидя в Падмасане, фиксирует взгляд на кончике носа, его ум становится успокоенным…».

Шива Самхита, 5. 49

«Ум уравновешен, глаза полуоткрыты, взгляд зафиксирован на кончике носа…».

Сватмарама. Хатха-йога прадипика, 4. 41

«…Следует с неподвижным взглядом созерцать точку между бровей…».

Гхеранда Самхита, 2. 8

В классических текстах по йоге встречается описание двух точек для фиксации взгляда — насагра- и бхрумадхья-дришти (кончик носа и точка между бровями соответственно).

Среди практикующих йогов есть мнение, что в текстах говорится не о скашивании глаз на кончик носа, а о фокусировке внимания на нём без сведения глаз: есть примеры развития косоглазия у чрезмерно рьяных последователей этой методики.

Сватмарама в «Хатха-йога прадипике» называет точку межбровья местом обитания Шивы, считающегося изначальным гуру, который принёс знания хатха-йоги, освещающие путь к раджа-йоге — самопознанию, работе с умом. Также считается, что бхрумадхья — это проекция аджна-чакры, практически высшего энергетического центра тонкого тела человека. Здесь завершаются ида и пингала, сливаясь с сушумной, и человек, чьё сознание и энергия находятся в этом центре, обретает недвойственность, или постижение единства всего сущего, а также другие духовные эффекты.

Вглядывание в точку межбровья в йоге называют шамбхави-мудрой — «…мудрой, дарующей совершенство» — как пишет Сватмарама. На начальном этапе её выполняют с открытыми глазами, пристально всматриваясь в межбровный центр. По мере углубления практики мудру делают с закрытыми глазами.

В современных направлениях йоги, в частности в аштанга-виньяса-йоге, во время практики асан используются дополнительные точки для фиксации взгляда.

Направление взгляда в асанах

Для чего используется и как применять дришти в йоге

Цель хатха-йоги — это подготовка к реализации человека в раджа-йоге, достижению самадхи. Рассматриваемая техника не исключение. Она способствует успокоению ума, тренирует концентрацию, однонаправленность внимания, а развив эти состояния, можно погружаться в более глубокие слои сознания.

Однако эта практика имеет разные уровни. То, что описано в текстах йогинами прошлого, можно отнести к продвинутой стадии. Так, Сватмарама о шамбхави-мудре пишет, что когда «…ум фиксирован в самадхи, рудрани-мудра является величайшей…», а про насагра-, или насикагра-дришти, — «Ум уравновешен… взгляд фиксирован на кончике носа… ты достигаешь формы света… которая есть Высшее».

То есть практика выполняется в спокойном состоянии ума или в самадхи, что приводит к постижению Высшего. Также Свами Муктибодхананда в своём комментарии к «Хатха-йога прадипике» пишет, что насикагра-мудра ни много ни мало может пробуждать кундалини.

С другой стороны, эта методика развивает уравновешенность манаса (ума) и его способность к практикам раджа-йоги. Это очень актуально для современного западного человека, чей ум чрезмерно загружен делами, соцсетями, различным медиаконтентом и т. п. Хорошее подспорье для стабилизации внимания — используемые в аштанга-виньяса-йоге дополнительные точки дришти.

Их применяют при выполнения комплекса асан. В разных положениях взгляд фиксируют на определённых частях тела, что более глубоко погружает ум в практику, не позволяя ему отвлекаться, собирает фокус внимания, устраняя рассеянность. Дришти, помимо стабилизации ума, повышают травмобезопасность: шейные и глазодвигательные мышцы синхронизированы (при взгляде в сторону мышцы шеи сокращаются так же, как при повороте головы в эту же сторону); так, например, в Собаке мордой вверх взгляд на кончик носа предохраняет от излишнего запрокидывания головы.

Взгляд в собаке мордой вверх

Девять точек дришти в аштанга-виньяса-йоге

Практика асан в этом ответвлении йоги представляет собой набор виньяс — плавных синхронных с дыханием переходов от одного положения к другому. Помимо дыхания (удджайи), для выполнения виньяс используются бандхи и дришти.

Всего для фиксации взгляда в аштанга-виньясе определено девять точек:

  • Насагра (кончик носа);
  • Ангушта ма дьяи (большие пальцы рук);
  • Бхрумадхья (межбровье);
  • Набхи-чакра (пупок);
  • Урдхва (вверх);
  • Хастагра (ладонь);
  • Падайорагра (пальцы стоп);
  • Паршва (максимально вправо);
  • Паршва (максимально влево).

Некоторые асаны с соответствующими им дришти:

  • Хаста Уттанасана — ангушта ма дьяи (большие пальцы рук);
  • Уттанасана — насагра (кончик носа);
  • Урдхва Мукха Шванасана — насагра (кончик носа);
  • Адхо Мукха Шванасана — набхи-чакра (пупок);
  • Уттхита Триконасана — хастагра (ладонь);
  • Паршвоттанасана — бхрумадхья (межбровье);
  • Уттхита Хаста Падангуштхасана — падайорагра (пальцы стоп);
  • Уттхита Хаста Падангуштхасана 2 (с отведением ноги в сторону) — паршва (взгляд в противоположную сторону).

Другие точки концентрации

Если говорить о внешних точках дришти, то их может быть много: любая неподвижная точка на какой-либо поверхности вполне подойдёт для фиксации на ней взгляда и внимания. Также такими точками могут служить какие-либо символы или объекты, например мандала, янтра, символ Ом, звезда и т. п. В практике тратаки используется пламя свечи: взгляд фокусируется в объёме пламени чуть выше кончика фитиля.

Практика внутреннего дришти выполняется с закрытыми глазами в основном за счёт переноса внимания. Однако и за закрытыми веками глазные яблоки могут самопроизвольно перемещаться в сторону направления внимания. Также быстрые хаотичные движения глаз за закрытыми веками свидетельствуют о блуждании ума в бурном потоке сменяющих друг друга мыслей, и наоборот, неподвижные глазные яблоки — показатель сосредоточенности и концентрации.

Йога нидра

Довольно много точек для фокусировки внутреннего взгляда и концентрации внимания используется в йога-нидре; они расположены на теле: каждый палец и подошвы стоп, лодыжки, пятки, икроножные мышцы и т. д.

Насагра- и шамбхави-мудра тоже могут практиковаться внутренне — с закрытыми глазами. Причём эти практики приводят к тому, что на «внутреннем экране» человеку проявляется некий свет, видимо, его внутренняя светоносная природа, называемая Сватмарамой джйоти.

Также к внутренним дришти относятся чакры, а точнее их проекции на физическом теле, концентрируясь на которых можно получить разнообразные духовные эффекты. Однако концентрация должна быть очень глубокая — на уровне дхьяны и самадхи.

«Путём выполнения самьямы на свете короны над головой (сахасраре) достигается видение мастеров йоги»

Йога-сутры Патанджали, 3. 32

Полезные советы по практике дришти

При фиксации взгляда на внешних точках во время выполнения комплекса асан не обязательно пристально всматриваться в объект, взгляд должен быть мягким, а глаза ненапряжёнными. Также не стоит делать взгляд немигающим, при этом нужно отслеживать, чтобы мышцы лица были расслаблены. Особенно актуально это начинающим.

Более опытные практики, находясь в асане, могут попробовать смотреть как бы сквозь точку фокусировки или прикрывать глаза и переходить к внутреннему дришти. Последний вариант особенно сложен в балансовых положениях, поэтому осваивать его в них нужно очень аккуратно, начиная прикрывать глаза буквально на одну секунду.

Практику дришти как самостоятельную методику с фиксацией взгляда на кончике носа или в точке межбровья следует осваивать постепенно. Крайнее сведение глаз в одну точку — непривычное для них положение, которое может вызывать перенапряжение глазных мышц и тем самым портить зрение (Смирнов Б. Л. Санкхья и йога, с. 94).

Поэтому, почувствовав напряжение в глазах, следует отвести их в обычное положение и максимально расслабиться; дождавшись исчезновения дискомфорта, можно повторить подход к практике, и так, планомерно, в течение недель и месяцев, следует осваивать эту технику.

При выполнении насагра-дришти должна быть видна перевёрнутая V-образная форма, образованная линиями контуров крыльев носа, которые пересекаются в точке на кончике носа. Если такой формы не видно, значит, не оба глаз направлены в эту точку.

Исправить это можно следующим образом:

  • Расположить палец перед глазами, на расстоянии около 45 см от лица, и сфокусировать на нём оба глаза.
  • Далее постепенно приближать палец к кончику носа, фиксируя взгляд на пальце.
  • Когда палец коснётся кончика носа, переключить на него внимание и убрать палец.

С регулярной тренировкой этот метод становится лишним, и глаза сводятся в насагра-дришти без особых усилий. Важность этой техники подчёркивает выражение «Где наше внимание, там и наша энергия», а также шлока из «Гхеранда Самхиты»: «Куда падает взгляд, туда и устремляется ум. Поэтому следует вобрать [чувства] внутрь, приведя таким образом его (ум) под контроль Атмана».

Однако практиковать эти техники желательно под руководством человека, освоившего эту методику, чтобы избежать каких-либо побочных эффектов.

Успехов в освоении!

Это интересно
Тратака — медитация для начинающих

Не секрет, что большинство современных людей часто переживают опустошение, упадок сил, депрессию, неудовлетворенность. В связи с чем ухудшается и состояние физического тела, в том числе органов зрения. Простые и эффективные практики йоги помогут сбалансировать ваше внутреннее состояние, прийти к внутренней гармонии и равновесию, а также восстановить и поддерживать зрение в течение всей жизни....

Оцените статью
1 10 10 13 13 Что такое дришти, и зачем йогам фокусировать взгляд https://www.oum.ru/upload/iblock/e0f/a7hgeeiwb9k15nj5c7s9rosa670se6op/Datail_logo_oum_1680kh.jpg
13 / 10
Поделиться с друзьями
Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите смахните вправо
Примечания
  •  ↩ Monier Williams, A Sanskrit-English Dictionary, Etymologically and Philologically Arranged. Oxford: «At the Clarendon Press», 1872.
  •  ↩ Сватмарама. Хатха-йога прадипика / С коммент. Свами Муктибодхананды, пер. с англ. М Свечникова, Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2013. — 644 с.
  •  ↩ Джохари Хариш. Инструменты для тантры. Чакры: энергетические центры трансформации.
  •  ↩ Скотт Дж. Аштанга-йога: Полное пошаговое руководство / Джон Скотт. — Пер. с англ. О. С. Епимахова. — М.: «Издательство ФАИР», 2007. — 144 с.: ил.
  •  ↩ Йога-сутры Патанджали. 11 переводов, собранных построчно. Oum.ru.
  •  ↩ Смирнов Б. Л. Санкхья и йога // Бхагавадгита: 3-е изд., доп. / Введение, пер. с санскр. и коммент. Б. Л.Смирнова. СПб., 1994. (Сер. «Философские тексты Махабхараты»).
  •  ↩ Гхеранда-самхита. Перевод с санскрита Школы Йоги Натхов, 2022 год. https://nathi.ru/upload/iblock/b7c/Gheranda_Samhita.pdf.
  •  ↩ Свами Сатьянанда Сарасвати ДРЕВНИЕ ТАНТРИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ЙОГИ И КРИЙИ. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС — Минск: Изд-во «Ведантамала», 2007 г. — 720 стр.
  •  ↩ Шамбхави-мудра. https://meditation.study/yoga/osnovy/shambkhavi-mudra/.
  •  ↩ Как практиковать дришти в йоге: 8 видов дришти. https://www.masterclass.com/articles/drishti-yoga-types-explained.
  •  ↩ Дришти — практика йогического взгляда для выравнивания и осознания. https://insighttimer.com/blog/drishti-meaning-yoga/.
  •  ↩ Сосредоточение на дришти. https://www.yogabasics.com/learn/focusing-on-a-drishti/.
  •  ↩ Дришти. https://yoga-shala.ru/blog/yoga-articles/dristi/.
  •  ↩ О дришти в практике. https://yoga-shala.ru/blog/yoga-articles/o-drishti-v-praktike/.
Благодарности и пожелания
Андрей Верба, Руководитель клуба OUM.RU