«А о чем поведаешь нам ты? – обратился Кунджала к следующему сыну. – Где ты был, что ты видел и слышал?»
«Я всегда летаю за кормом на Гималаи, – ответил Самуджджвала. – Там есть одна особенная долина, которую часто посещают мудрецы и небесные танцовщицы (апсары). Также там находится озеро Манасасаровара, и я был на нем. Видел же я нечто весьма удивительное, и, позвольте, расскажу вам об этом».
Пока Самуджджвала был на озере, туда прилетели лебеди. Одни лебеди были белыми, а другие – черными. У некоторых белых лебедей были черными клювы и ноги, некоторые лебеди были полностью белыми. Когда прилетели лебеди, четыре женщины направились туда. Наружность этих женщин была ужасна, их зубы выступали наружу, а волосы торчали словно шипы.
Черные лебеди стали купаться в воде, а другие ходили вдоль берега. Женщины стояли вокруг и рычали с хохотом.
Пока это происходило, огромный лебедь появился из вод озера. Его сопровождали три других лебедя. Эти четверо лебедей взмахнули крыльями и улетели прочь. Женщины продолжали бродить вокруг и рычать, хохоча. Остальные лебеди также оставались там.
Между тем, пришел охотник и расположился на берегу. Вскоре к нему подошла и его жена. Но жена не узнала своего мужа – он сильно изменился с тех пор, как она видела его последний раз. Он стал очень красивым и излучал сияние вокруг себя. Но охотник узнал свою жену и обратился к ней со словами: «Разве ты не узнаешь меня? Я очень голоден, а ты хочешь уйти прочь, даже не предложив своему мужу еды».
«Такое невозможно – чтобы ты был моим мужем, – отвечала жена охотника. – У моего мужа некрасивая внешность, а ты выглядишь так прекрасно. Как же ты можешь быть моим мужем?».
«Поверь мне, я твой муж, – убеждал жену охотник. – Просто я устал искать дичь и отправился совершить омовение в священном месте, известном как Нармадасангама, которое расположено в месте слияния рек Нармады и Ревы. Как только я искупался там, мой облик волшебным образом изменился. Пойдем со мной, я отведу тебя в то место».
Так охотник и его жена отправились в место слияния священных рек Нармады и Ревы. Лебеди и четыре женщины также последовали за ними. Самуджджвала, испытывающий любопытство, отправился вслед за ними.
Искупавшись в священном месте, жена охотника приобрела поистине божественный облик. Также искупались и лебеди. Те из них, что были черными, стали белыми словно снег. Четыре черных лебедя, которые оставили ранее озеро Манаса Саровара, также вернулись и приняли омовение в водах. Они также стали совершенно белыми. Что же касается четырех ужасных женщин, они умерли в том месте.
«Я не вижу смысла в этой истории, – сказал Самуджджвала, – можешь ли ты объяснить мне ее?»
«Несомненно, я могу рассказать о ее значении», – ответил Кунджала.
Однажды мудрец Нарада отправился навестить Индру на небеса. Индра с радостью принял мудреца, расспрашивая его о том, как поживает Нарада, и где странствовал.
«Я посетил все места священных омовений (тиртхи)», – отвечал Нарада.
«Поскольку ты посетил их все, пожалуйста, поведай мне о том, какая же из тиртх лучшая», – попросил Индра.
«Я не знаю ответа на твой вопрос, – сказал Нарада, – ведь все тиртхи священны».
Тогда Индра призвал к своему двору все тиртхи, и они прибыли к нему. Казалось, что каждая из них своим великолепием превосходит остальных.
Среди них были: Ганга, Нармада, Пунья, Чандрабхага, Сарасвати, Девика, Бимбика, Куб- джа, Прасиддха, Кунджала, Манджула, Рамбха, Бханумати, Сугхаргхара, Шона, Синдхусаубира, Кавери, Капила, Кумуда, Веда, Махешвари, Чарманвати, Лопа, Сукаушики, Сухамси, Хамсапада, Хамсабега, Маноратха, Сурутха, Сваруна, Вена, Бхадравена, Супадмини, Нахали, Сумарича, Пулиндика, Хема, Дивья, Чандрика, Ведасамкрама, Джвала, Хуташани, Сваха, Кала, Капилика, Свадха, Сукала, Линга, Гамбхира, Бхимавахини, Девадричи, Вираваха, Лакшахома, Агхапаха, Парашари, Хемагарбха, Субхадра и Васупутрика. Все они были реками.
Также присутствовало и несколько городов: Праяга, Аргхьядиргха, Пушкара, Варанаси, Дваравати, Прабхаса, Аванти, Наймиша, Махаратна, Чандака, Махешвара, Балешвара, Калинджара, Брахмакшетра, Матхура, Манавахака, Майя и Канти.
Все тиртхи поприветствовали Индру и обратились к нему: «О, царь богов, мы все собрались здесь. Почему ты собрал нас? Что мы можем сделать для тебя?».
«Я желаю знать, кто из вас превосходит остальных, – ответил Индра. – Существует несколько очень значительных грехов, например: убийство коровы, убийство женщины, пренебрежение собственным мужем, употребление вина, кража золота, осуждение собственного учителя, предательство по отношению к друзьям, разрушение образов богов, поджог, побег с поля боя. Кто из вас настолько силен, чтобы очистить эти грехи?»
«Мы не достаточно могущественны и не достаточно святы для этого, – ответили тиртхи, – но, несомненно, наиболее священные среди нас – это Праяга, Пушкара, Аргхьятиртха и Варанаси».
Существует одна история, связанная с тиртхами. Много лет назад жил один кшатрий по имени Видура в царстве Панчалы. Однажды Видура, охваченный гневом, убил брахмана. Это было очень значительным грехом, и Видура посетил несколько тиртх, но не смог очиститься от этого греха. Странствия Видуры привели его в царство Малава, в котором жил брахман по имени Чандрашарма. Чандрашарма совершил грех убийства собственного учителя. Так же как и Видура, он посетил несколько тиртх, но безрезультатно – он не смог очиститься от греха.
Видура и Чандрашарма отправились в путь вместе. Во время своего путешествия они встретили другого брахмана по имени Ведашарма, грех которого заключался в том, что он женился на ком-то, на ком не следовало жениться. Его грех также не был прощен, хотя он и посетил много тиртх. Видура, Чандрашарма и Ведашарма все вместе продолжали странствия. Втроем они встретили вайшью по имени Ванджула. Ванджула был пьяницей и не мог очиститься от этого греха; он присоединился к Видуре Чандрашарме и Ведашарме.
Через какое-то время четверо грешников повстречали мудреца и спросили его о том, как же могут быть прощены их грехи.
«Почему бы вам ни посетить Праягу, Пушкару, Аргхьятиртху и Варанаси? – посоветовал мудрец. – Я уверен, что вы сможете избавиться от своих грехов там». Четверо грешников последовали словам мудреца, но не смогли избавиться от своих грехов. Их грехи были столь тяжелы, что осквернили четыре тиртхи. Тогда четыре тиртхи приняли облик черных лебедей и последовали рядом с грешниками.
Четверо грешников посетили множество других тиртх, но где бы они ни принимали омовение, та тиртха становилась оскверненной, принимала форму черного лебедя и следовала за ними. Тиртхи, в которых грешники не принимали омовения, и которые оставались незагрязненными, также следовали за всеми другими. Они были белыми лебедями. Вскоре было уже шестьдесят четыре тиртхи в облике лебедей, путешествующих группой.
Через некоторое время все достигли великой тиртхи – озера Манаса Саровара. Но как только грешники искупались в нем, и эта тиртха стала оскверненной и приняла образ огромного черного лебедя.
Спустя еще какое-то время, все достигли места слияния рек Нармады и Ревы. Когда четверо грешников окунулись в этом месте в воду, их грехи были прощены. Также и тиртхи в облике черных лебедей, искупавшись там, очистились от осквернения. Они стали белыми лебедями. Четыре же ужасных женщины были олицетворениями грехов этих четырех людей. Когда они очистились от своих грехов, женщины умерли.
Хотя Праяга, Пушкара, Аргхьятиртха и Варанаси – великие места паломничества, самой священной тиртхой из всех является место слияния рек Нармады и Ревы. Оно известно, как Кубджатиртха.
Кунджала закончил рассказ и сказал: «Сынок, то, чему ты стал свидетелем, теперь стало ясным для тебя».