Содержание
Однажды боги пришли к Господу Вишну.
«У нас нет никого, кто бы мог управлять нами, – сказали они Вишну. – Нам нужен царь. Пожалуйста, сделай что-нибудь, чтобы у нас появился правитель».
«Правитель, которого будут называть Индрой, родится у вашей матери Адити», – ответил Вишну (Адити была женой мудреца Кашьяпы и матерью всех богов, которых поэтому называют адитьями).
Адити совершала тапасью (аскезу) в течение сотни лет по исчислению богов. После завершения медитации у нее родился сын. Сын имел четыре руки и сиял блеском миллиона солнц. Этот сын имел несколько имен, среди которых: Индра, Шакра, Пакашасана, Магхава, Видьюджа, Марутвана, Акхандала, Васуда, Васудатта.
Он стал правителем богов.
Испытания сыновей Шивашармы
Мудрецы, собравшись вместе, желали слушать декламацию «Падма Пураны», и рассказчик, мудрец Ломахаршана, поведал им историю Шивашармы.
На западе, на берегу океана стоял город Дварака, в котором жил брахман по имени Шивашарма. Он был знатоком Вед и других священных писаний и всегда неукоснительно исполнял жертвоприношения.
У Шивашармы было пятеро сыновей: Яджнашарма, Ведашарма, Дхармашарма, Вишнушарма и Сомашарма. Они были преданы своему отцу и всегда тщательно следовали тому, чего он желал. Но Шивашарма не был достаточно уверен в степени преданности своих сыновей, и потому он решил испытать их.
Поскольку Шивашарма выполнял различные религиозные ритуалы, он достиг обладания всеми видами волшебных сил. Применив эти силы, он создал иллюзию того, будто бы его жена умерла.
Тогда он сказал Яджнашарме: «Сынок, твоя мать умерла, и мертвое тело затрудняет жизнь в нашем доме. Возьми меч и рассеки тело на несколько частей. После этого отбрось их прочь от дома».
Ни о чем не спрашивая, Яджнашарма в точности исполнил все, что говорил ему отец. Шивашарма убедился, что Яджнашарма был действительно предан ему.
Затем Шивашарма решил устроить испытание Ведашарме. При помощи своего чародейства он создал прекрасную женщину и показал ее Ведашарме.
«Теперь, когда твоя мать умерла, я хочу снова жениться, – сказал Шивашарма. – Спроси эту женщину, хочет ли она выйти за меня замуж? Я люблю ее, и ты должен сделать все, что в твоих силах, чтобы устроить наш брак».
Ведашарма спросил женщину о замужестве, но она ответила отказом. У нее не было намерения выходить за старого и больного человека, и поэтому она предложила самому Ведашарме жениться на ней. Но Ведашарма настаивал на том, что она должна выйти замуж за его отца.
«Хорошо, – ответила женщина, – я дам согласие на замужество с твоим отцом, но только с одним условием. Ты должен мечом отрубить себе голову и предложить ее мне в качестве подарка. Только после того, как я получу твою голову, я выйду замуж за твоего отца».
Ведашарма неукоснительно исполнил все, о чем просила его женщина. Шивашарма удостоверился, что и второй его сын чрезвычайно предан ему.
После этого Шивашарма дал отсеченную голову Ведашармы своему третьему сыну, Дхармашарме. Тогда Дхармашарма начал возносить молитвы богу Дхарме (Дхарма – бог справедливости, долга и праведности; обычно он отождествляется с богом смерти Ямой). Дхарма был доволен его молитвами и, в качестве награды, предложил Дхармашарме выбрать дар. В качестве дара Дхармашарма попросил, чтобы его мертвый брат вернулся к жизни, а также, чтобы он сам всегда был предан своему отцу. Эти желания были исполнены Дхармой. Ведашарма и Дхармашарма вместе пошли к отцу и склонились в поклоне перед ним. Теперь Шивашарма твердо знал, что и его третий сын обладал истинной преданностью своему отцу.
Желая проверить своего четвертого сына Вишнушарму, Шивашарма сказал ему: «Ты знаешь, что я хочу жениться на прекрасной женщине. К сожалению, она не сильно стремится к замужеству со мной. Она думает, что я стар и болен. Иди в обитель правителя богов Индры, Индралоку, находящуюся на небесах, и возьми для меня немного амриты – напитка бессмертия. Амрита поможет мне в старости и даст здоровье».
И Вишнушарма отправился на небеса за напитком бессмертия. Но Индра не захотел позволить Вишнушарме взять амриту так просто. Вначале он послал к нему прекрасную апсару (небесную танцовщицу) по имени Менака, чтобы она попыталась соблазнить его. Та предложила Вишнушарме жениться на ней и обещала сделать его жизнь в высшей степени счастливой. Но Вишнушарма не отказался от достижения своей цели, и отверг предложение Менаки. Тогда Индра наслал различных демонов и привидений, чтобы они создали препятствия для Вишнушармы, но Вишнушарма сохранял полную невозмутимость. Увидев это, Индра стал доволен тем, насколько Вишнушарма предан своему отцу, и с готовностью дал ему немного амриты, а Вишнушарма отправился с ней домой и передал ее отцу.
Так Шивашарма получил доказательства того, что и его четвертый сын Вишнушарма был полностью предан ему. Поэтому он воскресил свою жену и сказал сыновьям: «Я просто хотел испытать вас и удостовериться в вашей преданности. Ваша мать вовсе не умирала. Вы доказали безупречную и полную преданность мне. С помощью моих сил я посылаю вас в небесную обитель Господа Вишну – на Вишнулоку».
Благодаря своей преданности отцу, четверо сыновей отправились на небеса. Пятый сын, Сома- шарма, остался на земле.
Шивашарма сказал своему сыну Сомашарме: «Я собираюсь отправиться в паломничество по святым местам, и возьму твою мать с собой. Твой брат принес мне кувшин амриты. Она здесь. Хорошо охраняй ее, она понадобится мне, когда я вернусь».
После того, как родители ушли, Сомашарма взялся усердно охранять кувшин с амритой. Настоящей же целью Шивашармы было испытание сына. При помощи своих необыкновенных сил он превратил себя и свою жену в прокаженных. В этом ужасном виде они вернулись домой, и отец попросил сына, чтобы тот ухаживал за ними. Сомашарма с готовностью выполнял все необходимое.
Тогда Шивашарма вновь применил магические способности, чтобы сделать кувшин с амритой пустым. Затем он сказал сыну: «Я совсем забыл о кувшине с амритой. Принеси его сюда. Амрита вылечит меня и твою мать от проказы».
Сомашарма был очень удивлен, обнаружив кувшин пустым. Но его преданность отцу сделала его чрезвычайно могущественным, и использовал это могущество для того, чтобы вновь наполнить кувшин. Он принес амриту своему отцу.
Шивашарма был доволен – он понял, что и его пятый сын предан ему. Затем он, благодаря своим способностям, отправился вместе с женой на Вишнулоку.
Что же касается Сомашармы, то он проводил время в занятиях аскезами и медитацией. Однажды, когда он медитировал, несколько демонов-данавов пришли, чтобы помешать его молитвам. Сомашарма умер от испуга при виде этих внушающих страх существ, и по этой причине в своей следующей жизни он родился демоном. Он родился как Прахлада, сын демона Хираньякашипу. Но благодаря запасу заслуг, накопленных в предыдущей жизни, Прахлада, несмотря на демоническое рождение, стал великим преданным Вишну (Известная история Прахлады и воплощения Вишну как Нрисимхи (человека-льва) приводится в нескольких Пуранах. «Падма Пурана» лишь вкратце пересказывает ее, и мы не будем приводить ее в этом издании).