Содержание
Мультфильмы занимают важное место в жизни современных детей. Далеко не всегда их качество и смысловое содержание соответствует возможностям их понимания и задачам развития ребёнка, поэтому и возникает потребность в психолого-педагогической экспертизе детских мультфильмов. Речь идет об оценке соответствия формы и содержания мультфильмов психологическим особенностям дошкольников. В брошюре приводятся критерии оценки и рекомендации по выбору мультфильмов для детей на разных этапах дошкольного детства и не только.
Воспитание телевизором
Как чаще всего происходит сегодняшнее воспитание? Родители заняты своими делами, а ребёнка, чтобы не путался под ногами, усаживают перед телевизором. И смотрит ребенок всё подряд с утра до вечера. А через несколько месяцев дитя уже не может прожить без ежедневной дозы яркой мультипликации. Кроме того, появились телеканалы, которые круглые сутки транслируют мультфильмы. Конечно, они настроены на определен ного потребителя, а это — наши дети в возрасте от 3 до 15 лет. В перерывах между мультфильмами идет реклама фаст-фуда, игрушек-трансформеров и мультипликационных персонажей, жвачки и кока-колы. Это, кстати, еще одна проблема, ведь, кроме благосклонности к любимому герою, который зачастую является антигероем, детей подсаживают еще и на вредные для здоровья продукты.
Психолог Ирина Медведева рассказывает:
«Не знаю, как вам, а мне в последние годы нередко попадаются четырех-пятилетние дети, которые выглядят... нет, конечно, не умственно отсталыми, это было бы слишком сильно сказано, но все-таки заметно недоразвитыми. Они не понимают простых вопросов, а в ответ или молчат, или несут какую-то бессмыслицу. Для них проблематично даже разыграть вместе с мамой несложную сценку или рассказать сказку».
Эти дети очень застенчивые, полные страхов и в то же время невероятно конкурентные, показывают из себя «крутых». Стыдясь проявить себя с лучшей стороны (например, рассказать о том, что они сегодня сделали приятного маме), такие ребята без каких-либо проблем кривляются в присутствии малознакомых взрослых, не боятся задевать других детей на глазах у родителей, дразнятся, громко хохочут, демонстративно повторяя разные бессмыслицы, а иногда и непристойности. И наотрез отказываются придерживаться каких-то правил и преодолевать трудности. Даже минимальные. А это, конечно, пугает родителей. «Сможет ли мой ребенок дальше учиться?» — с тревогой спрашивают они и начинают водить его к психологам и врачам, дают лекарства, нанимают репетиторов. Но прежде всего, необходимо ответить на следующий вопрос: у кого ребенок перенял такие модели поведения? А потом — поставить заслон плохому влиянию.
И здесь начинается самое интересное. Если спросить родителей, что, по их мнению, могло так «развинтить» ребенка, одни в ответ пожимают плечами, а другие говорят о плохой наследственности (чаще не своей, а второй половины) или о плохом влиянии детского сада. И потом выясняется, что эти дети с раннего возраста играют в компьютерные игры или смотрят мультфильмы западного образца. В чем же дело? Может, малыши стали жертвой какого-то широкомасштабного социального эксперимента? Но какого?
Еще в 70-е годы XX столетия психологи установили, что модели поведения, которые демонстрируют герои экрана, имеют огромную привлекательность. Особенно для молодых зрителей с неустойчивой психикой и еще не сформированной системой ценностей. Поэтому, когда хулиганское или извращенное поведение на экране никак не наказывается и не осуждается, очень высока вероятность, что дети будут ему подражать.
Известный канадский психолог Альберт Бандура, который исследовал влияние экрана на массового зрителя, утверждал, что даже одна-единственная телевизионная модель поведения может стать предметом подражания для миллионов. Это было многократно подтверждено экспериментами и жизненной практикой. В следующих разделах на примере мультфильмов мы рассмотрим, какие же установки передают нашим детям и молодежи популярные мультфильмы.
Психолого-педагогическая экспертиза некоторых наиболее популярных мультфильмов
Телепузики
Сейчас увидеть этот сериал на российском ТВ нельзя, т.к. якобы (информация до конца не подтверждена) сами создатели сняли его с производства под давлением критики общественности после ряда громких скандалов и разоблачений. Некоторые считают, что «Телепузиков» просто запретили показывать по телевидению, однако имеется не опровергнутая информация, что решение о закрытии программы было принято на уровне самого руководства этой программы.
Мы приводим анализ этого мультфильма, чтобы на его примере продемонстрировать, как именно действуют механизмы подрыва психического благополучия наших детей через экраны.
Гипнотическое влияние на подсознание
Известный мультсериал «Телепузики» (Teletubbies) рассчитан на детей до трех лет и включает 365 серий. Главные герои действа — четыре существа с большими пузами, в которых размещены телеэкраны, и антеннами (или поросячьими хвостами) на голове. Имена у телепузиков не менее странные, чем их внешнии вид: Тинки-Винки — мальчик, который ходит с женской сумочкой, Дипси, Ляля и Во. Сами телепузики живут якобы весело и беззаботно, не обременяя себя ничем, кроме танцев и еды. При этом постоянно повторяют фразу: «Мы очень- очень счастливые».
Взрослые, которые смотрели этот сериал, обращали внимание на чудачества, которых раньше никогда не было в мультфильмах. Во-первых, некоторые игровые эпизоды идут два раза подряд. А еще есть вставки, которые почему-то повторялись несколько раз в неделю. Например, три корабля медленно, один за другим проплывают по экрану. Никаких действий при этом не происходит, с сюжетом «заплыв» никак не связан. Корабли просто разрезают носом волну, проходят по кругу и оставляют страну. Или другой пример. На дерево, которое стоит посреди поля, прилетают поочередно пятнадцать(!) птиц. Каждая слегка крутит хвостом, садится на ветку и замирает, полностью повторяя движения предыдущих. Это растягивается на три-четыре минуты. Для экрана это очень продолжительное время, а оно, как известно, стоит дорого. Зачем выбрасывать деньги на ветер?
Смысл подобных приемов - в приучении детей к экрану. Его мерцающий свет, ритмичность экранного действа и специально подобранные шумы гипнотически влияют на детскую психику. В результате ребенок впадает в состояние, подобное трансу, и некритически воспринимает всё, что подается с экрана. Такая зависимость похожа на наркотическую. Именно поэтому многие дети, особенно со слабой нервной системой, не могут сами оторваться от телевизора. А когда родители стараются выключить телепередачу, впадают в истерику.
Кроме того, поражает и заявление бывшего продюсера детского телеканала ВВС (Children's ВВС) Сарры Грем, которая заявила, что «Телепузики» и другой «обучающий» сериал «Маззи» были созданы под влиянием тяжелых наркотиков. Да и вообще большинство детских телепередач на канале были порождением наркотических фантазий их творцов, а руководство компании не только прекрасно знало о практике употребления наркотиков на рабочем месте, а и поощряло к этому, выплачивая премии за «нестандартное мышление».
Психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова, считают, что «Телепузики» приучают наших детей к моделированию рискованного поведения как нормы и формируют из них неудачников. Скажем, телепузик с женским именем Ляля качается на качелях. Диктор за кадром говорит: «Ляля качается». «Ляля» два раза пошатнулся и упал. Встал, снова сел на качели. Снова голос диктора: «Ляля качается». Телепузик снова падает. И так раз шесть! Ребенку втемяшивается связь понятий: «качели» и «падать». Потом телепузик немного покачается нормально, но то, что катание на качелях связано с падением, у ребенка останется, и когда он сам сядет на качели, то будет повторять эту связь. Только для него это не пройдет без последствий, как для телегероя.
Кроме того, на протяжении всех трехсот шестидесяти пяти серий телепузики на призыв «пора спать!» прыгают в люк, который расположен в холме. Однако же для маленьких зрителей этот люк ассоциируется с уютным домом, в котором живут телегерои. Значит, образ люка становится положительно окрашенным, и часть предрасположенных к рискованному поведению ребятишек целиком может подражать примеру любимых персонажей.
Также, когда телепузики играют в мяч, постоянно акцентируется внимание на их промахах, неудачах. Подражая любимым героям, дети, конечно, будут копировать и эти модели поведения. Таким образом, сызмальства формируется психология неудачников.
Пропаганда гомосексуализма
Чему еще учит маленьких зрителей этот мультфильм? Вот, например, как подается понятия «украшение». Сначала на елке появляется букетик, перевязанный лентой. «Это украшение», - объясняет диктор. Потом букетик перекочевывает к одному из телепузиков за пояс. «Украшение», - снова повторяет диктор. А потом букетик с лентой оказывается у телепузика в ... заду! Он, как собачка, бегает по кругу, стараясь его вытащить, а другие персонажи смеются.
Сериал рассчитан на детей того возраста, когда малыши в наибольшей степени перенимают модели указанного поведения. А чему они должны подражать здесь? Воткнуть что-то в зад товарищу и дружно веселиться, поскольку это якобы очень смешно? Модель хулиганского поведения абсолютно четкая и никем не наказана, ведь телепузиков НЕ отлупили, не поставили в угол и даже не сказали, что так вести себя плохо!
Кроме хулиганского поведения, на уровне подсознания внедряются еще и гомосексуальные мотивы, потому что данная модель поведения растормаживает сферу влечений, нарушая очень серьезное табу. А это — ранее невиданное и абсолютно недопустимое для нашей культуры. Даже наиболее гиперактивным детям раньше не приходило в голову, что в зад товарищу можно что-то втыкать. Максимум, на что они были способны — прицепить что-нибудь на чужую спину или поставить за спиной товарища рожки. Хотя даже такие шутки были характерны для подростков, а не для трех-четырехлетней малышни.
В 2007 году из-за «Телепузиков» в Польше разгорелся настоящий скандал, поскольку чиновники предъявили обвинение сериалу в пропаганде гомосексуализма. В частности приводился факт, что один из мальчиков-телепузиков носит женскую сумочку и надевает женское платьице, а окружающие одобряют такое поведение. В реальной жизни мальчики очень редко хотят надеть девчачью одежду. А если и надевают, то окружающие говорят: «Зачем? Сними, ты же не девочка!». Здесь малышам дается прямо противоположная установка. Так что на первый взгляд невинная шутка оказывается совсем не безвинной попыткой расшатать норму поло-ролевого поведения, что со временем может откликнуться и более серьезными искажениями. Действительно, основательное изучение этого спецпроекта украинскими, российскими и польскими психологами показало, что этот мультфильм отрицательно влияет на детское подсознание и ведет к фатальному нарушению половой идентификации ребенка.
«Шрек» — антисказка толерантности
Знает ли кто-то из вас, что это за персонаж - Шрек? Это огр, которым всегда пугали детей в Европе. Эти чудовища изображались с ребенком во рту, ведь они ели детей. Взрослых они не ели, потому что взрослые могут дать сдачу. Согласно пересказам, огры приходили ночью, перерезали детям горло и пили их кровь. Это изображение вы видите на иллюстрации.
В мультфильме «Шрек» мы видим яркий пример уродования женщины. Здесь главной героиней уже становится не царевна, которая превратилась из жабы, а наоборот, зеленое чудовище - огра, которое превратилось из принцессы. Главная героиня, хотя внешне подает себя как женщина, ведет себя полностью как мужчина. Она наделена атрибутами гнева, жестокости, злости. Можете ли вы представить себе героиню наших народных сказок с выражением злости и ярости на лице? Нет. А может ли вообще улыбка быть агрессивной?
Вот какого персонажа нам сегодня предлагают как главного героя детской сказки. «Шрек» — это реклама сказки наоборот.
Уродование женщины
Нет. Можете ли вы себе представить царевну-лягушку, которая дерется, как мужчина? Нет? А вот главная героиня в «Шреке» дерется не обычно, а жестоко, смакуя этот процесс. Кроме того, делает это весело, будто призывая всех девочек к подражанию.
Поскольку речь идет об одном из популярнейших мультфильмов, то поведение главных героев становится примером для подражания для наших детей. Однако такие мужеподобные женщины приводят к смешению роли полов в жизни, а при определенных условиях это может вызвать глубокую сексуальную дезориентацию у молодых людей.
Антигероиню на протяжении сюжета сопровождают антиромантические метафоры, убийство лягушки и птички. Вы, наверно, видели эпизод из «Шрека», когда птичка раздувается и лопается от пения главной героини. И, наверное, вы заметили, как смеялись дети во время просмотра этого отрывка, а значит, вы сами были свидетелями того, как на наших глазах чужие люди меняют психику ваших детей. Ведь это не просто сцена «красивого» убийства, это изменение отношения к смерти. Этот эпизод перечеркивает всю систему детского представления о мире. Есть ли в наших сказках хоть одна положительная героиня, которая ведет себя жестоко и убивает? Нет. Главных героинь всегда сопровождало пение соловушки, цве тение цветов. А что с соловушкой и ее потомством делает огрша из «Шрека»? Она убивает его, а из будущих деточек жарит яичницу. Кроме того, ради развлечения позднее убивает лягушку и змею.
Вы, возможно, будете смеяться над этим словом, но в поведении американских мульт героинь нет чистоты и целомудрия — того, что отличает кинопродукцию для детей от фильмов для взрослых. Посмотрите, как, проявляя симпатии к противоположному полу, героини кокетничают, не стыдятся, не опускают глаза долу. Они уверенно ведут себя как женщины-проститутки, которые манерно, вульгарно и конкретно соблазняют.
И вернемся к Шреку, который волочит свою подружку, как мешок, а потом заигрывает с ней так, как с приличными женщинами себя не ведут. Но это ей нравится. В наших мультфильмах героинь не таскают, не бьют, не хватают за что попало. Потому что это не женственно, это не целомудренно.
Пропаганда отклонений
«Шрек» еще до выхода на экраны позиционировался как гей-фильм. Кинокорпорация DreamWorks, которая выпустила картину на экраны, заявила, что послание данного фильма — это призыв к толерантности. Поэтому и не удивительно, что в нем нет традиционной семьи. Осел живет с драконшей, и они имеют детей-мутантов, а огр — Шрек — с принцессой. Очевидно, что следующим шагом к толерантности будет пропаганда уже не гомосексуализма, а зоофилии. Кроме того, Майкл Маерз, который озвучивал Шрека, уже играл роль гомосексуалиста в одном из фильмов, а Руперт Эверет, который озвучивал Прекрасного Принца, вообще открытый гомосексуалист. Также в этом мультфильме идет пропаганда смены пола.
Вот лишь некоторые из трансгендерных моментов: нос Пинокио вытягивается тогда, когда он врет, что не носит женского белья... Бармен в макияже и женской одежде. Прекрасный принц в финале фильма падает под нажимом этой «барменши». Таких моментов там очень много.
Американская организация «Коалиция традиционных ценностей» предупреждает родителей об опасности транссексуализма, который пронизы¬вает весь фильм: «Шрек — это не безвинное развлечение, родители должны понимать, к каким трагическим следствиям может привести просмотр этого неоднозначного фильма». Родители США возмущены, что «трансвеститы и трансгендеры» становятся новыми героями, на которых должны равняться их дети. Российские родители, к сожалению, эту проблему еще не осознают, пассивно молчат и потому эти мультфильмы широко транслируют на наших телеканалах.
Мультипликационный цикл «Три богатыря»: Братки вместо богатырей
«Богатыри» — самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова — это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому — картина, призванная выразить дух русского народа.
«Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...», - вспоминал художник.
Три десятилетия без малого пролегли между первым карандашным наброском (1871), более двух десятилетий - между парижским эскизом и полотном «Богатыри» (1898), венчающим героический цикл работ живописца.
Необходимость создания отечественных полнометражных мультфильмов назрела давно. Американские «Короли Львы», «Аладдины» и «Шреки»уже давно и настойчиво вытесняют с прилавков, а также из детских сердец родных Василис, Матроскиных, Серых Шеек. На фоне подъема, который переживает сегодня российский кинематограф, отсутствие крупных анимационных проектов выглядело до последнего времени несколько странно. И вот свершилось: первыми полнометражными анимационными лентами нового времени можно назвать мультфильмы о русских богатырях: «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006), «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (2007), «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010) и «Три богатыря на дальних берегах» (2012). Создание художественных произведений для детей на основе народных былин — задача достойная. И на первый взгляд кажется, что новые картины продолжают старые традиции советского анимационного кино и даже идут вперед: с первых кадров на экране мелькают золотые маковки церквей, появляются краснощекие девицы в сарафанах, звучит былинный стих про непобедимую Русь-матушку. Вроде бы можно звать детей и смотреть семейное кино, уютно устроившись в кресле, но, как водится в сказке, не тут-то было...
О том, как «братки» богатырями стали
Русский богатырь в традиционном представлении — это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это — идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: готовность к самопожертвованию, отказ от личной жизни во имя блага своего народа и т.д. «Дни, месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня и Алеша — все в степи да в чистом поле правили службу воинскую...» (Из переложений русских былин.) Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих ге роев в «прежнюю» историческую эпоху, но наделяют их «современными» характерами.
Таким образом «идеальный образ» разрушается и на стыке двух несовместимых вещей возникает комический эффект. Богатырь становится «смешным».
Алеша Попович, например, едва родившись, демонстрирует свои недю жинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса — символ мужской силы. Если в былинах Алеша Попович, как наименее сильный из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то «мультипликационный» как раз во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами, как говорится, сила есть...
В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша «по простоте душевной» использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь, опять же «нечаянно», сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек. С такой же легкостью, с какой он наносит людям удары разной степени тяжести, Алеша и признает свои ошибки, мол, «хотел как лучше, а получилось...». Говорят, такая простота хуже воровства, но дело под конец фильма доходит и до воровства. Проникнув в лагерь врагов, Алеша под покровом ночи пытается увезти слиток золота, и вдруг на полпути спохватывается: «Что же это я как вор?!» - и принимается молотить сонных тугар, спасая свое богатырское реноме.
Также сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня. Впечатляет лексикон «мультипликационного» богатыря: «Я понятно объясняю?», «Упал — отжался». Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не живет анахоретом на дальней заставе: у него красивая моло дая жена, которая мужа без конца пилит: то ей скучно, то шубу подавай новую. Но Добрыня не спешит поставить жену на место, а, наоборот, выполняет «любой каприз», недвусмысленно намекая на свою мужскую силу. Интересно, почему в таком случае у Добрыни нет детей? И кто у них на дальней заставе занимается проблемами планирования семьи, Баба-яга?
В мультфильме без конца подчеркивается грубая плотская душевная организация героев. Такие «богатыри» многим знакомы, только не по былинам, а по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни, и, надо сказать, не так уж редко. Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты. А с другой — образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, «ментами», «братками», которые удивительным образом похожи на «новых русских богатырей». Что же, время выдвигает новых героев...
Теперь несколько слов о героинях. В народных былинах о женщинах сказано крайне мало. В основном это верная подруга, которая готова вечно любить и ждать, то есть, так же как и богатырь, она готова к самопожертвованию. В мультфильмах женщины ведут себя не в пример активнее. Забава, которую посватали за нелюбимого, начинает просчитывать, а может, нелюбимый не так уж и плох, коль у него денег-то много.
Вообще тема денег, продажности, обмана занимает в мультфильмах одно из ключевых мест. Деньги любят все: и Баба-яга, и Змей Горыныч, и богатырский конь, и даже князь Владимир.
Из-за своей алчности эти «герои» попадают в нелепейшие ситуации. Но быстро просят прощения — и их все прощают. Авторы словно призывают зрителя быть снисходительным к «маленьким человеческим слабостям», а вот к чему уж нужно относиться непримиримо — так это к физической немощи.
Основными объектами для шуток всякого рода в мультфильмах становятся старики и старухи: то им стрела вонзится в зад, то лошадь лягнет, то чем-нибудь увесистым их придавит, а то и их самих зачастую используют вместо орудий. А уж как лихо высмеяна старческая рассеянность и забыв чивость на примере состарившегося богатыря Святогора, точно страшнее порока у человека и быть не может!
Также на посмешище выставлен и сам жанр народной былины: зазвучал былинный распев, появляется в кадре пергаментный свиток с «уставными» буквами, и вдруг — то автор не знает, какую букву в слове поставить, то выясняется, что былину вообще пишет... осел.
Как уберечь детей от вредного влияния мультфильмов: рекомендации родителям
Помимо предварительного самостоятельного отсмотра мультфильма, который вы собираетесь предложить своему ребёнку, и оценки его воспитательного потенциала через анализ его соответствия пунктам классификации признаков вредных мультфильмов, приведённой в Главе 3, рекомендуем принять следующие меры.
Подбирайте мультфильм в соответствии с возрастом ребёнка и индивидуальными способностями к осмыслению мультматериала.
Как именно это сделать, рекомендует Заложнова Т.А., педагог-психолог.
Оценка адекватности фильма возрастным особенностям детей является важной задачей, от решения которой зависят развитие дошкольника, приобщение его к художественной культуре. Опираясь на традиционные, общепринятые психологические особенности, представленных в работах Д. Эльконина, А. Запорожца, М. Лисиной и др., попытаемся обозначить главные характеристики мультфильмов на разных этапах дошкольного возраста.
Содержанием игры младших дошкольников (3-4 года) является выполнение конкретных действий с предметами и игрушками. Ребенок активно строит картину мира, а взрослый становится источником новой информации. Пробуждается познавательная потребность. Интересы ребенка связаны с миром природы (животными, растениями и пр.) и техники (машины, самолеты и пр.). Возникают вопросы, в которых ребенок пытается установить поверхностные связи между предметами и явлениями («почему?», «откуда?», «зачем?» и пр.). Главный жизненный контекст ребенка — семья, совместная жизнь с родителями. Сфера общения со сверстниками еще не доминирует.
Для малышей важны общий позитивный настрой фильма, эмоции, связанные с конкретными действиями, эмоциональная окрашенность знакомых ситуаций. Героями фильмов могут быть дети или детеныши сказочных животных (возможны антропоморфные предметы, активно действующие, задающие образцы простых правил поведения). Максимально выразительный образ героя не должен быть перегружен деталями.
В качестве характерных примеров произведений для младшего возраста могут быть сказки В. Сутеева («Снеговик-почтовик», «Цыпленок и утенок» и пр.), Г. Цыферова («Паровозик из Ромашкова» и др.). Важно подчеркнуть, что для младших дошкольников существуют особые требования: продолжительность экранного произведения не должна превышать 15 минут.
В соответствии с возрастными особенного для младших дошкольников нужны фильмы с простыми, короткими сюжетами и сказки с повторяющимися действиями, связанные с семейным укладом (включая его нарушение), в узнаваемых или новых обстоятельствах. Главные темы — жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов действий с природными явлениями, с миром техники и пр. Важны узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет) — это период расцвета ролевой игры и детского воображения. В этом возрасте достаточно развиты образное мышление и внутренний план действия. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Главное в игре — отношение к партнеру в соответствии со взятой на себя ролью.
Благодарим проект «Научи хорошему», который выпустил специальную брошюру по этой теме. В этой брошюре собрано гораздо больше информации о разных мультфильмах и мульсериалах.
Если вы заинтересованы в духовно-нравственном развитии общества, которое непосредственно связано с развитием детей, скачайте, пожалуйста, эту брошюру и делитесь информацией с другими.
СКАЧАТЬ БРОШЮРУ «ДЕТСТВО ПОД УГРОЗОЙ: ВРЕДНЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ»