Представьте себе чистое поле в ясный полдень. По полю бежит человек, вознамерившись добежать до той линии, где небо касается земли. Вот так случилось, что он не знает о том, что земля круглая, и пребывает в иллюзии, что линия, где небо касается земли, существует, и во что бы то ни стало он вознамерился до неё добежать. Бежит он час, другой, третий. Выносливый попался — долго бежит. И видит, что вот уже не первый час он бежит, а линия соприкосновения неба и земли ближе не становится. Прибавляет он шаг, а чем быстрее бежит, тем быстрее заветная линия отдаляется. И так бежит этот человек ровно до тех пор, пока не выбивается из сил. Потом он, обессиленный, падает на землю, разочаровавшись в своей затее. А линия горизонта так ближе и не стала.
На самом деле, в этом забавном, на первый взгляд, примере — вся суть жизни большинства людей. Имея какие-то свои желания, они всю жизнь тратят на то, чтобы их достичь. Кто-то достигает, кто-то, как человек, бегущий по полю, выдыхается и падает без сил. Но сама подлость всей ситуации в том, что оба из них так или иначе несчастны. С тем, кто желаемого не достиг, всё понятно. Но почему же несчастен тот, кто достиг желаемого?
Вспомните, что наверняка не раз была такая ситуация: увидев какую-то вещь в магазине, вы загораетесь желанием её приобрести. Быть может, долго рассматриваете её, представляете, как будете использовать, рассуждаете, строите планы и, в конце концов, покупаете заветную вещицу. Однако придя домой, может быть, сразу, а может, через пару дней/недель вы начинаете осознавать, что в общем-то не очень вам эта вещица и нужна и можно было без неё обойтись вообще: у неё куча изъянов и недостатков. Вы начинаете вспоминать о том, что по закону в течение двух недель вещь можно вернуть. Очень распространённая ситуация.
Но, к сожалению, в жизни всё намного сложнее, и если человек потратил всю жизнь на то, что бы сделать карьеру, то по прошествии этой жизни, когда он, уже убелённый сединами, сидит где-нибудь на скамеечке в городском парке, предаваясь воспоминаниям, вернуть потраченное время и ушедшие годы жизни уже нельзя. Вселенная намного более сурова, чем законы о правах потребителей, и срока, в течение которого можно обратно обменять своё желание на затраченный потенциал, не предусмотрено. Почему же так происходит? Почему обретая, казалось бы, исполнение заветной мечты, мы всё равно чаще всего остаёмся несчастны?
Вожделение — причина страданий
Две с половиной тысячи лет назад на нашу землю пришёл великий Учитель богов и людей Будда Шакьямуни. Пройдя непростой путь духовного самосовершенствования, он познал законы и тайны мироздания и изложил суть бытия в коротких Четырёх благородных истинах:
- Существует страдание.
- Причина страданий — желания.
- Страдание можно прекратить.
- Существует путь избавления от страданий.
Наиболее любопытной в этом списке является вторая истина о том, что причиной страдания является вожделение человека. Почему же так? Разве не желания и стремления привносят в нашу быстротечную жизнь хоть какой-то смысл? Разве не желания мотивируют нас вообще утром подниматься с кровати? Да, с этим сложно не согласиться. Желания заставляют нас действовать, только вопрос в том, к чему ведут эти действия и какой результат мы получаем? А результат мы получаем, прямо скажем, скверный.
Проблема в том, что большинство человеческих желаний невозможно удовлетворить. Всё в этом мире, конечно, меняется, всё перетекает из одного в другое, нет ничего бесконечного и вечного. Кроме одного — вожделения. Человеческие желания поистине безграничны. Есть хорошая поговорка на этот счёт: «Аппетит приходит во время еды». На самом деле, так и есть. Когда человек начинает удовлетворять своё желание, то это желание тут же начинает расширять свои границы. Вспомните того несчастного, что в изнеможении упал посреди поля, стараясь добежать до иллюзорной линии горизонта. Подобно тому как во время его бега удалялась линия горизонта, точно так же удаляются границы желаемого от нашего взора, когда мы пытается удовлетворить свои желания и страсти.
Помните, как в детстве? После первой конфеты мы тянемся за второй, после второй — за третьей, после третьей…ну, и так далее. И если рядом нет адекватного взрослого, то чем это всё заканчивается? Тем, что желудок распирает от количества съеденного, а приторно сладкая слюна во рту вызывает рвотные позывы. Вот яркий пример страданий. Причём парадокс чаще всего заключается в том, что желание так и не удовлетворено, и если бы была физическая возможность, мы бы ели дальше. Но тело не позволяет. Потому что желание — бесконечно.
И вот этот диссонанс желания и возможности вызывает страдания. Таким образом, удовлетворить свои желания у человека попросту нет возможности. Даже если у него есть такая возможность на материальном уровне, то есть он может, к примеру, купить себе вагон конфет, то такой возможности ему не предоставит его тело: съесть вагон конфет он не может, а беспокойный ум продолжает желать даже тогда, когда тело уже не может желание удовлетворять.
Таким образом, причина, по которой стремления к желаемому приносит страдания, заключается в первую очередь в переменчивости окружающего мира. И даже приложив титанические усилия для достижения желаемого, мы не обретём счастья, увы. К примеру, представьте, что у вас с детства была мечта — купить собственный дом. Всё детство вы прожили в какой-то убогой комнатёнке с обоями дореволюционных времён и с детства одержимы идеей купить большой просторный дом и разместить внутри всё, на что хватит вашей фантазии. Приложены титанические усилия, на заработок средств потрачено всё: время, жизнь, здоровье, и вот уже в предзакатный час вашей жизни заветная мечта сбывается, и строители, прибрав за собой остатки строительного мусора, убираются восвояси.
Надо признать, что какое-то время вы будете пребывать в состоянии блаженства. Ибо всё познаётся в сравнении, и в сравнении с прежним вашим жильём вы просто находитесь в раю. Но пройдёт неделя, месяц, в крайнем случае год — и вам надоест всё: и треск камина будет раздражать, и плавать в бескрайнем бассейне вы устанете, и от плазменного телевизора уже голова кругом пойдёт, и вообще заняться в просторном доме попросту будет нечем, кроме праздношатания по обширным комнатам. В данном случае в этом и проявится такое явление, как переменчивость и непостоянство этого мира. Да, вы достигли желаемого, но ваше отношение к тому, чего вы так вожделели, изменилось. Всё приелось, всё стало обыденным. И хочется уже чего-то большего, а на большее уже нет ни сил, ни денег, ни энергии.
У призёров Олимпийских игр и Чемпионатов Мира часто наблюдается депрессия после того, как они возвращаются домой с наградой. На самом деле, очень распространённое явление. Как вы думаете, почему? Представьте себе: человек, буквально с раннего детства вдохновлённый этой иллюзорной и в определённом смысле бессмысленной затеей — выиграть золотую медаль, упирался в спортзале до седьмого пота и всю сознательную жизнь посвятил тренировкам и соревнованиям.
Чтобы понимать масштаб: у профессиональных спортсменов минимум по две тренировки в день, за разного рода физическими нагрузками они проводят до восьми часов в сутки — изнашивание организма и усталость к 20–25 годам накапливается колоссальная. И теперь представьте: такой человек добивается заветной цели — вот стоит он на пьедестале почёта, вдохновлённый гимном родной страны, на груди у него блестит заветная золотая медаль. Сложно, наверное, представить, какой эмоциональный подъём переживает он в этот момент. Но знаете, что самое печальное? Вот эти несколько минут, пока в такт ударам сердца играет гимн, — это всё, что у него есть. Завтра спортсмен ещё пару раз мелькнёт в новостях, а потом полетит домой, повесит свою медаль на стенку и здесь наступит самая трагичная часть всего данного действа — глубокая и затяжная депрессия.
Цель, к которой человек стремился, достигнута, и годы потрачены ради нескольких минут счастья. О нём (спортсмене), конечно, будут упоминать в новостях, и партнеры по спорту будут почтительно пожимать ему руку, но вскоре придут другие, и будут новые победы, и новые медали, и всё, что у него останется, — это медаль дома на гвоздике. И в этом снова проявляется переменчивость и непостоянство этого мира. Спортсмен, конечно, может съездить ещё на одни соревнования и тренировкам посвятить ещё двадцать лет ради парочки новых медалей. Но рано или поздно здоровье уже не позволит так над собой издеваться, и иллюзорное счастье всё равно закончится.
Таким образом, какое бы счастье, пусть даже ценой нечеловеческих усилий, не было бы достигнуто, либо поменяется ситуация, либо, что самое парадоксальное, поменяется ваше отношение к этой ситуации, и состояние счастья растает, как в детстве таяло заветное мороженое в жаркий летний день, принося разочарование и огорчение. Помните, как вы пытались языком поймать сползающую жидкую смесь, как она капала между пальцев на асфальт и заветная вкусняшка исчезала буквально на глазах? Вот примерно такая же ситуация и во взрослой жизни с разного рода иллюзорным счастьем.
Вожделение и страсть
Однако возникает справедливый вопрос: что же делать? Здесь стоит разбить некую фарфоровую иллюзию и честно сказать, что достижение счастья в том понимании, каким его сегодня видит большинство людей, невозможно. Любое счастье, в той форме, в которой его понимание навязывается нам в современном социуме, недостижимо. Однако это вовсе не повод для депрессии и огорчений. Любое разрушение иллюзий — это всегда освобождение и начало нового вектора развития. Если счастье недостижимо и всё, к чему мы стремимся, — это лишь иллюзия, то возникает вопрос: стоит ли вообще что-либо делать в этой жизни?
И чтобы предостеречь от ухода в разного рода нигилистические крайности и принятие на вооружение философии в стиле «Всё тлен», здесь стоит процитировать строки из Махабхараты: «К плодам не стремись — не нужна их услада, однако бездействовать тоже не надо. Несчастье и счастье — земные тревоги — забудь, пребывай в равновесии — в йоге». Так что бездействовать, друзья, «тоже не надо». Здесь снова возникает вопрос: что же тогда делать?
Важно разделять деструктивные желания и конструктивные. Стоит рассмотреть такое понятие, как «страсть». Это очень сильное навязчивое влечение к какому-либо объекту. Чаще всего к внешнему. Вот, кстати, главный признак того, деструктивное ваше желание или конструктивное: если в качестве объекта для достижения счастья выступает внешний объект, то получение этого объекта счастья не принесёт, а принесёт только страдания. Почему так? Об этом уже говорилось выше: в нашем мире всё непостоянно и переменчиво, и поэтому поиск счастья в каких-то внешних объектах не имеет смысла в силу их переменчивости и непостоянства. Если вы видите счастье, к примеру, в покупке машины, то машина через месяц-другой сломается — и всё счастье закончится.
Стоит также рассмотреть вопрос о том, почему в современном обществе активно навязывается стремление к поиску счастья в каких-то внешних объектах. Всё дело в том, что это выгодно определённым заинтересованным лицам. Представьте себе человека, который счастлив просто потому, что это его глубинное внутреннее состояние. Разве можно будет такому человеку внушить, что для достижения счастья ему нужно купить квартиру/машину/дачу/новый телефон и т. д.?
Это будет сделать практически невозможно. А какую же прибыль можно получить от человека, которому не нужны какие-то внешние условия для того, чтобы быть счастливым? Вопрос риторический. Такой человек становится «экономическим трупом». Во-первых, его нельзя заставить работать на рабской унизительной, но высокооплачиваемой работе по той простой причине, что он довольствуется малым, а во-вторых, его нельзя заставить потреблять сверх меры.
Поэтому сегодня в обществе активно пропагандируется, что нужно предаваться своим страстям, «шикарно жить и ни в чём себе не отказывать» и «брать от жизни всё». И эта парадигма сегодня очень активно навязывается буквально с детства: уже начиная с мультиков, в которых, если присмотреться, присутствует культ денег, алчности, потребления и иже с ними. И вытравить из своего сознания эти установки удаётся далеко не многим. Для этого нужен либо серьёзный опыт души в прошлых жизнях, либо очень благая карма, которая позволит столкнуться с альтернативными точками зрения.
Как мы уже рассматривали выше, невозможно устранить какую-то внутреннюю глубинную жажду путём потребления, поскольку ограничены либо ресурсы, которые можно потребить, либо возможности физического тела, которые не позволяют потреблять бесконечно. Так к какому же счастью следует стремиться? Каковы признаки истинного счастья, достижение которого не приведёт к новым страданиям? У истинного счастья есть ряд признаков:
- Ваше счастье не зависит от внешних условий. В формулировках ваших желаний отсутствуют типичные потребительские стремления «Я буду счастлив, когда у меня будет машина/квартира/дача/отпуск в Турции/новый телефон и т. д.».
- Отсутствует стремление к получению удовольствия. Человек может не стремиться обладать чем-то конкретным, но любит проводить свободное время за просмотром сериалов, компьютерными играми, поеданием сладкого. Такое «счастье» также привязано к внешним объектам, а значит, будет приводить к страданиям в силу непостоянства наличия этих объектов, а также непостоянства самого отношения к этим объектам. К примеру, если каждый день есть торт, то рано или поздно, как ни парадоксально, но это станет не удовольствием, а настоящей аскезой.
- Ваше счастье приносит пользу ещё кому-то, кроме вас. Если человек счастлив по-настоящему, он стремиться принести счастье и окружающим. Потому что невозможно быть счастливым человеком, если вокруг тебя все несчастны. Таким образом, счастливый человек — альтруист.
Это основные признаки настоящего счастья. Что же касается страстей, за которыми сегодня гоняется большинство людей (и надо сказать, их очень грамотно на это ориентируют), то ни к чему, кроме страданий, удовлетворение страстей не приводит. Чтобы чётко это осознать, можно посмотреть на примеры тех страстей, которые причиняют человеку явно заметный вред.
К примеру, инъекционные наркоманы. Уже после трёх–пяти лет такого «счастья» их тело буквально гниёт заживо. И на самом деле, таков принцип удовлетворения любой страсти. В этом мире во всём сохраняется баланс, и если человек получил удовольствие, то это будет компенсировано получением страдания. И чем сильнее было удовольствие, тем сильнее будет страдание. На примере наркоманов это видно очень чётко: они в одну единицу времени получают максимальный «кайф» и страдания их настигают очень быстро и в очень жёсткой форме. На самом деле, если разобраться, то вожделение — это не более чем беспокойство ума, которое возникает по ряду кармических и энергетических причин. К примеру, почему возникает такая страсть, как употребление сладкого? Причины может быть две, и чаще всего они присутствуют одновременно.
Первая — кармическая. Человек в прошлом сам подсаживал кого-то на сладкое, возможно, торговал сладостями, производил их или даже просто угощал «по доброте душевной», а точнее, по причине своего невежества. И теперь он будет есть сам всё то, что скормил другим.
Вторая причина — энергетическая. У человека присутствует застой энергии во второй чакре, и поэтому его тянет к сладкому. Отсюда можно сделать вывод, что нет смысла удовлетворять свою страсть, ибо она возникает в силу определённых условий, устранив которые можно избавиться от вожделения. К примеру, начать практиковать йогу, которая позволяет и карму изменить, и с энергетикой поработать. Как уже сказано выше, любая страсть — это лишь беспокойство ума, и чтобы устранить это беспокойство, следует практиковать концентрацию и медитацию. Это лучший метод работы со своими страстями.
На начальном этапе, когда страсти ещё сильны настолько, что невозможно даже сесть и успокоиться, рекомендуется практиковать асаны, чтобы перенаправить ток энергии с нижних чакр в более верхние. И это может показаться невероятным, но после хорошей двухчасовой практики вы можете заметить, что вожделение, которое терзало вас долгое время, ушло бесследно. Однако не следует особо обманываться на этот счёт: как правило, страсти, которые длительное время мучают человека, в процессе практики йоги уходят лишь на время, а потом могут вернуться, да ещё и с удвоенной силой. Поэтому следует сохранять бдительность и самоконтроль. И, конечно же, регулярно практиковать. Вожделение: значение слова
Слово «вожделение» происходит от глагола «вожделеть», что означает ‘страстно желать чего-либо’. Этот термин позволяет как раз-таки разделить такие понятия, как «желание», которое может быть взвешенным стремлением к чему-либо объективно полезному и нужному, и такое понятие, как, собственно, «вожделение», которое является неконтролируемой страстью, влечением к чему-либо. И это влечение чаще всего не объясняется с помощью логики или с точки зрения пользы/вреда. Человек просто страстно жаждет чего-либо. И в отличие от простого желания, которое может присутствовать просто, как мотивация или намерение, вожделение причиняет нестерпимые страдания тому, у кого оно присутствует, а учитывая тот факт, что чаще всего такой человек действует неадекватно, то ещё и всем окружающим.
Устранение вожделения — путь к счастью
Вред вожделения и страстей, в основе которых чаще всего лежит жажда чувственных наслаждений или какие-то иные эгоистичные мотивации, очевиден. Будда Шакьямуни, который дал нам познания о причинах наших страданий, сказал ещё такие слова: «Нет счастья, равного спокойствию». И тот, кто сможет на глубинном уровне понять и принять эту истину, уже наполовину станет счастливым и свободным от своих страстей.
Как же обрести состояние спокойствия? Семь бед, один ответ — практиковать йогу. По большому счёту йога (в широком смысле этого понятия, то есть духовное самосовершенствование) — это единственный путь, который ведёт к счастью. А точнее, к спокойствию, которое является высшей формой счастья. Когда все, так называемые «вритти», колебания ума, устранены, то обретается невероятное блаженство, которое невозможно сравнивать с типичными для нашего социума пониманиями счастья. И тот, кто испытал эту форму счастья, уже никогда не променяет её на какие-то глупые развлечения и наслаждения.
Очень часто можно слышать, как у практиков йоги спрашивают примерно следующее: «Вот вы не пьете, не курите, не развлекаетесь, а как вы вообще расслабляетесь?» И самый популярный ответ: «А мы и не напрягаемся». Здесь речь не о том, что йоги бездельничают целыми днями, пребывая в каком-то тупом блаженстве. Дело в том, что в нашем мире, на самом деле, смысл имеет не само явление или действие, которое происходит в нашей жизни, а именно наше отношение к этому явлению. И если ум спокоен, то ни одно явление не может стать причиной страданий.
И часто можно видеть такую забавную ситуацию, когда, к примеру, человек, употребляющий алкоголь, говорит человеку, ведущему трезвый образ жизни: «Вот какая у тебя сила воли, я бы так не смог». И в этот момент пьющий человек полагает, что для того, кто не пьет, это какое-то страшное самоограничение, какая-то жуткая аскеза, которую он наложил на себя невероятной силой воли. Поначалу, может, так оно и было. Но когда тебе открывается иной уровень счастья, то ты понимаешь, что счастье от того же алкоголя — это самое настоящее страдание, и в том, чтобы его не употреблять, нет никакой аскезы. И это чувство свободы от страстей и вожделения и есть настоящее счастье, которое не зависит от каких-то внешних условий и находится не где-нибудь там, за линией горизонта, к которой нужно бежать изо всех сил, а внутри тебя.
Посмотрите на людей в городе: большинство из них всё время суетятся и куда-то бегут с озабоченными лицами, искажёнными маской какой-то смеси боли и отчаяния. У таких людей всегда одно состояние — стремление к счастью, которое находится где-то там, в точке В, а предыдущее счастье было в точке А, которую они покинули, потому что это счастье их уже не устраивает. И истина проста: счастье находится между этими двумя точками — именно там, где ты находишься в данный момент. Познавший это больше не испытает страданий вовек.