Содержание
«Что ты мне сказки рассказываешь?» – часто можно слышать в ответ на откровенную ложь. В массовом сознании понятие «сказка» стало едва ли не синонимом слова «ложь». Разве что в сознании ребёнка словосочетание «рассказывать сказки» является чем-то приятным и интересным, а вот в сознании у большинства взрослых это означает «бессовестно врать».
Если понаблюдать за окружающим миром, то можно понять, что в нём ничего не происходит «просто так» или «само по себе». Даже листья с деревьев падают лишь потому, что это кому-то нужно. В данном случае самому дереву, чтобы подготовиться к зимней «спячке». Тоже самое касается и всех процессов в нашем обществе. И если что-либо активно высмеивается, либо же просто формируется некое пренебрежительное или снисходительное отношение к тому или иному явлению, значит кому-то нужно, чтобы это явление не воспринималось всерьёз.
Взять, к примеру, вегетарианство. Лишь в последние лет десять это уже стало полноценным типом питания, с которым вынуждена считаться даже медицина, более того, Всемирная Организация Здравоохранения подтверждает, что мясо-таки вредно. Правда, пока что с различными оговорками, реверансами – не готово пока что общество к таким радикальным переменам в концепции правильного питания.
Если же оценить отношение к вегетарианству ещё 15-20 лет назад, то можно видеть, что этот тип питания активно высмеивался. Дело в том, что юмор – это отличный инструмент для того, чтобы обесценить ту или иную идею. И надо сказать даже более эффективный, чем всякого рода цензура, запреты и даже уголовное преследование. Обратите внимание, как сейчас высмеивается всё, что связано с нравственностью и целомудрием – это именно процесс обесценивания через юмор. Потому что то, над чем люди смеются, никак не может восприниматься как нечто созидательное.
Сказка ложь, да в ней намёк
Однако вернёмся к сказкам. Почему в обществе такое снисходительное отношение к сказкам? Глядя на современное общество, можно с уверенностью сказать, что большинству людей было бы полезно почитать многие русские народные сказки, где порой встречается совсем даже не детская мудрость.
Сказ, рассказ – это некое повествование. А что же такое «сказ-ка»? Это уменьшительно-ласкательное от слова «сказ». То есть в самом названии уже отмечается некое пренебрежительное отношение к такому явлению, как сказка. И в данном случае мы можем видеть типичную подмену понятий. Ещё двести лет назад термин «сказка» вовсе не обозначал детскую небылицу. В середине 19-го века «сказкой» называли серьёзные документы, к примеру, «ревизская сказка». Ревизская сказка – это переписной лист, с помощью которого вели учёт населения. А в посольских приказах сказками назывались реальные сведения, а вовсе не детские небылицы.
Стоит отметить, что в те времена существовали сказки и в привычном нынешнем понимании этого слова. Именно 150 лет назад начался процесс записи русских народных сказок. И если сопоставить два этих факта – название термином «сказка» серьёзных документов и русского народного творчества, то получается, что в те времена отношение к русскому фольклору было более серьёзным, нежели сейчас. Почему так? Попробуем разобраться.
Можно привести сравнение с айсбергом: верхняя часть составляет лишь небольшой процент от его реальной массы. Большая часть айсберга скрыта под водой. Тоже самое можно сказать и про сказку – казалось бы наивный фантастический рассказ содержит в себе важную зашифрованную информацию, которая, скорее всего, может быть доступна лишь посвящённым, либо же при детальном и глубинном изучении той или иной сказки.
То есть сказка – это послание предков будущим поколениям, которое содержит в себе мудрость, либо же иную важную информацию. И то, что мы воспринимаем сказку, как детское развлечение – это крайнее невежество. Мы видим лишь вершину айсберга, а основную суть сказки просто не замечаем.
Сказки передают сквозь века глубинную мудрость народа. Второй смысловой ряд – вот что важно в сказке. И достаточно копнуть чуть глубже привычного поверхностного информационного слоя любой сказки – и перед искателем открывается глубинная мудрость веков. Самый поверхностный слой восприятия – это, казалось бы, ничем не примечательный обычный сюжет. Глубинное восприятие, которое доступно даже маленьким детям, позволяет понять мораль сказки, то есть её поучительную составляющую. К примеру, сказка о старике и золотой рыбке учит тому, что алчность может привести к «разбитому корыту». Однако существуют и более глубинные уровни осознания сказок.
Проблема в том, что, взрослея, человек перестаёт читать сказки. На самом же деле в этом народном творчестве содержится мудрость, которая будет полезна большинству взрослых. И по мере взросления каждое произведение народного искусства будет открываться всё новыми и новыми гранями. В сказках можно не только встретить описание тайн мироздания, но даже и отсылку к конкретным историческим событиям, происходившим некогда на земле.
Отдельно можно сказать о колыбельных, которые также являются формой сказок. Колыбельная – это подача информации от матери к ребёнку на том уровне восприятия, который доступен младенцу. В, казалось бы, примитивном тексте содержится базовая человеческая мудрость – призыв быть честным, быть искренним, жить в гармонии со Вселенной и так далее.
Что зашифровано в сказке о Колобке
Чтобы показать пример того, как в простой детской сказке может быть зашифрована мудрость предков, попробуем рассмотреть историю о Колобке.
Казалось бы всё просто. Хитрый кусок хлеба укатился от бабушки с дедушкой, покатался по лесу и, бедняга, таки попался в лапы лисы. Забавно, занимательно, но не более того. Однако не стоит спешить с выводами. Попробуем увидеть в этой истории второй смысловой ряд.
Начнём с самого начала. Как был создан Колобок? Изначально это – просто кусок теста. Но в процессе творения он обретает личность, разум и, надо полагать, душу. То есть мы можем видеть зарождение жизни, фактически, из ничего. Это ли не символ воплощения души в материальном мире?
Можно рассмотреть сюжет этой истории с точки зрения устройства Вселенной. Предположим, что Колобок – это символ Луны. И в истории о Колобке мы можем видеть описание того, как Луна передвигается по небесным созвездиям. Чтобы заметить параллели между описанием путешествия Колобка и движения Луны по небосводу, обратимся к более древнему варианту сказки.
В более древнем варианте Колобок встречает сначала Вепря, затем Ворона, потом Медведя, Волка и под конец Лису. И что же мы можем видеть? Вепрь, Ворон, Медведь, Волк и Лиса – это созвездия славянского зодиака – Сварожьего круга. И самое интересное, что по мере продвижения по созвездиям Луна становится меньше. А в сказке каждое из животных, которое встречается Колобку, откусывает от него кусочек. Забавное совпадение, не правда ли? А может быть, не совпадение?
Таким образом, вполне возможно, что история о Колобке содержит иллюстрацию движения Луны по небосводу – в каждом из созвездий Луна убывает, пока не исчезает вовсе в созвездии Лисы. Можно предположить, что сказка о Колобке – это пособие по изучению астрологии, которое зашифровано в простые детские образы для лучшего запоминания. Это типичный приём, известный нам ещё со школы – чтобы эффективно чему-либо обучить ребёнка, процесс обучение следует проводить в игровой форме.
Пушкин – поэт или пророк
Обратимся к другому произведению – сказке Пушкина «Руслан и Людмила». Если после прочтения этой сказки изучить древнее ведическое писание «Рамаяна», то можно заметить, что истории идентичны практически полностью. Стоит отметить, что Пушкин написал произведение «Руслан и Людмила» в 20 лет. Мог ли он знать о древнем ведическом писании в столь юном возрасте?
Вполне можно предположить, что Пушкин не был простым поэтом – возможно, он имел некую связь со вселенским разумом и черпал знания непосредственно из источника. Это заставляет задуматься о том, что все его произведения – не просто красивые стихи, а зашифрованные знания, которые он, подобно пророку, хотел передать людям. И кто знает, какие ещё тайны мы не увидели в его стихах, изучая их на уроках в школе? Быть может, стоит присмотреться к творчеству Пушкина повнимательнее, и многие тайны откроются нам.
Сказки – это послания предков, которые способны открыть нам многие тайны и изменить судьбу целых народов. А как известно, невежественными людьми проще управлять. Именно поэтому мы можем видеть, как вносятся изменения и искажения в изначальный вариант народных сказаний. Происходит ли это случайно, то есть просто те или иные подробности естественным путём скрывает от нас пыль веков или чья-то недобрая рука намеренно вычёркивает из народных сказаний то, что нам знать не положено – вопрос открытый.
Сказка про репку: куда пропадают персонажи
Вспомним сказку про репку. Сюжет, казалось бы, прост – несколько сказочных персонажей «тянут-потянут» репку. Вроде бы всё очевидно – история о том, что в любом деле следует действовать сообща. Но если присмотреться к персонажам, в истории присутствуют животные, а также люди. И вот тут закралась некая нестыковка. В сказке присутствует внучка, дед и бабка. И возникает вопрос: куда же делись отец и мать – ключевые образы славянской традиции, символ продолжения рода?
И если попытаться найти в сказке второй смысловой ряд, то можно предположить, что это история о взаимоотношениях поколений и взаимодействии временных структур. Образ репки можно расшифровать как образ некой мудрости предков, которую из глубин общественного сознания намереваются вытащить персонажи.
Итак, дед помышляет вытащить репку. Дед – как символ рода. Но самостоятельно справиться не может и зовёт бабку. Бабка, в данном случае, как символ традиции, хозяйственности. Вдвоём они также не достигают успеха и, в древнем варианте сказки, зовут отца и мать. Отец – символ защиты и опоры рода, а мать – забота и любовь. И что же получается – в современном варианте сказки это символы, то есть такие понятия, как защита и опора рода, а также забота и любовь просто отсутствуют.
Также стоит отметить, что количество персонажей с девяти сокращено до семи. Девять – сакральное число славянской культуры. А вот семёрка – это сакральное число христианства. Кстати, в истории прослеживается ещё одна подобная подмена – девятидневную славянскую неделю заменили семидневной.
Рассмотрим символику остальных персонажей сказки. Внучка символизирует потомство, собака – достаток, кошка – благостная обстановка, мышь – благосостояние. Собака охраняет имущество и дом, поэтому является символом достатка. Кошка в неблагостном месте жить не станет. А насчёт мыши, есть выражение «мышь повесилась». Так вот, чтобы она не повесилась, в доме должно быть благосостояние, поэтому наличие мыши в доме – это символ благосостояния.
Часто русские народные сказки заканчиваются словами: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Но это также более поздний вариант, в более раннем варианте слова звучали так: «Сказка ложь, да в ней намёк, кто познает – тем урок». То есть изначально уже даётся указание на то, что в сказке есть «намёк», который нельзя прочитать, а нужно «познать», то есть увидеть второй, третий, ... смысловой ряд.
Таким образом, сказки – это хранилища многовековой мудрости предков. Сказку можно сравнить с жёстким диском компьютера. Можно, конечно, этим устройством колоть орехи – тоже весьма продуктивно получается, а можно подключить устройство к компьютеру (голову, проще говоря, включить) и изучить информацию, которая на этом носителе находится. Какой вариант выбрать – решать нам. Ведь это послание наших предков, и от того, как мы распорядимся этим сокровищем, зависит наше будущее.